О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 1979 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

ВСЕ ВНИМАНИЕ – ПУСКОВЫМ УЧАСТКАМ!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Орган парткома, дорпрофсожа, комитета ВЛКСМ и администрации ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Государственного строительства Московского метрополитена


Метростроевец №64 (10791)
Пятница, 8 июня 1979 г.

Издается с августа 1932 г.
Выходит три раза в неделю. Цена 2 коп.



«Авиамоторная»

Сроки – самые сжатые

С Рижского радиуса начальник участка СМУ-5 А.И.Тищенко был направлен на строительство СТП станции «Авиамоторная». Времени уже было в обрез, а проходка этого тоннеля только начиналась. Надо было смонтировать 106 колец служебных помещений. В сложных условиях, с большим притоком воды. Смонтировать, зачеканить, сделать монтажные проемы, ходки и все остальные строительные работы, впустить монтажников для установки оборудования.

С самого начала было ясно, что работа будет напряженная, сложная. Вспоминали, что при строительстве СТП на других станциях глубокого заложения времени оставалось больше, а работать приходилось много, и все равно закончить успевали только к самому пуску новой линии.

Предстоящую сложную работу хорошо представлял себе и Тищенко, и бригадиры проходчиков – Николай Леденев, Равиль Нугаев, Николай Алексашин и Александр Рассолов. Все бригадиры имеют большой опыт на строительстве метро, все – коммунисты.

Проходка велась по методу бригадного подряда. 27 мая она закончена. Породу из лотка добрала бригада Николая Алексашина и начала монтировать последнее кольцо, которое замкнула бригада Николая Леденева.

– На остальные работы, – сказал Тищенко, – тоже будем заключать подряд. Завтра собираю бригадиров, чтобы обсудить этот вопрос. Перед нами задача – к 1 августа впустить в СТП монтажников ЦЭМа.

...Совмещенно-тяговая подстанция и блок служебных помещений – это пока огромный пустой тоннель, почтя как средний зал станции глубокого заложения. С одной стороны стоит уже бездействующий тюбингоукладчик, который в ближайшие дни будет демонтирован и выдан на-гора, с другой – идут чеканщики, делая тоннель непроницаемым для воды.

К тюбингоукладчику в тот день можно было пробраться только вброд, через грязь и воду, стараясь не зачерпнуть эту жижу в резиновые сапоги.

– Две рабочих смены надо, чтобы откачать воду и вычистить вою грязь, – оказал сменный инженер В.М.Хохлов.

Первичная очистка грязи из лотка всегда была работой трудоемкой и неблагодарной. Эти 100 метров тоннеля четыре бригады должны были бы чистить в течение месяца – вручную. Здесь – несколько смен. Впервые на Метрострое СТП и БСП сооружены с плоским лотком, который дал экономию примерно 774 человеко-дня.

Сжатые сроки строительства заставили инженеров искать новые технические решения. Плоский лоток для СТП и БСП «Авиамоторной» помог СМУ-5 изготовить Очаковский завод ЖБК, где для этого были специально переделаны формы. Расчеты подготовили заместитель главного инженера Очаковского завода ЖБК А.М.Молодцов и главный маркшейдер ОМУ-5 С.П.Соловьев.

– Дальше уже все будет зависеть от чеканщиков, – подчеркнул В.М.Хохлов.

Бригадир чеканщиков Валерий Алексеевич Маслов прекрасно понимает, что на данном этапе его бригада будет играть главную роль на участке. Чем быстрее будет зачеканен тоннель, тем раньше начнут строители оборудовать СТП и БСП, тем быстрее дадут они фронт работ монтажникам.

Бригада Маслова существует несколько месяцев. Раньше (на Метрострое Валерий работает восемь лет) он был проходчиком, потом обучился чеканке у опытного мастера Николая Алексеевича Суровцева.

В бригаде десять человек. Все молодые. Все умеют и любят работать. В числе лучших чеканщиков Валерий Маслов назвал Виктора Козлова, Григория Коробко, Петра Лапуга, Бориса Галистарова.

– Ребята настроены хорошо, – сказал Маслов. – Из 106 колец зачеканили 79 до лотка. Чеканим свинцом, в два шнура, потом швы заделываем БУСом. Вода не пройдет!

Но качество и скорость зависят не только от бригады. В последние недели шахту лихорадит из-за плохой работы компрессоров.

– Воздух слабый, – говорит Маслов. – Всего 3–4 атмосферы, а для нормальной работы чеканщиков надо 6–7 атмосфер.

...Закончился первый этап строительства – проходка. Впереди, до самого пуска новой линии, у коллектива участка еще много трудных дней. Сроки по-прежнему самые сжатые. И вся надежда, как всегда, на людей, на их мастерство и опыт.

Ф.Блинова

На снимке строители станции «Горьковская»: (слева направо) бригадир плотников Б.Д.Ильинов, сменный инженер В.Е.Щепетков, проходчик М.Ф.Титов, начальник участка Д. И. Ненашев, проходчик М. И. Липовенко и сменный инженер И.Л.Пузанов. Фото Г.Эммануэля.


Информация в номер:

Девять тысяч кубов

Большое и ответственное задание выполнили механизаторы участка №5 СМУ-9 на строящейся станции «Марксистская». За месяц и десять дней бульдозерист Л.Воронин, машинисты экскаватора В.Путинцев и Б.Рухлов разработали 9 тысяч кубометров грунта.

Лучших показателей на участке добился Б.Рухлов. Его работа всегда отличается высоким темпом и отличным качеством.

В этом месяце механизаторам предстоит добрать грунт до второго горизонта.

