СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
- Генеральный директор ОАО "Мосметрострой" Г.Я.Штерн подводит
итоги работы коллектива в 2001 году и рассказывает о ближайших перспективах
(стр.3).
- Репортаж Ю.Петрунина со сбойки на пусковой линии - свой щит в монтажную
камеру на Старобитцевской улице привели строители участка Ю.В.Хегая из Тоннельного
отряда № 6 (стр.1-2).
- Наши юбиляры: первостроитель московского метро, ветеран СМУ-4 Н.Т.Комозин,
начальник ОТК Очаковского завода ЖБК В.В.Черников, директор Дворца
культуры Метростроя В.А.Куничкин (стр.2, 3, 4).
НОВОСТИ МЕТРОСТРОЯ
Мэру понравился Лефортовский тоннель
В субботу, 23 марта, мэр Москвы Ю.М.Лужков побывал на заводе "Серп и
молот" и на его же территории посетил строительство Лефортовского тоннеля.
В целом он остался доволен и скоростью проходки, и качеством обделки получающегося
подземного сооружения. Щит уже прошел там около 300 метров и находится под площадью
Проломной заставы.
Арена для сбоек
На этом панорамном снимке - монтажная камера, сооруженная СМУ-15 в Северном
Бутове, на пустыре между Старобитцевской улицей и насыпью МКАД.
Несколько лет назад здесь были собраны и отправлены в путь под Кольцевой автодорогой
и в сторону "Аннино" щиты СМУ-15 и ТО-6. За несколько месяцев до пуска
новой станции щитовая проходка была организована на следующем отрезке перегона
"Аннино" - "Бульвар Дмитрия Донского". Теперь щиты двигались
по направлению к камере, стартовав в соседнем квартале Северного Бутова. В феврале
в стену камеры врезался изнутри щит СМУ-6, а примерно четыре недели спустя финишировали
проходчики ТО-6.
Снимок сделан в промежутке между этими сбойками. Внизу справа виден щит СМУ-6.
Его собрат из ТО-6 - на подходе. За домами, которые высятся по центру, протекает
речка Битца, за ней возводится станция "Бульвар Дмитрия Донского".
Фото С. ПОЛЕТАЕВА
Оборудование для пусковой линии
Составлен, согласован и утвержден график поставки оборудования на пусковой
участок Серпуховско-Тнмирязев-ской линии. По информации, полученной от начальника
ОЭМУ Управления Мосметростроя В.А.Салькова, уже поступили и установлены в венткамере
тупиков за станцией "Бульвар Дмитрия Донского" (на участке СМУ-13)
вентилятор ВОМ и затворы.
Монтажники СМУ-4 ведут работы по устройству воздуховодов в вестибюле № 1 (из
11 систем собрано 9), занимаются установкой кабельных конструкций и полос освещения
на сданных под монтаж участках перегонных тоннелей.
Будничный праздник проходчиков ТО-6
Рубрика "На пусковом объекте"
Видавший виды щит ТО-6 дважды выходил на трассу продолжения Серпуховско-Тимирязев-ской
линии, И оба раза как бы забегал вперед. Сначала он отправился в путь из-за
МКАД, с окраины Северного Бутова и держал курс на будущую станцию "Аннино".
А с осени прошлого года с его помощью проходчики ТО-6 проложили под землей следующий
отрезок того же левого перегонного тоннеля, идя из глубины жилого бутовского
квартала - под Старобитцевской улицей, под пустырем и дальше - к монтажной камере.
Другими словами, к месту своего же первого старта.
При этом щит двигался по кривой и с небольшим подъемом. Длина проходки составила
немногим более 150 метров. Не такое уж значительное прибавление, но благодаря
ему теперь и левый тоннель с учетом участка открытой проходки дотянулся чуть
ли не до станции "Бульвар Дмитрия Донского". Дотянулся, уткнувшись
в откос перед Старокачаловской улицей и нисколько не потревожив Старобитцевскую.
На коротком митинге, состоявшемся после сбойки рядом с выглядывающим на белый
свет щитом, директор ТО-6 Г.В.Макаревич поздравил работников участка
Ю.В.Хегая с завершенным этапом стройки и сказал, что каждая удачная сбойка это,
конечно, праздничное событие. И очень жаль, что таких праздников в последние
годы у нас было не так много как бы хотелось. Откровенно назвав технику, которой
располагал участок, старой рухлядью, Георгий Васильевич отметил упорство коллектива,
сумевшего в таких условиях сделать свое дело. В результате - тоннель проложен,
а движение по улице с несколькими автобусными маршрутами ни на мгновение не
прерывалось и никуда не переносилось. А ведь были моменты, когда из-за череды
технических неполадок руки просто опускались. Но срабатывала профессиональная
гордость тоннельщиков. И финиш все-таки состоялся.
