О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №30 (13056)
9 августа 2002 г.

Новости

Движение возобновлено

На три дня раньше срока закончились транспортные мучения жителей Юго-Запада Москвы. Как известно, с 6 июля было закрыто движение поездов от станции "Спортивной" до "Юго-Западной". Предстояло сдвинуть обходные пролетные строения к платформенной части метромоста. 31 июля после подписания госкомиссией акта приемки объекта (сдвинутых к платформе мостовых ферм и отрезков новых тоннелей к ним) по метромосту прошел пробный поезд, а 3 августа открыто движение поездов с пассажирами. Станцию "Воробьевы горы" они будут пока проезжать без остановки. Ее планируется сдать к Новому году.

Июльская проходка

Общий итог метростроевской проходки за июль составляет 177 колец. Наивысший показатель у строителей Лефортовского тоннеля - 92 кольца или 184 метра. Проходчики ТО-6 на перегоне "Киевская" - "Парк Победы" продвинули свои забои в общей сложности на 63 кольца. А "Ловат" в Южном Бутове только начинает свой подземный путь - на перегоне "Бульвар Адмирала Ушакова" - "Бульвар Дмитрия Донского" смонтированы первые 14 колец. Несколько колец внесли в общий итог строители станции "Трубной" из СМУ-8.

Встречайте!

12 августа заканчивается третья смена в лагере "Юный метростроевец", а вместе с ней завершается летний оздоровительный сезон. За три смены в Балабанове отдохнули около 1500 маленьких метростроевцев. Остаются считанные дни до их возвращения в Москву и встречи с родителями. "Икарусы" как всегда прибудут к метро "Юго-Западная" 12 августа к 16 часам 30 минутам. Счастливой встречи!

11 августа - День строителя

С праздником вас, дорогие метростроевцы!

Шахта №941 расположена между Цветным бульваром и Каретными переулками. Здесь первый участок СМУ-8, руководимый И.В.Бойковым, строит станцию глубокого заложения "Трубную". Строит далеко не первый год, примеряясь к пульсирующему финансированию Люблинской линии. Еще одним серьезным, осложняющим фактором на участке могло бы стать плохое состояние техники, давно выработавшей свои ресурс, часто выходящей из строя. И в том, что до последнего времени проходка на шахте все-таки велась, велика заслуга слесарей-монтажников из бригады В.В.Гурина. Во многом благодаря их умению и терпению горнопроходческий комбайн в первой половине лета благополучно, без особых остановок преодолел сложный отрезок левого перегонного тоннеля, наискосок проходящего под действующими тоннелями Серпуховско-Тимирязевской линии. Теперь комбайн вполне мог бы включиться в проходку среднего станционного зала (там лоб забоя продвинулся пока лишь на два проема из двадцати), но лимиты на текущий год уже полностью исчерпаны. И слесарей, и проходчиков участка пришлось временно откомандировать - кого на станцию "Парк Победы", кого на Лефортовский тоннель. Считается, что "Трубная" может подождать - ей не привыкать.
На снимке в верхнем ряду (слева направо) - бригадир слесарей-монтажников В.В.Гурин, начальник участка И.В.Бойков, сварщик П.П.Петрушин, слесари В.А.Мокринский, А.Т.Кузнецов, сварщик В.Л.Архипенков, в нижнем ряду - слесарь Р.А.Маркин, крановщик Л.М.Гришков, слесари В.Н.Мищенко, Н.И.Праслов и В.Л.Погребняк.
Фото А.Попова

"Метростроевцу" - 70 лет!

Во вторник, 6 августа, редакция отметила 70-летие со дня выхода первого номера "Метростроевца". Наш коллектив в этот день поздравили читатели и друзья газеты. Юбилейные приветствия продолжают поступать. Вот некоторые из них.

Главному редактору
газеты "Метростроевец"
Ф.А.Блиновой

Уважаемая Фаина Андреевна! Московская Федерация профсоюзов от всей души поздравляет Вас и весь Ваш гвардейский коллектив со знаменательной датой - 70-летием газеты "Метростроевец".
Все годы газета последовательно отстаивала права тех, кто трудится. В содержательных материалах "Метростроевца" получают должное отражение все проблемы, которые волновали профсоюз работников Метростроя: соревнование коллективов, заключение коллективных договоров, борьба за ликвидацию долгов по заработной плате, вопросы охраны труда и здоровья рабочих, вопросы социальной защиты и защищенности трудящихся и многое другое.
Журналисты газеты всегда были вместе с метростроевцами в пикетах, на митингах, шествиях м демонстрациях.
Несмотря на почтенный возраст, газета остается боевой, актуальной, интересной, нужной всему коллективу Метростроя.
Крепкого здоровья Вам и Вашим семьям, творческих успехов, объективных и острых материалов желает Московская Федерация профсоюзов.
М.Д.Нагайцев, председатель Московской Федерации профсоюзов

* * *

Семьдесят лет "Метростроевца" заслуживают быть отмеченными особо. Почему? Да потому, что они пришлись на переломный момент в жизни нашего государства, в жизни газет, в том числе вашей. Газета пришла к своему юбилею с большим опытом, остается верна славным традициям строителей самого красивого в мире метро. Были у газеты свои приливы и отливы, как у всякого живого и жизнеспособного организма. Сейчас она вместе со всеми строителями столичной подземки смело и уверенно вступает в новый период творческой активности, помогает администрации и многотысячному трудовому коллективу успешно решать стоящие задачи.
Солидный возраст газеты вовсе не уменьшает ее популярности. Она по-прежнему читаема, востребована, авторитетна в коллективах. Люди ценят ее за актуальность и оперативность, за искренний диалог с читателем, за взвешенные позиции, за возможность высказать различные точки зрения по той или иной проблеме.
Желаем вам, дорогие друзья-коллеги, больших творческих удач. Пусть будут и впредь остры ваши перья!
Редакция газеты "Московская перспектива"

