О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №4 (13030)
1 февраля 2002 г.

Новости

Поздравляем!

У Валентины Васильевны Шульгиной, председателя совета ветеранов Метростроя, в воскресенье, 3 февраля, юбилейный день рождения. И, кстати, это событие совпадает еще с одной круглой датой ее жизни - 60-летием работы в коллективе метростроителей.
В далеком 42-м пятнадцатилетняя школьница стала трудиться на эвакуированном в сибирский город Чулымск из Москвы механическом заводе № 2 Метростроя. Она готовила ящики для упаковки снарядов. А в 44-м вместе с заводом приехала в столицу и стала работать в инструментальном цехе рабочей. Училась сначала в техникуме транспортного строительства, затем в высшей профсоюзной школе.
Кто-то знал Валентину Васильевну как председателя профкома завода, кто-то как руководителя отдела дорпрофсожа Мет-ма завода, кто-то как руководи- СМУ-11 (так в тексте - И.Л.). А сегодня, и об этом говорят сами ветераны, она их верный и надежный друг, который всегда поддержит и поможет.
С наступающим днем рождения вас, Валентина Васильевна!

Растет Лефортовский тоннель!

Стартовав 4 января, горнопроходческий комплекс фирмы "Херренкнехт" за три рабочие недели нарастил Лефортовский тоннель на 30 колец двухметровой ширины. Среднесуточная скорость проходки доведена таким образом до трех метров.

С прицелом на легкое метро

Механизаторы СМУ-9 приступили к бурению скважин по левому борту давно существующего котлована станционного комплекса "Бульвар Дмитрия Донского". Скважины предназначены для устройства ограждения более широкого котлована, в котором будет сооружаться левый станционный тоннель легкого метро.
Для того, чтобы СМУ-9 смогло заняться скважинами и по правому борту котлована, оттуда надо убрать оставшийся подкрановый путь. Этой работой занялись сразу и СМУ-11, отвечающее за вестибюль №1 и платформенную часть "Бульвара Дмитрия Донского", и СМУ-12, которому поручены выходы из вестибюлей и переходы под бульваром.

Бетон идет в лоток

Участок А.В.Салова из СМУ-14, еще совсем недавно трудившийся на "Аннино", прочно обосновался в Северном Бутове. Используя тепляк, он заканчивает бетонирование срединной или осевой части лотка вестибюля №2 станции "Бульвар Дмитрия Донского". Брать лоток в работу по всей его ширине было нельзя, так как конструкция боковых частей еще может измениться в связи с легким метро.

* * *

Много хлопот строителям "Аннино" доставила перекладка коммуникаций, пересекавших котлован вдоль и поперек. Последним "крепким орешком" стало строительство выхода из вестибюля №1 к тротуару Варшавского шоссе. И справиться с этим без тесного сотрудничества представителей заинтересованных служб и строителей в заданные сроки вряд ли удалось бы.
На снимке: опытный специалист, заместитель начальника 5-го цеха Территориального центра междугородной связи А.С.Гнусин (слева) и горный мастер СМУ-15 И.М.Мердеев.

Актуальное интервью

"Мы можем строить все"

На прошлой неделе определилась судьба СМУ-15 на текущий год: организация приступила к освоению сразу двух новых участков, в Северном Бутове и в Лефортове, в точке "А".
Редакцию заинтересовал этот факт не только своей значимостью, но и тем, что "бутовский вопрос" вроде бы еще не решен окончательно и Главгосэкспертиза пока не представила свое мнение о финансовых расчетах, сделанных Метрогипротрансом по обоим вариантам Бутовской линии метрополитена. Не особо прояснил ситуацию и Метрогипротранс. На вопрос о том, известно ли что-либо об окончательном решении Главгосэкспертизы, главный инженер проекта Бутовской линии метрополитена Л.П.Лобанов ответил отрицательно. По его мнению, подготовка заключения экспертов может затянуться еще дней на десять. Тем не менее, ответ главного инженера проекта на второй вопрос, не является ли, мол, открытие участка строительства на линии Бутовского метрополитена (до заключения Главгосэкспертизы) неким риском, спокойно ответил, что нет, не является.
Такая реакция, а еще в большей мере такая тактика проектировщиков, заказчиков и метростроителей дает основание предполагать, что существуют некие негласные, но вполне достоверные потоки устной информации между ними и экспертами. А если так, то видимо, вопрос с Бутовским метрополитеном можно считать решенным. Кстати, тем более потому, что СМУ-15 получило участок в самом начале линии легкого метро тот самый, тот самый, который в варианте Главгосэкспертизы не существовал. Итак, СМУ-15 осваивается сразу на двух рубежах. Какие задачи перед ним поставлены и как они будут решаться? Чтобы подробнее рассказать об этом читателям газеты, наш корреспондент встретился с главным инженером предприятия Андреем Станиславовичем Непомнящим.