М.Вершинкин, сменный инженер СМУ-9


На новом объекте

В первой половине мая с Серпуховского на Калининский радиус был переведен коллектив участка Ефима Моисеевича Гербера. На новом объекте проходчикам предстояло произвести работы по сооружению пешеходных переходов и выходов из вестибюля станции «Авиамоторная».

Вскоре для повышения эффективности работ на участок перешла бригада В.Прошенкова из строительно-монтажного управления №1. Этот коллектив, который целиком состоит из молодежи, с большим энтузиазмом и упорством взялся за работу. Несмотря на трудные гидрогеологические условия, земляные работы под выход №1 были завершены.

В успехе молодых проходчиков есть и большая доля труда опытных рабочих, ветеранов Метростроя Михаила Васильевича Акиньшина и Василия Яковлевича Комаристого. Под их руководством бригада хорошо освоила новый вид работ, показала высокий темп и хорошее качество.

В этом месяце коллектив приступает к монтажу выхода №2, а также выполнит большой объем работ по перекладке коммуникаций.

Е.Паршин, сменный инженер СМУ-5


«Горьковская»

Дело бригады

С бригадиром слесарей-монтажников Управления спецработ Юрием Владимировичем Коровкиным мы встретились в среднем зале станции. В эту дневную смену из его бригады работало трое, остальные – в ночь.

Юрий Владимирович собирал название станции из букв, изготовленных на Черкизовском заводе ЖБК. Буквы были просто разложены на красных плитах гранита и Коровкин по чертежу тщательно размечал, какое место займет каждая.

– Сделать надо все очень точно, – пояснял Юрий Владимирович, – потому что устанавливаются буквы ночью в действующих тоннелях. Времени, мало, так что подготовка должна быть четкая.

У бригады Коровкина на пусковой станции «Горьковская» очень много заданий. Можно оказать, что слесари-монтажники из Управления спецработ выполняют все операции, связанные с черным и цветным металлом. Они уже установили надписи в переходе с «Горьковской» на «Пушкинскую». Бригада устанавливает решетки, шкафы освещения, маршрутные схемы, а сколько установила и разобрала строительных лесов... Юрий Владимирович с удовольствием сообщил, что монтажные работы на переходе бригада заканчивает.

В 1945-м пришел на Метрострой Коровкин. Так что за плечами уже 34 трудовых года. Особенно запомнился прошлый пуск – сдача Рижского радиуса. Бригада Юрия Владимировича работала на двух станциях – «Медведково» и «Свиблово». Бригадира в те дни можно было встретить и там, и здесь. Днем он был в Свиблово, вечером – в Медведково. Очень доволен, что довелось ему потрудиться на станции «Свиблово». Она нравится не только пассажирам, но и тем, кто здесь работал. А бригада Коровкина как раз устанавливала гербы, вставки надписи, которые придают метровокзалу такой оригинальный вид.

Всего восемь человек в бригаде Коровкина. Но делают они для пусковой «Горьковской» очень много. Работают с душой, творчески. Сам же бригадир – один из лучших рационализаторов Управления спецработ.

Б.Максимова


Партийная жизнь

Эффективные формы контроля

«Контроль и проверка исполнения принятых решений – важнейшая часть организаторской работы. Это – дело каждого партийного, советского и хозяйственного руководителя, каждого партийного органа, каждой первичной парторганизации», – сказал Л.И.Брежнев. О партийном контроле, осуществляемом партийными организациями, их выборными органами за деятельностью администрации, и шла речь на состоявшемся на днях семинаре заместителей секретарей партийных организаций Метростроя.

При парткоме Метростроя созданы комиссии по контролю за качеством строительства и выпускаемой продукции, за внедрением новой техники и механизации работ, по контролю за жилищно-бытовыми вопросами, по проверке выполнения принятых постановлений и реализации критических замечаний и предложений коммунистов и т. д. Эти комиссии под руководством партийных организаций и осуществляют контроль за деятельностью администрации по различным аспектам работы.

Комиссии, каждая по своим разделам, должны на местах осуществлять контроль за выполнением комплексного плана социального и экономического развития Метростроя. Контролируя, они заслушивают руководителей; готовят свои предложения для рассмотрения их на заседаниях партийного комитета. Например, 25 мая на расширенном заседании парткома заслушивался вопрос «О ходе выполнения комплексного плана социального и экономического развития Метростроя на 1976–1980 годы». С докладом выступил начальник технического отдела Управления Метростроя И.М.Якобсон. В подготовке данного вопроса принимали участие комиссии парткома, каждая по своим разделам. Эффективность партийного контроля за деятельностью администрации зависит от постановки организационно-партийной и политической работы в парторганизации, от активности коммунистов, от их знания дел в своей организации или на предприятии. Очень эффективная форма контроля – заслушивание руководителей по тем или иным вопросам их деятельности. Например, в СМУ-9 используется такая форма контроля, как заслушивание на заседаниях партгрупп сообщений и отчетов коммунистов – руководителей участков, смен, мастеров, бригадиров.

Партийный контроль, как и весь стиль партийной работы, должен воспитывать в людях заинтересованное и деловое отношение к общему делу, направленное на изжитие недостатков, нарушений партийной и государственной дисциплины, зазнайства, бюрократизма или служебных злоупотреблений. Каждый коммунист, где бы он ни работал, обязательно должен вмешаться, если есть непорядок, принять меры, добиваться устранения нарушений. В этом залог успеха, и именно на это обращал внимание товарищ Л.И.Брежнев в своей речи на предвыборном собрании Бауманского избирательного округа, когда говорил об ответственности за выполняемую работу.