На пусковом объекте

На стыке двух метро

В пусковом комплексе "Бульвара Дмитрия Донского" на долю СМУ-13 традиционно выпали станционные тупики. И с этой задачей коллектив справляется нормально - на планерках речь уже ведется об укладке в тупиках Серпуховско-Тимирязевской линии путевого бетона. Тем не менее работы строителям еще хватает, так как в конце пускового комплекса появились новые объекты. Прежде всего, это так называемая КДУ, или камера дополнительных устройств. Она возводится непосредственно над тоннелями, только это уже перегон Бутовской линии.
КДУ имеет два уровня и монолитную конструкцию. Особенно впечатляют боковые стены с их почти двухметровой толщиной.
Столь массивное сооружение еще играет роль пригруза, обязанного предотвратить возможное всплытие тоннелей в среде подземных вод. В настоящее время с помощью визбасовской системы водопонижения вода в зоне котлована отжата до глубины более 30 метров, но ее естественный уровень существенно выше верха тоннелей. И этот уровень восстановится сразу после отключения скважин.
Кстати сказать, даже в самые жаркие июльские дни откачанная снизу вода несет с собой желанную прохладу. В трубе-коллекторе, к которой подключено полтора десятка скважин, вырублен небольшой прямоугольный люк - благодаря ему можно не только видеть бегущий поток, но и сполоснуть, охладить ладони.
Как раз рядом с тем местом мы и стояли на смотровой площадке с начальником третьего участка СМУ-13 Анатолием Владимировичем Трофимовым, который ответил на мои вопросы. А меня, кроме КДУ, интересовал и глубокий котлован, ограниченный "стенами в грунте" и уходящий в сторону отвала и бутовской дубравы.
Анатолий Владимирович рассказал, что его участок занимается и тем, и другим: камеру дополнительных устройств строит, а котлован раскрепляет вслед за механизаторами.
На начальных сорока метрах котлована грунта на дне уже не видно - там уложена растворная подушка полуметровой толщины. При ширине в 22 метра объем подготовки получается немалый.
- За две недели управились, - говорит Трофимов и тут же спохватывается. - Только это делали не мы, а соседний участок - Павла Чудинова.
На участке Анатолия Владимировича июльский итог тоже неплох. Только в перекрытие второго этажа КДУ уложено 270 кубометров бетона, а всего набралось до пятисот. Из тех, кто наиболее отличился, Трофимов отмечает мастера Давида Чхеидзе, бригадира Рамиддина Ахмедханова, звеньевого Георгия Кюрджиева.
Планы на август - завершить возведение КДУ, а уже потом переключиться на тоннели Бутовской линии.
Распределения объемов работ там еще не было, но их должно хватить обоим участкам. Со сборным железобетоном дело пойдет быстро, лишь бы блоки были.
Впрочем, проблем с поставкой материалов тут нет. И если что и вызывает головную боль у ИТР СМУ-13, так это отставание зарплаты. Каково переносить июльскую жару, зная, что по деньгам ты еще из апреля не вышел?
Ю.Петрунин

Строители столичного метро

Слово о замечательном человеке

Каждый человек - вселенная
Г.Гейне

После предложения "дать материал в юбилейный номер газеты", в первую очередь подумал об Александре Васильевиче Владимирове, человеке непростой судьбы, с которым пришлось вместе работать, контактировать по общественным делам и просто встречаться, когда он был уже на заслуженном отдыхе. Хотя наши дороги и расходились подчас на несколько лет, но их пересечение особенно памятно потому, что его (не побоюсь высокого слова) школа, крепкая и добротная, его замечательные душевные качества оказали на меня значительное влияние.
К нашей же газете он имел самое непосредственное отношение: работал в ней с 1940 года и много лет был главным редактором. Его журналистская деятельность жестко пресеклась в пору "хрущевской оттепели".

...В 1933 году крестьянский парень 21 года поступает на Московский Метрострой. Крепкий, толковый, грамотный, с хорошей деловой хваткой, он скоро становится бригадиром. Именно ему, возглавлявшему большую (40 человек) бригаду, работавшую по скользящему графику на строительстве станции "Кировская", принадлежит первенство в освоении бригадного подряда. Имя бригадира Владимирова в числе первых среди известнейших на Метрострое: Краевского, Замалдинова, Халтурина.
К торжественному открытию первой очереди Владимиров представлен к самой высокой тогда награде страны - ордену Ленина.
Но жестоко время 30-х годов! Бдительные органы вскрывают, что прославленный бригадир - сын кулака. Орден срочно переоформляют на имя случайного человека, а Александр, обесславленный и униженный, получает тяжелую душевную травму. Вторую. Первая была, когда разоряли добротное хозяйство отца и когда он, не помышлявший оставлять землю, был вынужден податься в город. Именно добротная крестьянская закваска и заложила в парне те качества, которые помогут ему стать крепким бригадиром, заложила в нем ясность и прямоту, не оставив места хитрости и изворотливости, оттого пострадает Александр снова, спустя много лет.
Саша увлеченно и основательно, не оставляя работу, учится на журналиста и, окончив институт, приходит работать в газету "Ударник Метростроя", где со временем становится главным редактором.

