О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2002 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №9 (13035)
8 марта 2002 г.
С праздником вас, дорогие женщины!
Новости
Февральская проходка
В последний месяц зимы проходку вели: ТО-6, СМУ-5, СМУ-6, СМУ-8 и "Тоннель-2001".
До своей сбойки проходчики СМУ-6 преодолели 17 метров.
Идущий по параллельному тоннелю щит ТО-6 продвинулся вперед на 35 колец и до сбойки ему осталось 7 метров.
На центральном участке Люблинской линии оживление у строителей "Сретенского бульвара" - проходчики СМУ-5 установили 14 колец в правом станционном тоннеле. А у СМУ-8 на "Трубной" февральские итоги таковы: СПТ - 3 кольца, КВК - 17, в расширенной части левого перегонного тоннеля (диаметр 7,5 м) собрано 12 колец.
Много спето песен…
Татьяна Федоровна Тараканова - удивительно обаятельная и приветливая женщина. Так считают в КСУМе, так о ней говорят жильцы общежития №8, где она трудится уже пятнадцать лет рабочей по уборке здания. За все эти годы никогда и ни от кого Татьяна Федоровна не получала нареканий - только благодарности. И это заслуженно. К своему делу она относится с повышенной ответственностью, общежитие - это ее родной дом.
В день юбилея Татьяну Федоровну от души поздравляли родные, знакомые, друзья. От коллектива КСУМа букет цветов и премию юбилярше вручили приехавшие к ней на торжество Г.Ф.Ласькова, Т.А.Крицкая, Л.А.Круглова. Было много добрых слов сказано в адрес Татьяны Федоровны, много спето песен. И прозвучало главное пожелание: быть всегда здоровой и счастливой.
55 лет с Метростроем
55 лет - ровно столько заместитель начальника ПТО СМУ-5 Сталина Семеновна Катаманина работает на Московском Метрострое.
Она приехала в Москву в сорок пятом, поселилась у дяди, известного бригадира путейцев Вениамина Лазаревича Катаманина, который немало интересного рассказывал о метро, и это в немалой степени определило ее выбор. В сорок седьмом Сталина Катаманина стала метростроевкой. Начинала трудиться телефонисткой на коммутаторе, который обслуживал забои шахт. Затем работала техником участка, а окончив МИИТ - инженером ПТО. К своей профессии Сталина Семеновна прикипела душой, знает ее и любит. Она - Заслуженный экономист РФ.
Коллектив СМУ-5 желает Сталине Семеновне новых юбилеев в ее трудовой биографии, 55 лет - это еще не предел.
Наши изолировщицы
В бригаде Игоря Юрьевича Чибисова четырнадцать изолировщиц. Мы поздравили их и отметили накануне 8 Марта. О каждой можно сказать немало добрых слов. Вот, например, наш орденоносец Зинаида Трофимовна Дунина. В свое время она была очень известной на Метрострое каменщицей. Теперь переключилась на изоляцию. Рядом с Дуниной добросовестно трудятся Надежда Павловна Русанова, Надежда Дмитриевна Михалева, Галина Андреевна Кондратьева, Венера Ивановна Савушкина и другие.
И это именно они по существу вытянули на себе гидроизоляцию 13-й секции Гагаринской развязки А там надо было оклеить почти десять тысяч квадратных метров поверхностей! Причем, контроль был очень жесткий. Но мы знали там, где трудятся наши женщины, проблем с качеством не будет. Действительно, заказчики остались довольны.
Сейчас на "Бульваре Дмитрия Донского" они ведут гидроизоляцию лотка СТП, перекрытия станции. Работы, можно сказать, через край. Хорошо бы, чтобы и впредь у нас так было. А самое главное - всем женщинам участка желаю в жизни побольше любви, доброты, тепла.
Е.Борцов, начальник участка СМУ-11
* * *
Пуск пробного поезда - праздник для метростроевцев. Но праздник особый, в рабочей одежде, когда по-настоящему сверкают лишь глаза, а торжественные наряды еще ждут своей очереди - встречи Нового года, 8 Марта…
На платформе "Аннино" в ожидании прихода пробного поезда директор СМУ-8 Николай Александрович Сорокин сфотографировался с изолировщицами из бригады Леляновой. Сама Анна Васильевна, отработавшая на Мосметрострое около одной трети века, 1 декабря в кадр, к сожалению, не попала. Но и без ее вклада средний метростроевский стаж этих женщин в спецовках превышает двадцать лет. В последние перед пуском дни они помогали строителям СМУ-15 доводить до сдаточных кондиций вестибюль №1. Помнится, в декабре многие удивлялись тому, что именно эта часть пускового комплекса - с ее двумя выходами, с десятками служебных помещений - была закончена в срок.
А до этого бригада Леляновой занималась профилировкой путевого бетона в левом перегонном тоннеле. Работала она и по основной специальности, обеспечивая гидроизоляцию большой перегонной венткамеры. Короче говоря, они мастера на все руки. И директор говорит об этих метростроевках так:
- Они отличные, надежные работницы и отличные люди.
На снимке (слева направо): Роза Викторовна Максякова, Татьяна Леонидовна Давыдова, Николай Александрович Сорокин, Елена Николаевна Дорофеева, Нина Александровна Обрезкова.
Фото А.Попова
Наш почтовый ящик
Красивые, умные, добрые, милые…
Весна! Пробуждается природа. В пешеходных переходах и в метро появились в продаже маленькие букетики фиалок и подснежников. А какое чудо пушистые ветки мимозы! Вместе с этими цветами врывается в наши дома прекрасный весенний праздник 8 Марта. Уже и не вспомнить историю его появления, но то, что из года в год он укрепляет свои позиции, этого не отнять. И все шикарнее букеты дарят своим любимым и дорогим женщинам мужчины, и все изысканней подарки... Даже одинокий мужчина обязательно в этот день найдет ту, которой адресует свои поздравления и пожелания. Телефонный звонок, поздравительная открытка, сувенир - это все праздник! И как важно для нас женщин, в этот единственный, к сожалению, день в году внимание близких и родных, сослуживцев и друзей.
