О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 1979 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ - УДАРНЫЙ ТЕМП!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Орган парткома, дорпрофсожа, комитета ВЛКСМ и администрации ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Государственного строительства Московского метрополитена

До пуска Калининского радиуса 202 дня
Товарищи метростроевцы! Изо дня в день наращивайте темпы работ, показывайте образцы трудового героизма!
Досрочно завершим задания 1979 года!


Метростроевец №62 (10789)
Воскресенье, 3 июня 1979 г.

Издается с августа 1932 г.
Выходит три раза в неделю. Цена 2 коп.



Серпуховская линия

Здесь будет станция «Тульская»

Еще не скоро сюда придут путейцы и поведут в глубину тоннелей стальные рельсы. Не скоро отделочники облицуют станцию мрамором и станет она высокой и светлой, какой была задумана в кабинетной тиши авторами – архитекторами Ираидой Георгиевной Петуховой и Николаем Ивановичем Шумаковым.

Пройдет время, и на просторную платформу станции хлынет поток пассажиров, торопливо сбегающих по ступеням. Она получит постоянную прописку, войдет в справочники Москвы, будет обозначена на всех картах и схемах города. Москвичи, привыкнув к ней, станут объяснять приезжим: Доедете до «Тульской», а там рукой подать до завода «Искра», до Даниловского универмага, кинотеатра «Правда»...

«Тульской» пока еще нет. Лишь немногие, живущие по соседству с Большой Тульской улицей, знают: здесь будет новая станция метро, одна из восьми, строящихся на Серпуховском радиусе.

По замыслу создателей архитектурного проекта станция будет односводчатая, с гладкими стенами, отделанными мрамором «газган». В основе ее оформления лежит тема славного города-героя Тулы. В торцы станционного зала будут вмонтированы тематические панно, посвященные подвигу героического города в годы Великой Отечественной войны. Новый метровокзал станет еще одним памятником мужественному и талантливому русскому народу.

Сооружение «Тульской» поручено строительно-монтажному управлению № 10 Метростроя. Пока на объекте работает коллектив одного участка, которым руководит Михаил Петрович Пчелкин.

Строительство станции ведется открытым способом, уже знакомым СМУ-10 по «Планерной». Широкий котлован надежно держат два яруса расстрелов. Вернее, есть только часть котлована. Построено и забетонировано 40 метров средней части лотка. Около 220 кубометров бетона уложили сюда строители. Кроме того, они соорудили основные конструкции СТП и вестибюля № 2.

Две бригады ведут сейчас строительство монолитных участков стен вестибюля. Бригада Алексея Михайловича Евсигнеева занимается опалубочными работами, бригада Владимира Сергеевича Федина – арматурными. Коллектив изолировщиков во главе со своим опытным бригадиром Антониной Фокиевной Юрловой производит изоляцию стен вестибюля. Эта же бригада выполнила стяжку по перекрытию на небольшом участке.

Кроме самой станции СМУ-10 предстоит соорудить около девятисот метров перегонных тоннелей. Уже в июне бригада проходчиков Ивана Никифоровича Репина смонтирует 70 метров.

Новая трасса не из легких. На пути к станции «Нагатинская» метростроевцам уже встретилась преграда – теплосеть. С ней пришлось повозиться слесарям-монтажникам и их бригадиру Алексею Михайловичу Петрову. Теплосеть «подвесили», можно работать дальше. Механизаторы должны здесь разработать грунт, чтобы дать строителям 30 метров лотка.

Станция «Тульская» пока не входит в число пусковых. Но от того, как будут идти дела на этом сейчас «не горящем» объекте, своевременно ли будет поступать бетон и арматура, ритмично ли будут работать бригады, словом, какой будет взят разбег, зависит успех строительства в будущем.

Сейчас о благополучии говорить рано. Задерживает работы по водопонижению управление №157. А это тормозит разработку грунта и крепление котлована. По вине Механического завода Главмосинжстроя остановились земляные работы на самой станции. Его корпуса стоят на месте будущей «Тульской».

– Еще в январе нам обещали, что завод вывезет оборудование, и мы сможем снести корпуса, забить сваи и вести работы, – говорит сменный инженер участка С. П. Солдатов. – Прошло уже почти полгода, а дело не сдвинулось с мертвой точки.

Последний срок, которым обнадежили строителей – двадцать второе мая, уже истек. По-прежнему стоят на месте заводские корпуса, не слышно на строительной площадке рокота экскаватора, приостановлен важный и ответственный этап работы по сооружению новой станции. Остается только удивляться, как легко забываются некоторые обещания.

У каждой станции Московского метро своя биография. Трудная или легкая, она становится частью биографии людей, которые ее создают.

О.Нежданова


Задание выполнено!

Начальнику Мосметростроя П.А.Васюкову,
секретарю парткома В.А.Сахарову,
председателю Дорпрофсожа В.В.Степанкову,
секретарю комитета ВЛКСМ М.Д.Нагайцеву.

Завод железобетонных и бетонных конструкций, коллектив цеха по обработке мрамора, цеха коммунистического труда, включившись в социалистическое соревнование между СМУ-7, СМУ-4 и УСР по досрочному пуску в эксплуатацию станция «Горьковская» Горьковско-Замоскворецкого диаметра метрополитена и приняв, на себя новые, повышенные обязательства, рапортует:

Все плановые задания по станции «Горьковская» на изготовление облицовочных изделий из мрамора выполнены досрочно, к 1 июня, тем самым открыт широкий фронт работ для УСР и созданы необходимые условия для досрочного ввода станции в эксплуатацию.

Коллектив завода заверяет руководство Метростроя, партком, Дорпрофсож и комитет ВЛКСМ, что приложит все усилия к досрочному выполнению заказов для станций Калининского радиуса, что считает для себя самой почетной задачей.

Директор завода К.Гогия
секретарь партбюро А.Леонов,
председатель завкома Т.Калугина,
секретарь комитета ВЛКСМ Т.Обогуева,
начальник цеха № 3 по обработке мрамора А.Панин,
партгрупорг А.Савин,
председатель цехкома Н.Чурилин,
комсорг цеха И.Ульянов.


Поздравляем с трудовым достижением!

Рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, партийной, профсоюзной и комсомольской организациям Черкизовского завода железобетонных конструкций

Дорогие товарищи!

