О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2003 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №25 (13099)
11 июля 2003 г.

Сегодня в номере:

  • Пятидесятилетний юбилей общежития № 3-4 торжественно отметили в кафе "Метро". - Стр.2
  • Актуальное интервью директора СМУ-11 С.С.Уханова. - Стр.3-4
  • Могут ли наши стройплощадки претендовать на призовые места в городском конкурсе? - Стр.3
  • Спартакиада Метростроя. Футбол. - Стр.4

Новости

Счет на километры

По состоянию на 7 июля на строительстве эстакадной части Бутовской линии завершено бетонирование ростверков и остается еще поставить 6 стоек опор из 182.
Суммарная длина собранных пролетных металлоконструкций превысила пять км - из 8,4 км. Плита проезжей части (балластное корыто) забетонирована в общей сложности на длине 2,83 км. Судя по материалам, предоставленным редакции инженером-диспетчером И.Н.Высочкиной, наибольший вклад в эту величину внес участок С.В.Стрельникова из СМУ-1 - 1,072км.
На счету СМУ-6 в самом начале июля насчитывалось 900 метров плиты проезжей части эстакады.

Перед финишем

Участок Н.Г.Файзрахманова из СМУ-8, ведущий щитовую проходку правого перегонного тоннеля на первом перегоне Бутовской линии близок к завершению своего подземного почти 300-метрового пути. За июнь немеханизированный и видавший виды щит преодолел как и в мае - 70 метров. К 7 июля в забое было смонтировано 282 кольца и это означало, что до сбойки с камерой съездов оставалось 7 метров. Этот финишный отрезок достаточно сложен: на нем одна за другой пойдут три стены.

Оборудование для легкого метро

2 июля в Дирекции строящегося метрополитена состоялось совещание по вопросам, связанным с недостающей проектно-технической документацией и с поставкой основного оборудования для Бутовской линии.
Участвовавший в нем начальник ОЭМУ Управления Мосметростроя В.А.Сальков сообщил редакции, что основное оборудование для электродепо "Варшавское" будет поставляться, начиная с 20 июля, для понизительной тяговой подстанции, построенной силами СМУ-14 перед станцией "Улица Скобелевская", - с 15 августа, для остальных подстанций эстакадной части Бутовской линии - в сентябре. Эти сроки утверждены начальником Дирекции строящегося метрополитена В.И.Иванчиковым.
На пусковой участок уже начали поставлять эскалаторы типа Е-900Т и комплектующие к ним. Завоз всех 15 комплектов должен завершиться в сентябре.

Временная остановка "Ловата"

В самом начале июля проходка правого перегонного тоннеля Бутовской линии была приостановлена. После монтажа 299-го кольца "Ловат" не смог двигаться дальше - вышли из строя два из двенадцати двигателей основного привода. Теперь проводится ревизия остальных.

На пусковом объекте

Первопроходцы эстакады

Станция "Бульвар Адмирала Ушакова" первой на эстакадном участке Бутовской линии дошла до этапа установки металлоконструкций навеса. Их начал монтировать участок С.С.Шкарина из СМУ-15. Но для того, чтобы он смог этим заняться, участок В.В.Якунина из СМУ-6 первым на всей эстакаде забетонировал станционную платформу. Там же, на "Бульваре Адмирала Ушакова", участок М.И.Табукашвили из СМУ-6 раньше других приступил к бетонированию пролетной части так называемого балластного корыта, а в конце июня заизолировал первый путевой пролет для предстоящей засыпки туда щебня.
Арматурный каркас того пионерного корыта вязала бригада А.С.Щепетина (снимок слева). Начальник участка знает его по совместной работе со "Чкаловской", а вообще-то Александр Сергеевич на Мосметрострое с 1988 года. Опыта набирался в бригаде известного специалиста арматурных дел А.А.Лыткина. Позже стал его преемником по руководству бригадой. Как считает Табукашвили, Щепетин уже после Ярославской развязки на МКАД вышел на уровень Лыткина. То, что он чертежи спокойно читает, само собой разумеется. Но бригадир всегда четко представляет технологию их исполнения, ищет и находит наиболее рациональные варианты организации работы. Он же отличается умением передать свой опыт другим. Поэтому сейчас Александр Сергеевич переведен к соседям - на участок Якунина, где включился в строительство вестибюля станции.
Еще одного из своих рабочих - Расиха Измайлова (снимок справа) - Табукашвили представляет так:
- Это метростроевец с более чем пятнадцатилетним стажем. На подземке был машинистом электровоза. А когда СМУ-6 переключилось на дорожное строительство, когда пошли одна за другой развязки МКАД, третьего транспортного кольца, Измайлов овладел профессией плотника. Его новые навыки особенно пригодились, когда мы приступили к балластному корыту, где требуется много плотницкой работы - временные лестницы, подмости, опалубка.
Работу всех трех участков СМУ-6 (В.П.Купряшкина, М.И.Табукашвили и В.В.Якунина), занятых на строительстве станции "Бульвар Адмирала Ушакова" и примыкающих пролетов (снимок в центре) курирует заместитель главного инженера СМУ-6 С.П.Грибанов. Главным событием июня он считает бетонирование платформы и что в целом строительство идет по графику, хотя многое приходится делать впервые.
Как раз в день нашего разговора на площадку должен был поступить новый материал "тайпар", предназначенный для защиты гидроизоляции балластного корыта от воздействия щебня. Осваивать его будет участок М.И.Табукашвили.
Ю.Петрунин