На семинаре выступили заместители секретарей парторганизаций по оргработе Л.А.Вепс (СМУ-9), З.М.Новожилова (Очаковский завод ЖБК), В.Н.Тишкин (Черкизовский завод ЖБК), председатель комиссии СМУ-11 А.И.Попов. О задачах партийных организаций по осуществлению контроля за деятельностью администрации на местах говорила заместитель секретаря парткома Е.М.Сеславинская.

Е.Гридин, председатель комиссии парткома


Награда за труд

Вся жизнь Евгении Тихоновны Мурзиной связана с Метростроем. С 1953 года она трудится в Управлении специальных работ штукатуром. Сначала была в бригадах Алексея Пучкова и Егора Фильченкова. Три года назад назначена бригадиром сама.

– Раньше отвечала только за свою работу. Теперь надо, чтобы вся бригада работала хорошо, – говорит Евгения Тихоновна.

Сейчас она вместе со своей бригадой ведет отделку станции «Перово». В бригаде работает в основном молодежь. Для большинства девушек «Перово» – первая станция. Здесь они постигают секреты мастерства отделочников, некоторые только начинают его осваивать. Валентина Баталина, Раиса Ивлева, Галина Ульянцева – первые помощницы бригадира. Они уже около десяти лет трудятся штукатурами.

Работа штукатуров на «Перово» не простая. Надо отделывать свод станции, обрабатывать 52 специальных корыта для светильников. Все неровности, перекосы, перепады должны быть аккуратно заделаны.

У Евгении Тихоновны на счету не мало станций, много домов, в отделке которых она принимала участие. За работу на двух станциях она награждена. За «Каширскую» – медалью «За трудовое отличие», за Рижский радиус – орденом Трудового Красного Знамени. На Рижском бригада Мурзиной принимала участие в отделке станций «Медведково», «Бабушкинская», «Ботанический сад». Всегда добросовестно, всегда с высоким качеством. Поэтому так высоко оценен труд бригадира штукатуров.

А в этом году Евгения Тихоновна получила Почетный диплом победителя в социалистическом соревновании среди бригад Министерства транспортного строительства.

На снимках: (вверху) Евгения Тихоновна Мурзина; бригада Е.Т.Мурзиной на станции «Перово».

Фото А.Иевского


«Марксистская»

По принципу бережливости

У залитой электрическим светом колонны двое парней режут шифер. Они тщательно, по нескольку раз, измеряют, чертят линии, и только потом шиферный лист делится на две части. Маленькие куски-отходы рабочие аккуратно складывают в сторону – пригодятся щели заделать.

Эти парни – проходчики из бригады заслуженного строителя РСФСР Ильи Ивановича Шепелева. И бригада, и бригадир известны в коллективе СМУ-6 не только умением вести проходку самых сложных выработок, но и своим отношением вообще к делу. Добросовестность, дисциплина, бережливость – все эти черты свойственны каждому в бригаде. О последнем качестве своего коллектива сам Шепелев говорит так:

– Экономить рабочий постоянно будет тогда, когда он в этом заинтересован, когда болеет душой не только за себя, а за всех, за всю бригаду. У нас на таком принципе вся работа построена. В этом отношении многое дает единый наряд. У каждого строителя появляется ответственность за бригаду – отлынивать, халтурить не будешь, если думаешь не только о себе, но и о деле.

С годами в бригаде сложились прочные отношения, основанные на взаимовыручке, общих заботах. Сейчас у Шепелева 50 человек, иногда бывает меньше, иногда больше. Но вопрос здесь в другом – неужели в таком большом коллективе нет любителей работать спустя рукава?

– Нет, – решительно отвечает бригадир. – Такие в нашей бригаде не задерживаются. Сами уходят, ищут, наверно, где можно жить по принципу моя хата с краю.

Мы идем с Шепелевым по платформе «Марксистской». Вокруг много света. То и дело вспыхивают пучки сварки, гудят насосы, стучат отбойные молотки. Илья Иванович с гордостью показывает нам все, что уже построено, делится успехами бригады, но и сетует:

– Механизации маловато. Мало внедряют. А вот ребята наши молодцы...

Проходчики в бригаде из разных мест: с Украины, из Сибири, Средней Азии. Валентин Минченко приехал из Донбасса после службы в Армии по комсомольской путевке.

– У меня и отец шахтером был. Я тоже люблю горняцкое дело, – делится Валентин. – В Горный институт пошел учиться. Вот, вы спрашиваете об экономии. Конечно, когда понимаешь, что дает она нашему хозяйству, бережливее относишься ко всему. Вот, к примеру, вода. В Москве-реке ее немало. Но для своей работы (для приготовления раствора, для промывки тоннелей, для других нужд на шахте) мы используем грунтовую воду. Тем более ее здесь, на Таганке, под землей, всегда было в избытке. – Да мы и проволоку экономим, когда сетку на колонны под мрамор свариваем, – вступил в разговор Владимир Гагулин.

Кстати, именно он и его напарник Иван Зиновьев и привлекли наше внимание тем, что так бережно обрезали шифер.

– Экономим мы не только материалы, но и время, – продолжает Владимир. – Я специально сварочному делу не учился. Но если нужно, всегда заменю товарища. Сложного шва, конечно, не сварю, но подварить, подделать что-нибудь всегда смогу...

Потом мы узнали, что Владимир из Соколовки. Из той самой, откуда звеньевой В.А.Крутицкий. Василий Александрович привел в бригаду чуть ли не десяток соколовских «добрых молодцев». Эти ребята отлично себя зарекомендовали и наверно список «соколов» в бригаде из Соколовки пополнится еще не раз.

