О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №45 (13071)
29 ноября 2002 г.

Новости

Так диктует график

В пятницу, 22 ноября, представители Энергонадзора приняли СТП станции "Бульвар Дмитрия Донского", сделав лишь несколько незначительных замечаний. Через неделю на станцию можно будет подать высокое напряжение.
К 1 декабря Теплосетям Мосэнерго и Электромеханической службе метрополитена должны быть сданы теплотрасса, тепловые узлы, система отопления и горячего водоснабжения, воздушно-тепловые завесы.
Монтаж и сдача основных водоотливных установок (ВОУ) ведется в соответствии с графиком и приказом по пропуску пробного поезда. По состоянию на 25 ноября из шести основных ВОУ оставалось сдать две.

Уверенный ход "Ловата"

Рекордной суточной проходки - 10 колец - достиг 24 ноября четвертый участок ТО-6, работающий на щите фирмы "Ловат". После этого длина проложенного под Бутовской дубравой перегонного тоннеля составила 482 метра.
По прикидке начальника участка В.М.Самары, к началу календарной зимы щит должен достичь середины предстоящего ему подземного пути в 1030 метров. "Ловат" уже благополучно прошел под лесным озером, под двумя газопроводами.
Если за октябрь щит продвинулся на 200 колец, то ноябрьский итог ожидается в пределах 180-190 колец. Скорость проходки не упала. Дело в том, что в текущем месяце участок потерял три дня - из-за праздника и выхода из строя двигателя главного привода. Теперь со щитом ???cttoea все в порядке.

Бетон для Южного Бутова

На эстакадном участке Бутовской линии основные заказчики бетона - СМУ-14 и СМУ-6. На одну среднюю опору требуется порядка 140 кубов.
СМУ-14 забетонировало полностью 6 опор, на трех осталось сделать ригели, еще для одной бетонируегся ростверк. У СМУ-6 готовы два ростверка для двойных опор, также находятся в работе две станционные опоры: одна у "Бульвара Адмирала Ушакова", вторая у "Полян".

"Мозаике" - 25 лет

Ансамбль бального танца "Мозаика" отмечает свой серебряный юбилей. За эти годы коллектив добился заметных успехов - он выступал на самых разных концертных площадках, от метростроевских строительных объектов до Кремлевского Дворца съездов, он участвовал во Всесоюзных фестивалях народного творчества и концертах, посвященных 850-летию Москвы... И сегодня репертуар "Мозаики" все так же интересен и разнообразен.
Бессменный руководитель коллектива Елена Ивановна Вильховая и самодеятельные артисты приглашают метростроевцев на свой юбилейный концерт, который состоится в ДК Метростроя 1 декабря, начало в 16 часов.