На снимках:
Александр Щепетин и Расих Измайлов


Вести со строек

Точка "А": июльский бетон

Разительные перемены произошли за последние две недели на участке СМУ-15 в точке "А". Оба тоннеля, идущие от демонтажной камеры щита "Херренкнехт" к Рижской эстакаде, там уже собраны - за исключением монтажного проема в правом. Мало того, над левым тоннелем уже защищены основным мощным перекрытием коммуникационные технологические каналы, он практически весь готов в конструкциях. Над правым тоннелем довязывается арматура стен технологических каналов и на них по захваткам "надевается" верхнее перекрытие. Около демонтажной камеры высится арматура стен притоннельных сооружений - двух венткамер, ТП-6, строятся вентканал, аварийные выходы.
По словам бригадира Стаса Владимировича Мкртичяна, через неделю будет забетонирован технологический проем в правом тоннеле, а на 28 июля над тоннелями уже запланирован монтаж кабелей. Вместе с тем работы еще очень много. Третий месяц подряд на участке укладывается по 4,5 - 5 тысяч кубометров бетона, и июль будет таким же, бригады готовятся принять 4200 кубов.
Величина напряжения на участке, достигшая, казалось бы, апогея, может быть измерена даже математически, если учесть, что основные железобетонные массивы уже отлиты, и бригады С.В.Мкртичяна и А.А.Иванова трудятся над конструкциями всего 300 - 400-миллиметровой толщины, но количество бетона заказывают то же. Объемы те же, а площади втрое больше.
На вопрос, как бригадир добивается таких успехов, Стас Владимирович отвечает убежденно:
- Работы много, а когда работа есть, ни за кем бегать не надо, все довольны. И потом, у нас безупречные люди. Мы вместе уже 30 лет, и в бригаде есть такие специалисты, что даже без меня сами все сделают. Михаил Ноздрин - я с ним с 77 года, еще с Ташкента, Сергей Удалов, мой зам Рустам Салахутдинов, Мунир Исхаков, два брата Пименовы, Вячеслав и Евгений... Евгений уже пенсионер, мы зовем его Федорычем. Он в свое время инженером строил Абакан-Тайшет, сейчас арматурщиком трудится. Ему 71 год, но любому молодому фору даст. Оттого и проблем у меня нет. Я ему чертежи дал, говорю: - Федорыч, надо заготовки делать, ты тоже посмотри, как лучше поступить, потом вместе разберемся. И разбираемся, рассчитываем, где можно добавить или убрать металл, чтобы забот, стыковок, расхода материалов было поменьше: бывают и у проектировщиков ошибки, не без этого. Много решаем проблем с проектировщиком прямо по ходу дела. Он у нас тоже хороший, Сергей Леонидович Чеботарев. Вызываем его и на чертежах разбираемся в возникших вопросах, предлагаем рационально заменить арматуру. Если соглашается, тут же в акт авторского надзора записывает новое решение. Так и добиваемся результатов... И молодежь есть у нас нормальная. Маловато ее, человек десять-пятнадцать, но есть.
По-своему, с добрым юморком отзывается о своем коллективе начальник участка Андрей Николаевич Сатышев:
- Этому народу все удивляются: они зарплату не получают, и еще работают. Конечно, двухмесячные задержки никого не радуют, но заработком теперь все довольны.
В.Мелик-Нубаров