Л.Рожкова, Л.Шарова


К 50-летию Московского метростроя

Первопроходцы

Начальник шахты

Шахта №29, не смотря на свой порядковый номер, была первой опытной шахтой на Метрострое. Все основные работы на этом объекте были закончены на год раньше намеченного срока. Здесь получили опыт и закалку многие сотни рабочих и большое количество инженеров и техников.

По меткому определению начальника Метростроя П.П.Ротерта, «опытная шахта 29-я полностью себя оправдала – весь свой опыт передала целому ряду объектов строительства».

Когда закончились работы на 29-й шахте, на ответственные объекты Метростроя были назначены Ф.И.Кузьмин, Я.П.Вавилкин, Я.Е.Гитман, И.П.Федчун – начальниками шахт. А.Самодуров – на шахту № 36-37 заместителем начальника по технической части, затем главным инженером, Д.И.Гоцеридзе – на шахту № 16-17, начальником станции «Красные ворота».

Начальники смен переведены были на новые шахты начальниками участков. Большинство бригадиров перешли на другие шахты и отлично проявили себя на подземных работах. Ф.И.Кузьмин, Я.П.Вавилкин и другие по договоренности с Управлением Метростроя переводили с собой на новые объекты бригады по 70–80 человек, инженеров и техников с 29-й шахты.

Партийные, профсоюзные и комсомольские работники переходили также на отстающие и сложные участки строительства.

Начальником 29-й шахты был Ф.И.Кузьмин. Он очень любил свое дело. Я знал его как исключительно трудолюбивого человека, отдававшего много сил и инженерного искусства строительству метро. Кузьмин был нетороплив, малоразговорчив, сдержан, редко выходил из равновесия. Показывая рабочим, как выполнять ту или иную операцию, нередко сам включался в проходческую работу.

Когда закончились работы на 29-й шахте, Кузьмин был назначен начальником 2-й шахты, которая сооружала наклонный ход. Когда была сдана в эксплуатацию первая очередь метрополитена, Ф.И.Кузьмин был награжден орденом Ленина. На строительстве второй очереди он работал начальником строительства станции «Белорусская» и был также отмечен правительственной наградой. При аттестации инженеров Метростроя Ф.И.Кузьмину Министерство путей сообщения присвоило звание генерала-майора.

Много сил Ф.И.Кузьмин отдавал партийной работе: был постоянным членам бюро парторганизации, часто выступал среди рабочих с докладами и проводил беседы в бараках. Коллектив под его руководством был слажен, работоспособен, дружен.


Политрук бронетанкового поезда

В 1932 году МГК и Моссовет назначили начальником Сокольнического радиуса Метростроя Н.Н.Соколова. В этот радиус входила шахта № 29, станции «Сокольники», «Комсомольская площадь», «Красносельская», вплоть до путепровода Курской железной дороги.

Вскоре стало ясно, что такое объединение, как Сокольнический радиус, не может управлять всеми объектами метро от Комсомольской площади до Сокольников. Поэтому требовалась реорганизация этого участка на следующие самостоятельные объекты: Комсомольская площадь, 2-я дистанция, депо Метростроя, станция «Красносельская», 29-я шахта, станция «Сокольники».

Все эти объекты были подчинены Главному управлению Метростроя. 29-я шахта продолжала свою работу и после реорганизации. Работы на остальных четырех объектах или совсем не начинались, или были в зачаточном состоянии. В силу этих обстоятельств Н.Н.Соколов больше внимания уделял 29-й шахте. Он ежедневно посещал шахту, направлял всю инженерную и хозяйственную деятельность.

При реорганизации Сокольнического радиуса Соколов был назначен начальником станции «Сокольники». Он был не только квалифицированным инженером, окончившим МИИТ, но и достойным администратором, отличным, смелым организатором.

В прошлом, во время гражданской войны, Соколов был политруком бронетанкового поезда. Эта боевая закалка чувствовалась в его работе, в решительности. Соколов был выше среднего роста, плотного телосложения, с умными выразительными глазами, хорошо понимал обстановку и людей. Помню, когда он увидел недостаток в жилье для рабочих и инженеров, он решительно взялся за такое дело, как строительство барака. Под его руководством барак был построен, стены обшиты тесом и засыпаны опилками, сделано было печное отопление. В этом бараке (дом 16 по Сокольническому валу) и он стал жить со своей семьей. Здесь же поселились и другие инженеры. Там же жил и я. У каждого была комната по 12– 13 метров. Так мы строили первую очередь метро.

За строительство станции «Сокольники», красивой и добротной по качеству, Н.Н.Соколов был награжден орденом «Красной Звезды».

Когда было закончено сооружение первой очереди, Министерство путей сообщения назначило Н.Н.Соколова начальником Главного управления МПС по строительству мостов и железных дорог. Н.Н.Соколов отлично справился с этой работой большой государственной важности. Но, к глубокому сожалению, он страдал болезнью сердца, которая вырвала его из рядов первопроходцев Метростроя.

Утрату такого сильного, работоспособного инженера-строителя, каким был Н.Н.Соколов, мы тогда все глубоко переживали. С благодарностью вспоминаем его и теперь.


Главный инженер

Петр Николаевич Гуров назначен был на Сокольнический радиус Метростроя главным инженером. До этого он работал главным инженером по капитальному строительству в Мосгорисполкоме. Хотя П.Н.Гуров имел большой опыт в инженерном строительстве Москвы, работа на Метрострое была для него новой. Приходилось ее изучать с первых шагов. Петр Николаевич без колебаний приступил к этому вместе с коллективом ИТР и рабочими всех специальностей, как на поверхности, так и в шахте.

