О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2004 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №31 (13153)
20 августа 2004 г.

Новости

Шахта №944 меняет адрес

Продолжение строительства Люблинской линии через центр Москвы и за пределы Садового кольца в сторону Марьиной Рощи, как известно, отодвигается на неопределенное время. И появляются претенденты на некоторые площадки, занимаемые с давних пор метростроевцами.

Сначала театр А.Калягина потеснил строителей станции "Сретенский бульвар" из СМУ-5, лишив их душкомбината. Теперь пришла очередь шахты №944, располагавшейся на Шереметьевской улице. В соответствии с решением Правительства Москвы ее территория передается под строительство культурно-развлекательного центра имени Аркадия Райкина. Третий участок СМУ-1 завершает демонтаж всего шахтного комплекса: эстакады, копра, подъемной машины, главной вентиляционной установки, компрессорной, а также душкомбината. Все оборудование временно перевозится на базовую площадку СМУ-1 в Печатниках Параллельно ведется оформление землеотвода по будущему адресу шахты - на соседней с Шереметьевской улице Веткина.


Информация из КСУМа

5 августа префект Северо-Западного округа В.А.Козлов подписал распоряжение о ликвидации общежития Мосметростроя по адресу ул. Митинская, д.50. Согласно этому распоряжению дом получил статус ведомственного жилого, и соответствующим службам префектуры поручено произвести закрепление жилплощади в 128 квартирах этого дома за жильцами с оформлением муниципальных ордеров.

После того, как АСУ жилупраления Северо-Западаного округа обработает предоставленные КСУМом документы, квартиросъемщики могут самостоятельно получить свои ордера.

***

Девятый этаж общежития УПЦ по Коровинскому шоссе, 2А распоряжением префекта Северного округа В.И.Объедкова от 15 июля 2004 г. переведен в разряд семейных. КСУМ и жилищная комиссия Теркома профсоюза приступили к оформлению внутриведомственных ордеров на закрепление жилплощади молодым семьям, которые проживают на этом этаже.

***

Вышло в свет постановление Правительства Москвы за подписью мэра Ю.М.Лужкова о приеме ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность в 2004-2005 годах. В нем, в частности, указаны общежития Метростроя на Пятницком шоссе, дом 9, корп. 1 и Митинской улице, 50. Сейчас идет подготовка к передаче ДЕЗу "Митино" указанных жилых домов.


По грибы!

Начинается сезон грибов. В "Юном метростроевце" для грибников организованы заезды выходного дня, с пятницы по воскресенье. Стоимость услуг - 1200 рублей.

Помимо этого в лагере продолжается семейный заезд. Отдыхающие могут воспользоваться бассейном, сауной, поиграть в бильярд... Стоимость одних суток - 310 рублей.


"Маяковская"

Дошли до самой сути

Рядом с основным входом на стройплощадку СМУ-8, где сооружается второй выход станции "Маяковская", буквально в двадцати шагах находится дом, в котором 114 лет назад родился будущий поэт Борис Пастернак. В его однотомнике можно найти и "двоякий свет" метро, и "земляные работы". Только это фрагменты разных стихотворений. Совсем другие пастернаковские строки пришли в голову после сообщения о том, что проходчики участка Файзрахманова довели большой наклон до сбойки с натяжной камерой:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути...

Конечно же, эти люди шли верным путем и добрались до самой сути проектного замысла - до точки, где эскалаторный тоннель должен смыкаться с первым подходным коридором. Позади остались месяцы упорного труда, борьбы с замороженным плывуном, с коварной водой, неподатливостью пластов известняка. Более ста чугунных колец обделки собрали строители в своем наклоне. Более двухсот ступеней приходилось им преодолевать на последнем этапе проходки, чтобы от забоя выйти на поверхность.

Даже спускаться туда не так-то просто. Но помогало любопытство. Не терпелось увидеть и бригаду, которой повезло со сбойкой, и место события. Проходчиков В.С.Нестерова я увидел почти в полном составе, за исключением заболевшего бригадира. О сбойке рассказал один из ее непосредственных участников проходчик В.И.Бондарев:

- Мы разработали первый ярус под десятое кольцо. Перешли на второй, и тут отбойный молоток чуть не провалился. Большой кусок породы упал куда-то вниз. Оттуда потянуло воздухом...