На пусковом объекте

В ожидании буквы "М" на павильонах

Территория вокруг выходов 1-2 со станции "Бульвар Дмитрия Донского" наконец-то сдана под благоустройство. Теперь нет нужды обходить траншеи, карабкаться на скользкие кручи. Всё присыпано песком, по нему выкладывают бордюрный камень. Любопытные прохожие могут благодаря приподнятому войлоку тепляка увидеть и облицовку павильона, и застекленные витражи. Уже поставлены на место и дверные рамы. На такой же стадии готовности и остальные выходы первого вестибюля. А в самом вестибюле и его подземном переходе чаще можно встретить рабочих с метелками и щетками, чем с каким-либо другим инструментом. В тот же час на вестибюле №2 строители из ОМУ-14 решали совсем иные задачи, особенно на поверхности. По известной причине, связанной с передачей объектов от СМУ-12, самым отстающим из десяти выходов оказался как раз десятый - по нему пассажиры будут подниматься из вестибюля №2 на левый тротуар бульвара Дмитрия Донского. В принципе, пользоваться им можно было и в тот день, но только сильно пригибаясь на верхних ступенях, так как лестничные марши были защищены сверху досками и войлоком наподобие землянки или щели - то-есть на уровне земли. А каркас большого тепляка, охватывающего весь павильон выхода, только-только начинали обтягивать войлочным покрытием. И совсем уж под открытым небом работают те, кому довелось достраивать второй подземный переход под бульваром. Помимо собственно перехода, который осталось соорудить на длине порядка пятнадцати метров, параллельно ему запроектированы торговые помещения. Они из сборного железобетона. При мне их заднюю стену замыкали стеновым блоком, осторожно опуская его с помощью подъемного крана в оставшийся проем. Спрашиваю у стропальщика, чья бригада строит переход. - А это молдаване, - отвечает Сергей Чистяков. - За старшего у них Александр Паламарчук. Их уже не в первый раз приглашают на пусковой период. Сам же Чистяков на Мосметрострое с 1980 года. Долгое время работал в СМУ-1. Последним объектом для него в том коллективе стала станция "Улица Академика Янгеля", с ее многотрудным сводом над платформой. А теперь вот Сергей в числе строителей первого станционного комплекса за пределами МКАД. Смотрим с ним, как к противоположному краю котлована подъехал миксер и бетон по простому деревянному желобу потек вниз на арматурный каркас лотка, подготовленного по всей оставшейся длине подземного перехода. Потом к образовавшемуся в будущем тоннеле бетонному рыхлому конусу подошли рабочие с вибраторами и стали загонять массу в свободные клетки каркаса. Так что и здесь, на припозднившемся участке, дело близится к последнему бетону. Потом наступит очередь изолировщиков и, как мне сказали, 28 ноября СМУ-14 должно будет сдать механизаторам под обратную засыпку свое последнее сооружение. А отделочники не ждут этой даты. Есть готовый кусок перехода, примыкающий к выходу №10 - и они там уже развернулись, отгородившись от котлована, от наружного воздуха войлочным пологом. Правая стена уже облицована мрамором на половину высоты, а на левой и того больше - при мне мраморщик Владимир Талик подгонял последнюю плиту в верхний ряд. Действовал он не торопясь, но наверняка, как и приличествует настоящему профессионалу. Отделывать станции столичного метро Талик начал еще в 1976 году. На какое-то время уходил в другую организацию. Теперь снова в УСР, на участке своего земляка - Анатолия Степановича Петренко. Спрашиваю Владимира Николаевича, как ему тут работается, хватает ли тепла и света. - Нормально, - отвечает мраморщик. - Бывало кое-где и прохладнее. Так что будем доводить дело до конца. К слову сказать, на совещании, состоявшемся 20 ноября после традиционного обхода, вопросы обделки и обратной засыпки практически не затрагивались. С ними всё ясно, особых осложнений не предвидится. Хотя на большой стройке всякое бывает, и опытные люди не торопятся говорить. "Гоп!". Еще на станции, до совещания, я сказал главному инженеру УСР О.Н.Мельникову, что заметил первые пролеты перил, установленных в центре зала на лестнице, ведущей с галереи на платформу. А Олег Николаевич уточнил: - Это еще не окончательный вариант. Мы прикинем, как они будут смотреться. То же самое касается и обратной засыпки. Казалось бы, у СМУ-3 по этой части давно все в ажуре. Но сам директор-то знает, что есть одно место, которое неизвестно когда можно будет засыпать. - Там, в венткамере Бутовской линии, нужно смонтировать затвор, а мы его еще на видели, - поделился своей озабоченностью В.В.Сергиевский. - Несколько раз это отмечалось в протоколе, а сдвигов нет... В тот день, 20 ноября, представители половины метрополитеновских служб говорили, что вопросы у них есть, но они решаются в рабочем порядке. Зато служба доходов высказала претензию, что в помещении для старшего кассира дверь без глазка. Наши ответили, что все сделали по проекту. Служба связи попросила ускорить прокладку кабеля, без которого на станции не будет телемеханики. Как обычно, больше всех просьб и замечаний было у электромехаников и пожарников. И кое-что из услышанного заставляло задуматься не только строителей, но и проектировщиков, и заказчиков. Тогда выход начинали искать общими усилиями. А был и такой момент, когда отмечалось вроде бы упущение, но по сути своей оно свидетельствовало об очень близком празднике пуска: речь шла о задержке с проектом крепления буквы "М" на павильонах станции "Бульвар Дмитрия Донского". Ю.Петрунин

На снимках: бульдозерист высокой квалификации Николай Алексеевич Виноградов (вверху) пришел в СМУ-9 из Мосинжстроя 15 лет назад. Очередным его метростроевским объектом стала станция "Бульвар Дмитрия Донского";
вот уже треть века после окончания ПТУ-37 трудится в СМУ-3 Владимир Николаевич Смирнов. Слесарям-монтажникам хлопот хватает до самого пуска;
так выглядела платформа новой станции в начале ноября.
Фото А.Попова

Спор за тоннели

Момента, когда под Старокачаловской улицей пролягут перегонные тоннели, а в них будет уложен путевой бетон, ждали многие. Но больше всех, даже больше самих строителей из СМУ-13, его ждали путейцы и монтажники. Как только на совещаний, проходившем 20 ноября, С.С.Зайцев предложил представителям подразделений высказывать свои просьбы и пожелания, тут же слово попросил заместитель директора ТО-6 А.И.Балалыкин:
- В ночь на вторник мы начнем вывозить инвентарные рельсы и просим, чтобы в тоннелях ничего лишнего не оставалось.
А следом за ним выступил главный инженер СМУ-4 А.П.Рознатовский Он сделал заявку по правому тоннелю на два дня, а по левому сразу на четыре. Тут уж заволновались строители - у них тоже там дела остаются, и все дни на счету.
Стали сообща разбираться, сколько рельсов и сколько барабанов кабеля требуется развозить. В конце концов уговорили монтажников умерить свои запросы и в левом тоннеле уложиться в три дня.

Наши юбиляры

50 лет с Метростроем

Ноябрь этого года для Ивана Сергеевича Газина, председателя профкома СМУ-11 и председателя жилищной комиссии Метростроя, юбилейный. Ровно пятьдесят лет назад он стал метростроевцем...
Путевку в жизнь Иван Сергеевич получил в ФЗО-130. А потом была Контора спецработ и первая в его метростроевской судьбе станция "Краснопресненская". Было СМУ-8 и работа в кессоне на перегоне между "Шаболовской" и "Ленинским проспектом". Было и есть СМУ-11.
Ответственность за дело, неравнодушие к людям - что то основное, что в первую очередь характеризует Ивана Сергеевича. И, конечно же, преданность Метрострою, с ним он расставался лишь однажды, когда служил в армии.
Если собрать воедино все пожелания, высказанные Ивану Сергеевичу по случаю трудового юбилея, то на заслуженный отдых ему рассчитывать пока что не приходится. Оставаться в строю, работать и по-прежнему помогать людям - вот главное.
Н.Соловьева

Наказ - быть здоровым

12 ноября в коллективе СМУ-5 поздравляли с золотым юбилеем Юрия Яковлевича Дикарева. Сегодня он работает на реконструкции "Воробьевых гор", а вообще за плечами немало станций, которые он строил в должности горного мастера и начальника участка - "Петровско-Разумовская", "Чкаловская", "Сретенский бульвар"...
Добросовестный работник, порядочный человек, заботливый семьянии - такой он, Юрий Яковлевич. Кстати, жена юбиляра Галина Петровна Дикарева, которая уже на заслуженном отдыхе, работала тоже в СМУ-5 сменным маркшейдером. Супруги воспитали двоих сыновей.
Счастья, доброго здоровья пожелал коллектив юбиляру и его семье.
М.Шмакова

От "Бауманской" - до "Тимирязевской"...