Дом, ставший родным

Пятидесятилетний юбилей общежития №3-4 коммунальщики отмечали там же, в Измайлове - в специально подготовленном для торжества кафе "Метро", которое находится на углу 15-й Парковой и Нижне-Первомайской. Оживленно беседующие женщины в нарядных платьях, пышные букеты, щедро накрытый стол - все настраивало на праздничный лад. И праздник состоялся.
Если быть точным, то начался он еще на площадке перед входом в кафе, где поздравляли друг друга ньшешние работники общежития и приглашенные на юбилей ветераны коммунальной службы, где многие подходили поприветствовать самую почтенную гостью Капитолину Георгиевну Рыбко. Именно она долгое время возглавляла первый коллектив воспитателей, принявший счастливых новоселов в 1953 году. Обнять ее, сфотографироваться рядом с ней было равно соприкосновению с существенным моментом истории КСУМа.
А застольную часть праздника открыла начальник отдела эксплуатации общежитии Т.А.Крицкая.
- Мы сегодня отмечаем 50-летие замечательного дома, - сказала она. - Полвека тому назад он предоставил отличные по тому времени бытовые условия 900 молодым метростроевцам - передовикам производства и недавним выпускникам институтов и техникумов. И жильцы, и воспитатели понимали значимость заданного тем массовым новосельем настроя. Его удалось сохранить в течение нескольких десятилетий. В 70-е годы здесь, в комнате №26, которую называли "комната с рыбами", жил молодой рабочий парень, ходивший еще в шинели - Николай Агапов.
С таким ретроспективным и вполне уместным заходом слово было предоставлено директору КСУМа Н.А.Агапову.
- То время, те комнаты, тех людей без волнения вспоминать не могу, - сразу взял высокую эмоциональную ноту Николай Алексеевич. - Правда, про шинель я сам уже забыл, но раз люди говорят, наверное, ходил в ней. Вообще-то, я не так долго жил здесь, но это были самые первые мои шаги по Москве, тогда же появились первые друзья среди метростроевцев. Например, Иван Газин. Он, кстати сказать, собирался сегодня приехать, но что-то в последний момент помешало. Можно назвать еще несколько известных людей, вышедших отсюда: Зайдуллин, Сахаров, Полосин и другие, ставшие впоследствии руководителями, начинали с рядовых должностей, кто-то был проходчиком подобно мне. Хороший подобрался в общежитии и обслуживающий персонал. Каких-то придирок не помню. ЧП, конечно, случались, но очень редко, Капитолина Георгиевна может подтвердить. Жильцы вели себя в большинстве своем цивилизованно. Пусть не было родственного пригляда отцов-матерей, зато рядом были такие люди, как Капитолина Георгиевна, как Галина Федоровна. А сейчас Валентина Трофимовна Золотова, еще один наш корифей с большим опытом, руководит общежитием - уже в иных условиях, с иным контингентом, где много командированных. Спасибо ей и всему нынешнему коллективу обслуживающего персонала за добросовестный труд на таком важном и нелегком участке. С радостью вручаю вам, Валентина Трофимовна, Почетную грамоту, подписанную руководством Мосметростроя. А от КСУМа - букет, который я сам выбирал.
Еще один букет, не менее роскошный, Николай Алексеевич вручил со словами признательности и уважения Капитолине Георгиевне Рыбко, очень растроганной таким знаком внимания.
С цветами от Теркома профсоюза на юбилей приехали А.Н.Родионов и В.А.Пасторова. Выступление Александра Николаевича было кратким, но тоже весьма прочувствованным:
- Сожалею, что в свое время не жил здесь, как Агапов. Он просто счастливец - ему довелось быть жильцом такого дома. Преимущественно женский коллектив его сотрудников много делал и делает для того, чтобы создавать строителям условия близкие к домашним, чтобы облегчить и украсить их быт. Желаю вам всем здоровья и благополучия, всего чего вам недостает. Мы вас любим и будем любить.
Большая группа сотрудников общежития-юбиляра получила Почетные грамоты от руководства КСУМа. Оформлены они были по-современному, когда имя награждаемого человека не вписывается от руки, а печатается вместе с основным текстом. Вручавшая грамоты Г.Ф.Ласькова в представлениях как председатель профкома КСУМа, конечно, не нуждалась. Т.А.Крицкая напомнила, что она была здесь воспитателем, смело сражалась за порядок. И сама Галина Федоровна не обошлась без экскурса в прошлое.
- Эти два корпуса для меня - родной дом. В Москве и КСУМе я с 1959 года. Много было за это время всякого - и хорошего, и неприятного. Но руководили общежитием действительно корифеи - Рыбко и Золотова. Капитолина Георгиевна для жильцов и была строгой матерью и доброй советчицей. Еще хочется назвать Круглову, Володину, Смагину. У нас все, вплоть до вахтеров, были замечательные люди.
С краткими приветственными речами, плавно переходившими в тосты - за ветеранов и нынешний коллектив - выступили заместители директора КСУМа П.Ю.Калинин и Б.Ф.Пригода. А следом за ними микрофон в руки взяла В.И.Канищева с участка №1. Она поздравила коллег по-своему, под музыку: "Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал...".
Важные слова нашла А.И.Володина, представитель комплекса на Ленской улице, ранее работавшая здесь, в Измайлове.
- Вы годами убирали и чистили за всех, - обратилась она к подругам по профессии, - ночей не спали, здоровьем и красотой жертвовали. И все равно вы сегодня в этом зале - тоже звезды, как артисты на сцене. И мы дарим вам эту картину - прекрасный русский пейзаж.
О будничной стороне работы в общежитиях на юбилее еще немного говорила разве что В.А.Беляева. Она, бывший главбух КСУМа, напомнила, как не просто давался каждый следующий шаг в улучшении быта, например, переход к пододеяльникам и перьевым подушкам.
Куда больше было шуток, музыки, песен, как и положено на празднике одной большой семьи. Это ощущение подтвердил такой момент Надежда Гудкова, которую называют "ксумовская Кадышева", одну песню исполнила персонально для паспортистки Светланы Сацуты - общий юбилей совпал с ее днем рождения.
Ю.Петрунин
Фото А.Попова:
К.Г.Рыбко и Г.Ф.Ласькова.
А.Н.Родионов, В.Т.Золотова, Н.А.Агапов.
Поет Надежда Гудкова.


В президиуме Теркома профсоюза

На повестке дня - охрана здоровья

Ежедневно не выходят на работу более 300 метростроевцев из-за болезней, травм и по причине ухода за больными детьми. В 2002 году возросли расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Заболеваемость зависит от многих факторов, в первую очередь - от условий труда и производственного быта, от своевременной подготовки объектов к работе в осенне-зимний период, от наличия столовой, добротной спецодежды, нормальной воздушной среды...
Об этом и многом другом шел разговор на заседании президиума Теркома профсоюза, где 26 июня обсуждался вопрос "Об охране здоровья трудящихся и улучшении условий труда в организациях ОАО "Мосметрострой". Отмечено, что администрация и профкомы проводят определенную работу по Профилактике заболеваемости и улучшению условий труда - медицинские осмотры, обследование рабочих мест с замерами шума, вибрации, воздуха и другими. После этого даются рекомендации.
Главное внимание на заседании президиума Теркома профсоюза было обращено на серьезные недостатки в организации работы по улучшению условий труда и снижению уровня заболеваемости. На сооружении легкого метро в Южном Бутове комиссия, например, отметила, что душкомбинат есть только на строительной площадке СМУ-6, а столовую-раздаточную имеет только ООО "Строймехсервис-9". Комнаты приема пищи на объектах в Южном Бутове не отвечают санитарным требованиям, на рабочих местах не создан нормальный питьевой режим и даже нет водопроводной воды, чтобы строители могли хотя бы вымыть руки, а также необходимой для пожарных нужд и полива территории. Все это отнюдь не способствует сохранению здоровья людей.
По данным МСЧ №2, в структуре общей заболеваемости по Метрострою в последние годы остаются стабильно высокими простудные заболевания, болезни органов дыхания, пищеварения (кишечно-желудочные) - они составляют более 10 процентов от общего числа и превышают средний уровень заболеваний этого класса по Москве. Простудные заболевания имеют тенденцию к росту. Самый большой по Метрострою процент случаев был зарегистрирован в 2002 году на Автобазе №3.
В последние три года высокая заболеваемость отмечается в одиннадцати метростроевских организациях, и это в первую очередь связано с условиями труда и производственного быта.
Президиум Теркома профсоюза принял к сведению сообщения заместителя генерального директора ОАО "Мосметрострой" И.И.Бучинского и главного технического инспектора труда И.Н.Панчева по обсуждаемому вопросу и предложил руководству ОАО "Мосметрострой", директорам дочерних обществ, профсоюзным комитетам ряд мер, которые будут способствовать улучшению условий труда, сокращению случаев общей и профессиональной заболеваемости.