У руля страны Хрущев. Он приносит свежий ветер перемен, который потом и назовут "хрущевской оттепелью". Владимиров, коммунист, осознающий пагубность сталинских "отклонений", искренне верящий в светлое будущее страны, в торжество справедливости и необходимость перемен, открывает трибуну газеты для свежей критической мысли, и она полноводно наполняет ее полосы.
Однако оттепель среди зимы - не весна. Демократическое движение, десятилетиями сдерживаемое жестким режимом "страны победившего социализма" и разбуженное критикой, начатой сверху, своей непредсказуемостью вызывало опасение у властей за сохранение существующего строя и привело к откату на прежние позиции. Вновь наступают морозы, демократическое пламя гасят с помощью государственно-политической силовой системы.
Отлив не обходит стороной и метростроевскую газету. Самые активные ее корреспонденты не по своей воле оставляют Москву, ее же главный редактор с шумным партийным поруганием уволен "без права работать в Метрострое".
Много лет спустя Александр Васильевич в одну из наших встреч всю ту ситуацию в стране - "оттепель" и снова "похолодание" - оценит как "гигантскую провокацию для выявления демократически активных и смело мыслящих граждан и их изоляции".

...После института я уже несколько месяцев работаю на Метрострое. Начальник участка назначает меня старшим на небольшом объекте - новом вентиляционном комплексе около метро "Кировская". (Надо признать - очень смелое решение шефа.) Работы идут в три смены. Я напичкан винегретом институтских премудростей, среди которых, правда, нет науки, как руководить людьми, нет практического опыта. Но мне все ясно - что сделать, как сделать, и есть напористое желание работать. Все удается, кажется, нет задачи, которую бы не решил. Все вершины и все шишки - впереди.
Ко мне назначают начальником смены Владимирова. Краем уха слышу, что его за что-то в свое время увольняли из Метростроя, сейчас же снова приняли, Мне недосуг расспросить коллегу о жизни, ему - 52, мне - скоро целых 23. Даю ему каждый день задание на смену, он его выполняет Все просто, как прямая линия.
Однажды в субботу (тогда была шестидневная рабочая неделя) в утреннюю смену я в напористом рвении смело отпаливаю породу, широко открыв калотту прорезных колец. Задание пришедшему на смену Владимирову: "Оберите забой и закрепите по паспорту". Выдержанный и корректный Александр Васильевич, увидев огромный купол калотты, впервые при мне загорелся: "Да нельзя так "распахивать" забой! Здесь крепить не на одну смену, нас же никто не меняет... И на смене нас мало. Впереди выходной, а... над нами Москва, центр... Оставить после себя незакрепленный забой я не смогу... Нельзя, Сергей Петрович, так жестко относиться к людям!" Меня тогда хватило только на то, чтобы молча пожать плечами.
Утром в понедельник вижу в калотте две установленные и раскрепленные штендерами центральные лонгарины (шестиметровые бревна диаметром 30 см) и заведенные за них марчеваны. Классическая картина закрепленной выработки Узнаю, что смена Владимирова, отработав свое время, осталась на ночь и ушла из шахты только в воскресенье утром. Было их пять проходчиков, шестой - Владимиров. Тому, кто знает, что такое прорезные кольца в скальных породах, объяснять сложность и трудность этой работы не нужно.
Каждый, идя по жизни, получает свои уроки, больше всего этой школы выпадает на молодость. Того урока от Владимирова мне не забыть. И что такое "жесткое отношение к людям", и что они могут, когда надо, и какие нужны слова и воля человека, чтобы объяснить это "надо", и что такое исключительная ответственность - "над нами Москва", что такое примитивное, непрофессиональное движение "вперед", и как получается, когда одни трудности создают, другие их героически преодолевают. И боль, что вся тяжесть легла на других, а не на меня - главного "энтузиаста".
Прощение у бригады и у Владимирова я тогда попросил, но напряженность между нами осталась. Когда же вскоре его перевели на другой объект, я где-то в глубине души этому был даже рад (есть случаи, за которые краснеешь всю жизнь).

...Прошло 11 пет, 8 из них я начальник участка, позади пять пусков. Только что успешно выполнена конструкция "Сходненской", тогда она была уникальна (в послевоенный период это первая односводчатая станция открытого способа работ, потом за ней активно пойдут аналогичные). Но сурово надвигался пуск Краснопресненской линии, и лавры успеха быстро высохли.
Именно в тот период на моем участке и появился Владимиров, он работал в парткоме, и его задачей было проверить мою общественную работу. В ту пору - если ты начальник участка, то непременно должен быть и пропагандистом, обязан проводить по утвержденной парткомом программе занятия со своими рабочими. По существовавшему в нашем СМУ порядку один участок целиком вел строительство всего станционного комплекса. Особенно трудно было в период пуска. Поэтому и общественная работа в такую пору замирала, а если и проводилась, то формально.
Александр Васильевич, в натуре которого была заложена основательность, не ограничился присутствием на занятии усталых, откровенно засыпающих слушателей и пытающегося их разбудить пропагандиста. Он вник в работу участка, окунулся в его атмосферу, поговорил со многими. Помня прежнюю принципиальную, ясную оценку ситуаций Владимировым, я с некоторой боязнью, но и с интересом ждал его суда.
Доброе слово, сказанное в нужную минуту авторитетным человеком - дождь земле в жаркую пору. И было то самое слово, была похвала Владимирова, исключительно уважаемого мной человека, преподнесшего мне несколько лет назад тяжелейший и в то же время бесценнейший жизненный урок, похвала, снявшая старое напряжение, придавшая силу, вселившая уверенность, похвала, которая помогла вынести тяжесть того пуска.
Помню наши встречи уже а 80-е годы. Мне тогда пришлось уйти с должности главного инженера, переносилось это не просто, затронуло, осложнив даже взаимоотношения в семье, и поддержка Владимирова, умудренного жизнью человека, за плечами которого потрясения покруче и рядом с которыми мои проблемы - мелководье, бесценна. Трудности, выпавшие в свое время на его долю, не озлобили, а засветили замечательно добрым теплом - умением сопереживать. Его лучение и придало мне в ту пору второе дыхание.