- Чем занимался ваш коллектив в последнее время?
- После сдачи в эксплуатацию станции метро "Аннино" у нас остался небольшой участок правого тоннеля между станциями "Аннино" и "Бульвар Дмитрия Донского", который мы сооружали параллельно с ТО-6. Он давно пройден, там сейчас заканчивается чеканка швов, и уже с 5 февраля мы приступим к укладке путевого бетона.
Также мы заканчивали работы в тоннеле Гагаринской развязки, и там нашему участку еще предстоит соорудить ЦТП.
- Это все? Для такой мощной организации небогато. У вас нет больше объектов?
- У нас еще есть 940-я шахта у Цветного бульвара, которая уже три года как остановлена, финансирование ее не предусмотрено и на этот год. Там с одной стороны ведет проходку участок СМУ-8, с другой стороны - участок СМУ-5, а у нас, на перегонном тоннеле между станциями "Трубная" и "Сретенский бульвар", 75 процентов проходки было выполнено еще три года назад, частично с чугунной обделкой, частично - с железобетонными тюбингами. С тех пор шахта законсервирована.
- Наверное, восстановление ее тоже потребует немалых средств?
- Да нет, шахта оснащена всем необходимым оборудованием, и оно поддерживается в нормальном рабочем состоянии. Но, конечно, после такой долгой консервации на ее реанимацию понадобится не меньше полугода - примерно столько времени уйдет на чисто организационные, "бумажные" дела. Ведь предстоит вновь сдавать горнотехнической инспекции подъем, а для этого потребуется вновь произвести его наладку, произвести осмотр всех металлоконструкций. Предстоит вновь оформлять разрешение на взрывные работы, и это тоже проблема, хотя взрывсклад у нас в порядке и какого-то значительного материального "вливания" там не потребуется.
Впрочем, говорить о нашей 940-й шахте как об объекте пока не приходится.
- Понятно, что в такой ситуации открытие сразу двух участков, обеспеченных финансированием, для СМУ-15 можно считать событием хоть и нормальным, естественным, но, тем не менее, значительным. Давайте начнем разговор с Бутовской линии метрополитена. Насколько я знаю, вы там - первые, если не считать Тоннельный отряд №6, готовящийся к проходке тоннелей под лесным массивом щитом "Ловат". Но щитовая проходка велась бы под лесопарковой зоной в любом случае, при любом варианте, а ваш почин, похоже, повлечет уже массовое участие СМУ Метростроя в сооружении легкого метро. Какое вы получили задание?
- В Бутово нам поручено (на сегодняшний день) соорудить порядка 200 погонных метров тоннелей с левой стороны вдоль станции "Бульвар Дмитрия Донского". С правой стороны такой же тоннель поручено строить СМУ-12. Это обычные перегонные тоннели, но с платформой, в монолитной конструкции, а в зоне пересадки - двухуровневые. Относятся они именно к Бутовской линии метро. Примыкающие к станции тоннели надо выстроить хотя бы вчерне, чтобы обеспечить в конце года пуск самой станции - последнего объекта Серпуховско-Тимирязевской линии. Финансирование строительства начато, и я уже получил от Метрогипротранса проектную документацию.
Недавно состоялось техническое совещание, специально посвященное строительству этого пересадочного узла. Там "завязано" много организаций. Действия их надо четко скоординировать, чтобы в конце года обеспечить пуск объекта, то есть непосредственно станции "Бульвар Дмитрия Донского". На совещании были пока лишь намечены основные технические вопросы: как доработать оставшийся грунт, как закрепить котлованы. Они решатся в ближайшие дни.
Тем временем я уже вагончики на площадку перевез, людей туда высадил, они осваиваются на месте. У нас на станцию "Бульвар Дмитрия Донского" полностью перешел третий участок под руководством Вадима Павловича Брылева, который строил северный вестибюль "Аннино". Коллектив этот очень опытный, технологию монолитного железобетона освоил в совершенстве, так что каких-либо проблем у нас на участке не предвидится. Задел там хороший, и мы можем очень быстро развернуться, чтобы приступить к работе.