Сердечно поздравляем вас с великолепным трудовым достижением – досрочным выполнением всех плановых заданий по пусковой станции «Горьковская» – изготовления облицовочных изделий из мрамора.

Ваш трудовой успех безусловно будет способствовать четкому завершению принятых социалистических обязательств коллектива Метростроя по досрочному вводу в строй новой станции Московского метрополитена.

Желаем вам, дорогие товарищи, новых успехов в соревновании, уверены, что вы также отлично справитесь со всеми заданиями по поставке необходимых, материалов для пускового Калининского радиуса.

П.Васюков, начальник Мосметростроя,
В.Сахаров, секретарь парткома,
В.Степанков, председатель Дорпрофсожа,
М.Нагайцев, секретарь комитета ВЛКСМ.


Опережая график

Участок СМУ-13, возглавляемый инженером А.М.Чуевым, ведет работы на пусковом объекте этого года – депо «Новогиреево» Основной силой на участке является бригада, которой руководит один из лучших бригадиров нашего управления, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Иван Соловьев.

Четкая и слаженная работа бригады позволяет ей опережать сроки, указанные в графике. Так, снеготаялка должна быть сдана по графику 10 июня, а сдана была уже 31 мая; бак пультоотстойника вместо 20 июня сдан 15 мая; погрузочная платформа сдается 3 июня вместо запланированного срока 10 июля; будка стрелочника должна быть сдана под монтаж по графику 15 июля, а фактически приступать к монтажу можно было бы уже 11 мая; помещение компрессорной намечалось сдать под монтаж оборудования 10 июля, а сдано – 31 мая.

На участке А.М.Чуева все объекты могли быть сданы с опережением сроков, если бы не задержки с материально-техническим обеспечением. Примером этого может служить опоздание ДОЗ-9 на два (!) месяца с поставкой оконных блоков на компрессорную. И это несмотря на указание, дважды повторенное начальником Метростроя, чтобы предприятие своевременно обеспечило пусковой объект заказанной продукцией

Хочется верить, что впредь хорошая работа коллектива строителей не будет тормозиться из-за отсутствия необходимых изделий и материалов.

В.Хильков, секретарь партбюро СМУ-13


Министр отвечает на письмо читателя

Перед лицом закона

Последнее время много говорят и пишут о бесхозяйственности, о приписках к планам и других нарушениях. И часто виновные, как говорится, отделываются легким испугом. Но неужели обманщиков государства можно только уговаривать? Разве нет закона, наказания по закону для таких «работников»? А если нет – может, надо ввести такой закон?

В. Кудинов, г. Чита»

Подобное письмо – не исключение. Многие читатели интересуются, какие правовые средства применяются против тех, кто грубо нарушает государственную дисциплину, становится на путь очковтирательства и т. д. На ряд таких вопросов отвечает публикуемая ниже статья министра юстиции РСФСР В. М. Блинова.

Первый квартал был на исходе, а выполнение плана Отрадненской передвижной механизированной колонной треста «Волгосантехмонтаж» Куйбышевской области едва перевалило за половину намеченных объемов. Перед начальником колонны В.А.Прохоровым встал вопрос: как выйти из прорыва. Было естественно ожидать, что в сложившейся обстановке руководитель критически проанализирует положение, примет практические меры.

Прохоров выбрал другой путь. Один за другим начали составляться липовые документы. В отчетах появилось строительство 18-квартирного жилого дома, детского сада и многие другие работы. Колонна к этим стройкам отношения не имела. Но... когда закончился квартал, все было в ажуре. План – 250 тысяч рублей – выполнен. По бумагам. В реальности же – чуть больше половины 110 тысяч рублей приписали.

И вот фиктивные отчеты на судейском столе. Дают стереотипные показания рабочие механизированной колонны: «Работу не выполнял, зарплату получал, за что, не знаю». Итог подвел приговор суда. Прохоров был осужден…

Легкость, с которой иные должностные лица идут на обман государства, наводит на серьезные размышления о том, что уважительное отношение к нормам социалистического хозяйствования, неукоснительное соблюдение государственной дисциплины кое-кто признает лишь на словах

На этом примере видно, что, во первых, обманщики государства по нашему закону наказываются, а во-вторых, что кое-кто из хозяйственников все еще терпимо относится к фактам очковтирательства. Вот на это второе обстоятельство хотелось бы обратить особое внимание. Ведь эффект борьбы с приписками, очковтирательством, другими нарушениями государственной дисциплины зависит не только от правовых средств, но и от обстановки нетерпимости к подобным явлениям прежде всего в самих коллективах, от борьбы этих коллективов за выполнение плановых заданий.

Плановое управление экономическими и социальными процессами – объективная необходимость и решающее преимущество социалистической системы хозяйства. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л.И.Брежнев указывал, что соблюдать плановую дисциплину это значит «безусловно выполнять предусмотренные планом задания по всем без исключения показателям». На XXV съезде КПСС, в решениях Пленумов Центрального Комитета партии со всей остротой подчеркнута необходимости повышения персональной ответственности руководящих хозяйственных кадров за выполнение государственных планов.

Хорошо известно, что план социального и экономического развития страны принимается высшим органом власти и после этого становится законом. Его выполнение, таким образом, представляет собой не только моральный долг, но и юридическую обязанность. В жизни, однако, приходится сталкиваться, как справедливо пишет читатель «Известий», со случаями, когда плановые задания отнюдь не рассматриваются как предписания закона. Одним из характерных проявлений неуважительного отношения к плану как к акту законодателя являются разного рода необоснованные корректировки. Но давайте вдумаемся в смысл этого: можно ли корректировать закон?

Утверждение государственной дисциплины невозможно без твердой, принципиальной, бескомпромиссной борьбы с подобными явлениями Действительное, а не мнимое осуждение плохой работы, нетерпимость на деле, а не на словах к антигосударственной практике – непременные условия наведения строгого порядка в хозяйственной деятельности.