Актуальное интервью

Очень ответственный год

Получив задание редакции продолжить тему проблем дочерних организаций Метростроя, наш корреспондент выбрал ту из них, о которой не так уж часто мы пишем в газете, и в последние дни июня встретился с директором СМУ-11 С.С.Ухановым. Однако Сергея Сергеевича вопрос корреспондента несколько озадачил:
- Проблемы? Они всегда были, есть и будут, но мы тут для того, чтобы их решать, а не ждать, когда за нас их решит кто-нибудь. Но для журналиста неинтересны наши проблемы, обыкновенные они, производственные.
- Вы не жалуетесь на отсутствие заказов?
- На этот год достаточно у нас и заказов, и ответственной работы. Сейчас Бутовская линия готовится к сдаче в эксплуатацию, и изначально старт мы ей даем - реконструкцией цеха ТР-3 депо "Варшавское" и строительством станции легкого метро "Улица Старокачаловская" пересадочного комплекса. Мы как бы путевку в жизнь даем всему новому радиусу: без депо поезда не поедут, без пересадки пассажиры не пересядут.
- Расскажите нашим читателям - что собой представляет реконструкция депо?
- В депо "Варшавское" цех ТР-3 теперь предназначается для обслуживания составов, которые будут курсировать по Бутовской линии метро. В связи с этим он подлежит серьезной, просто огромной переделке. От цеха осталась одна наружная коробка, да и она процентов на 40 реконструируется - все там демонтируется и устраивается совершенно по новому. Это большой и довольно интересный проект. Мне есть с чем сравнивать, потому что я в свое время две очереди депо построил в Новогирееве, сменным инженером, а потом начальником участка, и в этом деле разбираюсь.
В нефе "Варшавского" у нас очень сложная задача: ведь строится не обычный перегон, который сдал в эксплуатацию - и у тебя душа не болит. При сооружении здания для обслуживания каких-то подвижных механизмов, в данном случае составов метрополитена, надо хорошо знать технологию работы самого депо - что и для каких процессов нужно его персоналу. В конце концов, мы призваны строить так, чтобы эксплуатационникам было удобно и комфортно трудиться. Чтобы осмотрщики поездов не ползали под вагонами, не пробирались, скрючившись, по сырым полутемным канавам, а видели состав с определенного уровня, под определенным углом. Чтобы применялись для ремонта - профилактического, среднего - всевозможные подъемники, а там, где вагоны моют, красят, чистят, где меняют сменные детали, колеса обтачивают - необходимое специальное оборудование... Все процессы нами учитываются.
- Похоже, ваша задача действительно выходит за рамки просто строительства. Ведь в этом цехе объединяются процессы, обычно рассредоточенные по всей территории депо?
- А как же. Там будет целый механический завод с особыми станками, и в его технологиях надо разбираться - не бездумно строить, как элемент, а понимать, для чего ты это делаешь и как к сделанному отнесутся те, кто потом будут эксплуатировать цех ТР-3.
Там очень много интересного. Кстати, в этом цехе впервые на метрополитене будут применены эстакады для осмотра вагонов. И не железобетонные, а металлические, как в Европе. Сейчас мы их уже монтируем. У эстакад именно такая высота, какая необходима, чтобы и хорошо видеть состав снизу, и если нужно с ним поработать, достать рукой. Все продумано. Скрыт дренаж, исчезли канавы, сделаны проезды для техники малой механизации, чтобы всевозможные кары, подъемники могли ездить между составами, под составами, подавать нужные детали, и человек ничего не таскал бы на себе. Довольно интересный проект.
- Говорите, как в Европе?
- Ну, Европа - не Европа, я знаю, что такое уже применялось у нас и на железной дороге, и в трамвайных депо, но в данном случае на метрополитене это впервые. Делегация Московского метрополитена была в Англии, осмотрела лондонскую подземку и ее обслуживание в депо, опросила персонал, насколько комфортно рабочие себя чувствуют, понравился этот вариант и было принято соответствующее решение. К тому же, если специалисту удобно осматривать составы, то ему будут виднее какие-то нарушения, поломки, а значит, техническое состояние поездов улучшится, безопасность движения повысится. Мы еще увидим, какими все эти новшества будут в эксплуатации. Вот к середине июля соберем первый опытный отрезок, пригласим все службы еще раз, чтобы они посмотрели, пощупали руками уже не чертежи, а готовый фрагмент. Мы часто сейчас применяем этот метод: доведем до уровня сдачи часть объекта, позовем заказчиков, проектировщиков, если кто-то даст какие-то последние замечания, учтем их - и вперед... Уже никто не гадает, так или не так делаем, всем все известно.
- Сдаваться объект будет в декабре, вместе с радиусом?