Со СМУ-9 у нас договоренность есть, они уже пригнали на участок технику, но тоже не могут начать выборку грунта, пока не решен вопрос, как его выбирать, как крепить котлован. Плюс к этому для своей работы мне надо поставить там легкий башенный кран с 40-метровой стрелой.
- Вы говорите о монолитных тоннелях. Целиком будете отливать всю конструкцию?
- Нет, технологическая цепочка обычная, заходками. Пойдет грунт - и следом у нас пойдет лоток, потом стены, потом перекрытие. Мыслится, что заходки будут по 8-13 метров, и так ступеньками - на всю 200-метровую длину, от Старокачаловской улицы, вернее, от участка СМУ-11, где сейчас техника СМУ-9 разрабатывает грунт под строительство СТП, и на юг, в сторону тупиков и камеры съездов.
Вся оснастка под эту работу у нас есть - опалубка, краны, бетононасос. Так что нас здесь ждут 200 метров нормальной работы. Если ее организовать, как положено, если поставить соответствующие механизмы, иметь соответствующую оснастку, специалистов, которые у нас к этой технологии уже привычны, с монолитом поработать можно очень хорошо.
- Одно меня смущает - сроки. Вы говорите, что задание рассчитано на год, а мне кажется, что участок Брылева справится с ним гораздо быстрее, максимум месяцев за шесть. Что же потом?
- Подозреваю, вы правы. Что ж, потом будем искать другие объекты.
- Итак, Бутовскую линию метро вы начинаете. А что происходит в точке "А" на северных подступах к Лефортово?
- Точка "А" тоже начинается. финансирование открыто и проект есть. Сырой - но есть. Мы там находимся в такой же стадии, как в Бутове. То есть привезли туда несколько вагончиков, приступили к ограждению площадки, заканчиваем оформление документации.
- Какой длины тоннели там вам предстоит построить?
- Пока точно не определено, но известно, что всего Метрострою под строительство выделено 130 метров тоннелей.
- Что они собой представляют!
- Это автодорожные тоннели 18-метровой ширины, фактически повторение Кутузовской и Гагаринской развязок. И снова задание привычное, технологии освоены и потому объект тоже должен быть "спокойным".
- Где находится ваша стройплощадка?
- Недалеко от станции метро "Бауманская", в районе Ириных переулков, за Большой Почтовой, ближе к Яузе. Там же располагается и СМУ-14, но СМУ-9 еще не разрабатывает котлован, только что получили площадку.
- И на какой срок рассчитано строительство?
- И тупиковые тоннели Бутовской линии метро, и отрезок Лефортовского тоннеля - это на год. Потом будем искать другие объекты.
- Я подвожу вас к мысли о том, что в следующем году, и даже, скорее всего, уже в этом, основной задачей Метростроя станет строительство эстакад легкого метро в Южном Бутове. СМУ-15 отлично справляется с монолитными железобетонными тоннелями открытого способа, тоннелями с любой обделкой неглубокого и глубокого заложения. Но участок перегонного тоннеля между станциями "Трубная" и "Сретенский бульвар" заморожен, у бутовских и лефортовских тоннелей сегодня только начало - а конец уже просматривается. Что произойдет, если уж так случится, что на следующий год у Метростроя останутся вакансии только на строительстве эстакад?
- Мы можем строить все. И эстакады тоже. В свое время, когда только возник этот вопрос, мы подготовились и получили лицензию на строительство больших, средних и малых московских эстакад. Так что, если СМУ-15 поручат работу на эстакадах - мы к ней готовы. У меня, у моих замов, у всех начальников участков и у многих мастеров есть вся разрешительная документация. И есть среди рабочих хорошие специалисты. Мы готовы ко всему.
Беседу вел В.Мелик-Нубаров