А теперь вернемся к Отрадненской ПМК, начальник которой Прохоров приписал почти половину запланированных объемов. Может быть, выше стоящая организация – трест «Волгосантехмонтаж» – забила тревогу, осудила порочные методы работы? Ничуть не бывало. Управляющий трестом Ю.М.Врублевский в характеристике на Прохорова, не сказав ни слова в осуждение приписок, представил его как достойного руководителя: опытный, знающий дело, инициативный, требовательный к себе и подчиненным, умело мобилизовавший работников на выполнение плановых заданий. Все это звучит несколько странно в свете фактов, вскрытых на суде.

Так что, повторю, закон, предусматривающий ответственность за приписки и другие искажения отчетности, у нас есть. Важно строго применять его, важно в самом зародыше пресекать всякие попытки нарушений плановой дисциплины.

Терпимость к расхлябанности, нарушениям трудовой, производственной и технологической дисциплины оборачивается миллионными убытками. На ноябрьском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев указывал, что вопрос о потерях – это большой политический вопрос, который оказывает прямое воздействие на настроение, на трудовую активность советских людей.

Увы, все еще приходится сталкиваться с попытками замазать безответственное, бесхозяйственное ведение дела ссылками на различные объективные причины.

Нам необходимо точно считать и эффективно использовать каждый рубль, каждый час труда каждую тонну продукции. В решении этих задач важное место отводится контролирующим системам – финансовым органам, банковским учреждениям, внутриведомственному бухгалтерскому учету. От их четкой работы зависит эффективная борьба с перерасходом топлива, энергии, металла, других материальных ресурсов, совершенствование нормативов, пресечение прямых злоупотреблений.

Мы нередко несем крупные издержки именно из-за того, что контрольные системы не срабатывают. Вместе с тем юридическая практика свидетельствует о том, что главным является заинтересованное отношение самих руководителей предприятий, организаций, объединений в устранении нарушений государственной дисциплины, без чего никакой контроль не будет достаточно результативным.

Недавно Ярославский областной суд осудил группу крупных расхитителей государственного имущества, похитивших за три года около 275 тысяч рублей Жулики обосновавшиеся в производственном объединении «Дружба» Управления местной промышленности, организовали производство сверхнормативных полиэтиленовых пакетов и их сбыт во многих областях и городах страны

И никто из лиц, обязанных по долгу службы следить за строгим выполнением порядка, не обратил внимания на завышенные нормы расхода сырья, на использование автотранспорта для вывоза похищенной продукции в Казахстан, Краснодар и другие места. Во главе производства были поставлены люди, в прошлом судимые за корыстные преступления, и никого не смутило, что все они являются жителями других районов страны, а к Ярославской области не имели никакого отношения.

При всех огрехах контролирующих систем главную роль в создании условий для воровства сыграло полное пренебрежение руководителей объединения к требованиям закона. Когда же хищение стало явным и выявились порочные методы работы, руководство объединения «Дружба» вместо принципиальной, самокритичной оценки своих промахов решило сделать вид, что ничего не случилось. Исполняющий обязанности генерального директора объединения М.В.Серков заявил в суде, что цех, из которого украли более четверти миллиона рублей, работал под руководством жуликов хорошо, и, по его мнению, преступники ни материального, ни морального ущерба объединению не причинили.

В очень многих случаях хищения социалистической собственности начинаются именно с «небольших» отступлений от правовых норм, с «мелких» нарушений государственной дисциплины. Не пресеченные вовремя, они приводят к тяжким последствиям, о чем свидетельствует приведенный пример.

К числу важных мер, призванных обеспечить соблюдение государственной дисциплины, относятся хозяйственные договоры. В основе договорных отношений лежит плановое начало. Договор вытекает из плана и жестко к нему привязан. Развитие процессов специализации и межхозяйственной кооперации усиливает значение договорной дисциплины.

Поскольку план – это закон, то и договор, составленный во исполнение плана, тоже имеет силу закона. В условиях сложных экономических связей какое бы то ни было отступление от договорных обязательств представляет собой не мелкий сбой локального значения, а ставит под угрозу непосредственное выполнение плана в широкой производственной сфере и, следовательно, бьет по основам плановой дисциплины. Вследствие невыполнения заводом «Химмаш» Мордовской АССР договорных обязательств по поставкам оборудования в установленные сроки были сорваны сроки ввода в эксплуатацию производственных мощностей на Волжском автозаводе, Ярославском моторном заводе, Чебоксарском заводе промтракторов, на важнейших объектах нефтехимической промышленности Татарской и Башкирской автономных республик.

В договорах предусматриваются чувствительные материальные санкции за их нарушение. И тем не менее от невыполнения обязательств по договорам никто не застрахован. В чем же дело? Во первых, санкции применяются не всегда. Нарушение договорной дисциплины кое-где даже склонны считать в порядке вещей, сваливая все на сложность и масштабность хозяйственных связей.

В тех же случаях, когда штрафы и другие материальные взыскания применяются, конкретные виновники срывов договоров на себе этого фактически не ощущают. Именно такое положение рождает взгляд, будто договорные санкции являются не чем иным, как перекладыванием денег из одного государственного кармана в другой.

Порок, по-видимому, состоит в том, что имущественные взыскания за нарушение договора не всегда ассоциируются с материальными потерями. Если выявляется недостача, вопрос для всех ясен. Взыскать. Такая же твердая линия проводится в случаях порчи, других потерь материальных ценностей. Но как только дело доходит до оценки штрафных санкций, появляются иные мерки, другой уровень мышления. И хотя речь идет фактически о таких же потерях, вопрос о материальной ответственности виновных возникает очень редко. Дает себя знать устоявшийся, хотя и ошибочный, подход, что материальные санкции в хозяйственной деятельности – явление неизбежное. Еще реже хозяйственники подсчитывают и пытаются возместить убытки, причиненные невыполнением договора. Количество арбитражных исков о взыскании убытков не превышает 3 процентов от всей суммы споров, рассмотренных органами Госарбитража.