Бывает Александр Васильевич у меня на "Россошанской", он уже не работает - это начало 90-х годов. В нашем Отечестве глобальные изменения. Владимирову 80, мне - 50, ему трудно принять перемены в стране и, чувствую, когда разбирает их со мной, ему легчает. Мы вместе намечаем что-то. Недавно ушел из жизни мой отец, и я говорю, что в чем-то он мне его напоминает - рука пожилого человека ложится на мое плечо. Сейчас, на отдалении лет, мне хочется думать, что хоть малая искра от меня и хоть на мгновение согрела его золотое сердце.
Александра Васильевича не стало в 1994 году.
Хорошие, добрые отношения с людьми - как здоровье, ценишь, когда теряешь, и сожалеешь, что не успел сказать замечательному человеку те теплые слова, что нужны для жизни. Но, быть может, эти строки доброй памяти дойдут и согреют его родных и друзей.
С.Преображенский, начальник участка СМУ-3
На снимке: А.В.Владимиров

Пятьдесят лет со СМУ-8

Первого августа исполнилось ровно 50 лет, как пришел в наш коллектив Александр Сергеевич Ключников.
Он приехал в Москву из Калуги, с родины Циолковского, чтобы получить в столице высшее образование. Поступил в МИИТ. Со строительством метро познакомился будучи студентом, на четвертом курсе проходил практику на Киевском Метрострое, а распределение получил - на Московский Метрострой, в СМУ-8. Молодой специалист был назначен сменным инженером на строительство станции "Краснопресненская", где судьба подарила ему встречу с такими корифеями метростроения, как Борис Яковлевич Вайнштейн и Евгений Антонович Черненко. Их он считает своими учителями.
Александр Сергеевич с первых шагов проявил себя как грамотный, инициативный инженер. Не случайно в 1961 году по приказу Министерства транспортного строительства он был направлен для оказания технической помощи в Афганистан, где трудился на сооружении высокогорного тоннеля Саланг. За успешное завершение этой работы Александр Сергеевич был отмечен афганским орденом "Минополь" III степени. Наградной документ подписан королем Афганистана Захир-шахом, который по-дружески, с большим уважением относился к советским строителям.
Вернувшись из командировки, Александр Сергеевич продолжил строить метро, работал сменным инженером, начальником участка, заместителем начальника ПТО. А в 1968 году на общем собрании коллектива он был единогласно избран председателем шахтного комитета СМУ-8. И надо сказать, люди в своем выборе не ошиблись. Александр Сергеевич с большой ответственностью подходил к любому вопросу, будь это улучшение жилищных условий работников, охрана труда и техника безопасности, быт, питание, социальная помощь. Работа нашего шахткома неоднократно признавалась лучшей среди коллективов Метростроя.
В 1973 году Александр Сергеевич назначен на должность заместителя начальника СМУ-8. Это был период, когда особо остро стояли проблемы с выделением жилой площади очередникам предприятия, нехваткой рабочей силы. Александр Сергеевич наладил деловые взаимовыгодные отношения с воинскими частями, с городскими организациями, КСУМом, и это позволило привлекать на работу молодых людей из других городов и республик. Особый талант проявился у председателя шахткома, когда он, на законных основаниях, при выделении СМУ-8 очередной квартиры обеспечивал, при неоднократных обменах, три, а то и четыре семьи отдельной жилплощадью.
В течение своей пятидесятилетней работы в СМУ-8 Александр Сергеевич Ключников принимал непосредственное участие в строительстве таких станций, как "Фили", "Алексеевская", "Октябрьская"-радиальная, "Волгоградский проспект", "Щукинская", "Площадь Ильича". В период сооружения Центрального пересадочного узла и станции "Щукинская" Ключников исполнял обязанности начальника СМУ-8. Он награжден медалями "За доблестный труд", "В память 850 летия Москвы", почетным знаком "Ударник пятилетки", "Победитель социалистического соревнования".
В настоящее время, по сути находясь на заслуженном отдыхе, Александр Сергеевич продолжает работать в коллективе, в отделе главного диспетчера. И к тому же еще возглавляет совет ветеранов СМУ-8. Постоянно поддерживает связь с нашими ветеранами, не забывает о музее СМУ-8 - следит за ним и пополняет его экспозиции, рассказывающие об истории коллектива, его людях, трудовых подвигах.
Александр Сергеевич воспитал двоих сыновей. У него три внука, старшие учатся в высших учебных заведениях. И верная спутница, Оксана Дмитриевна Ключникова, всегда рядом, вот уже сорок пять счастливых лет. Кстати, их свадьба совпала с таким знаменательным событием в жизни страны, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. И не только дом связывает эту дружную пару, но и коллектив СМУ-8, где Александр Сергеевич и Оксана Дмитриевна трудятся вместе последние восемь лет.
Дорогой Александр Сергеевич! Весь коллектив СМУ-8 желает вам счастья и долгих лет жизни. И пусть за пятидесятилетием обязательно последует следующий юбилей. Крепкого вам здоровья!
В.Ефимов, ветеран СМУ-8

* * *

Александр Сергеевич Ключников - активный автор нашей газеты. Много лет он рассказывает на страницах "Метростроевца" об интересных людях коллектива, никогда не забывает о юбилярах. В последние годы Александр Сергеевич вместе со своей женой Оксаной Дмитриевной занимается подпиской на "Метростроевец".
В коллективе СМУ-8 более трехсот человек получают нашу газету. И накануне ее 70-летия Александр Сергеевич тепло поздравил журналистов редакции с юбилеем.