Никто из виновников торжества в тот день не выступал. Они лишь благодарили
за добрые слова, за цветы, за премию и вообще за внимание. Но накануне кое с
кем из них удалось побеседовать.
За два дня до букетов там, в монтажной камере, картина была несколько иная.
Щит, в принципе, уже прошел свой подземный путь, так как уткнулся в мощные сваи
ограждения камеры. Кроме того был еще дополнительный пояс крепления с тремя
раскосами. И за всем этим металлическим частоколом проходческий комплекс смотрелся
как некий узник за решеткой. Но люди свободно ходили в тоннель и обратно, перешагивая
через несколько досок, еще остававшихся в нижней части забоя. Одни проходчики
добирали остатки песчаного грунта из ячеек щита, другие расчищали захламленный
лоток камеры.
За работой наблюдал горный мастер Андрей Поплаухин. В середине 90-х годов
он запомнился как один из ведущих бригадиров проходчиков ТО-6, которые обеспечили
пуск первой очереди Люблинской линии, самоотверженно заменив на переходном участке
вышедший из строя немецкий щит? За прошедшее с тех пор время бригадир закончил
учебу на вечернем отделении института и стал инженером.
Поплаухин рассказал, какие операции еще предстоит осуществить на месте сбойки
и назвал бригады, которые вели щит на этом отрезке перегона. Главную роль здесь
сыграл Владимир Васильевич Новосельцев со своими товарищами. Также участвовали
в проходке бригады Владимира Константииовича Глушко и Андрея Константиновича
Терешко, который недавно заменил ветерана Вячеслава Сергеевича Бабкина.
На завершающем этапе работ опытнейшему тоннельщику Бабкину (и он, и Новосельцев
тоже отличились на Люблинской линии) поручили готовить место для встречи щита
в камере Мощный крепеж позволял там обойтись без бетонной обоймы, зато требовалось
разбить объемный монолитный уступ, послуживший в свое время упором для первого
старта щита, когда он уходил под насыпь МКАД. С той поры бетон набрал дополнительную
прочность и молотки отковыривали его буквально по крохам. А бойки молотков никуда
не годятся. Так что попотеть пришлось немало. А саму проходку Вячеслав Сергеевич
и его напарник Владимир Федорович Кох вспоминали с удовольствием:
- Этот перегон, можно сказать, подарок, рай божий - в забое сухо. Но такое
бывает у нас очень редко. И очень быстро кончается.
На той же ноте повел свой рассказ начальник участка Юрий Владимирович Хегай:
- Мы только-только разогнались и вот вам - сбойка... На первых порах пришлось
повозиться с коммуникациями. Дальше на пути особых помех не было, приноровились
к породе - к "слоеному пирогу" из супеси и суглинка. Финиша достигли
слишком быстро и это при том, что техника наша на ладан дышала. На щите домкраты
постоянно выходили из строя. Породопогрузочную машину как бы заново собрали:
меняли барабан и стрелу, ремонтировали редуктор. По существу, одну лишь раму
не трогали. Так что нашим механикам - Сергею Анатольевичу Безбородову и Евгению
Давидовичу Бородавко - хлопот досталось в полной мере. А тут еще нехватка специалистов.
Среди проходчиков тоже давно нет притока свежих сил. В бригаде Новосельцева
одним из самых молодых считают Алдохина, а он ведь еще на Совхозной работал...
Возвращаясь к теме сбойки. Юрий Владимирович добавил, что щит вышел на нее
практически без отклонений от проектных данных - четко обеспечил подземный курс
участковый маркшейдер Игорь Васильевич Гавриленко со своими коллегами.
Еще нескольких участников отмечаемого события, о которых обычно забывают,
назвал механик Бородавко. Прежде всего имеются в виду крановщицы.
- На нашем участке женщин немного, зато они на виду, - начал Евгений Давыдович.
- Скажу, например, о сестрах Эксановых. Когда мы проходили тоннель под МКАД,
Наиля и Лейля работали на перегружателе породы. А на этом отрезке трассы была
предусмотрена иная схема выдачи ее на-гора. Вместо скипового подъемника - кран-"нулевик".