Дальнейшее укрепление договорной дисциплины связано с последовательным проведением в жизнь принципа материальной ответственности предприятий и конкретных лиц, виновных в нарушении договорных обязательств. И здесь решающее слово за юридическими службами Юрисконсульт на производстве должен быть инициатором проведения в жизнь этих принципов. Чтобы быть хорошо вооруженным, ему необходимо увязывать свою работу с деятельностью других подразделений, быта в курсе причин понесенных убытков, иметь полную информацию о виновных лицах

Система организационно-хозяйственных, экономических, правовых и других мер способна эффективно противодействовать нарушениям государственной дисциплины. Но для того, чтобы система функционировала с наиболее полной отдачей, необходимо одно: провозглашенные принципы, требования, правила должны оставаться не благими пожеланиями и призывами, а воплощаться в конкретные действия. Пренебрежение к нормам государственной и хозяйственной жизни ни для кого не должно проходить бесследно. Этого настоятельно требуют интересы приумножения общественного богатства, дальнейшего роста могущества нашей Родины.

(«Известия» от 21 мая с.г.).


Партийная хроника

Итоговое занятие

Закончился учебный год в сети партийного просвещения. Начальник участка СМУ-7 Л.А.Очеретянский был пропагандистом в кружке по курсу «Социализм и труд». Все занятия он проводил интересно, доходчиво, теоретический материал увязывал с практическими делами Метростроя и непосредственно своего участка, который сооружает станцию «Нагатинская» Серпуховского радиуса.

23 мая было проведено итоговое занятие. Слушатели – бригадир проходчиков П.И.Мордвинов, звеньевой И.Т.Кириллов, коммунисты В.Сотников, Н.Бриль, молодой рабочий Е.Волвенкин и другие – отлично отвечали на вопросы об организации труда на производстве, о дисциплине труда, о рационализации в нашей стране. Все вопросы они увязывали с делами на своем участке и в СМУ.

Итоговое занятие прошло на высоком политическом уровне.

М.Родин, проходчик СМУ-7


В президиуме Дорпрофсожа

Беречь рабочее время

Состоялся пленум Дорпрофсожа Метростроя, который обсудил вопрос по сокращению потерь рабочего времени.

Докладчик – председатель Дорпрофсожа В.В.Степанков, выступающие на пленуме говорили о том, как обстоят дела на стройках и предприятиях Метростроя, какая работа ведется в этом направлении руководителями хозединиц, общественными организациями.

Было отмечено, что в таких организациях как СМУ-9, Тоннельный отряд № 6, Первый механический завод и другие немало делается для того, чтобы не было травм и аварий, чтобы были хорошие условия для работы, исключающие заболевания.

Подверглись критике на пленуме такие хозединицы, как СМУ-7, Очаковский завод ЖБК и другие, где еще надо немало сделать для устранения причин, вызывающих потери рабочего времени.

По обсуждаемому вопросу принято соответствующее постановление.

В.Валентинов


Готовить кадры

Метрострою нужны квалифицированные проходчики, изолировщики, чеканщики, машинисты электровоза по откатке породы, машинисты породопогрузочной машины, машинисты щита и блокоукладчика, электрослесари, машинисты механизированных комплексов и рабочие еще многих других специальностей

В целях улучшения качества подготовки и повышения квалификации наших рабочих руководством Метростроя принято решение о проведении в 1979 году конкурса на лучшее составление учебных пособий, изготовление учебно-наглядных пособий по тоннелестроению, механизации работ и технике безопасности

В конкурсе могут принять участие инженерно-технические работники, передовые рабочие, преподаватели, инструкторы, мастера Мосметростроя.

Перед участниками конкурса стоит задача создать качественное учебное пособие, отвечающее требованиям современных условий строительства метрополитена, изготовить цветные и черно-белые диапозитивы, плакаты, чертежи, схемы.

Комиссия по подведению итогов конкурса, возглавляет которую главный инженер Метростроя П.С.Исаев, будет принимать во внимание соответствие пособий учебным программам и учебным задачам, технически грамотное выполнение и хорошее внешнее оформление.

Для поощрения победителей конкурса учреждены денежные премии за написание лучшего учебного пособия – 300 рублей, за изготовление плакатов, чертежей, схем – первая премия – 200 рублей и вторая – 150 рублей, за изготовление диапозитивов – 200 рублей.

Все работы принимаются жюри к рассмотрению до 1 сентября 1979 года. Подведение итогов конкурса завершится 10 сентября

За работу, рабочие, инженеры, техники, мастера, педагоги – все те, кто хочет внести свой вклад в дело подготовки рабочих кадров для нашей Всесоюзной ударной комсомольской стройки.

Л.Сальникова, старший инженер по подготовке кадров Управления Метростроя.


Консультация «Труда»

Отпуск без сохранения зарплаты

В каких случаях и какой продолжительности работникам предоставляется отпуск без сохранения зарплаты? Может ли администрация отказать в таком отпуске?

Н.Налимов

Отпуск без сохранения зарплаты может предоставляться по различным основаниям и различной продолжительности В зависимости от оснований (причин), в силу которых работник подает заявление с просьбой о предоставлении ему такого отпуска, различают случаи, когда администрация не вправе отказать в таком ходатайстве и когда этот вопрос решается в зависимости от производственных возможностей, то есть по усмотрению руководителя предприятия (учреждения, организации).

Случаи, когда работнику обязаны предоставить определенной продолжительности отпуск без сохранения зарплаты, определены трудовым законодательством. Так, кроме отпусков по беременности и родам, женщине по ее заявлению администрация не вправе отказать в дополнительном отпуске без сохранения зарплаты по уходу за ребенком. Он предоставляется не на год (двенадцать месяцев), как ошибочно считают некоторые работницы, а до исполнения ребенку возраста одного года. Причем этот отпуск может быть использован полностью или по частям и в любое время, но только в пределах того периода, пока ребенку не исполнится год. Отпуск без сохранения зарплаты такой же продолжительности (до достижения ребенком возраста одного года) предоставляется (по их просьбе) также тем женщинам, которые усыновили новорожденных детей непосредственно из родильного дома (см ст.ст. 167, 168 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик).

Дополнительные отпуска без сохранения зарплаты, предоставляемые участникам Великой Отечественной войны сроком до двух недель в году, могут (по их желанию) присоединяться к основному отпуску либо предоставляться в другое время года.

Не может быть отказано в предоставлении отпуска без сохранения зарплаты рабочим и служащим, допущенным к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные учебные заведения. Продолжительность отпуска для сдачи экзаменов в вуз установлена 15 календарных дней, а в техникум 10 календарных дней (ст. 195 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик).