На Очаковском заводе ЖБК из трехсот работающих 120 - представительницы лучшей половины человечества. Красивые, умные, добрые, милые - они трудятся в каждом подразделении завода. Вот, например, Анна Степановна Казакова, в прошлом - выпускница метростроевского ПТУ-72. Более двадцати лет она работает сварщицей арматурных сеток и каркасов. На своем станке Анна Степановна изготавливает элементы самых сложных конструкций - и всегда с высоким качеством. Она не просто ответственный, исполнительный, душой болеющий за дело работник, она очень порядочный человек. И к тому же добрая, заботливая мама - у Анны Степановны две прекрасные дочери, Танечка и Оленька. Обе девочки - умницы, под стать своей необыкновенной маме.
В том, что изделия очаковцев качественные и прочные - в этом, несомненно, заслуга Надежды Михайловны Рябцевой, мастера ОТК, очень требовательного человека, безукоризненно знающего и кропотливо выполняющего свою работу. Для Надежды Михайловны завод - второй дом, ему она отдала немало своих лет.
Умная, молодая, энергичная женщина... Это все - о Наталье Григорьевне Дмитриевой, представительнице метростроевской династии Ададуровых. Она трудится инженером по организации и нормированию труда. До мелочей знает свою работу и придерживается исключительно прогрессивных взглядов, причем, может убедить и рабочего, и руководителя в целесообразности своей позиции. Отличная хозяйка, замечательная жена, для сына Игоря и дочки Лизы - лучшая мама на свете. У Наташи очень дружная семья.
"Генеральный" курьер Очаковского завода - Надежда Акимовна Саттарова. Эту добродушную, исполнительную женщину хорошо знают не только заводчане, но и в Управлении Метростроя, в ММТК, в структурах администрации Западного округа столицы. Любимая жена Сергея, нежная мама Рената и Лены, эта женщина умеет все! Вкусно готовить, красиво одеваться, следить за уютом в доме, быть веселой, отзывчивой доброй.
О каждой женщине завода много хорошего можно рассказать - каждая по-своему интересна и неповторима. И в будущем мы это обязательно сделаем. А сегодня просто назовем их - это машинисты мостовых кранов Раиса Николаевна Шевякова, Вера Петровна Крутских, Елена Павловна Куракина, контролеры ОТК Тамара Николаевна Велич, Валентина Ивановна Кузина, маляры Ольга Михайловна Бабаева, Мария Васильевна Миронова, лаборант Антонина Степановна Сальникова, операторы бетоносмесительного цеха Надежда Ивановна Комиссарова, Илона Валерьевна Дуженко, ведущий инженер ПТО Надежда Ивановна Руденко, инженер-технолог Маргарита Петровна Слепова, заведующая складом Алла Викторовна Молодиченко, заместитель главного бухгалтера Дженнет Ибадулаевна Аджиева, бухгалтер Наталья Николаевна Полянина... С праздником всех вас, наши замечательные женщины!
От души хочется поздравить с 8 Марта и поблагодарить за совместный труд прекрасных сотрудниц Управления Метростроя и ММТК Галину Григорьевну Демушкину, Евгению Георгиевну Лобкову, Татьяну Анатольевну Самодурову, Марину Алексеевну Аксаментову, Лидию Гургеновну Арушанову, Эмму Михайловну Кошарскую и многих других.
Милые женщины! С праздником весны! Здоровья, радости, удачи. Будьте любимы! Будьте счастливы! Будьте благословенны!
О.Алексеева, инженер ПТО Очаковского завода ЖБК
Наши юбиляры
Успехов и удач вам!
25 февраля мы поздравили с юбилеем Валентину Алексеевну Маркову, рабочую производственных бань. В СМУ-14 она не так давно, пришла к нам из СМУ-1, но и за тот небольшой срок, что трудится в коллективе, зарекомендовала себя с самой хорошей стороны. Добросовестная, ответственная - в душкомбинате на "Аннино" благодаря ее заботам и стараниям чисто и уютно. К Валентине Алексеевне прекрасно относятся наши рабочие. Она человек доброжелательный, и люди ей отвечают тем же.
Мы желаем Валентине Алексеевне огромного счастья, здоровья и хотим, чтобы в нашем коллективе она трудилась как можно дольше. Успехов и удач вам во всех делах, Валентина Алексеевна. С праздником 8 Марта!
Г.Липатова, заведующая душкомбинатом СМУ-14
* * *
Лидия Николаевна Ткаченко владеет несколькими метростроевскими профессиями и верна одному коллективу.
В Тоннельный отряд №6 она пришла в 1974 году после окончания ПТУ-72. На десятках объектов подтвердила полученную там квалификацию штукатура. Потом 13 лет работала изолировщицей. В последнее время она - стволовая на шахте №457. А там сейчас на сооружении перегона "Киевская" - "Парк Победы" задействовано сразу три участка тоннельщиков. Так что работникам шахтного подъема теперь надо только успевать поворачиваться. Лидия Николаевна или просто Лида, как ее дружески зовут на шахте, вполне успевает.
Фото А.Попова
Эйфория
Если Дворец культуры Метростроя - метростроевское подразделение (а похоже, так оно и есть), то из бесконечной череды наших замечательных женщин представляю вам еще одну метростроевку, руководителя вокальной студии Татьяну Александровну Караваеву. Потому что жизнь ее, как у большинства метростроевцев, удивительна, характер по-нашему боевой, внешность прекрасна, а амбиции распространяются так далеко и глубоко, как разве только горнопроходческие щиты в недрах Москвы.
Красиво - но непонятно. Ну так приступим...
Сначала надо пояснить, что вокальная студия Дворца культуры - это не что иное как самодеятельность, то есть кружок, в котором собрались восемь добровольцев с задатками голоса, чтобы обучиться более или менее сносно петь и потом выступать в роли самодеятельных артистов перед не особо требовательной публикой, состоящей из проходчиков и отделочников.