Как выяснилось, проходчики пробились в штоленку, которую участок И.В.Бойкова разработал в торце натяжной камеры, чтобы установить лебедку для обслуживания фурнеля.

Участковый маркшейдер С.И.Новык в тот день не мог еще сказать, точно ли был проложен подземный курс, хотя в положительном ответе он не сомневался. Шли по лазерному лучу, используя прибор типа "китайской указки". И к сбойке готовились вместе с А.Ф.Тимошенко, маркшейдером участка, к которому пробивались. Но волнение все равно было.

- Состояние, как перед свадьбой, - признался Сергей Иванович. - Все уже решено, и стол накрыт, а назначенный час не наступил...

По моей просьбе он вспомнил самый волнующий, с его точки зрения, момент проходки.

- Было это почти в самом начале. Мы шли как бы в стакане из труб заморозки, отстоящих лишь на 80 см от нашей крепи. И вдруг я узнаю, что лотком сел на трубу. Чья ошибка? Дело было ночью. Дозвониться до кого-нибудь из ВИЗБАСа не мог. А утром выяснилось, что мы наткнулись на так называемую погашенную трубу, которая пошла "не туда".

С начальником участка Н.Г.Файзрахмановым мы беседовали через неделю после сбойки, когда точность ее была подтверждена, но работы в наклоне еще оставалось немало. Он не стал пускаться в воспоминания. А о людях свое слово сказал:

- Мы пробились к монтажной камере, опережая сроки. И я горжусь бригадами наших проходчиков - Яшина, Нестерова, Данилова. Они выполнили в наклоне основную работу. Горжусь своими помощниками. Это заместители начальника участка Маматказин и Канаев, мастера - Пивовар и Панков. Они вместе с бригадирами настраивали рабочих на те темпы, которых мы достигли. План на месяц составлял 12 колец, а мы дошли до 16. Благодаря этому и график опередили. Теперь остается разработать породу под последние два полных кольца. И мы это делаем за одну заходку, чтобы не оставлять целик толщиной всего лишь в 75 см. Потом остановимся и перейдем в натяжную камеру, в хозяйство Бойкова. Оттуда комбайном станем рубить пласт известняка 7-й категории твердости. Считаю такой вариант экономически более выгодным и технологически правильным.

Юрий Петрунин


К юбилею КСУМа

Страницы истории

Продолжение. Начало в №44 (2003 г.), №2, 8, 9, 12, 13, 15, 18, 23, 24, 25

Из постановления Центрального исполнительного комитета Союза СССР от 13 мая 1935 г.:

"Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет:

За успешное выполнение решений партии и правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и за своевременное окончание строительства первой очереди Московского метрополитена - наградить:

Почетной грамотой ЦИК Союза ССР

Кочеткова B.C. - начальника главной строительной конторы.

Каца A.M. - инженера строительной конторы.

Председатель ЦИК Союза ССР М.Калинин.

Секретарь ЦИК Союза ССР И.Акулов".

A.M.Кац, инженер главной строительной конторы Метростроя, 1935 г.:

"Московский метрополитен построен. Готов 12-километровый тоннель, сверкают огнями станции и вестибюли. По третьему рельсу пущен ток. Тоннель соорудили люди, живущие в построенных нами домах. При щитовой проходке, при работах в кессоне пользовались сжатым воздухом из построенных нами компрессорных зданий. Громадный автотранспорт Метростроя стоит в построенных нами гаражах. Новые вагоны размещены в выстроенном нами депо.

Все, что наверху, построили мы..."

О.А. Дебольская, первостроитель Московского метро:

"Над Метростроем шефствовали лучшие театры столицы, нас приглашали на спектакли, актеры приезжали к нам на вечера отдыха. На том месте, где сейчас гостиница "Украина", было метростроевское общежитие на Луговой. Вот здесь мы и устраивали вечера, куда обязательно приглашали артистов из Театра Вахтангова. У нас был только патефон, но ради такого случая приносили даже пианино".