14 ноября ветеран СМУ-4 Михаил Иванович Потапов отметил свое восьмидесятипятилетие. Сорок из них отданы Метрострою.
Михаил Иванович родом из Тульской области, жил в деревне Ивановка и там же после окончания семи классов трудился в колхозе. А вот после службы в армии судьба его круто изменилась, в феврале 1941 года он стал работать в КЭММРе электрослесарем. На счету ветерана немало станций метро, начинал с "Бауманской", завершил свой трудовой путь на "Тимирязевской".
Михаил Иванович воспитал три дочери, у него четыре внучки и один правнук. Так что юбиляр поздравлений подучил немало. Добра и счастья, здоровья и долголетия желает ветерану и его родной коллектив СМУ-4.
Н.Творемирова

Щедрый, отзывчивый человек...

Несколько дней назад Людмила Валентиновна Гуреева принимала поздравления от коллег по случаю своего юбилейного дня рождения. Однако этот год знаменателен для нее еще одной датой - двадцатипятилетием работы в КСУМе, где она трудится старшим бухгалтером. Добрых слов было сказано немало, но, пожалуй, самые дорогие - от учителя и наставника, бывшего главбуха Веры Андреевны Беляевой. "Я в тебе не ошиблась".
Людмила Валентиновна - человек щедрый и отзывчивый, в трудную минуту всегда придет на помощь. Она прекрасная мама. Пожелания ей и ее маленькому сыну Дениске - быть всегда здоровыми и счастливыми.
Г.Ласькова

Предложение принято

На снимке внизу - точка "А" Лефортовского тоннеля. Здесь, на пересечении Бакунинской улицы и трассы Третьего транспортного кольца, участок СМУ-15 сооружает демонтажную камеру. 15 января 2003 года в нее должен выйти уникальный горнопроходческий щит, тянущий сейчас автотранспортный тоннель под жилым массивом, представляющим собой ценный архитектурный и исторический памятник Москвы. Запечатлен период строительства мощной воротниковой конструкции демонтажной камеры, предназначенной для того, чтобы принять "на себя" сипу давления домкратов, выталкивающих щит на поверхность.
Кроме демонтажной камеры, участку Андрея Николаевича Сатышева предстоит в дальнейшем здесь же построить оба отрезка тоннелей открытого способа работ - от демонтажной камеры в сторону Рижской эстакады до территории ЭЛГАДа. Для этого планировалось перебазировать сюда основные силы СМУ-15, чтобы после 15 января приступить к выполнению и этой задачи.
Однако фирма, курирующая проходку Лефортовского тоннеля, предложила СМУ-15 еще один вариант: срочно, до выхода щита в демонтажную камеру, построить впритык к ней 20-метровый отрезок левого и 40-метровый отрезок правого тоннелей. Как рассчитали проектировщики, конструкции этих отрезков тоннелей, полностью собранных, изолированных и засыпанных, помогли бы демонтажной камере выдержать предстоящее испытание так же, как и не тронутый окружающий массив. Вопрос был лишь в том, возьмется ли СМУ-15 за выполнение этой задачи, успеет ли в столь сжатые сроки построить отрезки тоннелей, или лучше отложить это на запланированный ранее период. Положение осложнялось отсутствием документации на перекладку коллектора, пересекающего трассу левого тоннеля.
И вот, рассчитав силы, СМУ-15 приняло предложение проектировщиков. Тоннели будут строиться. Уже строятся.
В связи с этим решением сейчас обширная строительная площадка участка Сатышева выглядит совершенно иначе. Непосредственно в демонтажной камере после разработки грунта на глубину от 11 до 16 метров метростроевцы приступили к армированию третьего яруса креплений. А рядом, на территории, уже сооружена левая "стена в грунте" и ведется интенсивная разработка породы первого яруса левого тоннеля открытого способа. Справа от демонтажной камеры вырыт котлован под начало отрезка правого тоннеля СМУ-15 - в точке, куда придет правый тоннель открытого способа, который должен строиться в обход Лефортова. Котлован раскреплен стальными трубами расстрелов и подкосов, и от него также в сторону Рижской эстакады разрабатывается грунт под правый отрезок тоннеля.
Это - достаточно смелое решение, потому что до конца строительства двух первых отрезков тоннелей остается полтора месяца. Но начальник участка спокоен и настроен по-деловому.
- У меня есть руководство, которому я подчиняюсь, - объясняет Андрей Николаевич. - Оно мне дает команду и подтверждает ее доставкой на участок каких-то конкретных материалов, механизмов. То есть, давая такую команду, они продумывают, просчитывают ситуацию, и в этом отношении можно быть абсолютно спокойным.
Пока все работы на участке ведутся в рамках составленного специалистами СМУ-15 графика.
В.Мелик-Нубаров

