О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №37 (13063)
27 сентября 2002 г.

Сегодня в номере:

  • Трудовой юбилей Э.И.Заливако, заместителя главного инженера СМУ-8. Стр. 2.
  • Интервью автора проекта станции "Воробьевы горы" архитектора Л.Л.Борзенкова. Стр. 3.
  • Творчество наших читателей. Стр. 4.

Новости

"Ловату" дали зеленый свет

Комиссия Госгортехнадзора провела необходимые проверки и подписала акт о приемке в эксплуатацию горнопроходческого комплекса "Ловат", задействованного в Южном Бутове.
К этому времени четвертый участок ТО-6 прошел уже около ста метров перегона, что позволило не только втянуть в тоннель весь комплекс, но и испытать при наличии уклона систему откатки с использованием дизелевозов.
Помимо самого щита, комиссия проверила также вентиляцию, аварийное освещение. Аккумуляторные батареи, от которых оно может быть подано в сеть, необходимы и для того, чтобы в случае отключения внешнего электропитания сохранить информацию, накапливаемую в бортовых компьютерах "Ловата".

ПУ-72 - 55 лет

25 сентября 1947 года вышел приказ Московского областного управления трудовых резервов №362 о создании школы ФЗО №130 для подготовки квалифицированных кадров для Московского Метростроя. И с тех пор, как бы ни менялось название этого учебного заведения, цель оставалась прежней - оно готовило специалистов для строительства метро. Из стен училища выходили каменщики и плотники, штукатуры и арматурщики. За 55 лет своего существования ПУ-72 выпустило около 18 тысяч человек, путевку в жизнь здесь получили многие известные на Метрострое люди, среди которых есть и нынешние руководители производства.
- Училище всегда гордилось своими выпускниками. Гордилось педагогическими кадрами, которые подготовили их к работе, - рассказал директор училища Владимир Алексеевич Федорцов. - И сегодня в нашем коллективе продолжают задавать тон ветераны- Александр Владимирович Цыпкин, Виктор Андреевич Рожков, Евгений Юрьевич Рычков, Екатерина Михайловна Строкова, Татьяна Александровна Шилина. Всему коллективу, а трудится в училище шестьдесят пять человек, желаю творческих успехов и здоровья. А нашим учащимся - отличных знаний.

СМУ-11 - в Твери и Торжке

Конец сентября запомнится работникам СМУ-11 двухдневной автобусной экскурсией - "Москва-Тверь-Торжок", организованной профсоюзным комитетом. Старинные русские города с их церквями и монастырями, картинной галереей и золотошвейной фабрикой оставили неизгладимое впечатление у любителей путешествий. А их на этот раз было двадцать человек. Рассказов из поездки привезено немало - и до сих пор сохранился в воспоминаниях вкус каравая с солью, которым встречали метростроевских экскурсантов в гостинице в Торжке, и пожарских котлет, прославленных еще А.С.Пушкиным.

Поздравляем!

Как уже сообщала наша газета, коллектив Тоннельного отряда №6, сооружающий перегонный тоннель на Бутовской линии метро, занял второе место в городском конкурсе "Строительная площадка-2002". Он достойно представил Московский Метрострой на этом соревновании.
Публикуем поздравление, направленное в адрес призера:

Сердечно поздравляю коллектив участка №4 ДО "Тоннельный отряд №6" Мосметростроя и его начальника В.М.Самару с завоеванным вторым местом в городском конкурсе "Стройплощадка-2002".
Мои поздравления директору Тоннельного отряда №6 Г.В.Макаревичу и инженерно-техническим работникам аппарата ТО-6, без трудового вклада которых успех участка в конкурсе был бы невозможен.
Генеральный директор ОАО "Мосметрострой" Г.Я.Штерн