А кому на нем работать? И сестры получили в техшколе еще одну специальность,
выучившись на крановщиц. В стесненных условиях нашей площадки, зажатой между
жилыми домами, им надо было действовать очень аккуратно. И они со своей задачей
справлялись. То же можно сказать и о третьей крановщице - о Валентине Дороховой,
которая пришла к нам в конце прошлого лета. Заметную роль на участке играет
наш диспетчер Татьяна Панарина, обеспечивающая подачу материалов.
По поводу возраста крана-"нулевика" никто ничего не говорил. Да
и нагрузка на него выпала не такая уж значительная. А ситуацию со щитом прокомментировал
главный механик Мосметростроя Владимир Борисович Богданов. Оказывается, это
проходческое устройство ТО-6 в свое время выкупил у УММ по остаточной стоимости
(чуть ли не по цене металлолома) Потом были ремонты, переборки, переналадки.
На одном из предыдущих объектов трижды рвалась оболочка щита. Ее латали и снова
вели проходку. На старте последнего отрезка вдруг обнаружили, что пользовались
не тем маслом - веретенным вместо индустриального. Веретенное более дешевое,
но зато и более жидкое. Манжеты его не держали. Но домкраты и сами по себе требовали
замены. Поэтому 20 штук было заказано на заводе в Малаховке.
К слову сказать, работая на таком оборудовании, новички вряд ли смогли бы
проникнуться необходимым уважением к современному российскому тоннелестроению.
Ну а ветераны, пережившие в рабочем строю 90-е годы, воспринимают теперь ситуацию
на стройке, как говорится, философски. Тот же Владимир Васильевич Новосельцев
высказался о сбойке так: хотя, мол, техника и подводила, но в основном все получилось
нормально. Лично для него самой памятной за все его 30 с лишним метростроевских
лет сбойкой стала та, на перегоне "Кожуховская" - "Дубровка",
состоявшаяся поздней осенью 1995 года. Но любой подземный маршрут требует и
силы, и опыта, и умения преодолевать всевозможные осложнения. Везде нужно чувствовать
рядом надежное плечо товарища.
Когда я попросил бригадира назвать тех, кто по его мнению больше других проявил
себя на этом отрезке перегона, Владимир Васильевич чуть задумался, а потом перечислил:
Сергей Шаров, Юрий Губарев, Василий Ковалев, Юрий Кузнецов. Может быть, он вспоминал
при этом какие-то особые эпизоды. Но скорее всего - на память бригадира приходили
какие-нибудь будничные спокойные смены, которые и дают максимальное приращение
тоннеля.
Ю.ПЕТРУНИН
СУДЬБУ НЕ ОБМАНЕШЬ...
Рубрика "Первопроходцы"
Николай Тимофеевич Комозин родился в крепкой крестьянской семье. К земле был
приучен с детства, однако в родных местах так и не остался. Как проехали по
их селам вербовщики с Московского метростроя, так и опустел родительский дом.
Взяв у родственника семь рублей на дорогу и свои нехитрые пожитки, младший из
семи детей Комозиных отправился на строительство метро.
Всю дорогу до Москвы Николая переполняла радость. Вот скоро, скоро он узнает,
что такое метро. Пока же представление о нем шестнадцатилетний паренек мог сложить
только из рассказов бородатых мужиков из его деревни, что мол строить подземную
дорогу будут по типу погреба и потребуется для этого немыслимое количество леса
- все вековые дубы в их Брянской области вырубят.
И вот Москва... Вот он - Метрострой. Но на шахту Колю Комозина не взяли -
не подошел по возрасту. Посоветовали обратиться на завод № 2. Однако и здесь,
в отделе кадров, отказали, выдвинув тот же аргумент - несовершеннолетний. И
все-таки судьбу, в которую так верит Николай Тимофеевич, не обманешь. Повезло!
Настойчивый паренек заглянул в завком, а там председатель как раз ломал голову
над тем, кого бы еще направить на учебу на рабфак. Он даже обрадовался неизвестно
откуда свалившемуся на него неудачнику и, невзирая ни на какие препоны, включил
его фамилию в список.