Так было задумано и так оно происходило раньше, впрочем, на достаточно приличном уровне.
А тем временем в Саратове, или, как любят говорить сами саратовцы, на Волге жила девушка Таня, которой хотелось быть дирижером. Ну, случается такое. Так хотелось, что, в конце концов, она окончила музыкальный факультет пединститута как дирижер, а потом поступила в консерваторию, вновь на дирижерское отделение.
Но на третьем курсе ей окончательно наскучило учиться, то есть без конца размахивать руками перед несуществующим оркестром и зубрить партитуры. Обладая незаурядной волей, она, конечно, бросила это занятие - и вновь поступила на первый курс консерватории, но уже как пианист. И окончила консерваторию отличным концертмейстером (кстати, не забудьте, уже с профессиональными навыками дирижера, руководителя ансамблей и оркестров, что для нас немаловажно).
Давно подмечено, что лучших метростроевских специалистов судьба сначала как бы исподволь тщательно готовит как профессионалов, а потом чуть ли не силовыми методами направляет к нам, чтобы здесь они смогли проявить все свои замечательные качества.
Естественно, полтора диплома консерватории еще нельзя считать достаточным уровнем подготовки для метростроевского Дворца культуры, и потому одаренную выпускницу оставляют работать там же, в консерватории, где она двадцать два года отшлифовывает свое мастерство концертмейстера.
Здесь надо бы пояснить, что концертмейстер - это не просто пианистка, которая аккомпанирует певцу, легко и непринужденно украшая музыкальным сопровождением исполняемую мелодию. Здесь вообще все очень непросто, и не зря с концертмейстером проводятся все занятия и репетиции певца. Она, концертмейстер, фактически опекает и ведет исполнителя на таком сложном инструменте, как человеческий голос. Они связаны, буквально слиты воедино, потому что концертмейстеру нужно знать, как дышит певец, и даже петь с ним (потихоньку), чтобы заиграть там, где начнется музыкальная фраза, и остановиться точно в ее конце. Чтобы замедлить аккомпанемент там, где певцу необходимо вдохнуть, передохнуть, откашляться. Чтобы приглушить звук рояля, если певцу не хватает силы голоса, и наоборот, дать самое что ни на есть крещендо там, где голос певца обрел силу и течет рекой. Порой в ажиотаже исполнения артист забывает слова и даже мелодию, и надо вовремя подсказать ему, что делать дальше. Короче, нужно ловить каждый момент исполнения и быть готовой исправить любую шероховатость, поскольку певец, вокалист на сцене непредсказуем. Надо сделать все возможное, чтобы слушатели не заметили изъянов.
В этой колыбели бесконечной опеки растет мастерство певца, уверенность в себе, кружит голову слава, и, как правило, он думает, что всего достиг сам и сам все может и понимает. А концертмейстер скромно стоит в сторонке и про себя радуется: выпестовал сокровище и подарил людям. Вот такова странная и нелегкая судьба музыкантов.
* * *
Но вернемся к нашей героине. Она аккомпанировала, стажировалась как вокалист, получила квалификацию педагога по пению, и двадцать два года работы в консерватории дали ей возможность досконально изучить вокальный аппарат, научили очень хорошо слышать правильный, идеальный звук. В конце концов ей дали камерный класс, где она уже была и концертмейстером, и педагогом.
Вот сейчас хорошо было бы уточнить, что это за специальность - педагог вокала, человек, выпестовывающий певца.
Педагог подбирает исполнителю репертуар, в зависимости от способностей и возможностей его голоса. Он может выбрать произведение, с которым певец легко справится, ярко проявив свой талант и покорив слушателей, а может дать задание, которое человек никогда не споет, и певец в нем угаснет. Педагог помогает ему справиться с дыханием, показывает, где и какой силы нужен звук, как идти к кульминации, где в произведении находится апогей и как оно заканчивается. Он объясняет, о чем, собственно, это произведение, про что поет исполнитель, кто он в данный момент, чью роль исполняет. Короче, педагог вокала буквально лепит с певцом произведение. Не знаю, видели ли вы, когда по телевизору показывали уроки пения Галины Вишневской? Вот это - работа педагога.
Вокалисты - специфический народ, главным образом потому, что они себя не слышат. Вернее, слышат, но не ушами, а через вибрации тела. Певцу кажется, что поет он божественно, и в погоне за звуком он может упустить, свести на нет смысл произведения. Тенор, готовясь взять верхнее си, может настолько увлечься, что буквально запорет пару предыдущих музыкальных фраз, отмахнувшись от них как от назойливой мухи. Вокалисты больны звуком, слышат и слушают себя с огромным удовольствием, испытывая буквально эйфорию от звучания собственного голоса.
И испытывают настоящий шок, когда слушают свое исполнение, записанное на магнитофон. Очень опасно на первых порах давать им прослушивать такие записи. Человек может просто бросить петь. А если нет, то станет опасно робким.
Нет, непростая, захватывающе интересная профессия - преподаватель вокального пения. Она ее настолько увлекла, что Татьяна Александровна решила окончательно перепрофилироваться в педагоги.
Вот теперь уровень ее знаний и опыта уже казался идеальным. И тем не менее, по-видимому, судьба посчитала ее еще недостаточно подготовленной для ДК Метростроя, и потому в 1986 году с мужем, военным, отправила в наше посольство в Афганистане. Где, естественно, Татьяна Александровна собирает детей и взрослых, обучает их пению, устраивает праздники и концерты. И труппа ездит на репетиции в бронежилетах, потому что для Караваевой сидеть без дела смерти подобно, а при деле - это лишь угроза жизни.