На пусковом объекте

Круговорот грунта на стройке

Когда в середине прошлой недели погода резко переломилась и начались настоящие осенние дожди, это застало наших механизаторов из фирмы "Строймехсервис-9" в разгар их работы по устранению последней перемычки на трассе пускового участка Серпуховско-Тимирязевской линии. Буквально считанных дней не хватило им, чтобы в нормальных условиях, по-сухому, выбрать те 7,5 тысячи кубометров породы из основания Старокачаловской улицы, которые препятствовали примыканию перегонных тоннелей к тоннелям станции "Бульвар Дмитрия Донского". Но такова судьба строителя: грязь не грязь, а из котлована не вылазь.
К 18 сентября на всей длине перемычки, а это около сорока метров, первый ярус грунта был разработан, на южном конце удалось углубиться еще больше. Там поперечный частокол свай обнажился на значительную высоту и в просветах хорошо стали видны конструктивные элементы станции. С другой стороны продвижение механизаторов на какое то время притормозил железобетонный коллектор. При мне его крушил мощный гидроклин, установленный на базе экскаватора "Атлас". А с грунтом управлялся его новенький собрат "Кранэкс". Давя гусеницами размягченную глину, он маневрировал по дну котлована и наращивал по его стенкам земляные конуса, чтобы из них легче было черпать двум другим экскаваторам, которые стояли наверху.
Такая концентрация техники говорила о том, какое значение механизаторы придают данному объекту, хотя он у них далеко не единственный на всем обширном пусковом комплексе. К выходу в свет этого номера газеты они уже должны будут сдавать готовый котлован строителям СМУ-13. А те, конечно, не просто ждут своей очереди, а обеспечивают крепление стен котлована. Перед ними же начальник седьмого участка "Строймехсервиса-9" В.М.Деханов поставил задачу обеспечить надежное освещение перемычки, чтобы можно было и в темное время суток нормально грузить и отвозить грунт.
Оказывается, во всем грунтовом конвейере самым узким местом в пору дождей стала мойка колес. На обработку одного автомобиля уходит до двадцати минут, а ведь через мойку должны проходить не только "Татры" с грунтом, но и миксеры, и прочая колесная техника. Так что порой возникают даже заторы. А вечером и ночью интенсивность движения резко сокращается, в том числе и на улицах. И, значит, есть смысл перенести вывоз на другие смены.
Спрашиваю у Деханова, где еще работают механизаторы.
- Основной объем здесь, - говорит Вячеслав Михайлович. - Мы же выбрали пока лишь около половины. А дальше будет завершающая часть подземного перехода под бульваром у вестибюля №2. Забьем быстренько сваи, снимем дорожное покрытие и начнем выбирать грунт. "Кранэкс" способен доставать его с глубины до 6 метров. Все сделаем сверху - все полторы тысячи "кубов".
Совсем иная интонация прорезается в голосе начальника участка, когда речь заходит об обратной засыпке. Она вообще-то уже ведется в течение нескольких месяцев. И есть две площадки, сданные под благоустройство - одна в районе Ратной улицы, другая - за улицей Грина. А над самой станцией кое-где даже возвышаются холмы грунта, и надо лишь бульдозерами разровнять его. Но рядом можно увидеть большие пространства, где в котловане стены еще только растут, где арматурные каркасы еще не залиты бетоном. А ведь потом еще надо будет все эти стены и перекрытия оклеивать гидроизоляцией, устраивать для нее защиту в несколько слоев.
Красноречивее всего о ситуации с обратной засыпкой говорят цифры. С мая до середины сентября, то есть в самое благоприятное время, участок Деханова насыпал 75 тысяч кубометров, а до конца осени надо под неизбежными дождями обеспечить объем чуть ли не в полтора раза больше - порядка 105 тысяч. Отставание от графика, судя по всему, продолжится и в сентябре. При месячном плане в 40 тысяч кубометров участку, похоже и 10 тысяч не удастся набрать. И дело не в его реальных возможностях, а в медленном предоставлении фронта работ.
С кадрами, как считает Вячеслав Михайлович, дело обстоит нормально. Есть надежные горные мастера - Александр Константинович Князев, Валентин Иванович Погорелкин. Есть высококвалифицированные механизаторы - такие как бульдозерист Масадир Максудалиев, как машинисты экскаваторов Николай Иванович Сучилкин и Владимир Александрович Самуленков, как водитель Николай Николаевич Конкин. Все это добросовестные работники, у которых не надо стоять над душой, которые в случае необходимости не считаются с личным временем. В их распоряжении преимущественно новая техника - кроме экскаваторов, машинный парк "Строймехсервиса-9" недавно пополнялся бульдозерами и "Татрами". Не возникало трудностей и с материалами для засыпки. Песок беспрепятственно отпускают с карьера в Беседах, так как соответствующие суммы за него переводятся своевременно. Обычный же грунт берут из собственного отвала в Щербинке. В свое время СМУ-9 свозило его туда с этого же котлована. И теперь он, разделенный на фракции (глина, суглинок и т.д.), возвращается в Северное Бутово. На выезде с отвала "Татры" времени не теряют. Там на мойке установлены мощные насосы, их сильная струя очищает колеса от грязи очень быстро. А на бульваре Дмитрия Донского строители, по мнению Деханова, просто решили сэкономить на насосах. Но основная претензия к ним связана с поздней сдачей участков под засыпку.
Механизаторы обрадовались было, когда закончилась сборка левого тупикового тоннеля Бутовской линии, и перегнали туда на нулевой пикет бульдозер. Он начал сдвигать вниз, к торцу тоннеля грунт, а строители вдруг приостановили работу по защите гидроизоляции. На правом тупике картина примерно такая же, и выходит, что набирать объемы засыпки около СТП в ближайшие дни не получится.
На этом фоне самым обещающим выглядит отрезок трассы, где ее пересекает улица Грина. Там сейчас пока над кабельной подвеской пролегает временный мост. Но под него уже заползает "язык" песчаной засыпки. Как только строители СМУ-3 доведут доверху фурнели (они понадобятся при укладке путового бетона), можно будет здесь вести засыпку в полную силу в том темпе, который надо было бы обеспечить по всей станции еще летом.
Ю.Петрунин

На снимке: группа рабочих СМУ-3 запечатлена на фоне многоэтажек бульвара Дмитрия Донского. Слева направо - звеньевой проходчиков А.Гончаров, электросварщик С.Полухонов, электросварщик В.Белёнов, электросварщик и резчик В.Сазонов.
Фото А.Попова