"Ударник Метростроя", 1935 г.:

"29 мая в театре им. Вахтангова состоялся вечер, посвященный итогам конкурса на лучшее состояние городков и общежитии Метростроя.

С докладом об итогах конкурса выступил начальник жилищно-коммунального отдела т. Субботин.

Конкурс улучшил бытовые условия рабочих Метростроя. Большинство городков в период проведения конкурса значительно подтянулось. К таким надо в первую очередь отнести городки им. Ворошилова на Лоси, Несвижский, Извозная, Луговая, Ростокино, Потешная и Лужнецкий.

Резко изменилось лицо городка им. Ворошилова на Лоси. Будучи самым крупным, этот городок долгое время оставался самым неблагоустроенным и отсталым, теперь он совершенно преобразился. Чисто не только внутри общежитии. Чисто и уютно и на территории городка. Посаженные деревья почти все принялись. Начальник городка т. Мизиковский разбил клумбы для цветов.

На вечере состоялось премирование лучших ударников.

10.000 рублей получил городок им. Ворошилова на Лоси.

Получили денежные премии: начальник городка по Несвижской т. Ермолаев, заведующий культбазой этого же городка т. Чепуров, начальник городка по Луговой т. Мешалкин, начальник городка по Извозной т. Канаев, начальник городка по Лужнецкому пер. т. Тоут, начальник городка Ростокино т. Корольков, заведующий культбазой городка Ростокино т. Колтон, комендант общежития городка Потешная т. Зайцев, десятник городка Извозная Ковалев.

Денежные премии получили так же многие работники младшего обслуживающего персонала.

1935 г., май.

Почетным знаком Моссовета "за ударные темпы в работе, за перевыполнение плана и обеспечение высокого качества работ в строительстве Московского метрополитена имени Л.М.Кагановича" награждены строители Московского метрополитена. В числе награжденных - 111 человек из жилищного управления Метростроя, от начальников метрогородков до уборщиц и дворников. Их фамилии в постановлении Президиума Московского Совета, подписанном Н.А.Булганиным (председатель Моссовета) и Д.А.Карповым (секретарь Моссовета).

"Ударник Метростроя" 1935 г.:

"На строительстве первой очереди общежития Метростроя были в непосредственном ведении шахт и дистанций. Объекты несли полную ответственность за состояние общежитии.

Шахты и дистанции соревновались между собой на лучшее оборудование своих общежитии. Отдельные общежития шахт могли претендовать на образцовые.

К таким относятся общежития шахты №19 в Несвижском городке, Метроснаба - в городке им. Ворошилова, шахты № 33-35 в Лужнецком городке, и Дом ударника - образцовое комсомольское общежитие, принадлежавшее шахте № 18-18 бис (теперь шахте № 67-69).

В связи с окончанием строительства первой очереди общежития были переданы в ведение жилищного управления.

С началом строительства второй очереди общежития опять перешли в ведение шахт. Но представители шахтных комитетов не могут понять, что они обязаны заботиться о своих людях, проживающих в общежитиях.

Ни один председатель шахткома не может похвастаться тем, что он знает... в каких условиях живут рабочие. А наши рабочие культурно выросли. Требования к культурной работе в общежитии, к культурному отдыху значительно повысились.

Рабочие в Черкизове справедливо возмущаются на свою "заброшенность". Они совершенно правильно предъявляют требования к культбазе:

- Почему у нас никто не организовал беседы по вопросу об итало-абиссинском конфликте?

Такие требования, просьбы и жалобы поступают и из других общежитии.

Профсоюзная организация в первую очередь отвечает за культурную работу в общежитиях Но это ни в какой степени не снижает ответственности администрации шахты, партийной и комсомольской организаций".

Ратнер К.А., первостроитель Московского метро, 1935 г.:

"Было это в бараке на Дубровке. Приходим после ночной смены уставшие, голодные, замерзшие. Погреться бы, да чаю попить, а нам говорят, что горячей воды нет. Оказывается, комендант не завез дров. Титаны для горячей воды топили тогда дровами, а дрова подвозили на лошадях.