Через два года мужа направляют в Москву, поближе к Метрострою. Видите, как все логично. Надо полагать, что Караваева уже окончательно подготовлена к работе у нас. Но ей, естественно, это неизвестно, да и не поверила бы в такое. Тем не менее Москва есть Москва, в городе полно музыкантов, и вакансии для себя Татьяна Александровна не находит ни в школе Гнесиных, ни в Московской консерватории. Полная энергии и творческих планов, она не может ждать. И тут не кто иной как знаменитая Зара Долуханова подсказывает ей, что у нас, то есть во Дворце культуры Метростроя, есть вокальный коллектив, и ему требуется концертмейстер.
- Я, конечно, сразу - раз, и примчалась, - вспоминает Татьяна Александровна.
* * *
Ей казалось, что после консерватории уйти в самодеятельность - это так скучно, так примитивно, программы легкие, исполнительность аляповатая. Но когда руководитель группы Надежда Самойловна Харлампиева стала одного за другим демонстрировать ей метростроевских певцов, она поняла - коллектив этот неординарный, и голоса у исполнителей настоящие, не хуже, порой даже лучше, чем у студентов консерватории. К тому же те ленивы, с занятий бегают, а эти заинтересованы, горят желанием добиться успеха и славы... И осталась она у нас концертмейстером. На целых семь лет.
Потом, правда, ушла. Не могла она, педагог, только аккомпанировать. Устала постоянно удерживать внутри себя свое мнение, свое видение и слышание музыкальных произведений. И не могла проявить инициативу, "должность не та". Одно время вела детскую капеллу, поработала дирижером.
А когда Харлампиевой не стало, коллектив сразу вспомнил о Караваевой, отыскал ее и пригласил в ДК, уже не в качестве концертмейстера, а в качестве педагога-руководителя.
Вот уже шесть-семь лет, как они снова вместе, и работа у них кипит. В вокальной студии вместо восьми - двадцать пять человек, каждый год они готовят по три, четыре, пять программ и каждая интересна, и демонстрируется в большом зале единожды, без повторов. А группа по составу уникальна, удивительный народ. Надо признаться, что пение, вокал у них - хобби, у каждого своя специальность, есть среди них и ученый химик, и преподаватель иностранных языков, сотрудник чуть ли не института атомной энергии, преподаватель школы. То есть все они энтузиасты, отношения к музыке не имеют, это действительно самодеятельность. И тем заметнее видятся их успехи.
В студии есть все голоса. Правда, из мужчин один бас и один баритон, маловато. Зато теноров четверо. Нужны, очень нужны низкие мужские голоса, но ей кажется, что раз так нужны, значит где-то на подходе, скоро появятся.
Приходит к ней и молодежь - но тоже мало, в этом году четверо совсем юных в студию поступили. Сейчас неудачные времена для вокалистов, современная ударная музыка сводит на нет значение голоса, и на слух людей действует пагубно, как любой шум.
Татьяна Александровна по своей сути преподаватель классического вокала, приверженец хорошей и непростой музыки. И ее очень порадовало, что у ее воспитанников тоже появилась тяга к серьезным произведениям.
А из инструментов в студии - рояль. Он заменяет все инструменты оркестра, в рояле таятся и труба, и ударные и арфа, и саксофон.
И есть в студии замечательный концертмейстер, очень талантливый композитор Виталий Павлович Беленков.
* * *
И есть планы, выполненные и выполняемые. Непостижимые своей сложностью и с шокирующей полосой удачных исполнений.
Ну, например, камерное исполнение трех опер - "Евгения Онегина", "Пиковой дамы" Чайковского и "Русалки" Даргомыжского. Сейчас готовится "Иоланта", на будущий год планируется "Травиата".
Недавно прошел концерт зарубежного романса, на котором исполнялись произведения Листа, Грига, Шуберта, Шумана. Был концерт к юбилею Чайковского, к юбилею Рахманинова - с исполнением романсов. К 150-летию создания оперетты поставили камерный вариант оперетты. К юбилею Дунаевского - концерт из его произведений. Дали концерт из произведений Беленкова, который пишет легкую музыку в жанре оперетты, мюзикла, песни, романсы, детскую музыку. Был концерт итальянской песни. На будущий год планируется дать концерт, посвященный русской народной песне - в классической манере.
В прошлом году вокальной студии ДК Метростроя исполнилось 35 лет. И в ней еще остались люди, которые все 35 пет там пели и занимались, И вот эти ветераны, пять человек, подготовили свой специальный концерт, посвященный юбилею.
Чувствуете, каков уровень работы? Это уже не самодеятельность, программа у студии очень трудная, насыщенная и интересная. Татьяна Александровна не идет на поводу у публики. Она считает, что народ должен знать оперу, у нее очень профессиональный подход, и требует от исполнителей она больше, чем в самодеятельности. Но им это нравится.
* * *
И не только им. На концерты в ДК Метростроя стекается публика со всей Москвы, из Подмосковья, людьми забит балкон в большом зале, по проходу не шагнуть - сидят на полу. Слушатель сейчас пошел очень благодарный, так что жизнь в студии просто кипит.
Но что обидно - каждую программу студия может "откатать" лишь один раз. Гастролей у нее нет, ее никуда не приглашают, ею никто не интересуется и не занимается. А это - большой недостаток.
И все же студийцы счастливы, и Татьяна Александровна вместе с ними. Потому что нет предела планам, а с набором творческого потенциала эти планы только расширяются. Потому что эйфория, охватывающая певцов, завораживающий переполненный зал, дороже им всего на свете. А руководитель их уважает и обожает не меньше, даже больше поклонников и поклонниц.
В.Мелик-Нубаров
На пути к сердцу метростроевцев
В здании Управления Мосметростроя их постоянное рабочее место находится выше всех - на шестом этаже. Но сфотографированы они на станции "Аннино" в день пуска пробного поезда. Там прямо в кассовом зале 1 декабря был организован буфет.
Вместе с буфетчицей Галиной Поляковой на "точку" выехали директор столовой Ольга Владимировна Баева и кондитер Надежда Кривова. Пирожков и сладких булочек Надежда заранее напекла в столовой Управления. А бутерброды женщины делали на месте - в трех шагах от работающих эскалаторов.