Строители столичного метро

Пришел на Метрострой не случайно

Эдуард Иосифович Заливако, заместитель главного инженера СМУ-8, в конце августа отметил тридцатилетие своей работы на Московском Метрострое. Он и не ожидал, что об этом событии кто-то вспомнит, заметив, что другие работают и сорок, и пятьдесят лет... Однако встреча в редакции газеты произошла именно в связи с его трудовым юбилеем. Мы поговорили о дне вчерашнем, о настоящем и, конечно же, о будущем.
- Эдуард Иосифович, вы помните ваше первое знакомство с Московским Метростроем?
- Оно началось прежде всего со знакомства с начальником СМУ-8 Павлом Семеновичем Бурцевым. Он принимал меня на работу. Он и Юрий Павлович Рахманинов... Это как раз был тот самый период, когда один уходил в "десятку", а другой готовился возглавить СМУ. Я не случайно пришел в метростроевскую организацию, до этого уже имел пятнадцатилетний горняцкий производственный стаж, полученный в Донбассе, а точнее, на шахтах центрального участка в городе Горловка. После окончания Горловского горного техникума по распределению попал на старейшую шахту в центре города - "Кочегарку". Сначала был хронометристом в отделе нормирования, затем экономистом нормативно-исследовательской станции треста "Горловскуголь". В 1970 году меня перевели на новейшую в то время шахту глубокого заложения "Горловская-глубокая" (в дальнейшем шахта имени Гагарина). Работал на участках по добыче угля - горным мастером, заместителем начальника участка, и.о. начальника участка - вплоть до августа 1972 года. Женившись на москвичке Елене, я переехал жить в Москву.
В СМУ-8 мне предложили оклад 160 рублей, это было значительно меньше того, что я получал на шахте. Прежде, чем принять решение, быть или не быть метростроевцем, я полторы недели находился в раздумьях. "Где это ты так долго ходил?" - удивился моему возвращению Бурцев. Меня направили горным мастером на сооружение непростого пересадочного узла трех действующих станций метрополитена - "Площади Свердлова", "Площади Революции" и "Охотного ряда". А там... При первом же беглом взгляде на меня начальник участка Иван Иванович Майструк заключил: "Работать будешь".
- И как быстро вы освоились на новом месте?
- Со строительством метро я сталкивался впервые, но основное все равно было знакомо. Я же выпускник Московского горного института, моя специальность - горный инженер-строитель. Поначалу многое удивило: свободная система нарядов, электрический свет, курение, обязательный перерыв на обед, свободный выход на поверхность. Всего этого не было на угольных шахтах да еще и таких сверхкатегорных по метану, как в Донбассе. Но работа показалась настолько интересной, так захватила и закрутила, что уже о маленькой зарплате я и не вспоминал.
За мной закрепили бригаду Федора Семеновича Кузнецова. Боевые ребята. Работали с высочайшими скоростями. Соревновалась с другими, не менее сильными бригадами. Результаты этих соревнований и по сменам, и по участку постоянно освещались в "Молниях". Я восхищался умением Кузнецова руководить коллективом, а главное - его незаурядными способностями. Этот человек из плеяды мастеров, способных подковать даже блоху. Ас в метростроении. И таких, кстати, бригадиров в СМУ-8 было немало - Н.Аглудинов, А.Уколов, А.Смирнов, М.Шувалов, В.Голубев, А.Сердюк, И.Каширин и многие другие, а также пришедшие на смену их ученики - И.Сидоров, С.Старчиков, Б.Кульчицкий, Г.Пастернак, А.Быстров, А.Кузнецов, А.Сковородин, Н.Егоров, А.Яшин и другие. Высокий профессионализм, отличное знание дела, слаженность и сноровка позволяли всем им выполнять любые мыслимые и немыслимые задания. Помню, как на "Площади Свердлова" Федор Кузнецов в считанные часы передвинул красивую резную колонну, попавшую в створ проема. Такая работа проектом не предусмотрена, он сделал ее по своим расчетам и чертежам. Нерешаемых задач просто не существовало.
- Я помню, на ЦПУ был сильный пожар.
- Он и случился как раз на нашем участке. Я только что вышел из отпуска. Причина возгорания - нарушение правил ведения сварочных работ при демонтаже старой обделки. Тюбинги не поддавались, и их решили разрезать на части, искра попала в хлам, а несколько человек - под следствие. Это было тяжелое время. Но коллектив выдержал, справился и отстоял своих людей. В это время на ЦПУ я замещал начальника участка - мой первый опыт. А на "Площади Ильича" работал уже начальником участка. Замечательное было время - работа в охотку, каждый день - как праздник. Вот если вспомнить все мои вехи, то они таковы: ЦПУ, "Бабушкинская" и "Щукинская" - начальник смены, "Площадь Ильича" - начальник участка, "Чертановская" - заместитель плавного инженера, "Полянка" - заместитель начальника СМУ, "Цветной бульвар" - главный инженер, с "Римской" - заместитель главного инженера. За работой не заметил, как выросли дети, пришел однажды домой, а они уже взрослые.
- Дети не стали метростроевцами?
- Не стали. Дочь Оксана пошла по стопам мамы, окончила МИСИ. А сын Артем, как и я, Московский горный институт. Проходил производственную практику в нашем СМУ, на строительстве Олимпийской деревни для участников юношеских игр. Но Метростроем не заинтересовался. Теперь у него свое дело. А для меня СМУ-8 родной коллектив, без которого себя не представляю. Теплые воспоминания остались о том времени, когда трудился под руководством моих первых начальников участков - В.С.Усенко, В.Н.Чуркина, И.И.Майструка. И с ними, и с механиками участков И.И.Семеновым, Н.П.Лариным, Г.С.Пешковым работалось всегда легко. Должен сказать, что я сразу попал в поле зрения руководителей СМУ - главного инженера, а затем начальника Юрия Павловича Рахманинова, зам. главного, а потом и главного инженера, и в дальнейшем тоже начальника Владимира Ивановича Ефимова. Энергичные, толковые руководители, профессионалы. У них многому научился, особенно у Владимира Ивановича, его я считаю в какой-то мере своим наставником. А какие маркшейдеры работали и работают в СМУ! П.Пресман, Н.Суворов, И.Дебольский, И.Орлов, Н.Кислов, Д.Кондратьев, А.Цеценко - всегда были на высоте и с величайшей точностью обеспечивали сбойки, перенесение проектов в натуру.
- Действительно, в прошлые годы СМУ-8 стояло в одном ряду с сильнейшими метростроевскими коллективами. Славилось своими людьми. Много ли из той, старой гвардии, работает рядом с вами сегодня?
- Те времена, когда мы ездили по воинским частям, набирали молодых рабочих, обучали их профессиям, прививали свои традиции, давно уже прошли. Теперь в коллективе немало людей со стороны - вахтовики. Мы обеспечиваем их жильем, оформляем регистрацию. А из своих, родных, остались несколько бригад. И то бригадирам по пятьдесят, уходят на пенсию, вот недавно Николай Денисов, работавший на "Трубной", перешел на откатку. Нет молодежи, некому передавать опыт. Так что ориентироваться приходится на приезжих, которые, кстати, очень неплохие специалисты, среди них много метростроевцев, шахтеров. Трудятся нормально и на проходке, и на гидроизоляции, и на других работах.
- Каким бы вы хотели видеть Метрострой?
- Прежним. Метростроевцы должны строить метро, должна быть настоящая работа, а не такая, как ремонт подвалов, сооружение паркингов, гаражей... Да, это какая-никакая работа, но этим заниматься не совсем интересно. И к счастью, так получается, что для меня неожиданно появляется моя работа - то второй выход на станции "Белорусская", то "Дубровка", где мы занимались гидроизоляцией и начинкой эскалаторного тоннеля и куда снова сейчас вернулись, то многострадальный комплекс сооружений станции "Трубная", строящейся с 1992 года. И вот сейчас судьба забросила на станцию "Парк Победы". Работаем здесь на субподряде у СМУ-154 и СМУ-162. Выполняем в основном незавершенные процессы - технологические ходки, помещение будки стрелочника, одевание путевых стен в шифер и сетку под установку мраморной облицовки, строительно-монтажные работы по металлоконструкциям, гидроизоляционные работы по левому перегонному тоннелю Арбатско-Покровской линии с устройством верхнего строения пути. Работы, конечно, по нынешним временам не денежные. Но люди стараются. Доволен работой проходческих бригад В.Власенко, Н.Егорова, слесарей-монтажников В.Липанова, В.Соколова, электромонтажников М.Чернова, К.Масло. С надеждой жду ускорения работ по гидроизоляции левого перетонного тоннеля Арбатско-Покровской линии, где в зоне ответственности ДО СМУ-8 трудятся бригады А.Коваленко и А.Бельского. Да сопутствует нам успех!
- Эдуард Иосифович, кажется, вам предлагали возглавить СМУ?
- Когда Владимир Иванович Ефимов готовился ехать в командировку в Болгарию (после пуска станции "Цветной бульвар"), Юрий Анатольевич Кошелев действительно настаивал на этом. Он считал, что именно главный инженер должен поднять флаг. Но у меня в то время были серьезные личные причины на то, чтобы отказаться.
- Ваши планы на будущее?
- Знаю, что когда-либо придется принимать решение расстаться с работой и стать штатным пенсионером. Но думать об этом пока не хочется, продолжаю работать и в следующем году, надеюсь отметить свое шестидесятипятилетие в коллективе, а также надеюсь на лучшие, нормальные, справедливые времена для всех метростроевцев.
Беседу вела Н.Соловьева