Через два дня видим приказ:

"За использование кобылы Стрекозы в личных целях возчику Василию Глухову объявить выговор". Все мы потом смеялись от души".

"Ударник Метростроя", июнь 1935 г.:

"По приказу наркома тяжелой промышленности тов. Орджоникидзе на достройку, ремонт и оборудование общежитии для рабочих метро в 1935 г. отпущено 3 млн рублей. Смета и план по ремонту в этом году жилищно-коммунальным управлением были составлены своевременно и спущены в городки еще в мае. Тем не менее, план по ремонту городками выполняется чрезвычайно плохо".

"Ударник Метростроя", сентябрь 1935 г.:

"По городкам Метростроя должно быть отремонтировано 318 общежитии. Из них на 20 сентября полностью отремонтировано только 198 общежитии.

Хуже всего положение с ремонтом в городке им. Ворошилова и на Потешной...

Кроме 20 городков, жилищное управление Метростроя имеет свыше 90 общежитии, разбросанных по территории Москвы. После окончания первой очереди эти общежития были прикреплены к различным городкам. Из одиночных общежитии, закрепленных за шахтами, 58 нуждаются в ремонте.

Не к чести ряда заместителей начальников шахт по административно-хозяйственной части надо заметить, что последние отнеслись преступно легкомысленно к приему общежитий. Зам начальника дистанции № 9т. Бахтиаров решил не принимать общежитие на Плющихе и не потрудился даже сообщить об этом в жилуправление. Зам. начальника шахты №84 т. Федоров еще не принимал общежитии на Дмитровском шоссе.

На совещании 22 сентября заместители начальников шахт и дистанций дали обещание закончить ремонт во всех общежитиях не позднее 1 октября".

Продолжение следует


Милосердие

Ильинична

Именно так, просто и тепло, называют свою наставницу метростроевцы - участники недавних войн и военных конфликтов.

Тамара Ильинична Муковозова родилась на Северном Сахалине. Ее отца, Илью Прохоровича, вскоре после рождения дочери, направили директором совхоза в Ставропольский край. Через несколько лет, после его скорой смерти, Тамара с матерью переезжает в Подмосковье, ставшее родным на долгие годы.

Повзрослев и окончив школу, Тамара поступила в Московский архитектурно-строительный техникум. После его окончания работала мастером. Одновременно училась во Всесоюзном заочном политехническом институте. Затем около двадцати лет трудилась в проектных организациях - в институте "Гипроэнергопром", на спецпредприятии по разработке пожарной и охранной сигнализации.

В 1975 году уже зрелым специалистом Тамара Ильинична начала свой метростроевский путь. Старший инженер проектно-сметной группы Управления Мосметростроя Муковозова занималась различными работами по заказам строительно-монтажных управлений Ее знали во всех СМУ, и не только потому, что проекты, выполненные специалистами ПСГ, были, как правило, безупречны, учитывали все нюансы конкретного участка метростроения, но и потому, что Тамара Ильинична была очень неравнодушным человеком. Ее увлекал творческий подход к любому делу, а самое главное - она видела за чертежами и схемами человека, которому приходилось воплощать замысел проектировщиков.

Наверное, не случайно, а с чувством сострадания, в конце 80-х Тамара Ильинична пришла в городской общественный комитет "Надежда", который оказывал различную помощь ребятам, возвращавшимся с афганской войны. Посещение госпиталей, где проходили лечение и реабилитацию воины-интернационалисты, встречи с родителями погибших, психологическая помощь, да и просто доброе участие в судьбах участников той войны - еще мальчишек, но уже ветеранов, а порой и инвалидов - все это в то время было очень и очень необходимо им. Оказалось, что государству зачастую не до них, церковь только начинала возрождаться, поэтому душевная забота и милосердие стали уделом немногих энтузиастов, среди которых была и Тамара Ильинична Муковозова.

Она стояла у истоков объединения "афганцев" Метростроя, оказывала всемерную поддержку и помощь Объединению ветеранов Афганистана "Контингент". Под ее руководством была подготовлена экспозиция Метростроя на Московской городской выставке "Афганская война", создана полная картотека "афганцев" Метростроя, которая и сейчас, пополняясь, продолжает существовать. Тамара Ильинична активно вникала во все стороны жизни "афганцев". Она добивалась улучшения им жилищных условий, участвовала в разрешении конфликтов в личной и семейной жизни, в неурядицах и житейских проблемах. И все это - совмещая со своей основной работой.