Ольга Владимировна начала кормить метростроевцев более двадцати лет тому назад, приехав в Москву из Липецка после окончания кулинарного училища. И в одну из столовых нашего ОРСа ее как раз взяли буфетчицей. Потом стала кассиром, поступила на вечернее отделение "плехановского" института и успешно его окончила. С дипломом о высшем образовании получила должность еще в одной орсовской столовой Мосметростроя. Следующим этапом стала столовая Управления. Директором Ольгу Владимировну назначили ровно два года назад, когда она вернулась на работу после второго своего декретного отпуска.
Нынешний администратор столовой (по сути - зам) молодой специалист Андрей Ковырев говорит о своей непосредственной начальнице с большим уважением:
- С директора все начинается. Она может заменить собой любого, так как на сто процентов ориентируется в производстве. Компетентна во всем - от способа приготовления того или иного блюда до секретов психологии, особенно женской. Управлять таким коллективом очень непросто, а у нас нормальная атмосфера.
Андрей пришел в столовую сравнительно недавно. А вот завпроизводством Татьяна Ильинична Большакова знает Баеву еще с 80-х годов и тоже очень тепло отзывается о ней:
- Ольга - трудяга, настоящая метростроевка. Никаких трудностей не боится. Как специалист все знает, все прошла. В ней нет никакой начальственной напыщенности. На наших столовских праздниках поет так, что заслушаешься.
Для Нади Кривовой Татьяна Ильинична подобрала лаконичную, но весьма четкую характеристику:
- Наш кондитер делает цеховую выпечку, как домашнюю - работает для метростроевцев, как для родных людей.
Старую истину про путь к сердцу мужчины, лежащий через желудок, применительно к общепиту можно было бы расширить - там проходит путь к сердцу любого трудящегося человека. И в этом смысле Ольга Баева и ее коллеги выбрали в жизни верный путь.
Ю.Петрунин
На снимке (слева направо): Н.Кривова, Г.Полякова, О.Баева.
Фото А.Попова
* * *
Закончилась эпопея станции "Аннино", где совсем недавно был участок Вадима Павловича Брылева, н девчата из СМУ-15 выполняли так называемый предпусковой отделочный комплекс под руководством горного мастера Дмитрия Резникова и с помощью проходчика Николая Маханькова занимались штукатурными, малярными, плиточными работами. Этот коллектив создан специально для того, чтобы на отделку мелких служебных помещений и незначительных поверхностей не отвлекать силы УСР.
Сейчас девчата перебазировались на станцию метро "Бульвар Дмитрия Донского", где участку Брылева поручено построить левый станционный тоннель легкого Бутовского метрополитена вдоль уже собранной конструкции станции Серпуховско-Тимирязевской линии. Все они - специалисты широкого профиля, именуются маляры-штукатуры, а на самом деле вполне профессионально могут выполнять и плиточные, и изоляционные работы.
На станции "Бульвар Дмитрия Донского" СМУ-15 осваивает новую территорию, только приступило к оборудованию своей площадки. Но работа девчат уже заметна и здесь, ярко окрашенные вагончики участка Брылева видны издалека.
На снимке (слева направо): Наиля Мангушева, Дмитрий Резников, Наталья Акимкина, Татьяна Микитюк, Вадим Брылев, Надежда Исаева, Николай Маханьков - на фоне путевой стены станции "Аннино" перед сдачей ее в эксплуатацию.
Фото А.Попова
Весенние интервью
Накануне 8 Марта редакция попросила женщин-метростроевок рассказать о том, с каким настроением они встречают праздник весны и как обычно проходит этот день?
Ольга Игоревна Иванова, начальник отдела кадров ММТК:
- 8 Марта обожаю. Лишь по утру открою глаза, как тут же уже на грудь ложится букетик подснежников или кустовой гвоздики. 8 Марта - это день, когда могу позволить себе понежиться в постели и в постели же позавтракать. Муж обязательно порадует чем-нибудь оригинальным. Если это обычная яичница, то со сковородки на меня будет смотреть веселая улыбающаяся глазастая мордашка. И лицо мужа при этом будет светиться, словно солнышко.
8 Марта всегда начинается с радости. Звонит сын - поздравляет в шутливой форме. А к обеду приезжает вместе со своей семьей внуки, Даниил и Дарья, дарят свои рисунки или поделки. Они просто счастливы, когда видят радость в моих глазах. От сына получаю в подарок духи и свои любимые конфеты грильяж. Но и это еще не все. Праздник продолжается до самого вечера - обязательно пикник в лесу, обязательно посещение японского ресторана или баня с пивом и раками. Но хочу сказать, что не только 8 Марта я чувствую себя женщиной, любимой мужем, сыном, внуками. Я чувствую себя любимой всегда, каждый день и каждый час. И того же желаю всем нашими женщинам. С праздником вас!
Валентина Ивановна Улитина, маркшейдерская рабочая СМУ-11:
- 8 Марта очень люблю. Приходит весна, оживает природа и оживает душа. Хочется радоваться, улыбаться, мечтать. Словно после зимней спячки к тебе возвращается хорошее настроение и прекрасное самочувствие. И эти ощущения, я думаю, испытывает каждая женщина. А 8 Марта они усиливаются, потому что женщины как никогда в другой день становятся центром внимания мужчин - будь то мужья, сыновья, внуки, коллеги по работе или просто случайные попутчики. Вдруг неожиданно тебе уступили место в метро, улыбнулись невзначай и даже поздравили. И ты, которая в суете будней постоянно забывала о себе, наконец-то обернулась в свою сторону и вспомнила, что ты - Женщина.
В моей семье двое самых дорогих мужчин - это сын Федор и внук Егорка. Они не забывают маму и бабушку - сын и невестка Катюша дарят цветы, и внук - цветы, но букет малыша нарисован красками на бумаге, чтобы я хранила его долго-долго.