К тому, что рассказал сам Эдуард Иосифович, есть небольшое дополнение от Александра Сергеевича Ключникова, в прошлом заместителя начальника, а ныне председателя совета ветеранов СМУ-8. Вот что он сказал:
- Эдуард Иосифович - энергичный, находчивый, смелый инженер. Живет работой, интересуется всем новым. У него много рационализаторских предложений. Душой болеет за дело. Я очень хорошо помню, сколько времени он - главный инженер - проводил на строительстве станции "Цветной бульвар", где внедрялся полумеханизированный щит КТ-Д6,2, как помогал и обучал там рабочих, как скрупулезно относился к выполнению графиков производства работ, технике безопасности. В том, что станция была сдана практически без недоделок, его немалая заслуга. Для Эдуарда Иосифовича характерна такая черта, мак настойчивость, если что наметил - обязательно выполнит. Привык работать четко. Сторонник дисциплины. А главное - это отношение к людям. Он не умеет разговаривать на языке приказов, он всегда старается заинтересовать.
Очень болезненно Эдуард Иосифович реагировал на уходы рабочих из коллектива. Переживал, когда закрывались объекты из-за отсутствия финансирования. Снова закрыта "Трубная". Но я желаю ему построить эту станцию. Желаю успехов в дальнейшей трудовой деятельности и здоровья, если будет здоровье - будет и работа.