Гуров был человек высокого роста, стройный, подтянутый, с мужественным, открытым лицом, с поседевшими волосами, причесанными на правую сторону. Носил он пенсне в золотой оправе. Костюмы на нем были добротные, рубашки сверкали чистотой и свежестью. Он отличался культурой в работе и в обращении с подчиненными ему людьми. При проведении совещаний с ИТР был конкретен, точен в заданиях и требованиях, совещания проводил деловито, уверенно. Инженеры его уважали и строго придерживались его указаний.

Происходил Гуров из купцов первой гильдии. Получил хорошее последовательное образование. Работать с ним мне всегда было интересно. Интересно было наблюдать за главным инженером, у которого все было своеобразно, культурно: сдержанность, воля к выполнению намеченного плана, а главное – равное и равно требовательное отношение к людям – рабочим, инженерам и к себе.

Поскольку Метрострой был организацией новой, на шахте были устроены для рабочих и десятников «Курсы десятников». Я тоже ходил на эти курсы, так как не имел никакого технического образования. П.Н.Гуров на этих курсах вел тему «Строитель метро». Лекции Гурова отличались четкостью доказательств, желанием довести до сознания каждого предмет занятий.

Был и выпускной экзамен на этих курсах. Нам предоставили помещение в Доме ученых, устроили для нас торжественный обед. По-особому, непривычно для рабочих, сервирован был. стол: каждому положена салфетка. Петр Николаевич привычно заложил салфетку за воротник и приступил к обеду. Он ловко орудовал ножом и вилкой. А мы, поглядывая на него, не знали, что делать. С нами был И.И.Шагов, секретарь парткома шахты № 19-20. Он проделал тоже самое с салфеткой, что и Петр Николаевич. В левую руку взял вилку, в правую нож и начал есть. Но ни вилка, ни нож его не слушались. Вначале мы поглядывали на него, но Шагов не обращал на нас внимания и упорно продолжал мучиться с вилкой и ножом.

Среди сидящих за столом нарастало веселое настроение. Потом смех. Поняв в чем дело, наши педагоги вместе с нами тоже начали добродушно смеяться. Этот обед долго оставался в нашей памяти, как урок бытовой культуры.

По натуре Петр Николаевич был человеком горячим, но время разворота работы на строительстве станции «Красносельская» и освоения техники, я видел его однажды возбужденным, разгоряченным: сняв с себя пиджак и кепку, засучив рукава белой рубашки, он сам налаживал работу механизмов вместе с другими инженерами и техниками. Каким же «чистеньким» пришел он в этот день после работы домой! Утром мы увидели его на работе в свежей рубашке, в чистом костюме, как прежде.

После окончания строительства станции «Красносельская», сооруженной в срок и с отличным качеством, П.Н.Гуров был награжден орденом «Красной Звезды» и назначен главным инженером путей сообщения по капитальным работам Министерства СССР.


Каменщик Орлов

На шахту №29 приходило наниматься много людей, прочитавших объявление о наборе рабочих разных профессий. Так пришел и Орлов. Он ничем не отличался от сотен людей, уже трудившихся на шахтах Метростроя. Некоторое время он работал на шахтном дворе, потом попросил прораба Я.П.Вавилкина перевести его в звено плотников, которые сооружали шахтные постройки. С топором он был дружен, так как еще в детстве приходилось строить сарай, погреб. Плотники в шахте были очень нужны, и скоро была создана бригада, которой дали определенную работу. Через несколько месяцев, после прохождения техминимума, Орлову был установлен четвертый разряд плотника.

Позднее он принимал участие в сооружении копра эстакады и ствола, которые на шахте №29 в основном сооружались из дерева.

Построив ствол первой опытной шахты №29, рудничный двор, штольни, перешли на разработку калотт. Здесь потребовалась работа каменщиков для кладки из бута. Орлов изъявил желание стать каменщиком, ведь и с этой работой он был знаком – на отхожих промыслах ему приходилось быть каменщиком по устройству дорог.

Как-то раз шел я по штольне в сторону завода минеральных вод. Подошел к разработанной калотте. Слышу брань. Это Орлов яростно пробирал прораба и инженера, всех подряд. Я решил подойти и узнать, в чем дело. Залез в камеру калотты. Орлов грязный, мокрый, злой глядел на меня и продолжал ругаться. Оказалось, что целую смену он простоял. Откатчики привезли вагонетку раствора для каменной кладки в калотте, везли вагонетку бута, но она забурилась и, накренясь, встала между рельсами. А рельсы и не видать, они утонули в грязи.

На другой день я попросил Орлова придти в партийную организацию шахты. К этому же времени попросил зайти прораба Я.П.Вавилкина и начальника шахты Ф.И.Кузьмина. На совещании Орлов рассказал, как все было на работе. Начальник принял срочные меры, и дело быстро наладилось.

Каменщик Орлов был среднего роста, плотный, с обветренным загорелым лицом, выразительными карими глазами, физически сильный, мускулистый. Он уже тогда имел несколько профессий.

Орлов жил в бараке на Красносельской, рядом с шахтой. Вначале жил один. Потом внезапно к нему приехала жена с двумя детьми и поселилась на койке, где спал ее муж. Комендант зашумел против самовольного вселения трех человек. Орлова вызвал к себе начальник. Потребовал объяснений. Тогда Орлов заявил: «Не дадите вместе со мной жить жене и детям – уйду на другую шахту».

срочно, в этом же бараке ему отгородили в уголке как бы комнату, где поставили две койки и тумбочку с табуреткой. Словом, дали «квартиру». Жену устроили в этом же бараке уборщицей. Так и стал жить Орлов в бараке со всей семьей.

Через несколько месяцев руководство шахты дало ему комнату на четырех человек в капитальном доме коммунального пользования. При выезде из барака Орлов собрал в кучу всю свою утварь – корзины, сундуки, привезенные из деревни, старую одежонку и сжег на площадке около барака, приговаривая: «Не повезу с собой это добро! Пусть оно горит веселей!».

