О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2001 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №41 (13019)
2 ноября 2001 г.

Новости

Проходчики СМУ-6 уходят в отрыв

Приступив с октября к щитовой проходке правого [западного] перегонного тоннеля под Старобитцевской улицей, СМУ-6 продвинулось в сторону МКАД на 31 кольцо. Из них 5 колец собраны за последние выходные дни месяца.
Из того же котлована по левому [восточному] перегонному тоннелю взял старт щит ТО-6, но через четыре кольца вынужден был остановиться, так как дальше ему надо было проходить под коммуникациями, требующими подвески. Заняться этим заранее не было возможности - именно там проходит единственный местный проезд к многоэтажным жилым домам. Теперь дорога, необходимая жителям этого квартала, проложена со стороны Ратной улицы через готовую часть трассы. Значит, скоро и щит ТО-6 опять придет в движение.

СТП "Аннино": Оборудование на месте

На СТП станции "Аннино" через проем в левом перегонном тоннеле, оставленный пока на участке СМУ-6, опущена завершающая часть оборудования. Сначала - 10 штук камерных ячеек постоянного тока весом до 1 тонны каждая, две аккумуляторные батареи и, наконец, в субботу, 27 октября - электромеханические выключатели и автоматы.
Теперь, как сказал начальник ОЭМУ Управления Метростроя В. А. Сальков, дело за специалистами ЦЭМ, которые к 10 ноября должны произвести монтаж, ошиновку оборудования тяговой подстанции и сдать все метрополитеновской службе электроснабжения. Часть своей работы они уже сделали, еще раньше начав заниматься комплексными распредустройствами на 10 киловольт.

Уложили путевой бетон

На станции "Воробьевы горы" в четырех новых отрезках тоннелей, по которым после сдвижки пролетных ферм метромоста пойдут поезда, уложены и отрихтованы железнодорожные пути, а теперь проходчики СМУ-5 и СМУ-6 уложили здесь путевой бетон.
На правобережном вестибюле "Воробьевых гор" завершается бетонирование наклонного хода, устанавливаются балки перекрытия. Над машинным отделением опалубка уже установлена, и есть надежда, что железобетонное перекрытие будет забетонировано при "нейтральной" температуре воздуха.
В апреле 2002 года оба вестибюля должны быть сданы СМУ-4 под монтаж оборудования.