Наш почтовый ящик

Спутник моей жизни

Хоть и с опозданием, но поздравляю "Метростроевец" с юбилеем. Газета в течение десятилетий, с 1933 года до сегодняшнего дня, была и остается спутником моей жизни. С удовольствием всегда читал ее и писал для нее статьи. И теперь, на другом континенте, испытываю большое удовольствие, когда с оказией удается получить экземпляры газеты и держать руку на "пульсе" метростроевской жизни.
Ханан Абрамсон, ветеран Метростроя
США, г.Чикаго

Сердечная благодарность

Просим опубликовать в газете наше письмо, в котором выражаем сердечную благодарность директору Тоннельного отряда №6 Георгию Васильевичу Макаревичу и председателю совета ветеранов нашего коллектива Климентию Абрамовичу Ратнеру за заботу о нас, ветеранах.
Внимание руководства чувствуем постоянно. Ко всем праздникам получаем материальную помощь и теплые слова поздравлений. Только в последнее время о нас вспомнили и к Новому 2002 году, и к 23 Февраля, и к 8 Mapта, ко Дню Победы и ко Дню города. Не забыт ни один юбиляр, каждому вручается премия.
Тоннельный отряд №6 ежегодно выписывает для своих ветеранов 50 экземпляров газеты "Метростроевец". И у нас есть возможность постоянно следить за производственными делами родного коллектива и всего Метростроя. Вместе с теми, кто сегодня трудится, радуемся успехам и переживаем неудачи, по-прежнему чувствуем себя причастными к строительству метро. Желаем Георгию Васильевичу Макаревичу, Климентию Абрамовичу Ратнеру и всему коллективу Тоннельного отряда № 6 доброго здоровья и больших производственных успехов.
По поручению ветеранов Тоннельного отряда №6: Е.Аксенова, Н.Харитонова, В.Нащекина, Н.Ремизов, И.Гущин, З.Лукьянова, З.Губайдулова, Е.Листратова, А.Мытаркина, А.Паршикова, С.Зенина, В.Лебедев, Г.Хизяпов, З.Масленикова, В.Трубкин, А.Зотов, М.Фролов, Ю.Беляев, Ю.Миряев.


Актуальное интервью

"Воробьёвы горы"- как палуба большого корабля

Как известно, самый удобный способ из любого конца города попасть в Лужники и на Воробьевы горы - перейти на красную ветку метро и доехать до одноименной станции. Но вот уже несколько лет она находится в состоянии реконструкции. Горожане с нетерпением ждут, когда же закончатся, строительные работы, и станция "Воробьевы годы" снова будет действовать. Их интересует и то, как она будет выглядеть.
Об этом я побеседовала с автором проекта архитектором Леонидом Леонидовичем Борзенковым.
- Леонид Леонидович, на какой стадии готовности находится станция?
- Реконструкция продолжается уже не первый десяток лет, но активно - последние два-три года. Сейчас можно оказать, что работа близится к завершению. До пуска станции остались считанные месяцы. И это не на бумаге, а фактически.
- Чем новый проект станции будет отличаться от привычных для горожан "Воробьевых гор"?
- Старый вариант соответствовал тому периоду времени, а сейчас мы делаем новую красивую станцию, созвучную нашему веку. Вестибюль переделывали полностью, целиком заменили облицовку. Новая станция не будет такой холодной, как прежняя. Потолки и витражи мы утеплили.
Раньше пути и платформа опирались на арки и были единой конструкцией. Теперь это три параллельных моста: платформа и два пути метро. По сути, это те пролетные строения, которые были раньше, но тогда до ним проходили обходные пути, а сейчас их подвинули и они встали на свое новое место. За счет того, что платформа и крыша находятся на одном мосту, а пути - на другом, витражи получились плавающие. Поезд приходит - витражи плавно опускаются на несколько сантиметров, поезд уходит - они поднимаются.
Поскольку станция находится над рекой, то нам хотелось, чтобы была визуальная связь с водой. Хотелось придать интерьеру вид палубы корабля. Мне кажется, что это получилось за счет кривых форм потолка, больших витражей. На новой станции появились длинные подходные коридоры от вестибюлей к платформенному участку, за стенами которых скрываются конструкции, усиливающие старые пролетные строения моста. Их монотонность мы разбили косым рисунком на стенах. На самом деле это продукт самой конструкции моста. Мост не перпендикулярен реке, а находится под углом где-то 53 градуса. Эта линия отражается во всем: и в самой конструкции (например, тяжи стоят не напротив друг друга), и в рисунке пола, и в оформлении коридоров. Косая линия с пола перешла на стены. Получается, что, когда вы идете по коридору, вас затягивает в спираль.
В новом проекте будет очень много света. Решается это за счет того, что станцию пронизывают две световые полосы, которые идут вдоль стен. Они сочетаются с поперечными светильниками, подсветом в центральной части и двумя продольными светильниками над краями платформы.
- Леонид Леонидович, давайте подытожим, какие абсолютно новые методы и материалы использовались при реконструкции станции?
- Впервые в интерьере станции метро применили композитный материал алюкобонд, размер панелей которого задает ритм и создает масштаб станции. Смотрится современно, и отражается на качестве интерьера. Затем мы устанавливали мрамор и гранит насухо, использовали уникальную конструкцию витражей.
- С какими проблемами пришлось столкнуться?
- Основная проблема состояла в том, что существует лимит по весу на облицовочные материалы, ведь станция находится на мосту. Нам пришлось использовать легкие отделочные материалы, мрамор на стенах устанавливать насухо, в покрытии платформы использовать тонкую гранитную плиту, уложенную не на цементный раствор, а на специальный клей.
- По вашему мнению, какова будет реакция горожан на совершенно новую станцию метро "Воробьевы горы"?
-Я думаю, что она им понравится. Мы хотели, чтобы это была современная станция, и в то же время постарались сделать так, чтобы люди не забывали, что они находятся на первой старейшей линия метро. "Воробьевы горы" - станция уникальная, это единственная в мире станция метро, построенная на мосту. В советское время идею эту воплотили в жизнь, а сейчас мы ее реанимировали. Станция стала красивее и удобнее. Она находится в хорошем месте. Горожанам будет приятно просто выйти на платформу, прогуляться до Лужников или по Воробьевым горам. Для того чтобы такое желание появилось, мы постарались максимально...
- Мы - это...?
-Это те, кто работал над проектом. Платформенную часть и фасад разрабатывали вместе с Александром Львовичем Вигдоровым. Интерьерами вестибюлей занимались Галина Сергеевна Мун и Наталья Вячеславовна Расстегняева.
- И последний вопрос. Вам самому нравится новая станция "Воробьевы горы"?
- Я думаю, что что станция уникальная. Мне она нравится. Надеюсь, что понравится и жителям Москвы. Впрочем, это мы узнаем совсем скоро.
Беседу вела О.Шустрова