- Срок сдачи - пораньше декабря. Нужно, чтобы там успели принять с Мытищинского завода новые составы, обслужить их и подготовить к пуску нового радиуса. Так что очень ответственный этот год. Пока все идет у нас в графике, но единственное, что вызывает опасение - получение оборудования, а это зависит только от Дирекции строящегося метрополитена. Поставка оборудования - ключевой момент, на нем весь график замыкается. Мы знаем, что если в рассчитанное время оборудование будет поставлено, то наладка и монтаж закончатся в срок и можно будет включить новую СТП, старую сломать и приступить к завершающей фазе строительства. То есть там все очень непросто, каждая работа взаимозавязана с другими, увязаны все циклы. И потом, уже после нас монтажники СМУ-4 должны успеть установить электрику, сантехнику, смонтировать автоматическое пожаротушение... А оно теперь приобрело другие нормативы, к нему другие требования, дублируются некоторые моменты, нельзя совмещать простой хозяйственный водопровод с пожарным... Множество всяких нюансов на этом объекте, и говорят они о том, что создаваемый цех - это практически мини-депо для обслуживания составов нового поколения именно Бутовской линии.
- Видимо, на "Старокачаловской" у вас проблем поменьше? Во всяком случае, там все знакомо и не требует изучения технологий?
- На пересадочном узле тоже наступают напряженные времена. Сейчас монтажные работы идут там полным ходом, но оборудование запаздывает и уже начинает наши темпы притормаживать. Нет оборудования на СТП, на венткамеры, на перекачки - а ведь там три перекачки, три венткамеры и одна СТП, вот сколько объектов сразу в один год. И еще в связи с тем, что здание служб Бутовской линии еще строится, часть служб будет размещена во втором вестибюле, а это означает, что на уровне платформ предстоит перепланировка помещений. Пока на эти работы проекта нет, конструкторы обещают выдать его только в середине июля.
К тому же, поймите, оба наших объекта, депо и станция, находятся в зоне действующего метрополитена, а это накладывает на ситуацию свои нюансы. Конечно, выпущены соответствующие совместные приказы, по которым мы должны жить и работать так, чтобы не мешать нормальному функционированию метро. Нам надо быть достаточно грамотными в этом отношении, потому что ответственность в таких условиях очень высока. А что касается платформенной части и самой пересадки - они уже построены, и получи мы оборудование на тяговую подстанцию и в притоннельные сооружения - могли бы приступить к монтажу и с уверенностью назвать срок, когда там все будет закончено. Но пока знаем только ориентировочные сроки его поставки.
- Вот и проблемы всплыли. И опять жалоба на проектировщиков и на работу "с листа". Вас тоже это волнует?
- Нет, нас волнует задержка проекта. А "с листа" все мы строим сейчас, уже не получаем предварительно документацию, чтобы изучить ее, высказать замечания, обсудить условия... Все идет параллельно - и строительство, и проектирование. И я думаю, что так даже лучше намного, потому что повышает оперативность и значительно сокращает сроки строительства. Раньше мы старались выполнить задания побольше и побыстрее, но зачем обгонять самих себя? Все должно плавно происходить в строительстве, по точным расчетам. Допустим, ничего не построили, а оборудование уже купили - значит, пока построим, оно может морально устареть. Что в этом хорошего? Да и зачем нужно, чтобы кто-то кого-то опережал? Надо, чтобы все просто двигались в одном направлении и каждый делал свое дело в свое время.
А если проектировщики задерживают документацию, надо с ними общаться теснее и принимать какие-то решения в рабочем порядке именно в те моменты, когда они необходимы. То есть лозунг о том, что кто-то сдерживает строительство, нужен не для того, чтобы оправдать свое бездействие, а для того, чтобы вовремя решать все назревшие вопросы.
Особенно на реконструкции всегда возникает очень много вопросов, которые даже проектировщики предвидеть не могут. Допустим, депо было построено в 1983 году, здание 20 лет эксплуатировалось - что-то там менялось, что-то дополнялось, убиралось. Провели обследование, составили проект, но и в процессе переделки всегда возникают какие-то проблемы, иначе и не может быть. Или возьмем частую сейчас ситуацию - недостаточное финансирование, когда заказчики начинают от каких-то работ отказываться, переводить их на следующий год, взаимосвязывать необходимое с возможным... Это реальная жизнь строителя.
- Целая философия, подкрепленная реальностью. А следующий год вы уже как-то просматриваете?
- Следующий год? Просматриваем. Я думаю, мы своей работой докажем, что нужны Московскому метрострою, и дальше будем родной город радовать строительными победами. Перспективы у Метростроя есть, а коллектив наш универсальный, что поручат, то и выполним.
Беседу вел В.Мелик-Нубаров