К 70-летию "Метростроевца"

Маргарита - мастер газетного слова

Есть такое мнение: газета живет один день. Оно, конечно, обидно для журналистов, Но его можно отредактировать: номер газеты живет до выхода следующего номера. И это уже легче воспринимать, так как появляется намек на череду выпусков, на хронологию, на развитие тем. Десятки, сотни, тысячи номеров газеты уже не могут бесследно кануть в Лету. В них неизбежно запечатлеваются черты времени, приметы места или дела, которому газета посвящена. И, конечно же, на растущие пьедесталы из годовых подшивок память читателей начинает ставить фигуры наиболее значительных авторов газетных текстов.
В семидесятилетней истории "Метростроевца", слагавшейся несколькими поколениями журналистов, не могли не проявиться некоторые наиболее значимые имена. И наряду с первым редактором "Ударника Метростроя" Ефимом Давыдовичем Резниченко почти обязательно вспоминается Маргарита Петровна Неволина.
В завоевании такого непререкаемого авторитета определенную роль сыграла, конечно, длительность журналистского пути Маргариты Неволиной, пройденного ею на глазах многих тысяч метростроевцев. Начался он в марте 1934 года, а последняя прижизненная публикация Неволиной состоялась 18 августа 1971 года в день Военно-воздушного флота. Зарисовка "Майор Жмулин" была посвящена бывшему начальнику планерной станции Метростроя, а потом боевому летчику-орденоносцу Виктору Михайловичу Жмулину. Перед этим была заметка о Константине Яковлевиче Самсонове, чей батальон штурмовал рейхстаг и водрузил над ним историческое знамя Победы Заметка с гордым заголовком "Не обошлось без Метростроя" была подписана не совсем обычно - М.Неволина, журналист. А ведь с полным правом там могло значиться и другое - участница Великой Отечественной войны. Около двух лет, начиная с октября 1941 года, Маргарита Петровна работала во фронтовой печати.
Если принять во внимание этот факт биографии, то получается, что непосредственно метростроевский стаж Неволиной составляет 35 лет или ровно половину нынешнего срока существования нашей газеты.
За внушающей уважение количественной стороной журналистского труда Маргариты Петровны мы не упускаем и качественную. Многие сотни газетных материалов корреспондента Неволиной отмечены знаком несомненной компетентности и преданности Метрострою. Все они свидетельствуют о том, что их автор - неутомимый труженик, яркая творческая личность, чье многогранное дарование поставлено на службу времени и людям. Она была настоящим интеллигентом. К тому же потомственным.
Родилась Маргарита 10 апреля 1905 года в семье учителя Петра Ползунова, работавшего в карельском селе Паданы, недалеко от города Повенца. Отец был типичным просветителем, не замыкавшемся в провинциальных рамках. Он лично знал молодого в ту пору писателя Михаила Пришвина, дружил с В.Г.Короленко, общался с политическими ссыльными. Впоследствии и сам лопал в более далекую ссылку - в Усть-Сысольск (ныне - Сыктывкар).
Детей в семье Ползуновых воспитывали на классической литературе, на уважении к труду. Один из старших братьев Маргариты стал журналистом, как бы проложив дорогу и для нее.
Трудовая деятельность девочки началась очень рано. Ей еще не было четырнадцати лет, а она уже как взрослая работала в местном исполкоме - занималась почтой, попутно освоив пишущую машинку. Дальше была учеба в педагогическом техникуме, первые литературные опыты и публикации, переезд в конце 20-х годов в Москву.
На первых порах Маргарита сменила - по разным причинам - несколько редакций. Из предпоследней, например, пришлось уходить потому что просто прекращался выпуск газеты "За рулем". Ее редактор как раз и посоветовал Неволиной попытать счастья в "Ударнике Метростроя" и даже снабдил ее рекомендательной запиской: "Посылаю вам тов. Неволину. Работник хороший, способный и честный".
Небывалая гигантская стройка сразу увлекла и очаровала ее. В среду молодых энтузиастов журналистка вошла как близкий им по духу человек. Ей нравились эти люди, отважно сражавшиеся с подземной стихией, осваивавшие одну за другой строительные профессии, дружившие с техникой. Она и увлечения их с удовольствием разделяла. О литературе и говорить нечего. В этом смысле Метрострой подарил ей новые темы и прекрасных героев, а также - среду единомышленников в лице десятков метростроевских стихотворцев. Но был еще аэроклуб, кузница будущих Героев. Не раз и не два ездила журналистка Неволина в Малые Вяземы общалась там с романтиками авиации следила за их судьбами. Само собой получилось, что аэроклубовская тема была в редакции за ней закреплена. Но она также могла прикипеть душой и к какой-нибудь отстающей шахте, день за днем бывать там, помогая печатным словом вырваться из прорыва.
Много-много лет спустя, уже после кончины Маргариты, ее сестры Надежда и Софья написали о ней для "Метростроевца" большую статью. В ней о Маргарите Петровне было сказано, в частности, такое: "Многотысячный коллектив стал для нее большой семьей и судьбой на всю оставшуюся жизнь".
А ведь была и собственная семья Маргарита Петровна родила и воспитала двоих сыновей. Станислав мечтал стать художником, но в июле 1941 года семнадцатилетний вчерашний школьник ушел защищать Родину и погиб. Второй сын, Альфред, был артиллеристом. Вернувшись с фронта, он смог добиться исполнения своей мечты: окончил медицинский институти много лет работал врачом. Женился на медсестре, у них родился сын Александр.
В этом своем внуке Маргарита Петровна души не чаяла. В тесной квартире Неволиных кроватку маленького Саши ставили в комнату, где стоял рабочий стол бабушки. Он себе мирно спал, а она за настольной лампой разбирала дневные записи, писала очередной репортаж.
Теперь Александр - солидный человек с инженерным образованием у него растет дочь, перешедшая уже в 9-й класс А назвали ее в честь прабабушки Маргарита Неволина-младшая, ее отец Александр Альфредович и бабушка Надежда Кирилловна в середине июля были гостями редакции.
Вот что говорила о своей свекрови Надежда Кирилловна:
- Я познакомилась с Маргаритой Петровной в 1956 году. Знала, что она хороший журналист, сама убедилась в ее неисчерпаемой энергии. В любое время суток, хоть в 12 часов ночи, она могла по вызову поехать на работу. Все метростроевские дела принимала близко к сердцу и это у нее всегда было на первом плане. За модной одеждой не гонялась. Нога у нее была небольшая, размер 33-34-й. Так она могла иногда для быстроты прямо на туфли навернуть портянки и влезть в сапоги. К нам приходило много людей и очень известных - Полежаев, Федорова, Кошелев. Бывала и молоденькая Белла Ахмадулина. В доме отдыха по-моему, Маргарита Петровна была не больше двух раз. Набиралась сил на прогулках где-нибудь в парке. Но и там сочиняли стихи.
Внук пообещал просмотреть архив бабушки и, может быть, что-то интересное для газеты найти. А правнучка сказала, что собирается стать логопедом (чувствуете соединение слова и медицины?) и пробует писать стихи. Похоже, память о своей прабабушке она сможет занести далеко в только-только начавшийся век. И это радует. Пусть кто-то говорит, что газета живет только один день.
Юрий ПетрунинНа снимках: М.П.Неволина в редакции; второй снимок сделан в 1969 году на станции "Коломенская" в день пуска пробного поезда. Слева направо - сменный инженер СМУ-6 Ирина Алексеева, начальник СМУ-8 Павел Семенович Бурцев, корреспонденты "Метростроевца" Маргарита Петровна Неволина и Фаина Блинова.