8 Марта люблю отмечать в кругу друзей. Раньше мы ходили в рестораны, теперь собираемся в домашней уютной обстановке у какой-нибудь из моих подруг. Теплая компания, веселые рассказы, воспоминания, любимые песни, музыка - без этого праздника даже не представляю. И без шампанского, конечно! 8 Марта я не грущу.
Но хотелось, чтобы этот праздник для женщин продолжался бесконечно. Не только один раз в году о нас вспоминали мужчины и уступали место в транспорте, а каждый день. Вот такое мое пожелание сильному полу. И еще - уважаемые мужчины, любите женщин, цените их, дарите чаще цветы.
От души поздравляю с 8 Марта всех женщин Метростроя и моего СМУ-11 Пусть ваша жизнь будет полной чашей, пусть обходят стороной вас невзгоды. Желаю только счастья, только радости и прекрасного весеннего настроения.
Интервью взяла Н.Соловьева
Два праздника
В Международный женский день 8 Марта ветеран СМУ-5 Клавдия Андреевна Квартальнова отмечает сразу два праздника: к всеобщему добавился личный - ей исполняется 85 лет.
До Великой Отечественной войны у комсомолки Клавы была длиннющая коса - ниже пояса. В подмосковном Воскресенске она работала сначала на фетровой фабрике, потом на химкомбинате - лаборанткой. Профессия для девушки вполне подходящая - работа не тяжелая и в то же время ответственная, можно сказать, близкая к науке. А Клаве все равно чего-то не хватало. Может быть, хотелось, чтобы вокруг было побольше людей, а не пробирок. И поэтому когда в 1938 году начался дополнительный набор молодежи на строительство третьей очереди метро, она охотно поехала в Москву.
Шахта №1-2, куда Клаву распределили, находилась на Разгуляе, через нее прокладывались перегонные тоннели в сторону центра города - к Земляному валу. На первых порах новенькую с ее замечательной косой как бы пожалели - назначили табельщицей. Пусть, мол постепенно присматривается, втягивается, осваивается. Но комсомольский характер не позволил энтузиастке из Подмосковья слишком долго засиживаться в конторе, на "бумажной" работе.
Она все-таки пробилась на "подземку", где и начала одну за другой постигать серьезные метростроевские профессии. Была она и откатчицей, и чеканщицей, и камеронщицей, и лебедчицей, и тельферисткой. Работать доводилось во все смены. Когда после ночной поднималась с товарищами на поверхность, ей казалось, что это от тоннельных лампочек занималось над городом солнце.
С тех пор прошло больше шестидесяти лет, а Клавдия Андреевна хорошо помнит своего первого бригадира Николая Журавлева, проходчика Семыкина, ближайших подружек. А главное - помнится то замечательное ощущение собственной молодости и молодости своей страны, с которым для многих были связаны последние предвоенные годы.
Жилье Клава получила в Лоси - в Метрогородке. Там ее домом стал один из двухэтажных бараков. Комната досталась на шестерых. Девушки украсили ее, как смогли. Правда, они не так уж много свободного времени проводили в ее стенах. Даже после тяжелой смены разве усидишь в бараке если есть, например, возможность прогуляться в метростроевском парке, разбитом около железной дороги. И славился тот парк не только высоченной парашютной вышкой, но и танцплощадкой. По вечерам клумбы благоухали, музыка манила, симпатичные парни - свои же, хорошо знакомые по шахте - не давали девчатам застаиваться в сторонке. Замечательное было время. Жаль, оборвалось...
С началом войны, очень скоро объявленной Отечественной, прежние развлечения ушли в прошлое. А к работе для девушек-метростроевок добавились занятия на курсах медсестер. Ездить на эти курсы надо было в Сокольники. Через несколько недель первый выпуск девушек, получивших столь необходимую военную специальность, был направлен на фронт. Клава была во второй очереди, но к тому времени на Метрострой распространили "броню". И она продолжила свое привычное уже дело.
Постепенно рос перечень перегонов и станций, в сооружении которых она принимала участие. И лишь на рубеже 50-х годов Клавдия Квартальнова простилась с "подземкой". Но не с шахтами. Опытная метростроевка Нина Федоровна Малина помогла ей овладеть еще одной специальностью - машиниста шахтного подъема. И еще без малого тридцать лет Клавдия Андреевна трудилась на таком ответственном посту, переходя с объекта на объект. Оставила она его только тогда, когда сумела подготовить смену - четыре ученицы прошли ее школу.
В СМУ-5 Клавдию Квартальнову знали не по одним лишь производственным успехам. В течение многих лет она была активной участницей художественной самодеятельности - пела в хоре.
В семье к ее давнему увлечению относились с пониманием. Но случилась непоправимая беда - муж Клавдии Андреевны, работавший на ЗИЛе, погиб. Овдовевшей женщине пришлось в одиночку поднимать двоих сыновей. И она вполне справилась с такой непростой житейской задачей, выведя обоих своих ребят в люди. Старший стал профессором, младший - музыкантом. У нее есть, конечно, и внуки.
По случаю 8 Марта Клавдия Андреевна получает поздравления и подарки с разных сторон. Во-первых, от детей и внуков. Во-вторых, от родного коллектива СМУ-5, которому отдала более полувека. А в юбилейные для Квартальновой годы к этим поздравителям дважды присоединялся и "Метростроевец". Тогда о ней писала Антонина Владимировна Борисова. Теперь, когда этого неутомимого нашего автора нет среди живых, мы как бы подхватываем эту тему. И в самом деле, почему бы не рассказать накануне 8 Марта о двойном празднике, выпавшем на долю заслуженной метростроевки.
К.Маковецкая
Дороги эти сердце обожгли...
Нас братьями сделала эта война
Для воевавших в Афганистане 15 февраля 1989 года - святая дата, это день и год, когда последний советский солдат навсегда покинул чужую страну. В феврале воины-интернационалисты отмечали тринадцатую годовщину вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана.