Командировка в тридцатые

СМУ-8 приступило к реальной работе, связанной со строительством второго выхода станции "Маяковская". Проходчики первого участка, которым руководит Игорь Владимирович Бойков, собрали первые пять рам подходной штольни. С нее начнется их подземный путь к натяжной камере будущего наклонного хода. Путь непростой, так как потребуется еще выход на более высокий горизонт с помощью фурнеля. Пока идут на отбойных молотках, но вскоре, миновав поворот, смогут пустить в дело комбайн. Его же в дальнейшем через фурнель переправят наверх.
Об этих достаточно сложных проходческих задачах Бойков говорит с радостным нетерпением человека, получающего, наконец, возможность заняться любимой работой.
Так получилось, что с начала прошлого лета первому участку СМУ-8 пришлось по финансовым причинам оставить недостроенную "Трубную" и трудиться на других объектах. Большую часть этого времени он был на субподряде у одного из подразделений Трансинжстроя и внес солидный вклад в сооружение станционного комплекса "Парк Победы". На счету участка - четыре торцевые стены, установка шифера под мраморную облицовку пилонов, много бетонирования, чеканки и нагнетания, очистка и подготовка к сдаче обоих тоннелей за станцией - вплоть до тупиков. Была и проходка, но совсем мало - для будки стрелочника. После пуска "Парка Победы" - новая задача. Надо было подключиться к СМУ-15, сооружающему монолитное продолжение Лефортовского тоннеля от точки "А" в сторону Рижской эстакады. Там бригады участка Бойкова бетонировали стены тоннеля и даже небольшой отрезок перекрытия. Параллельно велась полная реконструкция лестницы одного из выходов станции "Полежаевская". Такое приобщение к Таганско-Краснопресненской линии вполне можно рассматривать как своеобразную командировку в начало семидесятых годов. А "Маяковская" вообще уводит в довоенную пору, к первостроителям.
Для Игоря Владимировича Бойкова, чей метростроевский стаж отсчитывается с 1981 года, со строительства "Полянки" (а начинал он шахтером в Кузбассе), непосредственное участие в совершенствовании общепризнанной жемчужины московского метро - почетно и ответственно. Помимо работ, относящихся к натяжной камере, он планирует в ближайшее время приступить и к самому наклону. ВИЗБАС там только недавно завершил бурение наклонных скважин для закачки замораживающего раствора. На укрощение плывуна уйдет еще месяца два. Но сверху разрабатывать ядро наклонного хода уже можно. Так что и тюбинги потребуются.
Ю.Камышин
Фото А.Попова


"Стройплощадка-2003"

Перед завершающим туром

В последнюю пятницу июня состоялась плановая проверка состояния метростроевских стройплощадок, выдвинутых для участия в третьем, завершающем туре традиционного общегородского конкурса "Стройплощадка-2003". В проверке приняли участие заместитель начальника Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Правительства Москвы А.И.Дронов, начальник отдела ОАТИ А.М.Кириченко, а также члены метростроевской конкурсной комиссии - ее секретарь, он же заместитель начальника производственного отдела Управления Мосметростроя Г.Л.Шовский и заместитель главного инженера Мосметростроя Ю.К.Святухин.
Проверялись в тот день две площадки - на строительстве второго выхода станции метро "Маяковская" и на строительстве тоннелей будущей Краснопресненской автомагистрали, участок которой пройдет в районе Серебряного бора. По завершении проверки А.И.Дронов высказал мнение, что обе оставили в целом положительное впечатление и имеют реальную возможность конкурировать в борьбе за призовые места с площадками других организаций, ведущих подземное строительство. Правда, Тоннельному отряду №6 надо активнее переходить от подготовительных работ к основным.
Стройплощадка СМУ-8 и Московского филиала Тбилметростроя, с которой ведется строительство второго выхода "Маяковской", находится в крайне стесненных условиях городского центра, в непосредственной близости от Тверской улицы, на виду не только у памятника великому поэту, но и у всех властей. Там, на крохотном пятачке, помимо двух названных организаций действуют еще Строймехсервис-9 и ВИЗБАС. И тем не менее строителям удается поддерживать надлежащий порядок - не захламляться, не вывозить грязь со стройки на колесах автомобилей и вообще не портить городского пейзажа. Короче говоря, ни главному инженеру СМУ-8 В.В.Максимову, ни генеральному директору грузинских субподрядчиков Г.П.Бокучаве краснеть перед проверяющими не пришлось. А осмотрено было многое - от копра до душевых. Копер произвел хорошее впечатление и в душевых все нормально. Но больше всего понравился участок двора перед душкомбинатом, где не только цветники в бетонных формах, но и небольшой садик с кустами сирени и малины, И это буквально в десятке метров от Тверской!
Ситуация у тоннельщиков, откомандированных весной в окрестности Серебряного бора, на Лыковский проезд, совсем иная. Там, неподалеку от МКАД, с площадями дело обстоит куда проще Хотя тоже есть своя специфика: с одной стороны - лес, с другой - двухэтажные частные коттеджи, а еще - промзона, бывшая конеферма, какие-то склады. Поэтому при сравнительно большой территории - примерно 500 метров на 250-300 - конфигурация ее напоминает вытянутый многоугольник. На ближнем к МКАД его конце - въезд, на дальнем - запланировано место под цех, в котором будут подготавливать блоки обделки для "Ловата". Именно "Ловата", так как помимо "Херренкнехта" по последнему проектному решению от Лыковского проезда будет еще стартовать и канадский щит, когда завершит свою работу на Бутовской линии. А цех для блоков немецкого щита уже смонтирован. Сбоку от него и дальше - еще около десятка корпусов в разной степени готовности. Об их назначении участникам проверки рассказывали, ведя их к будущим смежным монтажным камерам, заместитель директора TO-6 A.H.Андреев и заместитель главного инженера ТО-6 А.В.Костроменков.
Идти по территории стройплощадки легко, поскольку она вымощена мощными аэродромными плитами, там и под ноги смотреть не обязательно. Даже внезапно начавшийся дождик не испортил благоприятного впечатления, хотя без отдельных мелких лужиц, конечно, не обошлось.
По пути А.В.Костроменков обратил внимание гостей на площадку, занятую узлами разобранного пока "Херренкнехта", потом он прокомментировал положение дел на строительстве монтажных камер - там в настоящее время возводят "стены в грунте" метростроевский Строймехсервис-9 и одно из подразделений Трансмонолита. Когда члены комиссии шли обратно, взяв курс поближе к забору, A.H.Андреев рассказал, что до прихода на площадку тоннельщиков бытовой городок строителей по справедливости называли "Шанхаем" за отсутствие какой-либо планировки. Меньше чем за два месяца новому генподрядчику удалось навести должный порядок, а вагончики выстроить как по шнурку, приведя и эту часть площадки в очень приличный вид.
Оба представителя ТО-6 сетовали только на масштаб объекта, который в течение рабочего дня приходится обходить не один раз. Впору каким-то транспортом для экономии сил и времени обзаводиться. А у тех, кто их слушал, невольно рождалась мысль: каково же такую территорию содержать в порядке? Тем не менее, тоннельщикам вместе с субподрядчиками это удается. Заместитель начальника ОАТИ А.И.Дронов посоветовал им дополнительно поработать лишь в направлении общего стиля оформления площадки, дополнив его красочным информационным щитом, откуда можно было бы более подробно узнать о будущих тоннелях.
Самому же Алексею Ивановичу Дронову в ближайшее время предстояло еще знакомство с площадкой "Дубки" в Южном Бутове. Там со стилем, пожалуй, все уже отработано. Только флаги надо обновить, если это еще не сделано.
Ю.Петрунин
Фото П.Семенова
На снимке: работники ВИЗБАСа на стройплощадке второго выхода "Маяковской".