Стихи Маргариты Неволиной

Письмо

Какую ночь (уже не сосчитаю!)
Пытаюсь написать тебе письмо?
Начну и рву. И снова начинаю,
И снова рву.. Хороший мой!
И ты - не мой, и я тебе чужая,
И никогда нам вместе не бывать
Я даже мысленно, я тайно не мечтаю,
Чтоб руку протянуть, обнять.
Моя любовь - светла и безнадежна,
Как дальних звезд манящие огни
Я только песней - искренней и нежной -
Могу касаться глаз твоих.
Ты мне чужой, и ближе всех на свете...
Но я уйду, не тронув твой покой.
Не осуждай меня за бегство это
Я слишком поздно встретилась с тобой.


Москва, Фрунзенский плац. Март 1959 г.

* * *

Мне ничего не надо от тебя.
Не надо слов, которых не умеешь
Ты говорить случайно, не любя.
Я ни о чем тебя просить не смею
Но в дни, когда на сердце очень тяжко,
Стремлюсь к тебе. Ищу с тобою встреч,
Чтоб глаз твоих сияние и ласку
Как тайну милую в душе сберечь.


Жемчужина

Ничто с тобою не сравнится!
За красоту, тепло, уют
Тебя - жемчужиной столицы
По праву москвичи зовут.
Ты честно служишь четверть века,
Все шире сеть твоих дорог.
В глубоких недрах светлой вехой
Идет московское метро!
В день трудового юбилея
Поднимем выше наш бокал
За тех, кто силы не жалея,
Тоннели эти создавал.
Проходчик! Подвига чудесней
Твое стремление вперед
Как гимн Отчизне, светлой песней
Твой труд в историю войдет!


Начальник шахты

(Фрагмент поэмы)

Неласкова подземная стихия!
В провалах черных вечной темноты
Покоятся незыблемо литые
Известняков гигантские пласты
Пещеры, водоносные разрывы
Где, как в легенде древней злой колдун,
Подкарауливает жадно и ревниво
Проходчиков предательский плывун.
Он так и ждет, чтоб вырваться на волю,
Чтоб броситься, как разъяренный лев,
Лавиной мчаться по просторным штольням
И угрожать строителям в стволе.
Здесь свой язык, суровые законы.
Причудлив, сложен молчаливый мир
И никогда не будет здесь спокоен
Видавший виды командир.
Десятки раз он выверит крепленье,
Зайдет опять в центральный камерон,
Где пульса шахты явственно биенье.
Всегда подтянут и насторожен,
В забой войдет и здесь оценит сразу
Движение встревоженных грунтов,
Отметит зорким инженерным глазом
Нелегкий труд московских горняков.