На пусковом объекте

По жесткому графику

Основные строительные работы по камере съездов за "Аннино", идея о сооружении которой возникла так неожиданно и на пределе реальных сроков, теперь все-таки подходят к концу. Пусть в узкой части камеры есть еще примерно 12-метровый проем в перекрытии правого тоннеля, зато в широкой части уже ведется обратная засыпка котлована, и хоть в одном его месте, но бульдозер СМУ-9 смог добраться до противоположного борта. Значит, СМУ-12 доводит до конца решение еще одной непростой задачи.
Первая была связана с южным вестибюлем "Аннино". Строители давно знали, что им там предстоит сооружать, рвались, как говорится, в бой. Но механизаторы долго не могли взять весь объем грунта - мешала упиравшаяся до конца фетровая фабрика. А с камерой съездов ситуация была иная. Требовалось быстро соорудить внеплановый объект, и не на свободном месте, а там, где только что проложили перегонный тоннель и один раз перекладывали коммуникации.
Поэтому "стена в грунте" была поручена сразу двум организациям - нашему СМУ-9 и "Трансмонолиту". Теперь строителям надо было поспевать за механизаторами. Говорит начальник первого участка СМУ-12 Валерий Викторович Харин:
- Пока по периметру камеры сооружалась "стена в грунте", мы занимались организационно-вспомогательными работами: ограждали площадку, намечали дороги, устраивали мойку для колес. С июля вошли в котлован, надо было оперативно обеспечивать его крепление Ставили пояса, удлиняли до 22 метров, устанавливали расстрелы. И управились с крепежом за месяц. В августе приступили к монтажу тоннелей: двух перегонных и третьего - съездового. Сосчитав предстоящий объем работ, решили, что надо пе реходить на скользящий график без выходных. Тут вот что важно - мы все были обрадованы возвращением на метростроевский объект и хотели доказать, что нам по силам ответственные дела. В итоге фактически за три месяца сделано 320 погонных метров тоннелей, из которых 50 пришлось на долю наших субподрядчиков из СМУ-14. В основном шел сборный железобетон, но попадались и монолитные отрезки - на примыкании к выработкам, в других местах. В широкой части котлована, где требовалось сделать шесть стен, явно ощущалась теснота. Но раздвинуться еще мешали коммуникации. Поэтому вдоль правой стены правого тоннеля, где никак нельзя было делать кирпичную защиту изоляции, мы применили фальшстенку, причем, на длине 48 метров. Потом были осложнения, связанные с недоработками в проектной документации...
Последнее обстоятельство прокомментировал главный маркшейдер СМУ-12 Вячеслав Михайлович Селенков. Он сказал, что понимает трудности Метрогипротранса, определяемые нехваткой кадров и срочностью задания, но факт есть факт: получилась нестыковка конструкции камеры съездов и трассы. Из-за этого лоток съездного тоннеля оказался на 40 сантиметров выше, чем надо было. Следствием такого "горба" стало нарушение цельности дренажной системы. И пришлось в спешном порядке проектировать и строить в начале широкой части камеры дополнительную перекачку. После предварительного раз говора в вагончике участка мы с Валерием Викторовичем через проем в перекрытии по железной лестнице спустились вниз и прошагали по шпалам к той перекачке, зажатой между тоннелями. Туда, оказывается, умудрились опустить "Беларусь", и "подкрепив" экскаватор несколькими землекопами, вырыли зумпф за одну смену. "Сам удивляюсь, - признался Харин, - как нам это удалось". Он попросил прежде всего отметить четкую работу участка Виктора Ивановича Маркелова из СМУ-9. Из своих работников вы соко оценил собственного зама Сергея Анатольевича Луковского, который реально помог в обеспечении скользящего графика. В заключение Харин добавил:
- Именно на этом объекте заметно вырос молодой сменный механик Вячеслав Кивалин. Когда наш основной механик Ежов заболел, Вячеслав сумел его заменить, смело брал на себя ответственность, не считался с личным временем. В одном месяце у него получилось тридцать рабочих смен...
Интересно, что Кивалина добрым словом помянул и начальник второго участка СМУ-12 Николай Андреевич Дюбакин, поскольку молодой специалист и там на какое-то время заменял механика участка Левощенко.
У Дюбакина объем работ по камере съездов был поменьше, чем у Харина. Зато оставались еще задачи по всей южной части станционного комплекса, начиная с вестибюля № 2. Доверенные участку № 2 семьдесят с лишним метров левого перегонного тоннеля были собраны за две недели, включая сюда и подготовку основания. Тут отличилась бригада Александра Юрьевича Гаврилова и изолировщицы Галины Ильиничны Щелкуновой. Николай Андреевич поставил в тот же ряд сменного мастера Николая Ивановича Уханова, рабочих Сергея Дергачева и Николая Дмитриева, механика Евгения Савельева. Чувствовалось, что ему хотелось всем воздать должное и что те две недели стали для многих хорошим экзаменом.
- Как раз тогда шли ливни, а "стена в грунте" на нашем отрезке имела перерывы под коммуникациями, - поделился пережитыми сложностями Дюбакин. - И надо было, чтобы, не поплыл котлован, очень быстро заделывать проемы досками. Ну а потом пошли дела попроще - балластное корыто, банкетки...
В день нашей беседы, 24 октября, я уже мог наблюдать, стоя на железном переходе, ведущем к фетровой фабрике, как рабочие второго участка тянули хобот "Швинга" к дальней пазухе своего тоннеля, чтобы еще одну заходку отдать под обратную засыпку. А последние новости с камеры съездов я узнал в пятницу 26-го, переговорив по телефому с директором СМУ-12 Владимиром Александровичем Темкиным, который как раз и был там. Зная, что согласно протоколу последней оперативки СМУ-12 должно было уже сдать тоннельщикам балластное корыто под засыпку щебня, я прежде всего об этом пункте и спросил.
- Щебень пошел вниз, - ответил Владимир Александрович. - И сегодня ТО-6 уже метрах на тридцати пути его засыпал. На участке Харина форсируются изоляционные работы по перекрытию тоннеля. Для этого туда переведена с участка Дюбакина бригада Щелкуновой. И еще - один кабельный мост для СМУ-4 сделан, а второй будет готов в середине следующей недели. В целом же, по камере съездов я хотел бы отметить отличную работу механизаторов и четкую поставку материалов с обоих наших заводов ЖБК, обеспеченную ММТК и контролем руководства Метростроя.
Ю.Петрунин.