Люди. Факты. События.

Испытан в бою и в труде

Прямо со школьной скамьи в июне 1941 года Григорий Гликин ушел в ополчение, а уже в июле стал бойцом Красной армии. Он воевал в пехоте, после ранения стал минометчиком, а Сталинград защищал как артиллерист. С этим грозным родом войск Гликин не расставался до самой Победы, которую встретил на Балтике, около порта Пиллау, будучи командиром противотанковой батареи. Его боевой путь отмечен двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга".
Дальше была учеба в МИИТе и направление в 1952 году на Мосметрострой. Там молодой инженер попал на строительство станции "Киевская"-кольцевая, которым руководила Татьяна Викторовна Федорова.
Став начальником участка, Григорий Иосифович вписал в свою трудовую биографию такие станции как "Ленинский проспект" и "Речной вокзал". Он же руководил сооружением среднего зала и второго выхода "Дзержинской". Участок Гликина известен на Метрострое еще и тем, что первым осваивал передовую технику проходки.
Свое 80-летие Григорий Иосифович встретил, находясь еще в рабочем строю. В последние годы он трудится в ТО-6. Тоннельщики тепло поздравили ветерана с его юбилеем.

Пути большой жизни

Свое 80-летие ветеран-путеец Сергей Алексеевич Елисеев отмечал в два приема. Сначала в домашнем кругу - с женой, детьми, внуками. Мария Ивановна 42 года отработала в ТО-6, сын и дочь окончили МИИТ. Андрей трудится на вагоноремонтном заводе. Надежда - в Метрогипротрансе. А вот у представителей третьего поколения уже другие интересы в жизни: кто в юристы определился, кто в экономисты, а кто еще на распутье. Но в любом случае все они ездят по подземным дорогам, проложенным в разные годы Сергеем Алексеевичем.
Ветеран даже и не берегся перечислять все перегоны и станции, в тоннелях которых он, начиная с 1942 года, укладывал пути. Елисеев говорит об этом просто: "Я работал на всех радиусах". Здесь надо обязательно добавить, что работал хорошо. Ведь когда был бригадиром, соревновался с самим Катаманиным, О том же свидетельствует орден Трудового Красного Знамени, а также командировка на строительство метро в Баку, где Сергей Алексеевич около года был прорабом, получив к тому времени диплом Московского техникума транспортного строительства.
Восемь лет Елисеев возглавлял в ТО-6 профком, а потом вернулся в тоннели, чтобы уйти на заслуженный отдых в 1997 году. Теперь по случаю юбилея он опять побывал на путейском участке.

Стихи тоннельщика - в "толстом" журнале

Поэтическое творчество Виктора Фурсова из ТО-6 хорошо знакомо читателям "Метростроевца". Публиковались его стихи и в других газетах, преимущественно подмосковных, в коллективных сборниках Мытищинского литературного объединения имени Дмитрия Кедрина. Начиная с 1996 года, Виктор Фурсов издал три стихотворные книги. Его приняли в Союз писателей России. Но вообще-то признаком выхода на профессиональный уровень у литераторов считается публикация в каком-нибудь "толстом" журнале.
И такое событие в жизни Виктора Петровича состоялось. Выходящий в Киеве на русском языке авторитетный журнал "Радуга" поместил во втором своем выпуске за этот год подборку из четырех стихотворений Фурсова. Открывается она лирической миниатюрой "Все переполнено любовью..." и снабжена иллюстрациями.


Футбол

Обнадеживающее начало

Уже не новички!