Метростроевцы-"афганцы" по сложившейся уже традиции собрались во Дворце культуры Метростроя. Отовсюду, со строящихся станций "Бульвар Дмитрия Донского" и "Парк Победы", с Гагаринской развязки они спешили в ДК на эту долгожданную встречу. И неважно, что там, "за речкой", воевали в разные годы и в разных городах, имели разные звания и воинские профессии, они навеки связаны истинно боевым товариществом.
Делегация СМУ-4 прибыла на вечер в составе девяти человек.
- В такой день все самые важные дела приходится оставлять на потом, - рассказывал бригадир монтажников горного оборудования Сергей Савин. - У меня сегодня очень ответственная смена, очень серьезная работа на Гагаринской развязке, и все-таки начальник участка отпустил. Встреча с ребятами, а я почти всех знаю - это такая отдушина, такая радость!
Сергей Савин от звонка до звонка прослужил в Афганистане, в десантных войсках. Оценка его ратного труда - орден Красной Звезды, медаль "За отвагу". Домой с войны Сергей приехал за месяц до вывода наших войск.
А его спутник Владимир Ильин, воевавший в Мазари-Шарифе, Кундузе, от чужого Хайратона к родному берегу возвращался по мосту Дружбы в те самые февральские дни, тринадцать лет назад. Он ушел на афганскую войну, отработав в СМУ-4 только месяц.
- СМУ-4 - Афган, Афган - СМУ-4, - кажется, короче биографии не придумать, скромнее о себе не расскажешь. Но как заметил Евгений Афонин, вручавший в фойе Дворца культуры Владимиру и его товарищам премии от профкома СМУ-4, именно скромность, порядочность и отличают этих ребят, прошедших жестокую закалку огнем: "Они - особенные. Они - люди чести".
О себе на войне почти ни слова - еще один мой собеседник, сварщик СМУ-4 Александр Гончарук, с благодарностью говорил о врачах военного госпиталя имени Бурденко, которые сделали все возможное, чтобы спасти его, пехотинца из Кандагара, от ампутации ноги. На это ушли долгие-долгие месяцы, но в том бою, к счастью, победу одержала не душманская пуля, а наши медики, самоотверженно боровшиеся за здоровье солдата. Это они подарили Метрострою еще одного настоящего парня, о заслугах которого на войне красноречивее слов говорит медаль "За отвагу".
Председатель профкома ММТК Анатолий Шифрин представил своих ребят - водителей Дмитрия Серафимова, Агътэса Хасанзянова и Юрия Осьминина. Первых двух породнил не только Метрострой, но и крепкое боевое братство - они познакомились в восемьдесят четвертом, в учебке. На встречах "афганцев"-метростроевцев Дмитрий и Агътэс уже не первый раз. Впервые здесь Юрий Осьминин, служивший в Кабуле в воздушно-десантных войсках и награжденный медалью "За боевые заслуги".
- Я попал как раз под вывод наших войск, - рассказал он. - 7 февраля пересек границу. Четыре года назад меня разыскал боевой товарищ, который живет сейчас в Челябинске, приезжал в гости. Вот и я сегодня пришел с надеждой увидеть кого-то из тех, с кем служил.
Кстати, случайные встречи "афганцев" не редкость. Так метростроевец Игорь Дудкин заметил однажды среди собравшихся своего однополчанина Михаила Шильникова. С Михаилом Шильниковым и Игорем Машковым, кавалерами орденов Красной Звезды, меня познакомил заместитель председателя ОВА "Контингент" Виктор Попов - в прошлом сапер, служивший в Кундузе. Эти ребята не метростроевцы и никогда ими не были, но для "афганцев" границ не существует.
- Мы с Михаилом слепые, большую часть времени приходится проводить дома, - поделился Игорь. - И потому встречи с товарищами стараемся не пропускать, они здорово поднимают настроение. В прошлом году праздник вывода войск объединение Северо-Восточного округа, где мы работаем, отмечало совместно с метростроевцами, здесь же во Дворце культуры. Нас связывает настоящая, проверенная временем дружба.
И благодарность, конечно. Потому что метростроевцы не оставляют без помощи и поддержки боевых друзей, вернувшихся с войны инвалидами. Они и в мирной жизни продолжают идти рядом, как когда-то плечом к плечу шли в Афгане.
- Самое главное, - говорил Александр Савелов, председатель ОВА "Контингент", - ребята не чувствуют себя одинокими и забытыми. Мы встречаемся. Приезжаем к ним домой, хорошо знаем их семьи. Каждый из них воспитывает двоих детей.
Игорь Машков служил в авиации, Михаил Шильников в батальонной разведке, в ВДВ. Это сильные, красивые люди, которым суровая судьба отдала приказ быть мужественными - быть мужественными всегда!
В батальонной разведке под Кандагаром служил проходчик Тоннельного отряда №6 Андрей Земцов. И с ним мы тоже не говорили о войне, только о настоящем, о встречах с однополчанами, которые, бывая в Москве, иногда заглядывают к Андрею "на огонек". Война осталась в прошлом, главное, о чем теперь мечтает бывший разведчик, это о будущем, а будущее - трое его ребятишек, которых он хочет воспитать порядочными, честными людьми.
Анатолий Кондратьев, Владимир Гарцев, Василий Жарков, Сергей Потатуев, Алексей Новожилов, Андрей Егоров, Олег Мельников... Просто невозможно перечислить всех, кто пришел в тот вечер во Дворец культуры, чтобы встретиться и крепко пожать друг другу руки, чтобы вспомнить погибших и почтить их память минутой молчания.
За всех ребят - по стопке боевой!
"Но разве это было зря?
Скажите, в чем мы виноваты?
Десятилетняя война, десятилетняя беда,
А мы всего лишь в ней солдаты...", -
летели из глубины сцены в полутемный зал слова одной из популярнейших песен группы "Голубые береты", возвестившей о начале торжественной части вечера, посвященного 13-й годовщине вывода наших войск из Афганистана.