На новых линиях метро

Объект уходит в зиму

Зима пришла в Бутово в полном соответствии с законами природы, и 25 октября, например, мороз на бульваре Дмитрия Донского достиг 9 градусов. Впрочем, солнце светило ярко, и ничего вроде в этой ситуации особо трагичного не было, но первый же встретившийся мне рабочий, потирая покрасневшими ладонями побелевшие уши и полуозорно вздрагивая, пожаловался:
- Х-холодно...
Именно. Холодно, главным образом, потому что огромный участок Метростроя, протянувшийся практически вдоль всего бульвара и включающий пересадочный узел, камеру съездов, тупики и начало подземной части тоннелей "легкого" метро, уходит в зиму в самый разгар открытых работ. Тех самых, которые никаким тепляком не прикроешь. Общая ситуация здесь такова: СМУ-11, строящее непосредственно пересадочный узел, заканчивает монтаж платформенной части станции "Бульвар Дмитрия Донского". Впереди у проходчиков - монтаж южного вестибюля. Дальше тянутся три участка СМУ-3, первый из которых только что образован и должен заниматься сооружением котлована и монтажом конструкций той части камеры съездов, которая непосредственно примыкает к территории южного вестибюля. У следующего участка СМУ-3 задача та же, с той лишь разницей, что разработка котлована там уже идет полным ходом. На третьем участке завершается разработка последних метров котлована и монтаж тупиковой части станции с путевыми тоннелями "легкого" метро (или Бутовской линии) по бокам. Тянущийся дальше участок СМУ-13 можно пока в пример не брать, поскольку там конструкции собраны, и он считается наиболее "благополучным".
Все это перечислено уж конечно не из желания "постращать холодом", а из совершен но конкретной цели: объяснить читателям, что хотя станция "Бульвар Дмитрия Донского" слывет практически достроенной и "благополучной", а до пуска ее в эксплуатацию еще больше года, но на самом деле ситуация здесь складывается очень напряженная. И к тем планам и графикам, которыми сейчас руководствуются метростроевцы, они уже на всякий случай прибавляют слова: если не случится ничего непредвиденного. А это значит, что графики можно считать жесткими.
Что же конкретно происходит на первом метростроевском объекте за МКАД?
На перекрытии станции "Бульвар Дмитрия Донского" появился первый тепляк. Под ним проходчики СМУ-11 продолжают гидроизоляционные работы, постепенно перемещаясь от уровня северного вестибюля - к югу. Здесь же, в начале станционного корпуса, в проемах северного вестибюля появились плотные двери-времянки, что уже косвенно подтверждает сведения о начале отделочных работ.
И в самом деле, в обширном помещении, будущем кассовом зале, бригада гранитчиков А.Лопатина приступила к настилке полов - по струне кладет вдоль торцевой стены первый ряд красивейшего капустянского камня. Наблюдая, как Василий Ларин чуть ли не по микронам сдвигает по раствору тяжелую гранитную плиту, понимаешь, что от первого ряда зависит идеальная ровность всей поверхности пола. И еще раз убеждаешься, что интерьеры станции будут действительно эффектными.
А забот у отделочников здесь ожидается очень много. К тому, что увидит пассажир на сдвоенной станции, прибавляется несметное количество служебных помещений пересадочного узла, и строители сейчас "закрывают дыры", готовят к отделочным работам всю сложную систему лестниц, коридоров, тупиков и переходов.
"Ушедший в отделку" северный вестибюль занавешен от холода, царящего на платформенной части станции. Там пусто, сквозь не закрытые пока гидроизоляцией щели перекрытия пробивается дневной свет, и лишь в самом торце бригада С. Комахина из СМУ-11 устанавливает конструкции последних метров платформы. Аналогия с гранитчиками разительна, с той лишь разницей, что подаваемая краном железобетонная плита намного крупнее и тяжелее, рихтуется ломом, а положение ее определяется рулеткой с точностью до миллиметров.