На снимках (сверху вниз): поезд в сторону станции метро "Университет", отделка кассового зала станции "Воробьевы горы", вид с левого берега Москвы реки.
Фото А.Попова


Листая старые подшивки

О чем писал Метростроевец в конце сентября 1972 года

Первые метры

Проложены первые метры тоннеля Ташкентского метрополитена. Механизированный проходческий щит, присланный в столицу Узбекистана метростроевцами Москвы, двинулся от станции "Фархадская" к станции "Сабира Рахимова".
Трасса проходит под кварталами нового жилого района Чиланзар. Проектная скорость щита - 200 метров в месяц.
Первая линия Ташкентского метро протяженностью свыше 20 километров пересечет город с юго-запада на северо-восток.

Досрочно!

Соревнуясь за достойную встречу 50-летия СССР, коллектив Московского Метростроя досрочно, к 20 сентября, выполнил план девяти месяцев.

Идет проходка

Продолжаются работы на сооружении центрального пересадочного узла. Полным ходом ведется проходка пилот-тоннеля, находящегося в зоне сооружения пешеходного перехода.
На сегодняшний день бригады Василия Голубева, Александра Суханова и Виктора Новикова прошли уже более 40 погонных метров.
В ознаменование юбилея нашей Родины, 50-летия образования СССР, коллектив участка №6 СМУ-8, куда входят и эти бригады, взял на себя обязательство полностью завершить проходку пилот-тоннеля к этой славной дате.
В.Усенко, начальник участка СМУ-8

Сроки - сжатые, работа - ударная

После переключения объездной дороги на новый маршрут (путь проложен над готовым, длиною сто метров, участком станции) механизаторы СМУ-9 и строители СМУ-7 приступили к работам по сооружению последней трети станции "Беговая".
Перед коллективами участков Г.М.Кудрявцева (СМУ-9), А.С.Терещенко и Л.А.Очеретянского (СМУ-7) стоит сложная задача в небывало сжатые сроки завершить строительство самой отстающей на пусковом радиусе станции. Работники участков взяли на себя повышенные обязательства, чтобы в срок сдать "Беговую" и не задержать ни пуск пробного, ни ввод в действие новой трассы от станции "Баррикадная" до "Октябрьского поля".
М.Шкалев, начальник смены СМУ-7,
Д.Харламов, начальник смены СМУ-9.

Поздравляем водителей!

"Молния", появившаяся на днях в СМУ-9 Метростроя, сообщила еще об одном трудовом успехе водителей управления. Вот что в ней говорится:
"За отличную работу по уборке урожая в Оренбургской области шоферы В.И.Заичкин, А.А.Никитин, Г.Ф.Телегин, И.И.Киселев, А.Д.Шевченко, Г.С.Саратов, П.И.Еремин награждены Почетными грамотами колхоза им. Цвиллинга, а шоферы А.Д.Шевченко и Г.С.Саратов помимо грамот колхоза были удостоены грамот Соль-Илецкого исполкома".
Горячо поздравляем водителей СМУ-9, отличившихся на уборке урожая второго года девятой пятилетки!
А.Потемкин, машинист экскаватора

Стройка чехословацко-советской дружбы

13 сентября у начальника Московского метрополитена А.Ф.Новохацкого состоялась встреча с руководителями и специалистами строящегося Пражского метрополитена. На ней обсуждались вопросы, связанные с подготовкой к пуску метрополитена в Праге.
Директор Пражского метрополитена Ярослав Валашек рассказал о том, как в последние годы ведется строительство метро в Праге. По линии "С" завершена проходка тоннелей, заканчиваются строительные работы и на станциях.
Линия "С" протянется на 7,5 километра. На ней будет сооружено 9 станций. Пробный пуск поездов по линии намечен на 1 января 1974 года, а с пассажирами - на 1 июня того же года.
Началось также строительство линии "А" - глубокого заложения. На ней будет 7 станций метро. Сейчас на линии оборудовано девять строительных площадок, пройдены стволы и штольни.
Товарищ Валашек подчеркнул, что линия "А" строится в основном с помощью друзей из Советского Союза. На строительство ее поставляются материалы, оборудование, тюбинги, изготовленные на советских предприятиях. Директор Пражского метрополитена подчеркнул, что эту стройку чехи и словаки называют стройкой чехосповацко-советской дружбы.
В заключение гости из Чехословакии посетили ряд предприятий и депо Московского метрополитена, ознакомились со строительством пускового Краснопресненского радиуса.
С.Арустамова