После ликвидации в 1996 году ПСГ Т.И.Муковозова по просьбе "афганцев" была переведена в КСУМ инструктором по работе с участниками войны в Афганистане и других "горячих" точках. Эти ребята работали на Метрострое и проживали в основном в общежитиях.

С большим энтузиазмом вела и продолжает вести эту работу Тамара Ильинична. Она по-прежнему берется за любые вопросы: заботится о семьях погибших, их детях, организовывает проводы в последний путь, добивается материальной помощи инвалидам, занимается вопросами жилья, здоровья, учебы, организацией и проведением вечеров, других культмероприятий и многим другим.

По инициативе Т.И.Муковозовой в период, когда многие уходили с Метростроя, а ОВА "Контингент" не охватывал новых ветеранов войны, "чеченской", была создана Региональная общественная организация ветеранов локальных войн и военных конфликтов - работников Мосметростроя "Саланг".

Это позволило объединить работающих на Метрострое ветеранов военных конфликтов и оказывать им больше внимания, а также увеличить материальную и иную помощь инвалидам и семьям погибших, приобретать книги, билеты в театры и на концерты.

Т.И.Муковозову и сегодня отличает неподдельное беспокойство за судьбы участников боевых действий, что вызывает к ней большое уважение метростроевцев. Она всегда и всюду со своими ребятами - и в беде, и в радости, и в горе... То она защищает кого-то в суде, то добивается лишения материнства спившейся бывшей жены умершего афганца, чтобы двум детишкам обеспечить сносную жизнь; то кого-то трудоустраивает. И в этом - она вся.

Тамара Ильинична врачует души, израненные войной. Может, поэтому как врач она бывает и сурова и порой жестока, ведь одному Богу известно, сколько боли и переживаний она оставляет в своем сердце, избавляя от страданий, горя и мук молодые, окрепшие в боевых действиях, но зачастую дающие сбои в мирных буднях сердца ребят.

Татьяна Крицкая, начальник отдела КСУМа.


С металлом и жизнью на "ты"

Полвека работает на Черкизовском заводе ЖБК слесарь по сборке алюминиевых конструкций Виктор Семенович Мартынов. И очень гордится этим: "Мой юбилей более редкий, чем золотая свадьба".

Говорят, лучший домик в дачном поселке метростроевцев в Орудьеве - у Мартынова. Все уместилось на шести сотках - и дом, и банька, и мастерская, и парнички с грядками. Лучок, редиска, смородинка... Хозяину 66, но он легок на подъем, рукаст, как никто, и моложав до такой степени, что по пенсионному удостоверению его не хотят пускать в метро. "Он ни минуты не сидит без дела - ни дома, ни на работе", - говорят председатель Моденова, с улыбкой глядя на артистичного сантехника, - Мартынов сейчас именно этим занят на заводе. Валентина Михайловна частенько подкалывает супруга на даче: "Дед, прячься, опять идут!" "Ну, как откажешь, - оправдывается Мартынов. - Придет соседка и начнет жаловаться: "Помоги, Семеныч, опять все в хозяйстве разъехалось". Идешь, конечно, делаешь. А она потом скатерть-самобранку с выпивкой. Но тут я тверд - тринадцать лет, как не употребляю, и другим не советую, а раньше очень уважал".

Виктор Семенович и в самом деле мастер на все руки. За полвека на заводе ЖБК чем только ни занимался - и кузнечным делом, и модельным, электрокарщиком, стропальщиком был. Главный инженер Сергей Анатольевич Смирнов увидел Мартынова около двадцати лет назад уже сформировавшимся специалистом - слесарем-сборщиком алюминиевых конструкций. "Любое дело было ему по плечу. С какими бы сложностями ни сталкивался, всегда умел найти неординарное решение. А когда в начале девяностых объемы работ по Метрострою упали, и число работающих на заводе сократилось едва не в десять раз, возникла проблема с отоплением, водоснабжением, канализацией. Бригаде сантехников требовалась помощь, и руководство попросило Виктора Семеновича перейти на этот участок. Он возглавил бригаду, которая с успехом занимается ремонтом и монтажом сантехнических систем. Во многих организациях приглашали тогда фирмачей, а мы, благодаря Мартынову, обошлись своими.