Так в шестнадцать лет Николай Комозин стал работать на заводе и осваивать
профессию сварщика, а на рабфаке "грызть гранит наук" в одной группе
с откатчиком двенадцатой шахты Евгением Долматовским, который уже тогда увлекался
поэзией и одно из своих коротеньких шуточных стихотворений посвятил Коле Комозину.
Сегодня Николаю Тимофеевичу 85 лет, свой юбилей он отметил 13 марта. Но преклонный
возраст нисколько не меняет его характер, ветеран не теряет оптимизма и все
его рассказы о прошлом пронизаны юмором и шутками.
- Дали мне учителя, опытного электросварщика, - вспоминает Николай Тимофеевич
тридцать третий год. - А тот держал меня на побегушках. Пришлось к мастеру за
помощью обратиться. Перевели к другому - этот выпьет и веселится, работа вся
на мне, а я и рад - полная самостоятельность, полное доверие. И, надо сказать,
не подводил.
Николай Тимофеевич очень гордится своим вкладом в строительство станции "Комсомольская".
Здесь его работу видно воочию.
- На перилах лестниц - звездочки, - поясняет он. - Это я их делал. Поручили,
как самому молодому, а какая память осталась!
Что же касается перил, ветеран рассказал еще такую историю:
- Образцы их делал наш завод. Принимать работу приехала целая делегация во
главе с Кагановичем и Хрущевым. И забраковали. "Это лишь для коровника
годится", - раскритиковал работу Никита Сергеевич. И тогда мы сварили новые
- более массивные и мощные.
Жил Николай Комозин в общежитии на Потешной. Половину дома занимали цыгане
- ох и веселили они метростроевцев своими песнями. Но и метростроевцы не уступали.
Николай Тимофеевич, например, приехал на стройку с гармошкой. Потом ее у него,
правда, украли, но будущая жена - Фрося Черных, машинист шахтного подъема первой
шахты на Русаковской и отменная плясунья, все-таки успела оценить его талант.
Вскоре после завершения строительства первой очереди метро Николай Тимофеевич
ушел служить в армию, и, кстати, добровольно отправился на Дальний Восток -
японцы перешли границу у озера Хасан. Но участвовать в военных действиях не
пришлось, пока добровольцы добрались до места, конфликт уже был разрешен.
После службы Николай Тимофеевич снова приступил к строительству метро. Трудился
уже на монтаже щитов. Судьба подарила ему встречу с Михаилом Афанасьевичем Самодуровым.
Он работал под его руководством на шахте № 61 на строительстве перегонного тоннеля
между "Площадью Революции" и "Курской"-радиальной, потом
на "Бауманской" - на шахте 3-4. Ом восхищался этим человеком.
- Был у нас на шахте бригадир проходчиков Миша Геваргизов И работала в его
бригаде красавица Соня, - вспомнил Николай Тимофеевич историю любви двух метростроевцев.
- А Самодуров, приходя в шахту, все спрашивал у Миши, когда же они поженятся.
Тот пожимал плечами - жить негде. "А вот поженитесь, тогда и комнату дадим",
- обещал Михаил Афанасьевич, Прошло время. Самодуров работал уже в Управлении
Метростроя. Миша и Соня сыграли свадьбу, родился у них ребенок, но жить супруги
продолжали порознь, каждый в своем общежитии. И решил я помочь другу. Написали
мы с ним письмо Михаилу Афанасьевичу. И вот однажды на шахте появляется человек
и вручает Геваргизову ордер на две комнаты. А Миша, чудак, растерялся до такой
степени, что от одной из них стал отказываться, мол мебели нет, что я ставить
туда буду. Мы давай его уговаривать и убеждать - пригодится. И были правы. Вскоре
в семье родился еще ребенок - Геваргизовы вырастили и воспитали двоих сыновей.
Еще одна яркая страница в жизни Николая Тимофеевича - это учеба в Московском
техникуме транспортного строительства, называемой студентами "барабанной
академией" (техникум находился в Барабанном переулке). Здесь он познакомился
и подружился с такими известными на Метрострое монтажниками, как Владимир Саввич
Пащинский, Александр Сергеевич Морухов, Василий Андреевич Гудков, Григорий Иванович
Федоров, Федор Михайлович Комисcapoв... Участники войны и трудового фронта в
сорок восьмом году сели за парты.
- У нас подобралась очень сильная группа, - показывая фотографию, на которой
запечатлены красивые и молодые студенты техникума, рассказывает Николай Тимофеевич.
