О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2001 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №31 (13009)
31 августа 2001 г.
Вести со строек
В ожидании "отмашки"
Станция метро "Воробьевы горы" продолжает жить своей особой жизнью, поскольку процесс реконструкции, конечно же, нельзя сравнить с обычным строительством. И три характерных особенности здесь сразу обращают на себя внимание. Первая - на левобережном участке в самом начале зоны совмещения временных и постоянных тоннелей уже монтируются их стальные наружные стены - там, где это возможно. Механик участка СМУ-6 В.П.Васильев так объясняет происходящее.
- Это экспериментальная стена, потому что такие наружные стены тоннелей мы должны будем соорудить в очень короткий промежуток окна, которое даст нам Метрополитен на время сдвижки путевых ферм с мостовой частью платформы. Для того, чтобы точно знать, в какой срок мы можем смонтировать эти стены полностью на довольно большом протяжении, порядка 180 метров, мы сейчас реально просчитываем, сколько времени требуется на монтаж и доводку каждой конструкции.
Внутренние стены тоннелей на участке уже полностью готовы. При монтаже наружных стен в зоне примыкания старых и новых тоннелей на установленные конструкции одновременно будут укладываться и железобетонные плиты перекрытия.
Вторая характерная особенность августа на левобережном вестибюле - здесь проходчики сооружают опалубку под монолитные перекрытия наклонного хода и платформенной части. Опалубка сложная, в ней учтены и ребра жесткости, и опоры: бетон заполнит всю будущую конструкцию целиком, и появится здесь монолит сложного профиля.
Куратор участка заместитель главного инженера СМУ-6 С.П.Грибанов описывает ситуацию на участке довольно оптимистично:
- Перегонные тоннели левого и правого путей у нас полностью готовы - на тех отрезках, которые можно было построить, не дожидаясь окна. Сейчас мы укладываем там путевой бетон, готовим фронт работ для путейцев из ТО-6. В вестибюле частично сооружено перекрытие машинного отделения - первый этап. А вообще конструктивную часть вестибюля нам разрешено закончить к Новому году, и хотя дел хватает, время еще есть А сдвижка намечалась по графику на 15 октября, но нам отмашку еще никто не давал. Неизвестно и то, сколько времени она потребует, какое окно нам дадут на сооружение стен и перекрытия тех отрезков тоннелей, которые входят в зону временных путей.
И третья особенность августа на "Воробьевых горах" - сейчас уже можно по платформе пройти всю станцию от берега до берега, войти в одном вестибюле и выйти из другого. Чем и воспользовался корреспондент, добираясь до участка СМУ-5.
Правобережный вестибюль в принципе повторяет картину левобережного - тоннели готовы, настилается такая же сложная опалубка под платформенные участки Но "эксперимент со стенами" здесь не проводят, потому что, с одной стороны, отрезки тоннелей в зоне временных путей несравнимо коротки, а с другой - одного эксперимента на левом берегу вполне достаточно для точного подсчета времени, необходимого для этой операции.
В.И.Жердев, начальник участка СМУ-5, тоже не выражает особой озабоченности, опалубочные работы называет не сложными, но трудоемкими. Но, впрочем, недоволен все таким же медлительным поступлением рабочей документации. Конструкторы Метрогипротранса не торопятся, и полностью проекта станции еще никто из строителей не видел.
- Наш участок характерен тем, что здесь крутой склон горы, затруднены подъезды, - поясняет Валерий Иванович. - Отсюда ограниченность в использовании техники, и даже приходится в конструкции платформы оставлять технические окна, чтобы в будущем иметь возможность через них доставлять сюда конструкции и материалы. То есть тактика реконструкции продумывается на много шагов вперед.
Сейчас, на мой взгляд, особенно чувствуется несуразность реконструкции: дело это очень долгое, трудоемкое, неблагодарное, как говорится. Прав был главный инженер проекта Геннадий Иванович Петров, что к метромосту необходимо практически построить новые вестибюли. Было бы и быстрее, и дешевле, и надежнее. Но - уже поздно об этом вспоминать. Теперь все ждут главного здесь события - сдвижки путевых ферм. Ждут "отмашки".
В.Мелик-Нубаров
Под шум электрички
На участке СМУ-5 в торце Нахимовского проспекта наступила пора второго прокола - уникальной операции, позволяющей соорудить автодорожный тоннель сквозь железнодорожную насыпь без остановки в движении поездов. "Метростроевец" посвятил этой работе немало материалов, но здесь, кажется, необходимо повторить, что она проводится в России впервые. Были проколы, но поезда в это время не ходили.
Итак, календарь начал отсчитывать дни последнего месяца, оставшегося до окончания сооружения тоннелей под железной дорогой.
Как же выглядит этот участок сейчас?
Правый тоннель, который в свое время благополучно дошел до проектной отметки, ярко освещен утренним солнцем, и сквозь него видна проложенная дальше дорога. Там, за четырехколейной насыпью, готовая новенькая магистраль взлетает к развязке с Каширским шоссе. А здесь, у насыпи, по левой ее колее сохранен нетронутый массив, чтобы при проколе тоннель не выдавил невзначай породу из-под железнодорожных путей.