На снимках - строители точки "А":
горные мастера Александр Владимирович Киселев, пять лет назад приехавший к нам из Ташкента, и Андрей Николаевич Вялых, потомственный метростроевец, пришедший в СМУ-15 два года назад с дипломом МИИТа;
электросварщик в бригаде проходчиков Олег Юрьевич Баканов, ветеран-"афганец", в СМУ-15 характеризуется как "отличный работник и настоящий бригадир" - сегодня замещает бригадира А.А.Иванова.
Фото А.Попова

На темы дня

Приоритет отдается метро

12 ноября столичное правительство одобрило план метростроения в Москве на 2003-2004 годы. На заседании выступил начальник Московского метрополитена Д.В.Гаев. Все городские газеты радостно сообщили, что в 2003 году линии городской подземки выйдут за Московскую кольцевую автодорогу. А наши метростроевцы хорошо знают, что они уже проложили тоннели под МКАД и построили за пределами кольцевой автодороги первую станцию - "Бульвар Дмитрия Донского". И все это сделали до 2003 года.
В 2003-2004 годах действительно начнется массовое строительство метро в отдаленных районах Москвы, где транспортная проблема стоит особенно остро На заседании правительства Москвы названы приоритетные объекты, на сооружение которых в первую очередь будут выделены средства. В будущем году планируется сконцентрировать силы на строительстве линии легкого метро в Южном Бутове. Нашему коллективу предстоит сдать первые пять станций - от "Бульвара Дмитрия Донского" до "Бунинской аллеи". Будет построен также перегон от "Киевской" до "Парка Победы", где сейчас вместе с Трансинжстроем трудятся и многие наши метростроевцы. А всего в 2003 году, как сказал на заседании правительства Москвы Д.В.Гаев, будет сдано в эксплуатацию 10 км новых линий метро. Это уже значительно больше, чем в предыдущие годы, когда инвестиции в метростроение резко сократились.
По словам Д.В.Гаева, в проекте бюджета Москвы на 2003 год на развитие метрополитена заложено 3 млрд. 860 млн. рублей. При этом он отметил, что для реализации намеченных планов необходимо дополнительно увеличить объем инвестиций на 2,4 млрд. рублей в бюджете города. Из федерального бюджета на метростроение, по проектным рассчетам, поступит 2,4 млрд. рублей.
В ближайшие два года намечено продолжение строительства Бутовской линии метро до станции "Чечерский проезд" (а в 2005-м- до станции "Новокурьяново"), открытие второго выхода со станции метро "Маяковская", ввод мини-метро от "Александровского сада" до "Москва-Сити". Общая протяженность новых линий в 2004 году составит 4,8 км. При этом Д.В.Гаев отметил, что реализация этой программы станет "заделом на последующие годы с возможным прогнозированием финансовых ресурсов". В частности, речь идет о проектных и начальных работах по строительству Митинско-Строгинской линии со станциями "Минская", "Славянский бульвар", "Кунцевская" и легкого метро в Солнцево (ввод - в 2005 году).
"Метро спасает город в плане перевозки пассажиров, разгружает уличную магистраль", - сказал мэр Москвы Ю.М.Лужков. По его мнению, "если мы снизим темпы строительства метро, погибнет город". Как мы знаем, в Москве сейчас не хватает 100 км подземных линий, поэтому такое внимание данной проблеме уделяет столичное правительство. Финансирование метростроения на 80 процентов осуществляется из бюджета города.