Местком шахты, которым руководил Костя Гаврилов, выдал Орлову ссуду на мебель для новой комнаты. Когда закончились капитальные работы на 29-й шахте, бригаду Орлова целиком забрал к себе начальник шахты № 16–17 Гоцеридзе и часто говорил потом о ведущей роли Орлова на строительстве станция «Красные ворота».

Правительство не раз награждало его орденами и медалями за отличную работу на Московском метрострое.


Начальник смены

Сегодня кто бы ни пришел в Управление Метростроя, может увидеть Николая Степановича Осикова и пожать ему руку. Скоро будет 50 лет, как он работает на Метрострое, отдавая все свои силы и умение когда-то давно избранному делу.

Я же впервые увидел молодого специалиста Николая Осикова, когда работал на 29-й шахте. На эту шахту Осиков приехал из Донбасса после окончания горного техникума. Его назначили начальником смены на нашу опытную шахту. Здесь же работали его сверстники – Мурзин, Алифанов, Флекель, Алферов и другие. Николай Осиков хорошо проявил себя на работе. На него равнялись товарищи. Все они жили в рабочих бараках.

Работала у нас на шахте камеронщицей Людмила Сотникова – краснощекая красавица с ясными добрыми глазами. Николай и Людмила приглянулись друг другу, и вскоре наладилась их семейная жизнь.

Наш коллектив успешно закончил работу на опытной шахте. Осиков перешел на 13-ю шахту уже начальником участка, а его жена – слесарем-инструментальщиком. И эта шахта на Дзержинской площади успешно была закончена – наступил праздничный день пуска первой очереди.

Так и шагал Осиков по стройкам метро: с первой очереди на вторую – на строительство перегонного тоннеля между «Площадью Свердлова» и «Маяковской», потом на станцию «Бауманская». В сложных гидрогеологических условиях он всегда работал с огоньком, не щадя сил, отдавал себя без остатка.

В августе 1941 года Николай Осиков ушел на фронт защищать Родину. Был ранен. Здоровье подорвано. После долгих раздумий, через 13 лет после окончания техникума, Осиков решился поступить в МИИТ на факультет метростроения. Немалые трудности преодолел он за время учебы, но диплом инженера получен, и он снова пришел работать в родной коллектив Метростроя.

Сейчас Н.С.Осиков работает в производственном отделе Управления Метростроя. Он курирует Серпуховский радиус. Таков путь коммуниста, воина, инженера Н.С.Осикова.

Да, хорошо вспоминать друзей по работе. И ушедшие из жизни живут в памяти, стоят рядом с живыми, помогая им в работе, в борьбе с трудностями.

Л.Гусев, ветеран Метростроя, первый секретарь партячейки 29-й шахты,
председатель совета ветеранов 29-й шахты Метростроя.


Беседа юриста

Льготы допризывникам

Вопросы материального обеспечения рабочих и служащих при призыве на военную службу регулируются Законом о всеобщей воинской обязанности, а также Инструкцией о материальном обеспечении граждан СССР при призыве на действительную военную службу и прохождении службы в запасе.

Военнообязанным на время, необходимое для явки в военкомат или в военно-учетный орган по делам, связанным с воинским учетом, припиской к призывным участкам, призывом на действительную военную службу, учебными и поверочными сборами, предоставляется отпуск. За ними сохраняется средний заработок, стипендия (если она выплачивается) по месту работы (учебы) за время, фактически затраченное на эти цели, с учетом времени проезда до военкомата (или военно-учетного органа) и обратно.

В каждом отдельном случае освобождение от работы по вызову военкомата с сохранением среднего заработка (стипендии) не должно превышать трех дней подряд.

Призывники в год своего призыва на действительную военную службу не могут быть уволены с работы по инициативе администрации, кроме лиц, систематически нарушающих трудовую дисциплину.

Гражданам СССР, призванным на действительную военную службу, зачисленным на сверхсрочную службу, принятым в военные учебные заведения или определенным в кадры Вооруженных Сил СССР, при увольнении с работы (или отчислении из учебного заведения) выплачивается выходное пособие.

Если по каким-либо причинам военнослужащие освобождены от военной службы, уволены в запас или отчислены из учебного заведения, они имеют право возвратиться на прежнее место работы (должность), если со дня призыва (зачисления) их в Вооруженные Силы СССР прошло не более трех месяцев, не считая времени переезда к месту постоянного жительства. Выплаченное им выходное пособие обратно не взыскивается.

При повторном призыве выходное пособие выплачивается на общих основаниях.

Е.Хлыстова


Новости

Познакомятся с Волгоградом

Скоро в Волгоград выедет группа метростроевцев. В поездку отправятся лучшие пропагандисты Метростроя и члены метод-советов, которые проводили большую общественную работу, выступали на конференциях и заседаниях советов, опыт работы которых изучался и обобщался.


Подарок – профгрупоргу

Электросварщик СМУ-4 Валентин Владимирович Никитин за активную профсоюзную работу награжден Почетной грамотой МГСПС. Ему же, профгрупоргу участка №2 (начальник участка Е.С.Осипов), вручен памятный подарок – часы.


Олимпийские маршруты

Все чаще на московских улицах можно увидеть изображение симпатичного бурого медвежонка с олимпийской эмблемой на поясе. По-хозяйски входит он в жизнь и быт москвичей. До открытия Олимпиады остались считанные месяцы. Волнуются хозяева – сотни тысяч туристов со всех континентов приедут в Москву смотреть игры XXII Олимпиады. Волнуются и любознательные гости – что они увидят в СССР и какая их ожидает программа?