Громада левого тоннеля, отлитая в монолитном железобетоне буквально за месяц, еще вся находится в котловане. Но операция по проколу насыпи уже началась. Началась, можно сказать, в пятницу, 17 августа, когда 58 100-тонных домкратов с едва заметной глазу скоростью отодвинули тоннель от упорной стенки на первые 62 сантиметра.
Надо сказать и о том, что уроки прокола правого тоннеля хорошо запомнились на участке и учитываются скрупулезно. Главные выводы: необходим хороший упор. Поэтому новая упорная стена по массе чуть ли не вдвое мощнее, а упорные блоки - железобетонные, отлитые для верности качества тут же, на участке. Тоннель первый шаг прошел по стапелю легко, и в освободившееся пространство лег первый ряд упорных блоков.
И еще новое в левом тоннеле - пришлось по требованию Гормоста проваривать двойным швом все 450 метров периметра плит его металлоизоляции, в общей сложности 900-метровый сварочный шов по перекрытию и стенам должен обеспечить лучшую гидроизоляцию сооружения.
20 августа нож, смонтированный впереди тоннеля, нижней своей частью вошел в породу насыпи, а верхнее лезвие остановилось перед ростверком. На участке ждали комиссию и сигнала к началу непосредственно прокола.
21 августа в полдень участок посетили представители заказчика и директор СМУ-5 М.Ю.Арбузов. Особого напряжения нервов, как перед первым проколом, не было: комиссия скоро уехала, заранее зная, что все должно пройти успешно. И проходчики во главе с бригадиром Г.С.Квачакидзе повели тоннель дальше, укладывая в освобождающееся в котловане пространство упорные блоки, подаваемые мощным краном. И сверху было видно, с какой ювелирной точностью манипулирует конструкциями крановщик СМУ-9 А.Г.Клюев.
Вообще на этом участке замечательных мастеров хватает. Не раз приходилось слышать восторженные отзывы о них из уст молодых, но уже очень опытных инженеров - начальника участка А.В.Павленко и механика О.В.Ковальчука. И вот мы с заместителем начальника участка, старейшим метростроевцем В.И.Лисициным стоим на верхней площадке лестницы в котлован, и пока Виктор Иванович комментирует происходящее, я краем глаза наблюдаю, как тщательно изолируют швы сварщики, вбивая в пространство между листами металлоизоляции полосы стали и буквально по сантиметрам превращая поверхность тоннеля в сплошную. Тоже ювелирная работа...
Тем временем прибывает на участок экскаватор, которому предстоит обрушивать в чрево тоннеля вырезаемую из массы железнодорожной насыпи породу. Проходчики торопятся подальше отодвинуть тоннель от задней стены котлована, чтобы в это пространство вместился экскаватор. На кромке котлована укрепляет теодолит маркшейдер участка Л.В.Прибыткова. Все идет как бы само собой: в свое время А.Г.Клюев подает захваты к экскаватору, и тот, повисев над провалом, благополучно опускается в тоннель, на рабочее место. Но не верьте глазам, якобы все идет само собой: без конца снуют по участку, в зависимости от перемещения "горячих точек", и начальник, и заместитель, и механик, и главный инженер СМУ-5 В.М.Хохлов. Похоже, Виктор Михайлович днюет и ночует здесь, потому что не было случая, чтобы он куда-то отлучался.
Итак, для полноценного прокола не хватало на Нахимовском проспекте лишь породопогрузчика и самосвалов. Они и появились - 22 августа. Причем, погрузчик въехал в котлован своим ходом по готовой трассе и через правый тоннель.
А 23 августа левый тоннель вошел в тело железнодорожной насыпи уже на 8 метров Об этом по телефону сообщил Олег Владимирович Ковальчук. А под конец разговора прокричал очень характерную фразу:
- Электричка грохочет, ничего не слышу!
И действительно, в трубке был слышен шум электрички, на полной скорости проносящейся над местом прокола. Это ли не свидетельство успеха СМУ-5?
В.Мелик-Нубаров
Новости
С новым учебным годом!
Завтра все учебные заведения России скажут школьникам и студентам: "Здравствуйте!". Распахнут свои двери перед учащимися также ПТУ-37 и ПУ-72, которые уже много лет готовят рабочих для Московского метростроя.
Торжественной линейкой откроется День знаний в ПТУ-37, где в этом году будет обучаться около 600 ребят профессиям автомехаников и электриков, 10 из них - первокурсники. Как всегда, с поздравлениями и напутствиями придут к ребятам гости. Среди них - ветераны Первого гвардейского танкового Донского корпуса. Первый урок будет посвящен 60-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
Для учащихся ПУ-72 1 сентября тоже начнется с праздничной линейки. Будут музыка и цветы, поздравления и пожелания успехов ребятам от руководителей и преподавателей училища, представителей районной Управы и Московского Метростроя. 540 учащихся ПУ-72 - то будущие столяры-плотники, арматурщики-сварщики, маляры-штукатуры, повара. 210 из них поступили учиться в этом году.