Актуальное интервью

По компасу экономического анализа

На вопросы нашего корреспондента отвечает первый заместитель генерального директора ОАО "Мосметрострой" Е.И.Кашин.
- Евгений Иосифович, экономическую службу Метростроя вы возглавили почти три года назад, в январе 2000-го. В каком состоянии вы приняли хозяйство? Какие изменения за это время произошли?
- Хозяйство мы приняли в достаточно бедственном состоянии, и в этом не вина, a в общем-то беда людей, которые занимались этими вопросами раньше. Во-первых, никакой экономики на Метрострое в период его очень жесткого выживания фактически не было. Кроме того, люди, занимавшиеся экономикой, к сожалению для них и для Метростроя, в большей степени привыкли работать в рамках административной системы, когда стояла задача любой ценой построить метро, освоить капиталовложения. И она превалировала 60 лет из 71 года существования Метростроя. А когда главенствует цель освоить как можно больше денег, то задача экономически эффективного их использования отодвигается на второй план.
На Метрострое и в его дочерних обществах практически отсутствовала аналитическая работа, никто не проводил анализ деятельности предприятия, а когда нет информации для принятия управленческих решений, они либо принимаются с ошибками, либо не принимаются вовсе. В настоящий момент с помощью аудиторских фирм, с помощью в значительной мере обновленной финансовой и экономической службы мы стремимся наладить систему сквозного экономического анализа.
Очень отставали вопросы ценообразования. Расчеты за выполненные на метростроении работы осуществлялись по сборнику единых расценок №29 "Тоннели и метрополитены", которые не пересматривались почти 20 лет. Абсолютно вручную осуществлялись работы в бухгалтерском секторе, очень сложны были и запутаны вопросы оформления имущественного комплекса.
Что сделали? Во-первых, это трудно не заметить, укрепили экономические службы Метростроя. Удалось добиться ситуации, когда откровенно убыточная работа на метростроении стала уже почти рентабельной. В этом заслуга не только наших служб, важно и то понимание, которое демонстрирует заказчик при решении проблем, связанных с индексацией, с повышением цен. Позиция Дирекции строящегося метрополитена стала не столь непримиримой. Мы проводим совместные консультации по мере возникновения этих вопросов, и не бывает ситуаций, когда что-либо связанное с ценообразованием откладывается на рассмотрение более чем на месяц. Раньше заказчик не желал даже рассматривать эти вопросы.
Совместно с Госстроем разработан новый сборник ГЭСН 2001-29 "Тоннели и метрополитены" на закрытый способ производства работ (часть первая). В настоящее время идет подготовка второй части - по открытому способу. Введение в действие этих сборников позволит иметь более эффективные финансовые результаты.
Практически не формально, а по существу налажена работа Советов директоров, как эффективных органов управления в дочерних обществах.
Во многих предприятиях, прежде всего в Управлении ОАО "Мосметрострой", мы отчасти внедрили и продолжаем внедрять автоматизированные системы бухгалтерского учета. Пытаемся облегчить документооборот за счет использования электронной почты. Совершенно глупо в XXI веке иметь курьера, который развозит бумажки по СМУ. Это смотрится дико, а главное - безответственно. Мы внедрили эту систему не только при обмене различного рода документами, но также на таком достаточно важном процессе, как заказ бетона. В конечном итоге это дисциплинирует и строительно-монтажные подразделения, и заводы, поставляющие бетон.
Далее. Огромное количество оборотных средств Метростроя в непростой период было, к сожалению, заморожено приобретенным импортным оборудованием. В первую очередь - это всем известный тоннелепроходческий комплекс "Ловат" и линия по обработке камня "Лисий хвост". Средства, отвлеченные в 97-98 годах, были практически заморожены на четыре года, что повлекло за собой очень серьезный кассовый разрыв на фоне общего недостатка оборотных средств.
За эти годы удалось решить проблему с растаможиваниом и выводом в свободное обращение "Ловата". Начиная с августа, можно говорить о возможном возврате этих средств в оборот Метростроя за счет выполнения "Ловатом" проходки подземного участка Бутовской линии. При возврате в оборот отвлеченных средств очень большую помощь оказала лизинговая компания "Лизинком", она озаботилась тем, чтобы привлечь недостающие финансовые ресурсы, которыми мы пользуемся весь 2002 год.
- Евгений Иосифович, остановитесь, пожалуйста, подробнее на вопросе о зарплате, он ведь волнует всех. Год назад вы говорили: "У нас зарплата начисляется безответственно, популистски. Экономику надо улучшать за счет нормальной организации работ". Это по-прежнему актуально?
- Вопрос о заработной плате вытекает из предыдущего. Отсутствие оперативного анализа, и как следствие - контроля за отдельными элементами себестоимости, привело к тому, что наши дочерние общества забыли об основном экономическом законе, свойственном любой системе, а именно - об опережающем росте производительности труда над зарплатой. Зарплата в структуре себестоимости составляла абсолютно несоразмерные величины, причем, подчеркиваю, не абсолютный размер зарплаты, а удельный вес в структуре себестоимости. Это очень важно.
Рабочие, которые своими руками создают материальные ценности, знают, что их труд должен быть достойно и своевременно оплачен. А фактические перерасходы зарплаты и бездумное начислению ее приводили к тому, что люди действительно хорошо и много работающие, просто не могли своевременно получить причитающуюся им зарплату. Огромный фонд по зарплате, бесконтрольность начисления зарплат, отсутствие системы в учете затрат приводили к тому, что на рубль товарной продукции затраты составляли больше рубля. Во многих дочерних обществах затраты превышали доходы. Естественно, в такой ситуации получаемых нами денег не может хватить на покрытие издержек. Это при том условии, что в последние три года ОАО "Мосметрострой", как нормальная хозяйствующая единица, стало платить налоги, своевременно рассчитывается за электроэнергию, водоснабжение, тепло.