Горный комплекс СМУ-15 возник несколько лет назад в Северном Бутове на пустыре между Старобитцевской улицей и МКАД. От него силами СМУ-15 и ТО-6 были проложены перегонные тоннели в сторону "Аннино". А теперь к нему со стороны станции "Бульвар Дмитрия Донского" идут проходчики ТО-6 и СМУ-6.
Фото А.Попова

На новых линиях метро

"Паурат" на подступах к "Киевской"

Длинный перегон "Киевская" - "Парк Победы" на продолжении Арбатско-Покровской линии должен вступить в строй в мае следующего года. По крайней мере на такой, близкий уже срок ориентирован график стройки.
До недавнего времени на этом перегоне было три шахты. Самая дальняя из них - 459-я, расположенная на Поклонной горе, сейчас используегся Трансинжстроем, генподрядчиком всего пускового комплекса, но в середине 90-х годов именно через ее ствол был опущен на уровень подземной трассы проходческий комплекс "Паурат", с помощью которого проходчики из ТО-6 приступили к серьезному освоению ново-австрийского метода сооружения тоннелей.
Среднюю шахту пришлось досрочно засыпать, так как она попадала в "тело" Кутузовской развязки. И это, конечно, принесло строителям дополнительные трудности. Конкретно - участку Н.Н.Селезнева из ТО-6, который приступил в средней части перегона к укладке путей. А участок И.П.Ретюнского уложил путевой бетон на 700 метрах. Результат на сегодня мог быть и получше, но очень уж хлопотно доставлять бетон через и без того загруженный ствол 457-й шахты, наиболее близкой к началу перегона, к "Киевской". Поэтому, как мне сказали в производственном отделе ТО-6, решено для подачи путевого бетона пробурить еще материальную скважину.
А на 457-й шахте, помимо путейцев и участка И.П.Ретюнского, базируется еще участок Н.И.Давыденко.
Николай Иванович в прошлом году снова после значительного перерыва получил в свое распоряжение "Паурат" и сопутствующую ему "Аливу" - установку, которая готовит смесь для набрызг-бетона. И новоавстрийский метод был применен уже в третьем по счету типе подземных выработок. На 459-й шахте это были подходная штольня и перегонный тоннель. А на 457-й участку Давыденко поручили проходку СТП. Правда, не в полном объеме, а только сооружение свода до уровня горизонтального диаметра. Временную обделку из набрызг-бетона там, особо не мешкая, дополнили постоянной - из металлоизоляции и бетона.
После этого "Паурат" с "Аливой" переместили в правый перегонный тоннель, чтобы они и там двигались в сторону "Киевской". А в СТП пришел участок Ретюнского, который, применяя буро-взрывной способ, должен пройти обратный свод.
В начале третьей декады января ситуация там была такая - проходчики продвинулись вперед больше, чем на треть СТП. И картина открывалась внушительная. При сравнительно слабом освещении весьма объемной выработки фигуры рабочих из бригады О.Н.Малюты, подчищавших лоб забоя, были еле различимы от начала СТП, где резко увеличивался диаметр тоннеля. Но работы велись и поблизости от этого своеобразного "порога" - бригада Е.А.Коробова готовила очередную штроссу (они разрабатываются в шахматном порядке) к установке опалубки, чтобы еще один участок обделки свода подпереть монолитным бетоном. Рабочие не перестали набрасывать лопатами влажные куски породы в вагонетки и тогда, когда рядом остановилась группа специалистов, сопровождавших главного инженера ТО-6 С.В.Бочарова в его обычном обходе шахты. Никаких особых вопросов там не возникло и все продолжали заниматься своими делами. И.П.Ретюнский снова вернулся к бригаде Малюты.
В правый перегонный тоннель, к арене деятельности "Паурата" меня провел П.И.Коновалов - заместитель Давыденко. К сожалению, на этот раз не удалось увидеть в работе этот мощный проходческий механизм. Утром он проходит профилактику. Его чистят, смазывают, подтягивают, настраивая на новую схватку с твердыми пластами известняка. А о том, чем закончилась предыдущая, можно было судить по состоянию лба забоя. Фреза "Паурата" так аккуратно обработала его и оставила при этом такие узоры, что создавалось впечатление завершенности и художественной отделки тоннеля.
Тем не менее опытный тоннельщик, электрослесарь-монтажник А.А.Муратов предостерег меня от попытки потрогать рукой породу - мало ли какой сюрприз может преподнести не защищенный обделкой свод. Скорее всего, туда и подойти не удалось бы из-за глубокой воды. А интересовал в забое не только известняк. Прямо по оси тоннеля в нижней его части отчетливо был виден срез крепления старой штольни.
Она была проложена полвека назад. Человек, от которого я о ней впервые услышал, называл штольню "сталинской". На самом деле она никакого отношения к секретным объектам не имела и обязана была своим появлением строительству либо Большого кольца, либо Арбатско-Покровской линии. Когда надобность в ней отпала, ее забутили. Исчезла она и с основных чертежей. Во всяком случае, обнаружение штольни в стене прокладываемого тоннеля было для проходчиков неожиданностью. А она сначала шла под углом 45 градусов, а потом развернулась строго по оси.
П.И.Коновалов рассказал, что на первых порах надо было принять меры против скопившейся в штольне воды. Ее отжали, применив нагнетание бетона. И ушло его в обе стороны около двухсот тонн. Павел Иванович еще отметил, что на удивление хорошо сохранились деревянные арки крепления и доски затяжки. Они почти не поддались гниению. Присутствовавший при нашем разговоре молодой горный мастер В.А.Суворов нашел этому убедительное объяснение - к дереву не было досту па атмосферного кислорода и оно дождалось людей спустя полвека. Я поинтересовался, не попадалось ли проходчикам в забутовке что-нибудь кроме породы. "Да, кое-что находили, - сказал Коновалов, - но ничего сенсационного. Обрезок трубы, кувалду, скребок".
Но встретилось тоннельщикам и нечто в дополнение к штольне - поперечный ходок для водоотлива и других коммуникаций действующего метро Об этом подземном препятствии было известно заранее, но все равно оно вызвало серьезную задержку - ведь коммуникации надо было переложить, пропустив их под строящимся тоннелем. Ходок усложнил и манипуляции с сеткой, на которую наносится набрызг-бетон.
Из-за всех перечисленных обстоятельств трудно определить реальную скорость "Паурата". Пока в среднем он преодолевал за месяц 35-40 метров. До сбойки с тупиками действующей Арбатско Покровской линии по состоянию на 21 января оставалось порядка 70 метров. Значит, она вполне может произойти в конце марта.
Но для "Паурата" это не будет финишем. Ему еще придется потрудиться и в левом перегонном тоннеле.
Ю.Петрунин