С приходом на завод у Мартынова получилось, как в песне про "заводскую проходную", которая "выводит в люди". Рос он в семье без отца, где мать с утра до вечера работала, чтобы прокормить четверых детей. Воспитывала его улица. Мальчишкой самозабвенно гонял голубей по Уланскому и Костянскому переулкам, по Мещанской улице, жила семья в центре - на улице Кирова, ставшей позднее Мясницкой. Палил из рогатки по "целям", а то и самопалом баловался или пугачом, который запросто можно было выменять у старьевщика за кучу тряпок или бутылки. Экспериментировал с глицерином и перманганатом калия. Ходил вместе с другими пацанами "бить морды" - "двор на двор".

В шестой класс Витька не взяли по "политическим мотивам" - мальчишки ни в какую не хотели признавать учительницу немецкого языка. Она им: "Гутен морген, киндер!", а они ей - "фашистка", и прочие штучки-дрючки в виде кнопок в табурете и пистонов. Дети военных лет с трудом воспринимали немецкую речь в качестве школьного предмета.

Видимо, среди прочих шкодников Виктор Мартынов держал первенство, потому что как только в ближайших дворах раздавался звон разбитого стекла, виновника особо не искали, а сразу шли к его матери - "Ваш!". Мать, чувствуя, что старшенький может "схлопотать" за такое поведение, пришла к соседу по коммуналке: "Иван Петрович, помоги, ведь в колонию угодит!". Сосед рассказал, как приехать к нему на завод. На метро до "Сокольников", восьмым трамваем до круга, а там пешком до Мраморного завода. В отдел кадров пошли вместе. "Надежда Поликарповна, я тебе работника привел", - сказал Иван Петрович, а подростка из-за конторки не видно. "Ваня, а он будет работать?"-"Будет", - с уверенностью ответил бригадир Водолазкин.

В первый день юный рабочий набил себе кровавые мозоли, извел кучу напильников, опиливая литье И заявил матери, что больше не пойдет на завод. Но, перебинтовав руки, неожиданно для себя пошел. Еще бы, там ждали такие люди - Федор Сергеевич Родин, Юрий Волков, Яков Матвеевич Туголуков. Незаметно для самого Витька, которому не было и шестнадцати, все "пошло и поехало" на заводе в нужную сторону

В армию угодил в элитные войска - МВД, первый год служил в Румынии, а последние два - в Чернигове. "Три с половиной года служили - вот это дело! А то нынешние только научатся портянку крутить, и армия закончилась". Служба была не шутейная, разворачивались события в Венгрии, "постреливали" и в их регионе. Так что караульщики, сменяясь, прощались всегда с тайным вопросом - увидимся ли? Зато на Украине солдаты отъелись так, что "из-за щек ушей было не видно".

После демобилизации на два месяца Виктор отправился на целину. В Кокчетавскую область. Строили дома из самана. Своими глазами видели, как сжигали горы "лишнего" хлеба. Перелетные утки до того набивали им зобы, что не могли подняться. На закуску их "брали" чуть ли не голыми руками. В те времена еще было далеко до "сухого закона", который Мартынов утвердил для себя без всякой Думы.

В Москве семья Мартыновых жила уже в авиагородке - за метро "Сокол". Занимала две комнаты в престижном доме, имея в соседях самого Маресьева и Бориса Полевого. Мать познакомила сына с генеральской дочкой. Симпатичная девчонка с наманикюренными пальчиками в первую же встречу сказала: "Может, в кафе посидим?" Виктор сник: "У меня рубль двадцать в кармане, а она - в кафе!" Но месяца через три еще один сослуживец, когда вышли за проходную, спросил: "Вить, хочешь, с девушкой познакомлю? Из Подмосковья приехала".