Летний чемпионат Мосметростроя по мини-футболу открылся 30 июня. Первыми на поле стадиона АНО Клуб "Здоровье" вышли команды Метромаша и Управления. Судя по итогам прошлого года, больше шансов на успех было у заводчан. Но опыту и удачливости своих соперников управленцы вполне могли противопоставить молодой задор. И начало матча чуть было не доказало это. Уже на третьей минуте нападающий команды Управления Кирилл Гасов имел возможность открыть счет. Но не реализовал ее. К концу первого тайма свой гол он все-таки провел. Однако к тому времени в активе заводчан было уже два мяча. Оба забил Александр Харламов-младший.
После перерыва в атаку ринулась старая гвардия Метромаша. Один раз отличился Александр Харламов-старший и дважды - бессменный Виктор Седов. На последней минуте управленцы подавали угловой, и Алексей Корзун головой переправил мяч в сетку ворот заводчан. Результат матча - 5:2 в пользу Метромаша. Его победа могла быть и более убедительной, если бы не смелая игра вратаря команды Управления Дениса Гетуна.

Очень боевая ничья

Казалось бы, когда форварды СМУ-3 Игорь Занько и Сергей Кузнецов забили сразу два мяча в ворота тоннельщиков, это должно было хотя бы смутить команду ТО-6. Но ничего подобного не случилось. К свистку на перерыв счет был 2:2. На восстановление равновесия хорошо поработали Игорь Есиков и Дмитрий Лихачев.
Тоннельщики и во втором тайме старались не упустить инициативу. Тот же Есиков, тонко чувствующий игру, вывел свою команду вперед, а еще один давно известный форвард тоннельщиков Дмитрий Шакиров довел счет до 4:2. Для резкого изменения такого хода матча времени оставалось мало и тем не менее за пять минут до финального свистка опять установилось равновесие - два очень важных гола забил нападающий СМУ-3 Сергей Кузьмин. Значит, все надо было начинать сначала.
И тут удача улыбнулась тоннельщикам - точным оказался сильный удар под перекладину ворот СМУ-3, нанесенный Алексеем Олежковым. Футболисты ТО-6 тут же хотели закрепить успех. Соперники, естественно, думали отыграться. Дефицит времени заставлял обе стороны торопиться, действовать резко. Однако, благодаря строгости судьи первой категории Сергея Сергеева жесткость в грубость не перешла. А одна из контратак СМУ-3 застала врасплох защиту ТО-6. Юрий Дьяконица окончательно сравнял счет - 5:5.

Отыграться не успели...

Корректно и спокойно проходила встреча примерно равных по силам команд СМУ-5 и СМУ-15. Почти весь первый тайм борьба велась на середине поля. Редкие выходы нападающих в пределы штрафных площадок, посыпанных недавно привезенным песком, особых хлопот вратарям не доставляли. Потом постепенно стал проявляться перевес футболистов СМУ-15. Их давление на ворота соперников довели до логического завершения сначала Сергей Кнышев, а потом Евгений Колунов, которому удачно ассистировал Асаф Курбанов.
После перерыва капитан команды СМУ-5 Сергей Маракулин бросил в спортивный бой свежие силы. Игра оживилась. И в один из опасных моментов у ворот СМУ-15 сам капитан оказался в нужном месте, чтобы добить отскочивший мяч. Итак, разрыв сократился до минимума. Но большего достичь отыгрывавшейся команде не удалось. Вратарь команды СМУ-15 Роман Моргунов стоял стеной, удержав победный для себя счет 2:1.

Прорывы по центру

Второй игровой день чемпионата пришелся на второе июля. Сначала встречались команды ТО-6 и СМУ-4. Тоннельщики, упустившие накануне с таким трудом достигавшуюся победу, стремились все-таки показать свои настоящие возможности. Монтажников, однако, роль мальчиков для битья ничуть не устраивала. Они стойко держались почти весь первый тайм, а в его концовке просто насели на ворота тоннельщиков. Три раза подряд комбинации, которые нападающие СМУ-4 разыгрывали в штрафной площадке ТО-6, завершались сильными ударами в штангу. В сетку мяч ни разу не попал. Зато тоннельщиков эти эпизоды заставили сменить тактику.
Вскоре после перерыва форвард ТО-6 Дмитрий Шакиров от середины поля побежал прямо на ворота, обвел двоих защитников и, не тратя время на распасовку, сам сильно пробил. Так и был, наконец, открыт счет. Через несколько минут тот же Шакиров отличился во второй раз, удачно завершив похожий прорыв по центру.
Забегая вперед, скажем, что Дмитрий стал подлинным героем матча, забив в общей сложности четыре гола. Между ними затесался всего лишь один ответный мяч, забитый в ворота тоннельщиков Дмитрием Кистенем. Спасти всю игру он никак не мог, но некоторые надежды на будущее внушил.

На волне эмоций

Футболисты СМУ-15, уже записавшие на свой счет одну победу, приехали на стадион чуть ли двойным составом, благодаря чему могли делать по игре частые замены игроков и вообще чувствовать себя во встрече с командой СМУ-3 вполне уверенно. Поэтому они совсем не огорчились, когда в первом тайме Асаф Курбанов не сумел забить пенальти. Тем более, что вскоре Радик Ибрагимов счет все-таки открыл.
Во втором тайме игроки СМУ-15 очень хотели закрепить успех, но встречая грамотный отпор соперников, стали нервничать, кричать друг на друга и на судью. А двигаться почти перестали. В такой ситуации удачливый форвард СМУ-3 Сергей Кузнецов дважды результативно пробил по воротам СМУ-15. Со счетом 2:1 его команда взяла верх.
Ю.Петрунин, Н.Акимов, председатель спортклуба Мосметростроя

Hosted by uCoz