Кроме того, одной из проблем, которая камнем висит на всей нашей организации, является ненадлежащим образом приватизированный социально-бытовой комплекс, поскольку в соответствии с законом о приватизации, действующем на территории Российской Федерации, многочисленные наши общежития, жилой фонд, детские сады по закону не имели права быть приватизированными В то же время этот комплекс ежегодно приносил порядка 60 млн рублей убытков, которые мы вынуждены были покрывать из собственных источников, хотя данными структурами пользуются, по разным оценкам, лишь от 15 до 25 процентов метростроевцев. Все остальные - посторонние люди. В последние годы наши службы предпринимают воистину титанические усилия, чтобы эти объекты были переданы городу. Хотя в 93-94 годах можно было, практически не неся никаких потерь и затрат, в соответствии с законом, передать все это в муниципальный фонд.
За последние три года задолженность по зарплате значительно снижена, хотя все еще существует. В начале 2000-го она достигала 6-7 месяцев, сейчас практически не превышает 70 процентов месячного фонда зарплаты.
Невозможно найти людей, довольных своей заработной платой. Конечно же, хотелось бы получать все больше и больше. Если спокойно и объективно посмотреть на рынок труда в Москве, то сегодня наши рабочие получают заработную плату, сопоставимую с зарплатой рабочих аналогичных специальностей строительного комплекса Москвы.
- Как объяснить, что в первом полугодии средняя зарплата работника в одних наших СМУ в два, а то и в три раза больше, чем в других?
- У нас имеется подписанный администрацией и профсоюзом коллективный договор, одним из существенных моментов которого являются разделы, связанные с зарплатой. Профсоюзы заняли при обсуждении вопроса по заработной плате жесткую, но конструктивную позицию, не прибегая к часто применяемым в этом случае популистским лозунгам И мы благодарны им за это. То, что зарплата разнится в дочерних обществах, объясняется, во-первых, структурой работ, которые выполняет общество. Причем понятно, что есть работы "выгодные" и не очень. Но это только одна сторона медали. С другой же стороны следует отметить, что низкий уровень зарплаты, и мы продолжаем на этом настаивать, есть прямое следствие низкого уровня организации работ. К сожалению роль личности в истории (в даном случае - директоров дочерних предприятий) никто отменить не может.
- Еще год назад все имущество Метростроя принадлежало государству. Руководство ставило вопрос о закреплении его за ОАО "Мосметрострой", об оптимальной перестройке структуры организации, о выпуске акций. Есть ли какие-либо продвижения в этом плане?
- Следует разделять такие два понятия, как имущество Мосметростроя и его акции. Все 100 процентов акций Мосметростроя всегда находились и в дальнейшем будут находиться в государственной федеральной собственности. Это определяется спецификой нашего предприятия. Однако выпуск акций должен быть зарегистрирован в установленном порядке. А для этого, прежде всего, необходимо оформление имущественного комплекса. Как любое акционерное общество, Мосметрострой должен иметь обособленное имущество. Поэтому руководство Мосметростроя прилагает все усилия для завершения процедуры оформления имущественного комплекса. О необходимости скорейшего ее завершения говорилось и на заседании Совета директоров.
В настоящее время работа по определению состава и стоимости имущества Мосметростроя ведется в Минимуществе России Была образована специальная комиссия, в которую вошли первые лица Мичимущества и Госстроя России. Надеюсь, в ближайшее время работа по закреплению имущества за Мосметростроем успешно завершится, что даст возможность зарегистрировать выпуск акций и устранить серьезные препятствия в хозяйственной деятельности Мосметростроя.
- Какие задачи ставит сегодня Совет директоров Метростроя перед исполнительной дирекцией и как они решаются?
- Как ни странно задачи, которые ставит Совет директоров, всегда стандартны: эффективно управлять вверенным имуществом и достигать положительных экономических показателей. Думаю, что если отвечать развернуто, то этому можно посвятить десять выпусков газеты. Мы каждый день решаем все те же стандартные вопросы: вопросы имущества, вопросы контроля над себестоимостью, вопросы эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, вопросы оптимизации и повышения эффективности управления во всех сферах деятельности от инженерной подготовки до техники безопасности.
- На Метрострое много техники, исчерпавшей свой ресурс. Предполагается ли приобретение новой?
- Не секрет, что при отсутствии достаточных финансовых ресурсов эта большая работа проводится при огромной поддержке компании "Лизинком". Комиссия по техническому перевооружению основных средств ОАО "Мосметрострой" и его дочерних обществ решает техническую обоснованность приобретения того или иного вида техники. В эту комиссию входят заместители генерального директора и финансовый директор Метростроя, а возглавляет ее главный инженер Метростроя.
В настоящее время через лизинговую компанию приобретает технику в том или ином масштабе большая часть наших дочерних обществ. Эта работа ведется по мере возможности, пока достаточно ограниченно. Нельзя не отметить, что с 96-го по 2002 год Метростроем практически ни копейки не направлено на техническое перевооружение, кроме средств, замороженных в "Ловат". А сегодня эта задача - первостепенная, поскольку Метрострой не сможет себя уверенно чувствовать на строительном рынке, если не будет обладать современной высокоэффективной технической базой.
- Какие у нас финансовые прогнозы на 2003 год? В газетах уже даются конкретные цифры - сколько будет выделено денег на метростроение из бюджета России, сколько из московского.
- Дело заключается в том, что все это будет скорректировано еще много раз. Бюджет на 2003 год не принят, и все цифры - в проекте. Давайте как реалисты исходить из твердого понимания того, что у нас уже есть на руках. Вот то, что на метростроение в 2003 году будет выделено денег не меньше, а скорее даже больше, чем в этом, не вызывает сомнений. А суммы, которые мы осваиваем на других объектах городского заказа, проблематичны. Мы не можем рассматривать их как гарантированный заказ. И Управление Метростроя, и дочерние общества, как самостоятельные юридические лица, сейчас ведут активную работу по поиску заказов на строительных объектах Москвы.
- Значит и коллектив Метростроя будет расти?
- Нет, коллектив не будет расти. С той же численностью, но за счет лучшей организации работ, за счет роста производительности труда можно иметь прирост физического и денежного объема не менее 25 процентов.
Беседу вела Ф.Блинова