Наши юбиляры

Энтузиазм, пронесенный через десятилетия

Борис Васильевич Федоров (1907-1996) входит в число самых преданных друзей и авторов нашей газеты. По стажу и активности своего сотрудничества в метростроевской печати с ним может соперничать, пожалуй, только один Алексей Николаевич Фомин.
Первая литературная публикация Федорова в "Ударнике Метростроя" относится к середине 30-х - это было стихотворение "Привет всем избранным", посвященное выборам депутатов в советы разных уровней. Последнее прижизненное выступление на страницах "Метростроевца" состоялось летом 1996 года - в номере за 21 июня Борис Васильевич предложил читателям очередной кроссворд, который оказался заключительным в длиннейшей многолетней серии. Характерная деталь: среди загаданных в тот раз слов были "ударник" и "Костров" - имелся в виду поэт-первостроитель. С Григорием Костровым автор кроссворда был хорошо знаком. Когда Борис Федоров в 1939 году впервые пришел в метростроевский литкружок, его занятия как раз и вел Григории Костров, проходчик-первостроитель, уже успевший окончить Литературный институт.
К тому времени у Федорова был шестилетний рабкоровский опыт. По основной своей профессии Борис Васильевич - бухгалтер. До Метростроя он работал в системе кооперации в родных местах - на Дону, потом руководил расчетной частью в центральной бухгалтерии "Мосжелдорстроя". А перейдя на знаменитую стройку, стал сразу заинтересованно вникать в ее специфику и проблемы. Его первая заметка, напечатанная в "Ударнике Метростроя" в августе 1933 года, развивала важную тему организации сквозных бригад. В дальнейшем Федоров много писал и на производственные темы, и о культурной жизни большого многотысячного коллектива, прежде всего - по метрогородкам. И тут уже были не просто заметки, а обзорно-аналитические статьи "Два клуба", "В доме пионеров", "За экономию и культуру". В 1940 году деятельного рабкора ввели в состав общественной редколлегии газеты, где он отвечал за освещение культмассовой работы.
В первые недели войны Борис Федоров в статье "Боевой опыт" рассказывает об "охотниках" за зажигательными бомбами, в числе которых и он сам. Потом вместе с частью метростроевцев едет работать в Куйбышев, в Восточную Сибирь.
Еще не отгремели последние залпы войны, а метростроевский литкружок начал возрождаться. Руководили им, сменяя друг друга, поэт Дмитрий Цензор, прозаик Сергей Малашкин, Григорий Костров, который в те годы был ответственным секретарем редакции. Когда Григория направили на учебу в Высшую партийную школу, его преемником по литературной части стал - на несколько пятилеток - Борис Васильевич Федоров.
Кружок переименовали в литбригаду "Забой". Занятия ее регулярно проводились по пятницам в помещении редакции (только на некоторое время их переносили в лосевский Дом культуры).
Как правило, накануне очередного занятия о нем давалось в "Метростроевце" объявление. Там же перечислялись фамилии самодеятельных литераторов, чье присутствие на занятии было особенно желательным. Через несколько дней в газете появлялся небольшой репортаж - Борис Васильевич писал, чьи и какие произведения читались и обсуждались. Именно по такому поводу в печати впервые были приведены высказывания юной участницы "Забоя" Беллы Ахмадулиной о творчестве ее старших товарищей. Зафиксированы тогда же, в начале 1955 года, и мнения о ее стихах. Зафиксированы, подчеркнем, неутомимой рукой Бориса Васильевича.
Он, можно сказать, с бухгалтерской скрупулезностью вел хронику литбригады, много времени уделял подготовке литературных страниц, укреплению связей "Забоя" с центральными изданиями. И при этом умудрялся находить время для воплощения в слово собственных замыслов. А они у него всегда были обширными. В стихах он пробовал самые разные формы - от подписи под карикатурой до поэмы "Имени Егора Абакумова". Как прозаик он напечатал в "Метростроевце" немало рассказов. А журналистская его продукция вообще неисчислима, в ней тоже представлен весь диапазон - и небольшие информации, и рецензии, и зарисовки, и фельетоны, и очерки, и циклы статей, например, "Содружество пера с отбойным молотком". Он с одинаковым удовольствием писал о классиках нашей литературы и об истории районов Москвы, в которых строили метро. Просветительский энтузиазм, зародившийся в нем еще со времени ликвидации безграмотности на Дону, Федоров сохранил до своих финишных лет.
Такого удивительного человека нельзя было не уважать. И в 1987 году, когда отмечалось 80-летие Бориса Васильевича, "Метростроевец" поместил сразу шесть стихотворений, посвященных ему поэтами "Забоя".
В день нынешнего юбилея "Метростроевца" Б В Федорову могло бы исполниться 95 лет Его нет на земле с осени 96-го. Но с нами остаются - светлая память о нем и несметные россыпи его публикаций в газетных подшивках.
Ю.Петрунин

Футбол

Без ничьих

Продолжается турнир на приз газеты "Метростроевец".
Во встрече футболистов КСУМа и Метромаша счет открыли благодаря Владимиру Пестрецову коммунальщики. Но затем они увлеклись индивидуальной игрой и поплатились за это двумя ответными голами - отличились Виктор Седов и Харламов-старший. И во втором тайме соотношение мячей такое же. На точный удар Шамиля Нурмухаметова заводчане отвечают голами Виктора Юнькова и Виктора Седова. Победа Метромаша - 4:2.
Первая официальная игра команды Управления состоялась 8 июля. И в матче против футболистов СМУ-4 управленцам удалось повести в счете - гол забил Александр Строгонов. Но до перерыва форвард СМУ-4 Александр Квиткин дальним ударом восстановил равновесие. Во втором периоде отличиться вполне могли обе стороны. И лишь на предпоследней минуте судья назначил штрафной в пользу монтажников. Александр Квиткин не упустил шанса. Со счетом 2:1 футболисты СМУ-4 одержали победу.
Старым соперникам - командам СМУ-9 и Метротоннельгеодезии - не надо было тратить время на разведку. Мяч быстро перемещался от одних ворот к другим. На 15-й минуте нападающий маркшейдеров Андрей Аносов завершает розыгрыш мяча сильным ударом - 1:0. В начале второго периода Александр Куртиков удваивает счет. Механизаторы спохватываются, меняют тактику, но времени им осталось лишь на то, чтобы сократить разрыв в счете. Отличился Юрий Бобков. В итоге победа маркшейдеров - 2:1.
В пятом туре встречались команды КСУМа и Метротоннельгеодезии. Преимущество коммунальщиков стало проявляться уже к середине первого тайма, когда их форвард Михаил Гершун удачно завершил красивую комбинацию и открыл счет - 1:0. Футболисты КСУМа удерживали инициативу и все остальное время матча. Во втором периоде два безответных гола забил их нападающий Олег Матвеев. Общий счет - 3:0 в пользу КСУМа.
Игровой день 12 июля открылся матчем коммунальщиков и механизаторов. Футболистов СМУ-9 не насторожила предыдущая удача их соперников. И все у команды КСУМа получилось как в пятом туре. Счет на 8-й минуте открыл тот же игрок - Михаил Гершун. И после перерыва коммунальщики не дали механизаторам отыграться - четко действовала оборонительная линия КСУМа, возглавляемая Владимиром Пестрецовым. Он же выдал длинный и точный пас Гершуну, увенчавшийся голом. А всего Михаил в тот день отличился трижды.
Голевой почин в матче команд СМУ-5 и Метромаша сделал капитан заводчан Виктор Седов. И после этого на долю вратаря СМУ-5 Владимира Вайвалова выпало немало неприятных моментов. До свистка на перерыв он еще трижды доставал мяч из сетки ворот - дважды его огорчил Александр Харламов-старший и один раз - Андрей Борщевский. Смена ворот ничего нового не принесла. Денис Калинин и Виктор Юньков довершили разгром: со счетом 6:0 победил Метромаш.
В жаркий понедельник 15 июля футболисты СМУ-5 отыгрались на команде СМУ-4. Первый тайм остался полностью за ними - по одному голу забили форварды СМУ-5 Виктор Мышинский и Сергей Маракулин. После смены ворот нападающий СМУ-4 Александр Овчинников сумел отквитать один мяч, но на этом успехи монтажников закончились. А нападающие СМУ-5 Александр Баконин и Константин Жданов провели еще по мячу.
Встречаясь с командой СМУ-3, футболисты КСУМа решили продолжить свой победный курс. И это им удалось. Взятие ворот по одному разу праздновали нападающие коммунальщиков Михаил Гершун, Валерий Чемоданов и Сергей Буркулев, а Дмитрий Гуревич отличился дважды. В итоге - 5:0.
17 июля 8-й тур чемпионата открылся матчем команд Управления и СМУ-5. За две минуты до его конца счет был равным - 2:2. На голы Виктора Мышинского и Виктора Стародворцева из СМУ-5 двумя удачными ударами ответил Александр Строгонов. Решающий гол забил, нападающий команды СМУ-5 Евгений Бабиков, и она взяла верх со счетом 3:2.
Н.Акимов, мастер спорта