Люди. Факты. События

Реконструкция "Щелковской"

Ей хотят прядать более изысканный вид. Станция была построена в то "хрущевское" время, когда повсюду велась борыба с архитектурными излишествами. Одна за другой под землей появлялись убогие платформы, в отделке которых использовался, в частности, обычный кафель. Недавно было решено изменить облик таких станций. Некоторое время назад перемены пережила "Беговая", где на стенах вместо фиолетовой плитки появился светлый мрамор. Теперь же очередь дошла до "Щелковской": здесь решили взять для отделки современные материалы, никогда прежде в метро не использовавшиеся: плитку сменят пластиковые панели.

Обязательное остекление

С риском для жизни самостоятельно прикреплять, к балконам оконные рамы перестанут вскоре москвичи. Городские власти вводят требование обязательного остекления балконов и лоджий еще во время строительства жилого дома.
Как сообщили в московской администрации, до недавних пор организованно стеклить так называемые "веранды" в возводящийся зданиях принято не было. Однако практика показывает, что до 80% горожан стремятся сделать это своими силами после новоселья. В результате здания теряют первоначальный элегантный облик.
Чтобы улучшить вид жилых кварталов, на днях столичные власти ужесточили правила проектирования и приема в эксплуатацию новостроек. Отныне дома, не станут признавать достроенными до тех пор, пока балконы и лоджии на них не будут одинаково остеклены. Более того, в обязательном порядке станут теперь стеклить и те жилые строения, которые подвергаются капремонту или реконструкции.
В последние годы архитекторы даже усовершенствовали ради этого проекты домов массовых серий. Балконные рамы в разных зданиях будут несколько отличаться друг от друга в зависимости от типа строения, размера балконного проема и даже цвета дома (возможны зеленые, желтые, красные и белые рамы), однако в каждом отдельном доме они будут однотипны. Стекла же решено везде ставить прозрачные, поскольку дымчатое или зеркальное остекление намного дороже.

Новые пенсионные книжки

Новые пенсионные книжки появятся в России уже в ближайшем будущем. Правила их выдачи определило недавно российское правительство.
Согласно пенсионной реформе (пенсии делятся на базовую, страховую и накопительную части), россиянам разрешат забирать накопленные ими в государственном пенсионном фонде средства и переводить их в негосударственные фонды. Как раз для этого и решено ввести специальные пенсионные книжки.
Как сообщили в аппарате Белого дома, внешний вид новой пенсионной "корочки" еще не определен. Однако уже известно, что она будет состоять из карточки учета, вкладных листов и выписки из лицевого счета будущего пенсионера. В пенсионной книжке решено записывать страховой номер застрахованного лица, пол, фамилию, имя и отчество ее владельца и данные о территориальном органе пенсионного фонда, который ее выдал.
Получать пенсионную книжку будут россияне, обратившиеся в территориальное отделение пенсионного фонда с заявлением о переводе денег в негосударственную компанию. Вместе с ней им выдадут еще и выписку, в которой будет записано, сколько денег находится в данный момент на счету. Кстати, точно такую же справку станут получать ежегодно все россияне, доверившие свои накопления государственному пенсионному фонду.


Слово прощания

Жизнь неизбежно течет к финалу.
Мы когда-то утратили мудрость древних, говоривших: "Помни о смерти", и в суете будней чем только ни занимаемая, каких только страстей ни будим в себе. И часто, очень часто, забываем о главном и опаздываем...
Годами он был неизменен. Распахивалась дверь, и он появлялся в дверном проеме, чуть пригибаясь: высокий, стройный, в неизменно длинной дубленке и с сумкой через плечо. Его большие глаза с легким прищуром, открытые миру, притягивали и сразу располагали, выдавая за мужественной внешностью доброго человека. Он всегда был собран, в каждом движении сквозила уверенность, основательность. Бескомпромиссностью он заряжал окружающих, а четкость суждений и внутреннее обаяние обеспечивали ему лидерство в любой компании.
10 августа его не стало. Мы знали о его тяжелой болезни, о трех перенесенных операциях... Но он не сдавался, заряжал своим оптимизмом и нас. Мы совместно что-то планировали, обсуждали, спорили. И вот в одночасье все рухнуло.
Галкин Николай Александрович родился 22 ноября 1944 года в Москве, образованна высшее, на Метрострое трудился более тридцати лет. Главный маркшейдер нынешней фирмы "ТОО СМУ-9". В прошлом был на партийной и профсоюзной работе. Награжден.
Скупые строки биографии и такая неизбывная горечь утраты. Трудно смириться с тем, что он ушел так безвременно, на 58-м году... Жить бы да жить.
Потомственный метростроевец, незаурядная личность, классный специалист, сын, муж, отец...
Тысячи и тысячи метростроевцев - все, кто знал Николая Александровича, незримо стояли у его гроба, скломив головы.
Мы, его друзья и коллеги, скорбим об утрате, соболезнуем родным и близким. Память о Николае Александровиче Галкине мы сохраним в наших сердцах.
Друзья и коллеги