Для необходимого (по заключению врачей) санаторно-курортного или амбулаторного лечения предоставляется дополнительный отпуск без сохранения зарплаты тем рабочим и служащим, которым за счет средств социального страхования ФЗМК или вышестоящей профорганизацией предоставлены бесплатные или с оплатой 30 процентов стоимости путевки, если ими уже использованы основной и дополнительный отпуск в данном календарном году. Если же до получения такой льготной путевки ежегодный и дополнительный отпуска не использованы, но их продолжительности недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, то на недостающее число дней выдается больничный листок.

В соответствии с п.3 ст.251 КЗоТ РСФСР работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не засчитывается в срок основного и дополнительного отпусков время, необходимое им для проезда к месту использования отпуска и обратно (один раз в три года работы). По своему характеру такое время является целевым отпуском без сохранения зарплаты, который администрация предоставляет в обязательном порядке.

Работающим пенсионерам по возрасту и инвалидам I и II групп администрация обязана предоставить по их желанию отпуск без сохранения зарплаты продолжительностью до двух месяцев, но при условии, если они работают на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц. На обычные предприятия этот порядок не распространяется.

В соответствии с законодательством отпуск без сохранения зарплаты предоставляется и некоторым другим категориям работников по их просьбе.

Отдельными нормами трудового права предусмотрен также ряд иных оснований, когда администрация может (но не обязана) предоставить неоплачиваемый отпуск. Так, в соответствии со статьей 35 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ст.76 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик) по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам рабочему и служащему по его заявлению может быть предоставлен администрацией кратковременный отпуск без сохранения зарплаты. Отпуск в таких случаях предоставляется по усмотрению администрации в зависимости от производственных возможностей и с учетом уважительности причины, в силу которой работник просит о его предоставлении. Естественно, в предоставлении такого отпуска в силу определенных производственных или иных обстоятельств может быть отказано. Конкретная продолжительность отпуска также определяется администрацией.


К 50-летию Московского Метростроя

Первая шахта

(Окончание. Начало в № 61 от 1 июня)

– Перед тобой два пути, Трушин один тот, на котором ты сейчас стоишь и кажется начинаешь понимать, куда он тебя заведет. И другой путь – путь партийца – осуществлять авангардную роль в бригаде, в звене, жить дома по-человечески, как это мы, коммунисты, понимаем.

Трушин сидел взволнованный. Глаза его увлажнились. Он отвернулся от меня.

Я переждал и добавил:

– Через пять дней слушаем твой доклад на бюро о работе звена. Подготовься, Трушин!

Через пять дней в кабинете начальника строительства Соколова собралось бюро. Трушин коротко рассказал о работе звена. Не видно было, чтобы Трушин горел или заставлял гореть на работе других. Прохладное отношение к плану в его звене привело к резкому снижению производительности труда.

Посыпались вопросы.

– Что мешает тебе выполнять план?

– Почему приходишь на работу пьяным?

Бюро предложило Трушину, под угрозой исключения из партии, в кратчайший срок восстановить свой авторитет на шахте примерной работой. Вместе с тем решено было улучшить его жилищные и бытовые условия.

После собрания началось постепенное исправление Трушина. Вскоре ему повысили разряд, а через месяц он был выбран бригадиром-кружальщиком. Всю зиму направляли мы его в работе, а к весне он встал на правильный путь. Его ввели в бюро, поручив вести массовую работу.

В середине лета 1933 года Трушина отметили как лучшего ударника не только на шахте, но и на общем собрании метростроевцев. К этому времени он уже стоял на первом месте по выполнению плана. В течение полугода Трушин получил несколько денежных премий и путевку на экскурсию по Беломорско-Балтийскому каналу.

Из унылого, безвольного, выпивающего человека он превратился в жизнерадостного, бодрого, уверенного в себе работника. Позднее я видел его на собрании по случаю окончания работ на 29-й шахте. С ним были дети и жена. По их улыбающимся лицам я понял что они довольны своим отцом. Я тоже был доволен: приобрели для метро крепкого путейца-производственника.

* * *

Мы прошли ствол шахты, перешли на горизонтальную проходку, стали делать штольню. Уже стали возникать первые кольца сводов закрытого способа. Пока в шахте не было машин, а работали в основном заступом, я, секретарь парткома 29-й шахты, не очень сильно ощущал свою техническую неграмотность. Организовывал людей, руководил комсомольцами и партийцами. Но когда стала усложняться техника метростроения, я начал понимать, что без знания техники, с одним лишь политическим кругозором мне в шахте скоро будет делать нечего.

Что я мог сказать о качестве работ?

– Обратите внимание, у вас крепят неправильно. Смотрите, какой перекос получился! – обратился я однажды к инженеру

Он снисходительно улыбнулся:

– Голубчик, вы же ничего в этом деле не смыслите…

Тогда мы на 29-й шахте организовали курсы десятников для партработников, партактива и рабочих. Нас обучали инженеры Гуров, Соколов и профессор Прокофьев. Я тоже пошел на курсы. Это дало возможность понять до известной степени техническую сущность метростроения.

Я понял, что такое крепление, бетон, железобетон, как работают машины. Это была только азбука. Я еще робко бродил по прекрасному миру техники. Предстояло учиться дальше. Я стал вникать в чертежи, прислушиваться к тому, что говорят инженеры и техники на своих совещаниях, наталкивал партийцев и комсомольцев на изучение тех вопросов, которые стояли на повестке дня шахты.

К нам на шахту пришли комсомольцы-тысячники из первой тысячи добровольцев. Сто пятьдесят молодых рабочих с Электрозавода.

Мы обмундировали их и спустили в штольню. Потом в калотту. Из калотты в колодец. Предложили выбирать плывун. Они не были знакомы с геологией и о плывуне никогда не слушали. В цехах Электрозавода было сухо и тепло. Рядом с маховым колесом росла даже пальма.

Работать в шахте было трудно, и комсомольцы оробели. Они утратили свой задор, стали прислушиваться к нашим советам, приглядываться, как работают шахтеры.

На следующий день мы недосчитались пяти человек.