Осталась молодость, кружит, как прежде, голову...

У Вахтанга Кикабидзе в одной из его прекрасных песен есть такие слова: "Останься, молодость, кружи как прежде голову, не уходи, не уходи, не уходи". И в том, что молодость не уходит, а остается в душе и сердце людей, несмотря на их возраст, еще и еще раз убеждаешься, вглядываясь в наших ветеранов - таких задорных и боевых, таких веселых и жизнерадостных.
23 января в Управлении Метростроя ветераны снова собрались вместе на традиционную зимнюю встречу. Собрались, чтобы повидаться друг с другом, поговорить, поздравить с наступившим новым годом и подвести итоги ушедшего. Открывая вечер, председатель совета ветеранов коллектива Валентина Васильевна Шульгина прежде всего поблагодарила руководство Метростроя и Теркома профсоюза за заботу и внимание, чуткость и неравнодушие которые они проявляет по отношению к ветеранам. Ее слова сразу же нашли отклик.
- Мне приятно слышать в свой адрес доброе, - в ответ на благодарность сказал генеральный директор Метростроя Геннадий Яковлевич Штерн, который пришел поприветствовать ветеранов. - Но это наш долг помнить о тех, кто стоял у истоков метростроения, о тех, кто шел за ними. Мы всегда равняемся на вас, наши ветераны. Желаю всем здоровья - это самое главное. Желаю в том же составе, что и сегодня, встретить 80-летие Метростроя. Я всегда рад вас видеть. Заходите ко мне в любой день. Свои пожелания высказал на встрече Александр Николаевич Родионов, председатель Теркома профсоюза работников Метростроя. Прошедший юбилейный год, - отметил он, - всколыхнул метростроевцев, и особенно вас - ветеранов. Вы проделали огромную работу по поиску строителей метро первой очереди. Удалось разыскать даже таких людей, которые три, а то и четыре десятка лет назад потеряли связь с коллективом. Какой это праздник для них! Ветераны были и остаются маяком. Собирайтесь чаще - отрадно видеть всех вместе. И пусть не покидают вас задор и бодрость, хорошее настроение.
А в том, что настроение в этот вечер было прекрасным, сомневаться не приходилось. Об этом говорили глаза и улыбки людей, их зажигательный смех.
- Столько родных лиц! - делился впечатлениями бывший начальник участка Управления спецработ Виктор Михайлович Михайлов, за плечами которого не один десяток лет работы в коллективе и десятки станций.
- А мне и стены родные! - знаменитый бригадир облицовщиков УСР Василий Степанович Коренков оставил частицу своего труда и в нашем здании на Цветном бульваре.
На вечере, как всегда, были представители всех метростроевских подразделений: Николай Никифорович Рожков и Татьяна Васильевна Чапля из СМУ-3, Мария Семеновна Румянцева, Полина Георгиевна Минакова, Никодим Георгиевич Соколов из КСУМа, Василий Александрович Иевский, Иван Васильевич Трофимов из СМУ-7, Вера Михайловна Тамразова, Анна Архиповна Величко, Любовь Владимировна Петрова из Управления Метростроя и многие другие. Вместе с председателем совета ветеранов СМУ-4 Ароном Петровичем Рознатовским и Василием Андреевичем Гудковым впервые пришла на встречу Зоя Михайловна Труфанова, которая больше тридцати лет отработала в коллективе монтажников и прошла путь от рабочей до старшего инженера отдела снабжения. Уходя на пенсию, можно сказать, передала эстафету дочери - Любовь Молчанова сотрудник отдела кадров СМУ-4.