Там, где заканчивается монтаж платформы, еще не уложены последние полтора десятка метров конструкций балконов и перекрытия. Но это не все. Далеко не все. Потому что впереди не просто монтаж помещений южного вестибюля. Впереди - сооружение в полном объеме станционных тоннелей Бутовской линии. И не просто строительство их, а строительство загодя, чтобы до конца будущего года дать возможность поработать в них и отделочникам, и путейцам, и электромонтажникам.
О следующем участкестроительства, первом на территории СМУ-3, говорить пока нечего, он лишь создан. Задача его коллектива - после разработки котлована механизаторами СМУ-9 демонтировать в нем некогда проложенный СМУ-11 отрезок путевого тоннеля из чугунных тюбингов. Было это еще тогда, когда намеревались тянуть метрополитен в Южное Бутово обычным способом. Теперь на такое метро нет средств, здесь задумана ветка нового вида транспорта, на эстакадах, и кусок тюбингового тоннеля оказался невостребованным, потому что все спроектированные тоннели в Северном Бутове делаются из сборного железобетона. Ну и, естественно, помимо ликвидации этого тоннеля предстоит им собрать всю конструкцию камеры съездов вкупе с путевыми тоннелями подземного участка Бутовской линии.
А на следующем, среднем участке СМУ-3, без устали ворочает глыбы породы тяжелая техника СМУ-9. Разномастные экскаваторы вертят зубастыми ковшами и на поверхности, и в выкопанных ими же гигантских ямах, а в самой глубине уже разработанной южной части котлована проходчики уложили первые десятки квадратных метров основания под гидроизоляцию камеры съездов. На этом участке широкий, в 4 пути с платформой, котлован постепенно сужается. Там, где закончится камера съездов, ширина его вместит лишь тупики станции и тоннели Бутовской линии Таким же по ширине он тянется дальше, вдоль всего третьего участка СМУ-3 и участка СМУ-13.
Кстати, на всем протяжении котлованов и на любой их глубине воды нет, несмотря на то, что территория эта считается сложной в смысле гидрогеологии, то есть как раз изобилует подземными потоками. Но - сказывается грамотное содержание системы водопонижения.
Ну и третий, самый южный участок СМУ-3, самый благополучный и вышедший на стадию завершения. Здесь ситуация осложнилась поломками техники СМУ-9. Было потеряно время, которое планировалось использовать на подвеску коммуникаций в зоне улицы Грина. Мы уже рассказывали о том, что для этой работы трасса улицы Грина была временно сдвинута. Теперь коммуникации полностью обнажены, наконец отремонти рованная техника выбирает грунт из-под железобетонного коллектора Короче говоря, когда механизаторы обрушат всю породу вместе с деталями коллектора, коллектив участка начнет достраивать последний отрезок тупиков Но сначала будет решен с проектировщиками вопрос: как достраивать? Сверху конструкции не опустишь, коммуникации мешают. Придется либо конструкции тупиков и линий "легкого" метро подсовывать под коммуникации, либо отливать их монолитом, что зимой, конечно, не хочется.
Руководство СМУ-3 очень тщательно отслеживает ситуацию на объекте и соответствие работ утвержденным графикам. И судя по тому, что сил у организации достаточно для преодоления нежелательных трудностей (а отступать метростроевцам как бы уже и некуда), можно с той или иной степенью уверенности сказать: конструкции среднего участка камеры съездов (начальник С.П.Преображенский) будут собраны и засыпаны уже в феврале. На южном участке (начальник Е.Н.Корнеев) по графику 5 ноября лоток должен протянуться еще на 15 метров, а на остающихся 22 метрах "до стены" в декабре должны быть, собраны и засыпаны конструкции тупиков и перегонных тоннелей Бутовской линии. Останется восстановить нарушенный водосток и проложить улицу Грина напрямую, как она пролегала раньше.
И настанет пора рушить перемычку между средним и южным участком, чтобы и там смонтировать тоннели. Но о том, как будут развиваться эти события, лучше нам поговорить попозже.
Так или иначе, а к июлю СМУ-3 рассчитывает закончить строительство тупиков в конструкции. Это нелегкая, но пока - выполнимая задача (если не случится внештатных ситуаций), и такое ее решение может вполне устроить и путейцев, и электромонтажников.
В.Мелик-Нубаров.

Hosted by uCoz