Мы собрали актив мобилизованных и рассказали о тех, кто сбежал. Рассказали им также, какие задачи стоят перед шахтой, поделились с ними своим опытом работы. Ребят пришлось обучать всему, даже тому, как правильно обуваться, навертывать на ноги шерстяные портянки, чтобы избежать ревматизма от постоянной сырости в резиновых сапогах. Вместе с комсомольцами мы спустились в шахту, вместе с ними выбирали плывун. Через две три недели ребята стали осваивать шахтную науку и даже стали указывать на наши недостатки. У нас была еще слабая дисциплина, плохо было организовано рабочее место, не хватало инструмента и качество его было очень невысокое.

Как-то шел я по шахте. Слышу – каменщик Орлов изо всей силы проклинает администрацию шахты за плохие черенки на кувалдах и лопатах. Я набрал несколько негодных черенков от заступа, топора, кирки, принес их в партком и поставил в угол. Вечером на заседании я имел возможность проиллюстрировать свой доклад «живым» инструментом – негодными черенками. Это заседание раз и навсегда избавило нас от плохих черенков и плохого инструмента.

В июне 1933 года у нас было 50 метров готового тоннеля. В шахту спустились товарищи из МГК партии. Мы принимали своих гостей уже не в черной дыре, сочащейся липкой грязью, а в широком и высоком тоннеле, в котором гулко отдавалось каждое слово.

7 ноября 1933 года, в 16-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, все работы на 29-й шахте были закончены – сооружен двухпутный тоннель. После этого я был направлен работать секретарем первой дистанции Комсомольской площади

* * *

Работа на станции «Комсомольская» первой очереди была очень сложной. Над станцией проходили коммуникации городского хозяйства и расположены три железнодорожных вокзала. Чтобы проводить работы по выемке грунта, нужно было забить металлическне сваи, как опору для крепления стен котлована и подвесить все подземное хозяйство на горизонтальных двутавровых балках. Горизонтальные балки были приварены к сваям, а снизу на них были подвешены на хомутах из металлических тросов кабели и трубы. Сверху был построен настил, по которому пропускали весь наземный транспорт в двух направлениях.

Сваи сплошной металлической стеной забивались со стороны железнодорожных вокзалов – Ярославского и Ленинградского и с другой – от Казанского. При забивке свай не все шло благополучно. Когда на пути их встречались валуны, то уводили нижний конец сваи в сторону. Образовывался разрыв металлической стены, в который устремлялся плывун и заливал всю свободную от породы площадь.

Борьба с плывуном на строительстве станции «Комсомольская» велась на протяжении всего строительного периода и днем, и ночью, в будни и в праздники. Породу выбирали, где возможно киркой и лопатой, но плывун лопатой не возьмешь. В котловане была построена эстакада с выходом на поверхность, скрепером забирали плывун и подавали на гора. Зимой 1933–34 года выданный на поверхность плывун тут же замерзал. Под эстакадой и вокруг нее образовалась гора смерзшегося плывуна, которая превратилась в крепость Работы по выемке грунта этим методом мы вынуждены были остановить.

В начале зимы при забивке очередной сваи паровой бабой повредили водоснабжающую трубу. Вода столбом вылетела на поверхность, разлилась по всей Комсомольской площади и тут же замерзла Произошло это ночью. До прибытия аварийной службы воду не могли перекрыть и Комсомольская площадь превратилась в сплошной каток. Движение было остановлено, даже трамваи не ходили, так как рельсы тоже были затоплены и заморожены.

Трудные были дни. Метод замораживания грунтов в то время еще не применялся, понижение грунтовых вод тоже не дало результата. Долгие месяцы выполнение плана работ было затруднено. Не сразу подобрался крепкий инженерный состав, а рабочий коллектив организовать и обучить было еще труднее, не хватало рабочих высокой квалификации.

Следует особо отметить незаурядную работу начальника строительства станции тов. Коробко. Он приехал на строительство метро с ДнепроГЭСа, имел большой опыт работы и был высококвалифицированным инженером.

Трудностей было немало. Однако все их преодолели метростроевцы-первопроходцы. И в сложных гидрогеологических условиях было построено прекрасное инженерное сооружение – станция метро «Комсомольская».

По решению МГК партии я был переведен на шахту №33–35. Шла весна 1934 года.

В 1935 году закончено было строительство первой очереди метрополитена. В числе других работников Метростроя я был награжден Почетной грамотой ЦИК Союза ССР «За большевистскую мобилизацию коллектива строителей на боевое выполнение строительства» Эту грамоту вручил мне лично М.И.Калинин. Я храню ее, как самый дорогой документ в память о работе на строительстве первой очереди Московского метрополитена.

Л.Гусев, ветеран Метростроя, председатель совета ветеранов шахты №29


Зовут туристские тропы

Край далекий, но нашенский...

Группа метростроевцев решила провести свой зимний отпуск на другом конце нашей необъятной страны – на Сахалине. На первый взгляд – необычное место проведения отпуска для москвича. Да и время по проведению для Сахалина необычное.

Что потянуло людей в отпуск зимой, да еще на Сахалин? Тем не менее, всем советуем последовать нашему примеру.

Организационный период был продолжительным – с сентября 1978 года. Иногда возможность поездки стояла под сомнением. Но благодаря искреннему участию работников Дорпрофсожа А.Г.Титеевой и Г.А.Черненко и Московского совета по туризму поездка состоялась.

В составе группы были представители СМУ, заводов, Метрогипротранса, НИС. Большинству хотелось посмотреть столь далекие и незнакомые места. Но были и те, кто ехал на Сахалин – на родину, домой. Кадровый метростроевец электросварщик Очаковского завода ЖБК И.В.Седов родился и в течение 25 лет жил на Сахалине. Там и сейчас живут у него мать, братья, сестры. Поэтому вполне понятно его желание поехать туда в отпуск. Подобно Седову были и другие участники поездки, которых с Сахалином связывают родственные отношения, иные на Сахалине проходили службу в рядах Советской Армии и т.д.

Но согласно официальным документам, поездка намечалась для горнолыжного отдыха, поэтому в группе были поклонники гор и слалома. Помните песню: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»? Правда, на Сахалине не горы, а сопки, но все-таки...

До Южно-Сахалинска четырнадцать часов перелета. Сам полет грандиозное зрелище. Сначала комфортабельный самолет «ИЛ-68». Внутри – как в хорошо оборудованной квартире, правда коммунальной. Внутри салонов не слышно шума моторов. За время полета «влетаешь» в ночь и выскакиваешь из нее уже следующего числа по календарю.