- Мне посчастливилось работать с такими замечательными людьми, как Николай Павлович Гостеев, Лев Маркович Симак, - рассказала Зоя Михайловна. - У нас прекрасный коллектив, который и сегодня меня не забывает. В ноябре прошлого года я получила поздравление с юбилеем, что очень тронуло. А праздник на Цветном бульваре - это еще один подарок. Я очень довольна, что побывала здесь. Такая теплая радушная атмосфера.
Бабушка двух внуков Зоя Михайловна Труфанова без устали кружилась в танце. Она вся светилась и сияла, как, впрочем, и другие участницы вечера - Нина Сергеевна Ларина, Тамара Митрофановна Лищук, Мария Тимофеевна Богданова, Тамара Александровна Мосягина, Надежда Ивановна Редичева. Им, женщинам, посвятил свою песню "Услышь меня, хорошая" Владимир Антонович Сахаров. А мужчины - Дмитрий Евгеньевич Метальников, Анатолий Николаевич Смирнов, Иван Петрович Водолазкин, Константин Абрамович Ратнер и другие, конечно же, дружно подпевали.
Впервые на встрече на Цветном бульваре побывал Алексей Александрович Марченко, полгода назад избранный председателем совета ветеранов завода Метромаш. Рассказал о том что в коллективе 200 ветеранов, один из них - первопроходец, о том, что в 2003 году предприятие отметит свое семидесятилетие и что уже сегодня ветераны готовятся к этому событию, собирают документы и материалы для создания музея.
- Судьба завода неразрывно связана с Метростроем и то, что ветераны всех метростроевских подразделений тесными узами связаны друг с другом - встречаются, общаются, советуются - это огромное полезное дело, - высказал свое мнение представитель Метромаша. И его поддержал в этом председатель совета ветеранов автобазы №3 Николай Петрович Мажирин, в прошлом - председатель профкома коллектива, председатель жилищной комиссии Метростроя.
- На автобазе сорок три ветерана, пятеро из них - участники войны, - рассказал он, - и все, конечно же, по-прежнему живут делами коллектива, всем интересуются, все вместе отметили семидесятилетие. А главное достижение прошлого года в том, что он не принес нам горьких потерь, все ветераны живы и здоровы.
Но к сожалению, каждый год, и об этом тоже говорили ветераны, они переживают боль утрат, уходят их товарищи, с кем когда-то делили и хлеб, и соль. По предложению Игоря Ивановича Бучинского минутой молчания ветераны почтили память Татьяны Викторовны Федоровой, которой не стало 5 декабря прошлого года.
Ни одна встреча наших ветеранов не проходит без участия в ней воинов-интернационалистов. И в этот раз тоже руководители Объединения ветеранов Афганистана "Контингент" с удовольствием откликнулись на приглашение и с удовольствием общались с ветеранами, которых уже давно знают и любят.
- Без вас не было бы героической истории, которой славится Метрострой, - обратился к собравшимся председатель "Контингента" Александр Игоревич Савелов. Он пожелал ветеранам здоровья и долголетия.
По традиции на вечере обязательно поздравляют юбиляров. На сей раз праздничные открытки, премии и букеты из красных гвоздик были вручены Михаилу Сергеевичу Страхову и Николаю Васильевичу Глебову, метростроевцу с 1934 года.
- 63 года я отработал в коллективе, ушел на пенсию в 1997-м, - расчувствовался первопроходец - Метрострой - это моя жизнь, здесь мой родной дом. И здесь обо мне всегда помнят. Спасибо!
И так думает каждый. Метрострой был и остается в их сердце. И это навечно.
Пусть этот год будет удачным, счастливым и светлым. Всего вам доброго, наши ветераны!
Н.Соловьева