Сказано - сделано, пошли знакомиться. "Пока стол готовили, то да се, смотрю, "моя" выходит. Толстенная коса до пояса, глаза зеленые - я понял, что пропал". Пригласил Валентину в кино, и начали они встречаться. На работе Виктор теперь "пахал" с удвоенной энергией. Года через полтора решился. Купил в кредит пальто на шелковой подкладке, с накладными карманами, и поехал свататься. Сестра засуетилась: "Валь, что скажешь?" - "Я не знаю". "Чего знать, пойдем в загс!" - отрезал жених. На Кутузовском проспекте расписались, не выжидая положенного месяца. "С тех пор и живем - и ругаемся, и миримся, но хозяин в доме - я. И всю жизнь благодарю Ивана Петровича Водолазкина за то, что привел на завод. "Моя" в метростроевском детском садике №56 работала. А я вот что иногда думаю: "Пройдет время, вымрем мы, как мамонты, и что будет дальше? Нынешние молодые не хотят профессии приобретать. Пару бутылок пива выпьют и - на шею к родителям . А на работу, если и придут устраиваться, первый вопрос - "Сколько платить будете?".

Виктор Семенович приобретал новые профессии с удовольствием. "Любопытный был - страсть, давно узнать хотел, что такое штамповка. Так вот на заводе был момент, литейщик отсутствовал, и Федор Терентьевич Дашков, мастер из тех, у кого три класса образования, но армией командовать сможет, говорит мне: "Витька, ты в домино не играешь - должен в стали разбираться". И стал я модельщиком. Все литейные изделия на заводе - буквы, плафоны, бра, вплоть до бюстов для вестибюлей, вы знаете, сделаны на нашем заводе. Работал на станциях "Комсомольская", "Киевская", "Пушкинская", "Кузнецкий мост", "Выхино" (бывшая "Ждановская"), "Медведково". Сколько этих изделий через мои руки прошло, одних винтов сделал, наверное, миллион".

И все светильники на станции "Улица 1905 года" прошли через его руки. Работали по ночам, устанавливая множество факелов. Станцию надлежало сдать в срок любой ценой. Он отвечал еще и за надписи над эскалаторами и в переходах. "Я не боюсь высоты, а с металлом разговариваю на "ты". Особенно - с черным, люблю его за неподатливость. Сделаешь - и самому приятно. Вот алюминий податливый, а сталь, она греет, ты куешь ее, а она - тебя. Фирменный знак рабочего так и получали всегда в России". Сам Мартынов награжден медалью "За трудовое отличие".

В Душанбе вместе с бригадиром Юрием Волковым устанавливали сталинитовые двери в Доме Совета министров. Выполняли много заказов по установке витражных дверей в городах, где есть метро или вокзалы. В середине девяностых, когда начались серийные ограбления банков, Мартынов получил заказ - сделать кованую ограду для Российского банка. Так и стоит до сих пор - как знак времени.

Виктор Семенович никак не может смириться с тем, что жизнь на заводе замерла. "Раньше - гремели на весь Союз, заказы на мрамор, не говоря о литье, шли со всех сторон, машины в очередь стояли. Работали в три смены, все кипело. А как отдыхать умели - на концерты цыганские ансамбли заказывали, Высоцкий приезжал. На демонстрациях колонна наша была одной из лучших, в 663-й школе спартакиады устраивали. А девчата какие у нас всегда работали!.. Э-эх, что бы ни говорил вам, а в возрождение завода я верю, уверен, что и смену себе воспитаем. Обещаю, приведу на завод своего внука Дениса. Он машинами интересуется, а в последнее время стал проявлять интерес и к моей работе..."

Надо сказать, что с детьми своими Мартынов строг - зятя институт заставил окончить, когда тот было "устал", восемнадцатилетнему Денису выговор сделал, что в дачных делах не очень помогает. Подействовало. А вот с женщинами - дочерью Еленой и внучкой Кристиной - нежен. Ну, а с дражайшей своей половиной - Валентиной Михайловной - в особенности.

Утром, проходя мимо охраны, Виктор Семенович всегда спрашивает, как дела на заводе. Охранники вначале удивлялись, какое ему дело, ведь он не директор. А потом поняли, что душой человек за все болеет. И отвечают теперь всерьез: "Вить, все хорошо".