Успехов всем вам, ребята! С новым учебным годом!
План действует
На строящейся станции "Аннино" и других объектах пускового участка с 27 августа введен в действие объединенный план ликвидации аварий. После согласования с командованием военизированного горноспасательного отряда он утвержден главным инженером ОАО "Мосметрострой" Б.И.Яцковым.
Спартакиаду выиграли тоннельщики
После волейбольного турнира подведены итоги юбилейной спартакиады. Общее первое место в комплексе соревнований, посвященных 70-летию Мосметростроя, заняли спортсмены ТО-6.
В трех видах они победили (зимний футбол, настольный теннис, шашки), в одном заняли второе место (плавание), в двух - третье (летний футбол и стрельба). Лишь после волейбольного турнира, где их команда оказалась четвертой, они не поднимались на пьедестал почета.
Листая старые подшивки
О чем писала газета "Ударник Метростроя" в августе-сентябре 1934 года, когда полным ходом шло строительство первой линии метро? Нам показались интересными эти заметки далекого времени.
На щитовой работе
22 августа смена инженера Инчеревского (бригадир Лушник, парторг Кузнецов) дала 1,04 метра готового тоннеля
Такой результат работы смены на советском щите мы имеем впервые. Это вышло не случайно. Показатели предыдущих дней 20 августа смена дала 93 см, 21 августа - 96. Эти цифры показывают ежедневное нарастание темпов, закрепление первых успехов борьбы за "кольцо в смену" Что решило успех?
Прежде всего мы добились четкой расстановки рабочей силы, закрепили за каждым членом бригады определенное рабочее место. Правильное техническое руководство дает возможность производительно использовать рабочее время. В улучшении работы смены большое значение имеют производственные пятиминутки. Детальное обсуждение работы каждого в отдельности проходчика, цементировщика или другого члена бригады способствуют устранению недостатков.
Но наряду с этим есть еще ряд недочетов, которые мешают работать лучше. Пришедшие недавно в бригаду откатчики недостаточно обучены откатке и погрузке, и их неповоротливость задерживает общий темп работы. Мешает также и плохое состояние путей, из-за чего часто происходит простой вагонеток.
Устранение этих недостатков даст возможность не только закрепить результат в 1,04 пог. метра, но и добиться еще больших успехов.
Майрановский
Археологические находки на метрострое
Наклонная шахта №3, глубина 3,5 метра, головная траншея. Здесь найдено чугунное литое ядро диаметром 8 см, поверхность сильно деформирована ржавчиной. Последнее сражение на пл. Дзержинского происходило в 1606 году, ядро найдено вне территории крепостных сооружений Китай-города, ядро имеет ясно выраженный не сточенный кант, может быть отнесено к началу XVII века.
30 шахта. Рабочий 3-го участка Старцев доставил чугунную гирю (весовую) 408 граммов, найденную на глубине 3 метров. Гиря имеет приклепанное ушко, клеймо гири изображает орла. На выставке в Государственном историческом музее таких гирь нет.
На 5-м участке той же шахты на глубине 6 метров найдены каменные ядра 20 и 15 см в диаметре, осколки посуды, монеты конца XVIII века, части глиняного подсвечника и т.п.
17 августа в котловане подсобной шахты для центральной электростанции (ул Герцена, бывший Никитский монастырь) обнаружена каменная надгробная плита XVI-XVIII веков, покрывавшая погребение человека Подобная плита была вывезена с той же шахты летом текущего года. Техник Ломоносов и инженер Титов заявили археологу Фосс, что плита мешала им работать, поэтому они ее выбросили.
П.Миллер
Организация рационализаторских групп
На шахте № 12 вербовка в члены общества изобретателей ведется плохо. На 10 августа на шахте было организовано только 4 рацгруппы, вновь вступивших в члены общества изобретателей 71 человек. Многие бригады не имеют ни одного члена этого общества. Профорги и организаторы рацгрупп еще не включились в эту работу.
Рацорг смены Долгих, тов. Дебольский, отказывается проводить запись в члены общества изобретателей и не занялся реализацией рабочих предложений.
Хорошие образцы работы показывает рацорг смены Чистякова, тов. Цареградский, который записал в члены общества 63 человека. Организовал в бригаде рационализаторскую группу, сам внес рацпредложения, часть которых уже принята. Рацорг механического цеха т. Кирсанов организовал группу из 6 человек. Но этого недостаточно. На нашей шахте можно и должно вовлечь в группы рационализаторов многих товарищей.
Кирьяшкин
Не лопаты, а брак
Большинство лопат, имеющихся на Метрострое - это обычные садовые лопаты. Но на такой работе как на Метрострое, нужна хорошая лопата.
Хорошая лопата должна быть согнута с задней стороны там, где закругляется для захвата ручки Она должна быть трех размеров по высоте для людей разного роста.
Конец лопаты надо заострить в виде язычка. С каждой стороны она должна быть слегка загнута для удержания материала. В противном случае загребать материал трудно.
Если делать лопаты, то почему не делать их как следует? Имеющиеся лопаты можно причислить к браку.
Фридман
|