Гудков Василий Андреевич

На 82-м году жизни скончался Василий Андреевич Гудков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Метростроя.
Василий Андреевич был сыном первопроходца метро и так же, как и его отец, посвятил всю свою жизнь этой стройке.
После окончания десяти классов Василий Андреевич поступил в институт, но вскоре был призван в армию. Прошел финскую войну, затем Великую Отечественную. Он защищал город на Неве в составе 194-го зенитно-артиллерийского полка. На себе испытал все ужасы блокадного Ленинграда. О героическом прошлом Василия Андреевича Гудкова говорят ордена Отечественной войны I и II степеней, медали "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией".
После войны Василий Андреевич окончил Московский техникум транспортного строительства, затем заочно машиностроительный институт по специальности инженер-механик. С 1947 года трудился на строительстве № 22 Метростроя, в тресте "Жилпромстрой", с декабря 1953-го по сентябрь 1997 года - в коллективе монтажников СМУ-4. Главный механик объекта, начальник участка, механик участка, ведущей инженер технического отдела - таков послужной список. И где бы Василий Андреевич ни трудился, он выполнял порученное депо грамотно, квалифицированно, с чувством большой ответственности, Дважды его направляла в командировки по линии Минтрансстроя. В Афганистане он строил дорогу Кушка - Герат - Кандагар, в Праге работал на строительстве станции "Московская". Его мирный труд также отмечен наградами Родины.
Василий Андреевич был человеком эрудированным, с феноменальной памятью. Он вложил свою душу и труд в составление хроники событий в коллективе монтажников СМУ-4 с первых лет и до наших дней. Сделать это мог не каждый, а он смог! Он был большим поклонником футбола и благодаря своей прекрасной памяти мог в подробностях рассказать о матче, проходившем, к примеру, тридцать, а то и сорок лет назад. Но, пожалуй, самое главное, что отличало этого незаурядного человека - это исключительная порядочность, честность, скромность, глубокое уважение к людям и готовность всегда помочь словом и делом.
Все, кто знал Василия Андреевича и дружил с ним, надолго сохранят о нем светлую память. Мы все скорбим об этой невосполнимой утрате вместе с женой Василия Андреевича - Надеждой Кирилловной, его родными и близкими. Выражаем им свое искреннее соболезнование.
Администрация, профком, совет ветеранов СМУ-4

Вартанян Сергей Вартанович

На 93-м году ушел из жизни основатель Технической школы Мосметростроя, ее первый директор Сергей Вартанович Вартанян.
Он родился 15 декабря 1909 года в городе Ереване. После переезда в Москву окончил Московский горный институт и пришел на Метрострой. Работал старшим инженером-механиком в Управлении Метростроя, главным механиком на объекте №6.
В военные годы, когда весь народ встал на защиту Отечества, московские метростроители думали о будущем первого в стране метрополитена. Метрострою нужны были высококвалифицированные кадры механиков, мастеров, рабочих. Для решения вопросов кадровой политики в 1943 году была создана Техническая школа Мосметростроя, руководителем которой назначили С.В.Вартаняна. Начались годы становления "кузницы" кадров для Метростроя. Осваивались новые профессии, решались сложные и многогранные задачи профессионального обучения. Это были самые яркие страницы жизни Сергея Вартановича.
Прошло 12 лет. Потребность в специалистах для строительства подземных линий метро возрастала. Накопленный опыт педагогической деятельности и руководства Технической школой был использован С.В.Вартаняном для организации другого учебного заведения - Московского техникума транспортного строительства, где получали образование руководители среднего звена. Сергей Вартанович подготовил и воспитал не одно поколение метростроителей.
И после ухода на заслуженный отдых С.В.Вартанян до самых последних дней интересовался проблемами Московского Метростроя, часто бывал в Технической школе, передавал свой опыт руководителям, педагогам, учащимся.
Работа С.В.Вартаняна отмечена многими правительственными наградами. А труд, вложенный в строительство метро тысячами квалифицированных специалистов, подготовленных в Технической школе и Московском техникуме транспортного строительства при непосредственном участии этого замечательного педагога и руководителя, будет лучшим памятником ему.
Коллектив Технической школы Мосметростроя скорбит о кончине Сергея Вартановича Вартаняна и выражает соболезнование его родным и близким.
Коллектив Технической школы Метростроя

Этот номер воспроизведен полностью
Hosted by uCoz