На снимке: Г.Я.Штерн (слева) и Е.И.Кашин на празднике, посвященном началу проходки "Ловатом" перегонного тоннеля Бутовской линии в июле 2002 года.
Фото А.Попова

Выставка по охране труда

С 12 по 15 ноября в павильоне №20 Всероссийского выставочного центра проходила VI Международная специализированная выставка "Безопасность и охрана труда - 2002", организованная Министерством труда и социального развития Российской Федерации. На ней побывали инженерно-технические работники ОАО "Мосметрострой".
В рамках выставки был проведен международный конгресс по проблемам охраны труда, кинофестиваль "Кино - на защиту человека!" и конкурс на лучшую спецодежду.
Вниманию многочисленных посетителей был представлен накопленный опыт организации государственного управления охраной труда, современные средства коллективной и индивидуальной защиты, измерительные и контрольные приборы, новые достижения в области безопасности, медицины и гигиены труда. Полученные информация и материалы будут использованы на метростроевских объектах для совершенствования работы в области охраны труда.
Ю.Святухин, заместитель главного инженера ОАО "Мосметрострой".

Память

Светло обо мне подумай

2 декабря исполнится сорок дней со дня смерти Николая Павловича Гостеева, первопроходца метро, бывшего начальника СМУ-4. Его не стало 24 октября, а 29-го мы проводили его в последний путь. Все, кто знал и любил его, собрались в тот день на Митинском кладбище...
Жизнь Николая Павловича Гостеева - уникальная. Он был не просто известным на Метрострое человеком, талантливым инженером и руководителем, он был прежде всего необыкновенным и незаурядным человеком. Всегда и во всем на высоте - какой бы сферы это ни касалось.

Он - целая эпоха

Николай Павлович не любил при жизни показывать себя крупным планом, героями его воспоминаний были другие. Как восторгался он первыми руководителями Метростроя - Ротертом, Абакумовым, Самодуровым, неизменно отмечая наряду с их высоким профессионализмом такие необходимые руководителю качества, как интеллигентность, воспитанность, культура. С не меньшим восхищением Николай Павлович отзывался и о начальниках участков, мастерах, рабочих. Комиссаров, Федоров, Пащинский, Гудков... Что ни фамилия - то личность. Он мог рассказывать о них бесконечно. А в день прощания, 29 октября, говорили только о нем, о Николае Павловиче...
"Он как метеорит, залетевший к нам из других миров". И к этим словам Юрия Николаевича Гостеева, сына, трудно что-либо добавить. Николай Павлович действительно из другого мира и другой жизни, которую мы знаем лишь по учебникам истории. Он - целая эпоха... Целый век... Судьба подарила ему счастье быть среди первых строителей метро, и он этим всегда гордился. Первые эскалаторы... Искусственное замораживание грунтов (метод Н.Г.Трупака) холодильными аммиачными установками при проходке наклонных тоннелей... Он был непосредственным исполнителем всего этого. Не раз встречался с Орджоникидзе и Кагановичем, лично общался с Хрущевым - их первая встреча состоялась еще тогда, когда Николай Павлович, начальник цеха Первого механического завода, на участке строительства метро между станциями "Красные ворота" и "Комсомольская" осуществляя заморозку наклона и массивов грунтов под близлежащими зданиями. Хрущев явился в компрессорную ночью, без предупреждения. Прочитав статью в газете "Эльбрус на Каланчевке", решил своими глазами посмотреть на то, как продвигается работа. Гостеев докладывал о состоянии дел.
- Жизнь отца была многогранной, - рассказывал на поминках Юрий Николаевич Гостеев. - Главным стимулом в ней всегда оставался Московский Метрострой и работа, которой он отдавал большую часть своей энергии, без которой, как без кислорода, себя не мыслил. Бог подарил ему долгую жизнь. Он пережил то железо, которое сам же и монтировал на первых очередях метро.
Он был всегда человеком востребованным и властью отмеченным, достаточно назвать орден Ленина, который получил за строительство станции "Кузнецкий мост", медаль "За оборону Москвы", которую ему вручили в сорок четвертом году. Его знала страна, он нужен был ей. И об этом, кстати, как нельзя лучше говорит география множественных командировок. Абакан-Тайшет... Девятилетним мальчиком я был там вместе с отцом. Чиркейская ГЭС... Помню время, когда здесь забивали лишь первые колышки... Во время войны отец был задействован не только на строительстве метро, но и на сооружении бункеров Сталина. Масштаб сделанного им - огромен.
Юрий Николаевич рассказывал о том, каким желанным человеком был Николай Павлович в Ереване, в Киеве, в Ташкенте и Тбилиси.
- Горный воздух Грузии, кстати, очень помог ему в борьбе с такой серьезной болезнью, как туберкулез, которым он заболел еще перед войной и практически висел на волоске от смерти. Если бы не друзья... Они оказывали отцу всяческую поддержку, помогали вернуться в строй. И один из таких людей - Николай Владимирович Церковницкий, именно ему удалось достать необходимые для лечения антибиотики.
И еще одно отметил сын Николая Павловича, прочитав в некрологе строчку о том, что отец участвовал в наладке отечественного и импортного горно-проходческого оборудования.
- Наладчики из Америки так и не появились, - рассказал один из эпизодов Юрий Николаевич. - А пакет документов приходил в рассчете на то, что монтажом будут заниматься именно зарубежные специалисты. И вот, получив в ящиках в разобранном виде дизельные установки, предназначенные для автономного существования бункеров Сталина, монтажники под руководством Николая Павловича стали сами решать эту задачу. Благодаря своей русской смекалке, они эту технику запустили. И тем самым сохранили себе жизнь - в то время имелось немало вариантов пятьдесят восьмой статьи.
Для нас, детей, Николай Павлович был маяком. Он не имел дурных привычек - не пил, не курил. Занимался спортом, до глубокой старости делал пробежки по Ленинградскому проспекту.

Наш дом жил постоянными пусками...