О тех, кто будет обладать путевкой, позаботился центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Ведь за время Олимпийских игр туристско-экскурсионным организациям профсоюзов предстоит принять свыше 160 тысяч иностранных и отечественных туристов. Еще десятки тысяч человек приедут на Олимпиаду по приглашению Интуриста и Бюро международного молодежного туризма «Спутник».

Иностранные гости побывают в театрах и музеях Москвы, встретятся с советскими коллегами по профессии, примут участие в спортивных играх и развлечениях. В программу путешествий входит посещение памятных и исторических мест, промышленных и сельскохозяйственных комплексов, а также детских садов, пионерских лагерей, Дворцов культуры и санаториев...

Помимо Москвы, иностранные гости познакомятся со столицей Советской Эстонии Таллином – городом, где будет проходить олимпийская парусная регата, столицами Советской Украины и Белоруссии – Киевом и Минском, а также Ленинградом, где пройдут предварительные игры футбольного турнира.

Для иностранных путешественников разработано 36 маршрутов, каждый из них рассчитан на 7– 13 дней. Вот некоторые из этих маршрутов: Москва – Иркутск – Братск – Москва; Ленинград – Новгород, – Москва – Ленинград; Брест – Минск – Москва – Брест; Киев – Кисловодск – Приэльбрусье – Москва.

Туристы смогут побывать в Хабаровске, Хиве, Ташкенте, Бухаре, Сочи, Сухуми, Вильнюсе, Риге, Одессе, Харькове, Донецке и других городах.

Насыщенной будет программа и для советских туристов. Во время путешествий они будут жить в современных гостиницах и гостиничных комплексах. Для гостей Олимпиады будут приветливо раскрыты двери гостиниц – «Дружба», «Измайлово», «Салют», Центрального дома туриста в Москве, «Мир» в Ленинграде, «Клязьма» во Владимире, «Россия» в Новгороде, «Иткол» в Тер-сколе, «Беларусь» в Бресте, «Наири» в Ереване, «Турист» в Кишиневе, Харькове, Донецке, Иркутске, Калинине... Некоторые из них уже принимают туристов, другие строятся специально для Олимпиады-80.

Путевки на олимпийские маршруты будут продаваться в республиканских, краевых и областных советах по туризму и экскурсиям в начале 1980 года, когда уже станет известно время отпусков. Путевки можно выиграть и по Международной олимпийской лотерее. Так что две тысячи обладателей счастливых лотерейных билетов получат в обмен на них заветные олимпийские визитные карточки.

Н.Сухорукова


Физкультура и спорт

Этот снимок был сделан нашим фотокорреспондентом А.Иевским в парке «Сокольники». Здесь недавно проходил весенний легкоатлетический кросс спортсменов Метростроя.


О чем расскажет музей

В наши дни Московский метрополитен занимает все более важное место в жизни москвичей. А ведь по сравнению с другими видами общественного транспорта в Москве он и самый молодой. Первая линия была открыта в 1935 году. Каких больших успехов добились его работники за сорок с лишним лет рассказывает музей боевой и трудовой славы Метрополитена, который расположился на третьем этаже в здании вестибюля станции метро «Спортивная». Подготовка к его созданию началась в 1962 году, а 6 октября 1967-го музей принял первых гостей.

Сейчас большое внимание посетителей привлекают экспонаты, рассказывающие об истории развития подземного транспорта. Среди них есть автоматический пункт для контроля оплаты проезда, разработанный рационализаторами Службы движения. Первые пропускные автоматы, как мы их теперь называем, поступили в эксплуатацию в 1959 году. И мало кто из молодого поколения помнит, что до пятикопеечных монет они принимали металлические жетоны.

Интересна выставка стрелочных телефонов и аппаратов тоннельной связи, репродукторов, усилителей для постов релейной связи, применяемых в 30–40-е годы.

Прошел эволюцию и эскалатор. Ведь до 40-х годов настил ступеней изготовлялся из дерева твердых пород, который впоследствии был заменен волокнитовым настилом.

На стендах музея размещены документы и фотографии трудовой и боевой славы Московского метрополитена.

Немало подарков от своих друзей и коллег хранит музей. Модель эскалатора, изготовленная учащимися московского железнодорожного техникума в 1948 году. Модель первого вагона метро и эскизный проект вагона ближайшего будущего.

Перспективный план развития линий метрополитена на 1976–1996 годы, который изображен в виде светового табло, предусматривает строительство многих новых станций.

– Приближается Олимпиада-80. Новый поток советских и зарубежных гостей посетит наш музей, – сказал общественный директор музея Николай Сергеевич Тимофеев, один из первых-машинистов Московского метро, – и нами намечена реконструкция, которая должна завершиться, к 1980 году.

А о том, что предусмотрено сделать, нам рассказала консультант по созданию музея Мария Васильевна Богданова: «Прежде всего сам музей будет иметь новый план размещения. Центральный зал запланировано сделать в виде вагона метро. В окнах вмонтируют слайды с видами Москвы и станций метрополитена. В центре «вагона» установят стенды, на которых будет изображена история создания метро. Орудия труда первых строителей – тачка, лопата, кирка – займут первое место в экспозиции. Фотографии,; рассказывающие о создании первого метро- в СССР, о развитии социалистического соревнования, стахановского движения, – все это предстанет Перед взором посетителя.

Один из стендов расскажет о мобилизующей роли КПСС в развитии городского транспорта и метрополитена Москвы.

А в одном из залов установят экран, где будут показаны сутки метро, содружество московских метрополитеновцев с их коллегами в Советском Союзе и в других странах.