От имени руководства Метростроя воинов-"афганцев" поздравил заместитель генерального директора Игорь Иванович Бучинский, от имени совета ветеранов - Дмитрий Евгеньевич Метальников, он прочитал стихотворение, написанное к этой дате участником Великой Отечественной войны, поэтом Романом Константиновичем Гутовским.
Ведущие вечера Виктор Кордубан и Тамара Муковозова одного за другим приглашали на сцену людей, которые, хотя и не воевали в Афганистане, но оставили там частицу (и немалую) своего труда. Среди них - Владимир Алексеевич Соловьев - строитель тоннеля Саланг, того самого, который соединил север и юг страны и который называют еще "дорогой жизни", Сергей Иванович Щипихин - строитель Джелалабадской ирригационной системы, он участвовал в сооружении 7-километрового тоннеля для подачи воды на электростанцию.
От имени строителей перевалочной базы Хайратон и моста Дружбы собравшихся приветствовал начальник комплекса П.С.Семенов.
- Мы пришли на строительство летом 1980 года, - рассказывал Павел Сергеевич. - Там уже были вы, наши доблестные воины Советской Армии, которые совершенно на пустом берегу, среди барханов, обеспечили нам, строителям, плацдарм для начала работ. Первыми нас встретили танкисты. Танкисты капитана Кустова, которых мы не забудем никогда. Они приезжали на базу с заданий и снова уезжали на задания. И они же окружили нас, мирных строителей, приехавших сюда с разных концов Союза своей надежной защитой.
Более 200 метростроевцев участвовали в строительстве базы Хайратон и моста Дружбы. Нельзя не вспомнить сегодня Михаила Кузнецова, Николая Волынца, Сергея Лобанкина, Николая Суворова, Нину Егорову, Александра Бабкина, Наташу Курбатову... Труд многих и многих наших людей был вложен в то строительство. И всем нам каждый день, каждый час своей мощной огневой и моральной поддержкой помогали вы, наши славные воины. Спасибо за все!
Мост Дружбы был сдан в 1982 году, а в 89-м по нему, перешагнув красную черту между войной и миром, к миру возвращались советские воины. Счастливое лицо солдата, ступившего на родную землю, с улыбкой смотрело в зал. Эта фотография на сцене многим участникам вечера напомнила о том светлом дне возвращения, когда их радости не было границ.
И не было границ той боли по погибшим товарищам которая поселилась в сердцах. Минутой молчания собравшиеся почтили память метростроевцев, сложивших головы в Афгане и Чечне, и умерших уже после войны. В зале присутствовали родные и близкие этих ребят: родители Игоря Мамаева - Людмила Петровна и Евгений Николаевич Мамаевы, мама Андрея Минаева - Асия Каимовна Минаева, отец Владимира Бакутенкова - Егор Глебович Бакутенков, жена и дочь Олега Никитана - Людмила и Виктория, отец Вани Павлюкова, погибшего в Чечне - Владимир Иванович Павлюков...
"Нас сердце зовет снова в бой" - этой песней Валерия Буркова, последнего Героя Советского Союза, была открыта концертная страничка вечера. Знакомые лица, знакомые имена исполнителей.
Всплывают в памяти "афганцев" горы Гиндукуша, о которых поет Виктор Верстаков. Глотая угарный газ, снова через Саланг ведут свои боевые машины водители - именно им посвятил свою песню, написанную буквально накануне вечера, Игорь Русаков.
Журналист Михаил Михайлов, преподаватель института культуры Сергей Потапов, поэт Александр Карпенко, художник и поэт генерал Виктор Куценко - это все известные авторы и исполнители афганских песен, настоящие друзья метростроевцев, без которых не проходит ни одна встреча. И еще одно имя... Сергей Кузнецов... Он успел. Он приехал, что называется, "под завязку" - и по сложившейся традиции вечер завершился дружным исполнением его "Батальонной разведки".
И пели эту песню не только те, кто прошел через Афган, но и приглашенные на вечер ветераны Великой Отечественной, артисты творческих коллективов Дворца культуры, принимавшие участие в праздничном концерте, участники Семейного клуба Метростроя во главе с Михаилом Косачевым.
Когда закончится война,
Мы все наденем ордена,
Гурьбой усядемся за дружеским столом...
И звучали за тем столом тосты - за боевое братство, за крепкую дружбу. И третий - за погибших.
Н.Соловьева
* * *
Ветераны войны в Афганистане и участники боевых действий в горячих точках выражают благодарность за оказание помощи в проведении вечера, посвященного 13-й годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана, Управлению Мосметростроя, Теркому профсоюза, Дворцу культуры Метростроя, Тоннельному отряду №6, СМУ-2, СМУ-3, ММТК, СМУ-5, СМУ-9, СМУ-15, УММ.
Спасибо, Рамиль!
В фойе Дворца культуры Метростроя была оформлена фотовыставка, посвященная воинам "афганцам" Один из самых активных ее участников - Рамиль Фяттяхетдинов, еще недавно работавший в СМУ-7, а теперь - в СМУ-8.
Рамиль служил в ВДВ в составе 35-й отдельной Гвардейской десантно-штурмовой бригады. Проходил службу в Германии, в Узбекистане (Термезе). Участвовал в боевых действиях в Таджикистане. Он - отличный товарищ, отзывчивый человек, которого всегда отличает доброжелательность. Вот и в этот раз, в ходе подготовки к вечеру, на просьбу ребят помочь Рамиль отозвался без промедления. Он взял свой плотницкий инструмент (у Рамиля несколько рабочих специальностей) и несколько вечеров в свободное от работы время занимался фотовыставкой. Мы, РОО "Саланг", говорим Рамилю огромное "афганское" спасибо!
Т.Муковозова
* * *
На снимке: мост через Москву-реку, непосредственно примыкающий к Гагаринской развязке, в сооружение которой внесли свой вклад многие метростроевские подразделения.
Фото А.Попова
Этот номер воспроизведен полностью
|