- У папы была необыкновенная воля к жизни. Даже в последние, такие тяжелые для него дни, он не оставлял надежды, гнал от себя мысли о смерти. Он был настроен на жизнь, - рассказывала на поминках дочь, Галина Николаевна Гостеева. И она тоже делилась в эти горестные часы своими наиболее яркими воспоминаниями об отце.
- Наш дом жил постоянными пусками. Работа, работа, работа... Папа жил работой. Это было его - все! Смысл жизни. Наверное и десяти пальцев хватит, чтобы пересчитать количество раз, когда он брал меня, маленькую, из детского сада. Я была в какой-то степени дочерью полка. За мной забегал кто-то из его коллег или друзей, кто был в тот момент свободен. А однажды он привез меня на "Комсомольскую"-кольцевую. Поставил на станции и попросил подождать... Папа отсутствовал. где-то часа три или больше. Думаю, закрутившись, он просто забыл обо мне. Без него я путешествовала по станции с одним из рабочих и получила в подарок кусочки смальты, с которыми потом с удовольствием играла дома.
Я помню, как сразу после окончания войны, где-то в начале июня, в составе большой группы метростроевцев папа уезжал в Берлин на восстановление метро. На поверженном рейхстаге он оставил свой автограф.
Галина Николаевна говорила об особом отношении Николая Павловича к людям, о его неподдельном интересе к каждому человеку.
- О своих коллегах папа говорил только хорошее, находил в каждом какую-то изюминку. Ни одного дурного слова - только доброе, с участием, заботой. Его невероятно интересно было слушать, а с его мнением невозможно было не согласиться. Вот как-то сидим на кухне, поет Козловский. А папа любил Козловского, любил в его исполнении церковные песнопения, романсы. Я спрашиваю: "Вот если бы пришлось выбирать, кого бы ты предпочел - Козловского или Лемешева?" "У Козловского, конечно, голос, - ответил он мне. - Но у Лемешева-то - душа!"
Когда папе исполнялось девяносто пять и коллектив СМУ-4 предложил отметить его юбилей, он активно отказывался, пока я не уговорила его согласиться и не пообещала пойти вместе с ним. Он волновался, переживал. Но какой же получился праздник! Для него, для меня... Это так и осталось незабываемым событием.

По нему сверяли свои часы

Вспомнил о подготовке к девяностопятилетию Николая Павловича и главный инженер СМУ-4 Арон Петрович Рознатовский.
- Николай Павлович был скромным человеком, оказалось совсем не просто убедить его встретиться в конторе СМУ и отпраздновать юбилей. Он предлагал дождаться столетия. К сожалению, столетие придется отмечать уже без него. Но мы обязательно соберемся все вместе и помянем его добрым словом...
Этот человек был заряжен такой энергией, таким неисчерпаемым оптимизмом! Признаюсь, я не раз пытался уйти из коллектива, но всегда оставался - благодаря убеждениям Николая Павловича.
Человек с большой буквы, он вел за собой большой коллектив. Он ценил людей, понимал их. У монтажников трудная судьба, за нами - пуск. Приходилось работать сутками, спать на рабочем месте по два-три часа. И в этот сложный пусковой период он всегда находился рядом - подбадривал, вселял уверенность, поднимал дух. Мы никогда не забудем Николая Павловича.
Не забудут его ветераны СМУ-4 Василий Васильевич Суровяткин, Иван Дмитриевич Гагарин, Иван Семенович Архипов, Юрий Иванович Дюков, Георгий Яковлевич Хаустов, Валентин Евгеньевич Карпов. В их судьбе он сыграл заметную роль Не забудут его председатель совета ветеранов Метростроя Валентина Васильевна Шульгина, с которой Николая Павловича связывала давняя дружба, и Нариман Александрович Простов, и Тамара Александровна Мосягина. Вот о чем рассказывала бывший главный врач медсанчасти:
- Николай Павлович бесконечно любил свой коллектив и заботился о людях. Когда бы мы, медики, ни обращались к нему, он всегда находил время, чтобы встретиться и обсудить все проблемы. Причем, его волновала не общая картина заболеваемости в коллективе, его волновал каждый человек в отдельности. Он записывал в свои бумаги у кого какие проблемы, кого и куда направить на лечение и тут же давал указания председателю профкома.
Николай Павлович сам перенес тяжелейшую болезнь. Но для себя он никогда не просил никаких привилегий, наоборот - до предела загружал себя работой.
Почти сорок лет Николай Павлович возглавлял коллектив монтажников. Десятки станций метро нам будут напоминать о нем. О мем нам будут напоминать и те станции, которые строили уже его ученики.
- К сожалению, я не работал с Николаем Павловичем, - сказал в день прощания директор СМУ-4 Виктор Петрович Хрусь. - Но многие из тех, кто трудится и поныне в коллективе, начинали в нашем СМУ с чистого листа и писали свою биографию под его руководством. Он был мощным руководителем - на протяжении долгой истории Метростроя Николай Павлович входил в когорту лучших. И когда ушел на пенсию, его связь с коллективом осталась неразрывной. Здесь все сверяли свои часы по нему: а как бы поступил Николай Павлович, а что бы он сделал? Нет, он не был первым и единственным начальником СМУ-4, были до него, были и будут после. Но помнить... помнить будут его - человека с большой буквы. Может быть он и прожил такую долгую жизнь потому, что умел отдавать себя людям. Умел делать добро.
И все-таки так больно, что его больше нет с нами.
Н.Соловьева

Hosted by uCoz