Петров Петр Сергеевич

На 83-м году жизни скончался ветеран СМУ-4, участник Великой Отечественной войны Петр Сергеевич Петров.
Петр Сергеевич очень любил спорт, мечтал посвятить свою жизнь футболу. В 1938 году он играл в команде "Спартак" - был мастером спорта. Затем выступал за общество "Локомотив" в команде мастеров. Но жизнь внесла свои поправки. В 1947 году Петр Сергеевич приходит на Метрострой, сначала работает инструктором по футболу в ДСО "Локомотив" на Мосметрострое, позже - на Строительстве №3, на Строительстве №12, а с 1955 года - в СМУ-4. Прораб, мастер, начальник смены, главный механик - вот такой путь.
Спокойный, грамотный, очень добросовестный работник, преданный своему делу и своему коллективу человек - таким и останется в нашей памяти. Рядом с Петром Сергеевичем всегда была молодежь, которая уважала его за общительный характер, дружелюбие. Он передавал им свой опыт, знания, относился с пониманием и любовью. До последнего момента Петр Сергеевич был в курсе дел коллектива и в курсе всех его спортивных событий - это помогало ему жить. А еще поддерживало внимание учеников, которые сами теперь уже руководители производства. Они не забывали своего наставника, навещали.
Нам всем, кто знал Петра Сергеевича, грустно сознавать, что его больше с нами нет. Мы выражаем искреннее соболезнование жене Петра Сергеевича, его детям, родным и друзьям.
Администрация, профком, совет ветеранов СМУ-4

Кузнецов Василий Федорович

После тяжелой и продолжительной болезни, на 74-м году жизни скончался ветеран СМУ-8 Василий Федорович Кузнецов.
Василий Федорович начал свою трудовую деятельность на Московском Метрострое в 1953 году после службы в рядах Советской Армии. Трудился проходчиком на сооружении "Краснопресненской", далее - на строительстве станций "Фили", "Алексеевская", "Волгоградский проспект", участвовал в скоростной проходке перегонных тоннелей Замоскворецкого радиуса на участке Евгения Антоновича Черненко. Плотником-крепильщиком Василий Федорович работал на "Бабушкинской", "Щукинской", "Чертановской".
Трудолюбивый, ответственный, знающий свое дело специалист, Василий Федорович пользовался заслуженным уважением в коллективе СМУ-8. В 1980 году а связи с ухудшением здоровья вышел на заслуженный отдых.
Выражаем глубокое соболезнование родным и близким Василия Федоровича Скорбим вместе с ними.
Администрация, профком, совет ветеранов СМУ-8


Творчество наших читателей

На рябиновом пиру

Под осень птицы норовят
Для лета к югу сбиться в стаи,
Как будто слышен им набат
На небесах, в ветрах усталых.
Им на рябиновом пиру
Не обмануться бабьим летом.
Лишь я от радости замру,
Красу приняв на сердце эту.

* * *

Осенние листья
Шуршат под ногами,
А ветер со свистом
Пускается в пляс.
Осеннее время
Своими ветрами
Снимает одежды
С природы сейчас
И только рябины
Нам дарят надежды,
Что осень задержит
Прощальный парад.
На ветках огни
Загорались, как прежде,
А ветер щадил их
Последний наряд.
Любовь Злонская

Осень в Подмосковье

Щекочет щеки так хитро
Нить легкой паутинки,
И журавлиное перо
Летит, кружась, в низинку.
А маленький леской ручей
Еще журчит устало,
Мечтая в сумраке ночей,
Как он рекою станет
Приглушен звук, не нарочит
Шагов неспешных шорох -
Прибрежною волной шуршит
Пожухлых листьев ворох.
И синий дым лесных костров,
То тут, то там дымящих,
Висит, как кружевной покров,
Иль бродит в хмурой чаще...

Расставанье и надежда

Глубокой осени цвета
Скромней поры расцвета,
Но не тускнеет красота,
Накопленная с лета;
Как будто впрок припасена,
К зиме готовясь долгой,
Сюрпризом преподнесена
Перед погодой волглой.
Рассветы кажутся длинней,
А дни бегут быстрее.
Но мысль становится мудрей,
Взгляд - опытней, острее.
И ловит слух в густой траве
Сухой листвы шуршанье...
Прощанье каждый раз внове,
Привычней - ожиданье.
Юрий Глина

Листопад

Теряет календарь свои листки,
Как за окном деревья их теряют,
И я теряю тех, кто мне близки.
До срока лишь они все умирают.
Не очень понимаю я закон
Природы, установленный извечно,
О том, что каждый смертен, кто рожден
Резонно, может, но бесчеловечно.
Конечно же, нагрянет и весна,
Силком захороводит до упаду.
Ну, а сегодня в мире тишина,
Обязанная жизнью листопаду
А он сжимает чем-то мою грудь,
Наверное, найдя во мне доверье,
Передают мне на храненье грусть
Разрозненные листья и деревья.
Роман Ким


Hosted by uCoz