Нина Катаева


Только факты

Вокруг Москвы собираются построить новую кольцевую автодорогу

Министерство транспорта России предлагает построить еще одну кольцевую автодорогу вокруг Москвы. Об этом недавно заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая в Совете Федерации в рамках "Правительственного часа".

"Если мы не создадим такое кольцо, то в ближайшие два года все въезды в Москву застынут в пробках", - сказал Левитин.

По его словам, предполагается, что новая кольцевая автодорога будет длиной около 400 километров.

"На новом кольце мы хотим разместить все контейнерные станции и центры транспортной логистики, а также все пункты по перевалке строительных и сыпучих грузов", - сказал Левитин.

Как отметил министр, весь грузовой транспорт, следующий транзитом мимо Москвы, должен будет проходить по этому новому кольцу. При этом грузовой транспорт, которому необходимо попасть в столицу, будет двигаться в Москву только в ночное время суток, что позволит разгрузить движение в городе днем.

По словам Левитина, эта программа в настоящее время обсуждается руководством Москвы и Московской области. Земля под строительство новой дороги еще не определена, добавил также министр, однако инвесторы, которые готовы принять участие в финансировании проекта строительства нового кольца, существуют.


Автолюбители будут знать...

Более строгие требования к розничной продаже бензина и солярки на столичных АЗС ввели городские власти.

Как сообщили в мэрии Москвы, согласно утвержденным недавно временным правилам на каждой автозаправке покупателям должны обязательно и в доступной форме предоставляться сведения о происхождении и основных эксплуатационных характеристиках бензина или солярки. Для этого возле касс или на специальных информационных стендах предписано вывешивать информацию о ГОСТе на каждый вид топлива, а также указывать данные изготовителя и поставщика. Здесь же покупатель должен иметь возможность узнать о содержании присадок или добавок в дизтопливе.

Новые правила розничной торговли моторным топливом будут действовать на территории Москвы до момента утверждения соответствующих правил на федеральном уровне.

Кстати, одновременно планируется внести изменения в Закон Москвы об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг. Ими предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ за нарушения правил продажи топлива.


Машкина Мария Петровна

Коллектив ЗАО "СМУ-4 Мосметростроя" с глубоким прискорбием извещает о трагической гибели на 78-м году жизни ветерана Метростроя Марии Петровны Машкиной.

Семнадцатилетней девушкой Мария Петровна пришла на строительство метро. Освоила профессию электромонтажницы. Трудилась с энтузиазмом, наравне с мужчинам. Она была одной из тех женщин, с которых брали пример, которыми гордились в коллективе За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны М.П.Машкина была награждена медалью. Она также имела награды и поощрения за работу в мирное время.

В последние годы, перед уходом на заслуженный отдых, Мария Петровна трудилась комплектовщицей. Эта работа не из легких, но и здесь она показала себя с наилучшей стороны, всегда четко и ответственно выполняла свои обязанности по обеспечению участков инструментом и материалами.

Мария Петровна была заботливой и внимательной матерью, женой. Коллектив монтажников выражает глубокие соболезнования родным и близким покойной. Вечная ей память.

Администрация, совет ветеранов ЗАО "СМУ-4 Мосметростроя"


Грамма Анатолий Михайлович

На 61-м году жизни после тяжелой болезни скончался ветеран СМУ-4 Анатолий Михайлович Грамма.

Анатолий Михайлович трудился электросварщиком ручной сварки с 1960 по 2000 год. Участвовал в строительстве многих линий метрополитена, промышленных и гражданских объектов. Опытный сварщик, он щедро делился знаниями с молодыми рабочими, большинству из них дал путевку в жизнь. До последних дней Анатолий Михайлович поддерживал связь с коллективом, интересовался делами организации.

Выражаем глубокое соболезнование семье покойного, его родным и близким. Память об Анатолии Михайловиче Грамме навсегда сохранится в наших сердцах.

Администрация, совет ветеранов ЗАО "СМУ-4 Мосметростроя"


Hosted by uCoz