Жили мы на туристской базе «Горный воздух» в трех километрах от Южно-Сахалинска. Прогулка с базы в город по живописной дороге среди хвойного леса – одно из самых интересных воспоминаний.

Представление о Сахалине у нас связано с сильными морозами, сугробами снега, сильными ветрами и метелями. Это соответствует действительности, хотя, если вдуматься, то Сахалин лежит на широте Сочи.

Распорядок наш был спланирован так, что половину дня мы катались на лыжах, другую посвящали экскурсиям, которые позволяли лучше познакомиться с природой и историей острова, его прошлым, настоящим и будущим.

Большое впечатление осталось от посещения краеведческого музея. Его основание относится к концу прошлого века, когда политические каторжане стали собирать экспонаты по истории острова.

В настоящее время музей помещается в красивом здании. В музее мы узнали о коренных жителях Сахалина, о русских первопроходцах, о природе острова, о его животном мире.

Большой интерес представляет раздел выставки, посвященной пребыванию А. П. Чехова на Сахалине, его знакомству с жизнью каторжан. Представленные на стенде подлинные вещи того времени и фотографин производят сильное впечатление. В отделе природы интересно было узнать, что в Сахалинской области водится редкий зверь – калан, мех которого считается эталоном прочности и красоты.

Во время автобусной экскурсии и прогулок но Южно-Сахалинску мы достаточно хорошо узнали город и его людей. В городе еще имеются старые деревянные дома, вросшие в землю. Как правило, они были построены много лет назад. Внутри помещалась печка, труба от которой тянулась через окно на улицу.

В настоящее время в Южно-Сахалинске много новых красивых сооружений, в основном из бетона и железобетона. Это не только здания общественного назначения, но и жилые дома Появился первый девятиэтажный дом. В строительстве города заложен и труд московских метростроевцев, о чем поведали нам во время экскурсии по городу. Одно из самых интересных и уютных сооружений в городе – железнодорожный вокзал, где использован мрамор с Черкизовского завода ЖБК Московского Метростроя.

Одна из экскурсий была в порт Корсаков. Здесь все напоминает о море корабли различного назначения у причалов, сильный пронизывающий ветер.

В городе имеется предприятие по производству уникального продукта из водорослей – агар-агара, который применяется при изготовлении мармелада, пастилы, кинопленки, глянцевой бумаги, парфюмерии, медицинских препаратов.

Остров Сахалин ассоциируется с морем, рыбой и потому вполне логично, что была предусмотрена поездка на рыборазводный завод. Здесь разводят мальков лососевых рыб, что позволяет пополнять морские запасы.

Заслуженная слава этих рыб общеизвестна. Но мы были удивлены, когда узнали, что на предприятии работает всего 25 человек.

Вообще по дарам моря мы получили определенную подготовку и не только теоретическую. В магазинах и на рынке продается много интересных рыбопродуктов. Кроме того, одно из достопримечательностей Южно-Сахалинска – ресторан «Нептун». Само название отражает его меню: дары моря. Еще в Москве советовали нам его посетить, опробовать экзотические блюда. И непременно согласно уставу ресторана надо быть при галстуке и пиджаке. Так что правила этого ресторана вступают в противоречия с нынешней модой на водолазки. Но попасть в этот ресторан в день, когда играет оркестр, также трудно, как в Москве в театр на хороший спектакль. Тем более, когда путь с горнолыжной базы до ресторана не такой уж близкий.

Но раз уж за много тысяч километров привезен галстук, то сходить в ресторан надо. Пришлось, правда, идти днем, чтобы гарантировать попадание. Меню обеда было следующее: холодная закуска – крабы. И не салат с крабами, а просто – мясо крабов. Многие потом везли домой, в Москву, цельновареные крабы и не только за их вкус, но и красоту.

Ели блюда из морского гребешка – в холодном и горячем вариантах. Не часто удается попробовать этот морской продукт. Этакие студнеобразные, «ускользающие» блюда. На вкус даже с оттенком сладкого. Морской гребешок пользуется большой популярностью у местных жителей. Может быть потому, что он не дорог. Среди горячих блюд были также кета и жареный трепанг. Последний напоминает жареную свинину с грибами.

Все в ресторане подчинено морской экзотике. Оркестровая эстрада стилизована под морское судно: дверь – с корабля, на стене висит штурвал, подвешен корабельный колокол.

В Южно-Сахалинске имеется большая птицефабрика, которая полностью (даже с лихвой) обеспечивает город свежими яйцами. В магазинах – свежие овощи. Мы уезжали с Сахалина 3 марта, а на прилавках лежали свежие огурцы, выращенные в парниках города. Тепло для них берется с городской ТЭЦ. Пришел паром с апельсинами…

Местом паломничества отдыхающих был рынок. Кто-нибудь из группы ежедневно бывал там. Рынок в Южно-Сахалинске – это демонстрация морепродуктов. Продается из бочек горбуша, рядом – кета. Любители-рыболовы продают корюшку: это одна из любимых сахалинских рыб.

Корюшку приготавливают по-разному. Ее вялят, жарят. Правда, к ее сладковатому вкусу надо привыкнуть.

В ясный зимний день все побережье усеяно влюбленными в подледный лов рыболовами. Их здесь постоянно множество.

Интересным на рынке является и ряд, где продаются блюда из морской растительности, которых насчитывается на Сахалине десятки тысяч. Эти блюда по своей остроте превосходят блюда грузинской кухни. И не для всех московских желудков они оказались «по плечу».

Поездка была задумана как горнолыжная, поэтому в составе группы одна треть состояла из горнолыжников. К сожалению, условия для катания горнолыжников-любителей оставляет желать много лучшего Не всегда для любителей работал подъемник. И это нас конечно, огорчило. Трасса также не всегда была подготовлена для катаний.

Большое впечатление оставило посещение Южно-Сахалинского драматического театра имени А.П.Чехова.

Красивое здание театра является украшением города. Хорошее впечатление произвела и постановка, которую мы там посмотрели – «Аморальная история» Э.Радзинского и Э.Рязанова.

Театр много работает на выездах, обслуживая местное население.