И еще один из самых интересных экспонатов – это кабина машиниста. Из ее окон можно будет видеть имитацию тоннельного пути.

На втором этаже здания музея намечено оборудовать лекторий, где можно будет проводить встречи с молодежью, ветеранами метростроения, показывать кинофильмы.

А помогут нам во всем этом работники метрополитена и профессиональные художники».

Задача, которую решили осуществить работники музея, имеет важное . значение не только для старшего поколения метрополитеновцев, которые с большим интересом вспомнят свою молодость, первые дни работы на метрополитене. Новый музей расскажет нашей молодежи, которая сейчас, да и потом станет трудиться в метро, о мужестве дедов и отцов.

Д.Кондратьев


Еще одна линия метро

Ташкент: Заложена первая шахта на новой линии Ташкентского метро. Она протянется от станции «Пахтакор» на юг, соединив центр города с железнодорожным вокзалом и промышленными зонами.


«Великое призвание»

Московский метрострой готовится отметить свое пятидесятилетие. В связи с этим Дворец культуры Метростроя включил в план своих мероприятий проведение вечеров – «Великое призвание». Первый вечер из этого цикла состоялся в мае. Его героями стали работники Коммунально-строительного управления, люди, отдавшие Метрострою десятилетия своей жизни.

Очередной вечер состоится в июне.

Р.Петракова, директор Дворца культуры Метростроя


Показывает Москва

Пятница, 8 июня

Первая программа. 8.00 – Время. 8.40 – Утренняя гимнастика. 9.05 – Программа мультфильмов. 9.35 – «Юность Максима». Худ. фильм. 14.30 – Новости. 14.50 – По Сибири и Дальнему Востоку. Кинопрограмма. 15.35 – Русская речь. 16.05 – Шахматная школа. 16.35 – М.Равель – Квартет фа мажор. Исполняет Вильнюсский квартет. 17.05 – Фильм – детям. «Охотник за браконьерами». Худ. телефильм. 18.20 – А. С. Пушкин – «Медный всадник». Читает народный артист СССР А.Папанов. 18.45 – Сегодня в мире. 19.00 – Наше обозрение. 19.45 – Концерт из произведений Н.Римского-Корсакова. 20.10 – Киноэпопея «Великая Отечественная». Фильм 10-й – «Величайшее танковое сражение». 21.00 – Время. 21.35 – Мелодии одной оперетты. Телеспектакль. По окончании – Сегодня в мире.

Вторая программа. 19.00 – Отдых в выходные дни. 19.45 – «Школьные годы». Док. фильм. 20.15 – «Спокойной ночи, малыши!». 20.30 – Произведения советских композиторов в авторском исполнении. 21.30 – А.Арбузов – «Старомодная комедия». Фильм-спектакль.

Четвертая программа. 19.00 – Клуб кинопутешествий. 20.00 – «Спокойной ночи, малыши!». 20.15 – Круг чтения. 21.05 – Программа научно-популярных фильмов. 21.40 – «Выбор. Худ. телефильм.


Суббота, 9 июня

Первая программа. 8.00 – Время. 8.40 – Утренняя гимнастика. 9.05 – АБВГДейка. 9.35– Для вас, родители! 10.05 – Киноэпопея «Великая Отечественная». Фильм 10-й – «Величайшее танковое сражение». 10.55 – По музеям и выставочным залам. Сокровища Лувра. Живопись Франции. 11.25 – «Утренняя почта». 11.55 – Тираж Спортлото. 12.10 – Больше хороших товаров. 12.40 – Москвичка. 13.45 – Здоровье. 14.30 – Новости. 14.45 – Фильм – детям. «Пассажир». Худ. телефильм. 15.25 – Фотоконкурс «Дети – наше будущее». 15.35 – Радуга. III Международный фестиваль телепрограмм народного творчества. Канада. 16.00 – Очевидное – невероятное. 17.00 – Кубок СССР по футболу. Полуфинал. ЦСКА – «Динамо» (Тбилиси). 18.45 – Премьера док. телефильма «Весна в Пномпене». 19.45 – Премьера худ. телефильма «Снег в трауре» по роману А.Труайя. 21.00 – Время. 21.35 – Кинопанорама. 23.05 – Мелодии и ритмы зарубежной эстрады.

Вторая программа. 19.00 – Концерт. 19.50 – «Думы и заботы председателя». Док. телефильм. 20.15 – «Спокойной ночи, малыши!» «Приключения Фика». Мультфильм. 20.30 – «И птиц на Север тянет». Док. телефильм. «Экран». 21.30 – Реклама. 21.45 – Театр А.С.Пушкина.

Четвертая программа. 10.00 – Шахматная школа. 10.30 – Русская речь. 11.00 – Концерт заслуженной артистки УССР А.Арцемюк. 11.25 –«Программа док. фильмов. 12.00 – Концерт с участием детских коллективов СССР и Болгарии. 13.00 – Наш сад. 13.30 – Международные соревнования по легкой атлетике. 14.30 – Мамина школа. 15.00 – Жизнь науки. 15.30 – «Смок и Малыш». Многосерийный худ. телефильм. 1-я и 2-я серии. 18.00 – Вечер поэзии Е. Евтушенко в Концертной студии Останкино. 20.00 – «Спокойной ночи, малыши!». 20.15 – Международные соревнования по легкой атлетике. 20.50 – Играет заслуженный артист РСФСР С.Снитковский (скрипка). 21.40 – «Холодно-горячо». Худ. телефильм.


Редактор Н.В.Виноградов

Типография Метроснаба. Проезд Серебрякова д. 14/1. Адрес ул. Куйбышева, 3 (во дворе). Телефон: 221-50-48.

Зак. 1312

Hosted by uCoz