Этот снимок был сделан на юбилейном вечере, посвященном 70-летию Метростроя. Слева направо: Нариман Александрович Простое, в прежние годы - начальник СМУ-6 и Метростроя, Николай Павлович Гостеев, около сорока лет возглавлявший коллектив СМУ-4, и Константин Абрамович Ратнер, строитель станции "Красные ворота", участник войны, метростроевский поэт.

Забытые имена

Кто помнит Руслана Галимова?

Недавно мне попалось на глаза очень интересное издание - трехтомная "Антология русского лиризма. XX век", составленная московским бардом Александром Васиным и выпущенная в свет издательством "Студия". Среди нескольких сотен авторов, представленных в этом итоговом трехтомнике, можно не обнаружить некоторых широко известных в недавнем прошлом так называемых эстрадных поэтов или чересчур политизированных стихотворцев, отмеченных когда-то высокими премиями. Зато очень щедро показано творчество приверженцев "тихой поэзии" - Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, Станислава Куняева и других. Принципиальным новшеством антологии А.Васина является включение в нее отрывков из прозаических произведений Федора Абрамова, Василия Белова, Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Василия Шукшина. Крупный прозаик начала XX века Александр Куприн тоже причислен к "русскому лиризму" - составитель использовал его письма периода эмиграции, наполненные тоской по России. Пригодились даже фрагменты философских работ оригинального мыслителя Ивана Ильина. А наряду с этим Александр Васин ввел в состав лирической сборной века таких поэтов с гитарой, как Юрий Визбор, Борис Вахнюк, Юрий Кукин, Ада Якушева.
Среди поэтов традиционного ряда в трехтомнике выступает несколько человек, по жизни связанных с Мосметростроем. Их имена широко у нас известны - Евгений Долматовский, Белла Ахмадулина, Николай Старшинов, Анатолий Парпара. Все они, естественно, прошлой осенью стали участниками нашего юбилейного стихотворного сборника "Из тоннелей - на Парнас".
К большому сожалению, туда не попал со своим поэтическим творчеством Руслан Галимов, хотя этот человек имел для того и биографические, и литературные основания. Вот какая небольшая справка сопровождает подборку его стихов в "Антологии русского лиризма XX век".
"Руслан Галимов (1946-1982) родился в Чистополе. Семья жила бедно, без отца. Руслан Галимов учился в ПТУ. Работая на КАМАЗе, пришел в заводское литобъединение. В 1976 году поступил на заочное отделение Литературного института, работал на Московском Метрострое. Умер Руслан Абдурахманович в 1982 году. Посмертно издано две книги его прозы".
В подшивке "Метростроевца" за соответствующие годы никаких упоминаний о Галимове найти не удалось, но он, похоже, вообще не обращался в редакцию, так как писал стихи не совсем привычного для наших читателей плана - верлибры. Но то, что отобрано составителем для антологии, оставляет очень приятное впечатление. Эти нерифмованные строки обеспечены и мыслью, и чувством, они легко ложатся на душу.

* * *
В одном маленьком доме,
в одном маленьком городе
живет маленькая женщина
с маленьким сыном.
Часто, просыпаясь по ночам,
она успокаивает его
своими слезами,
прислушиваясь к шуму
дальних поездов
и к тишине
своего сердца.

* * *
Однажды я долго шел
за хромым человеком
(нам почему-то было по пути).
Потом мы расстались.
Он пошел к себе домой,
а я захромал в свою сторону.

* * *
Возле старой печки старая хозяйка,
облокотившись о старый ухват,
вздохнула о своем старике.
И печка, проглотив воспоминание,
отозвалась в хлеву
вздохом коровы, которая
с тоской посмотрела
на уходящее стадо.

Хочется надеяться, что кто нибудь из читателей "Метростроевца" вспомнит этого одаренного и так мало прожившего человека. Может быть, нам еще удастся найти стихи и прозу бывшего метростроевца Руслана Галимова.
Ю.Петрунин

Hosted by uCoz