Предложенные заметки не претендуют на исчерпывающую полноту рассказа о Сахалине, тем более что они посвящены, в основном отдыху. Мы ездили отдыхать и потому возникло желание поделиться впечатлениями о поездке. Впечатление хорошее. Поэтому мы хотим повторить призыв официальных туристических организаций: «Побывайте на Сахалине!».

М.Каган, начальник лаборатории Очаковского завода ЖБК Мосметростроя


Их призвала революция

Среди книг

Шла гражданская война. Молодая, рожденная в боях Красная Армия громила белогвардейцев. В те дни в самом логове врага появился красный командир Дундич. Он доставил генералу Шкуро пакет: «Завтра мною будет взят Воронеж. Обязываю все контрреволюционные силы построить на площади Круглых рядов. Парад принимать буду я Мой приказ объявить всему личному составу воронежского белогвардейского гарнизона Буденный».

Какое хладнокровие и бесстрашие надо было проявить, чтобы выполнить поручение командарма Первой Конной! Но Красному Дундичу, как звали славного сына сербского народа командиры и бойцы, не занимать отваги. Самые дерзкие, казалось бы, невероятные подвиги были ему по плечу.

История Красного Дундича рассказана в книге советского писателя Александра Дунаевского, которая вышла недавно в «Воениздате» и целиком посвящена теме интернационального братства. В годину суровых испытаний, какие выпали на долю первой в мире Республики Советов, их было немало в нашем общем строю – сыновей разных народов, убежденных интернационалистов и товарищей по классу.

Далеко от Венгрии – в Иванове, а потом в Западной Сибири – оказался в те годы Карой Лигети. Поэт и журналист, он, не раздумывая, взял в руки винтовку и возглавил отряд Красной Армии. Трагично сложилась его судьба – Лигети оказался в колчаковской тюрьме. Но и оттуда он продолжал руководить партийным подпольем. Его предсмертные стихи, названные «Завещанием», прямо обращены к нашим поколениям, к тем, кто увидел «цветы и улыбки» в свободной России и свободной Венгрии.

Школой политической зрелости стало пребывание в нашей стране для чешского коммуниста, впоследствии прославленного автора романа о бравом солдате Швейке. В первую мировую войну Ярослав Гашек отказался воевать за интересы чужой ему австро-венгерской монархии и добровольно перешел в русский плен. А дальше – героический путь в Красной Армии. Самара, Симбирск, Бугульма, Уфа, Красноярск, Иркутск. Вот этапы его большого пути.

Три документальные повести А.Дунаевского, собранные под одной обложкой, – плод многолетнего, кропотливого труда. Написанные в увлекательном жанре литературного поиска, они вобрали в себя многочисленные исследования архивных материалов и поездки но следам героев, встречи с людьми в нашей стране и на земле, где родились эти рыцари революции. Писателю, вплоть до выхода в свет настоящего издания, постоянно помогали читатели, которые присылали дополнения, уточнения, делились новыми, еще неизвестными фактами. Небезынтересно отметить, что повесть «Иду за Гашеком» печатала на своих страницах газета «Руде право» – орган ЦК Коммунистической партии Чехословакии.

Год от года крепнет, обретает новые формы нерушимая братская дружба народов социалистических стран, борющихся за торжество светлых идеалов коммунизма. Вот почему и читателям нашей страны, и друзьям за рубежом важно знать, как, когда, в огне каких испытаний закладывались основы интернационализма. Думается, этим целям безусловно служит и книга о трех пламенных революционерах, до конца связавших свою судьбу с героической историей первого на земле государства рабочих и крестьян.


На отдых – в лагерь

Позавчера пионерский лагерь «Юный метростроевец» в Балабанове вновь принял у себя юных гостей, пионеров и школьников, приехавших на отдых в первую смену. Зазвенели голоса детей среди зелени деревьев, пустынных до этого момента дорожек и корпусов. В лагерь вновь пришла жизнь, с ее заботами и радостями, прелестями веселого отдыха.


Показывает Москва

Воскресенье, 3 июня

Первая программа

8.00 – Время. 8.40 – Гимнастика. 9.05 – Концерт мужского хора Латвийского государственного института мелиорации. 9.30 – Будильник. 10.00 – Служу Советскому Союзу! 11.00 – К Международному году ребенка. Документальный телефильм «Счастливое детство». 12.00 – Музыкальный киоск. 12.30 – Сельский час. К Дню мелиоратора. 13.30 – Мультфильмы. «Хвосты». «Рекс-врач». 14.10 – А.Арбузов «Старомодная комедия». Фильм-спектакль. 15.45 – Документальные телефильмы. 16.20 – На арене цирка (ВНР). 17.00 – Сегодня - День мелиоратора. Выступление министра мелиорации и водного хозяйства СССР Н.Васильева. 17.15 – По вашим письмам. 18.00 – Международная панорама. 18.45 – Концерт ансамбля скрипачей Армянского телевидения и радио. 19.00 – Клуб кинопутешествий. 20.00 – Художественный телефильм. «Габи» (ВНР). 21.00 – Время. 21.35 – Г. Свиридов. «Пушкинский венок». Концерт для хора.

Четвертая программа

10.00 – Документальные фильмы к Дню мелиоратора. 11.15 – Музыкальная программа «Утренняя почта». 11.45 – Очевидное – невероятное. 12.45 – АБВГДейка. 13.15 – Концерт народного ансамбля песни и танца клуба «Восток» (Ташкент). 13.40 – Турнир СК. 15.10 – Радуга. III Международный фестиваль телевизионных программ народного творчества. Канада. 15.45 – 9-я студия. 16.45 – «Причал». Художественный телефильм. 2-я серия. 18.00 – «Песня-79». 18.25 – По музеям и выставочным залам. Лувр. Живопись Италии. 18.55 – Для вас, родители! 19.25 – Большая московская регата. 20.00 – «Спокойной ночи, малыши!». 20.15 – Здоровье. 21.00 – Концерт Государственного академического симфонического оркестра Союза ССР. 21.40 – «Все остается людям». Художественный фильм.


Редактор Н.В.Виноградов

Типография Метроснаба. Проезд Серебрякова д. 14/1. Адрес ул. Куйбышева, 3 (во дворе). Телефон: 221-50-48.

Зак. 1236

Hosted by uCoz