- Вот, например, Пащинский... Он вернулся с войны без кистей обеих рук, но лучше
его чертежей не было ни у кого. А как легко давались науки Жене Трубину! Директор
техникума всегда его ставил нам в пример. Потом Женя вместе с Моруховым продолжат
учебу в МИИТе, но, к сожалению, из СМУ-4 он уйдет в "почтовый ящик".
До чего толковый был, умница! Я не раз обращался к нему за помощью, если не
успевая выучить уроки. А дело в том, что вместе с Федоровым мы частенько после
занятий подрабатывали. Федоров был мастером на все руки, его приглашали то туда,
то сюда. А он и меня прихватывал. В сумке у Федорова рядом с тетрадями всегда
лежали клещи, гаечные ключи и прочие инструменты. Кстати, и для техникума наша
группа немало сделала по части ремонтных работ.
Николай Тимофеевич с воодушевлением рассказывал о футбольной команде, в которой
играли Лопата, Гудков, инвалиды войны Пащинский и Войтенко, Сам же он, Федоров
и Комиссаров были болельщиками. Но какими!
За время учебы Николай Тимофеевич настолько сдружился со своими однокурсниками,
что после окончания техникума пошел работать в СМУ-4. Николай Павлович Гостеев
с удовольствием принял его в ряды монтажников и ни на минуту об этом не пожалел.
Комозин трудился мастером, прорабом. Участвовал в строительстве станций "Университет",
"Профсоюзная", "Калужская", "Новые Черемушки"
и многих других, в строительстве стадиона в Лужниках. Не отказывался от командировок.
Метрострою отдано 64 года жизни, и эти годы Николай Тимофеевич считает самыми
счастливыми, за что и благодарен судьбе. Он был и остается метростроевцем. И
сегодня, сидя за письменным столом в своей небольшой комнатке, в доме по улице
Проходчиков, ветеран мелким почерком пишет воспоминания - для сыновей, а их
у него трое и все - ученые, для внуков, а их шестеро, и для четверых правнуков,
Чтобы помнили.
Говорят, прожить старость - это искусство. Николаю Тимофеевичу удается каждый
новый день встречать с улыбкой, с хорошим добрым настроением. Он ни на кого
не надеется, ни на кого не ропщет и не обижается. Он просто живет. И пусть эта
жизнь будет долгой. И пусть еще не раз в его квартире появятся гости из СМУ-4,
которые порадовали ветерана в его юбилей своим визитом, цветами и вниманием.
Н.СОЛОВЬЕВА.
Из доклада генерального директора ОАО "Мосметрострой" Г.Я.ШТЕРНА
на конференции трудового коллектива по заключению колдоговора на 2002-2004 годы
Г. Я. Штерн в своем докладе подвел итоги финансово-хозяйственной деятельности
Метростроя за 2001 год. По сравнению с 2000-м все производственные показатели
значительно улучшились. Объемы работ увеличились на 22,5 процента, по генподряду
- на 19,5 процента, собственными силами - на 33,2 процента. Своими силами освоено
в 2001 году 3139,3 млн. рублей.
Отрадно, подчеркнул Г.Я.Штерн, что растут объемы работ по метростроению,
то есть то, к чему призвана наша организация. В 2001 году на метростроении освоено
1246,6 млн. рублей, что по сравнению с 2000 годом составляет 170,8 процента.
Собственными силами выполнено работ на 1089,1 млн. рублей против 656,3 млн.
рублей в 2000 году, рост - на 65,9 процента.
При уменьшении численности работающих выполнены боле" значительные объемы.
Необходимо отметить, что эти объемы сделаны собственными силами Московского
метростроя. Мы забыли уже, напомнил Г.Я.Штерн, сколько привлекали раньше родственных
организаций на строительство метро из Киева, Минска, Тбилиси, Нижнего Новгорода,
Протвино и других городов. Сейчас обходимся без них. Этому способствовало внедрение
новых прогрессивных технологий строительства.
Г.Я.Штерн отметил, что рост объемов в значительной степени объясняется увеличением
расценок на выполненные работы, а не ростом физического объема работ. Так что
можно констатировать, что зарплата в 2001 году росла опережающими темпами по
сравнению с производительностью труда. Мы понимаем, что такая ситуация связана
в основном с восстановлением уровня доходов, резко упавших после кризиса 1998
года.
В 2001 году Метрострой сдал в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской
линии со станцией "Аннино", выполнены значительные объемы по строительству
Лефортовского тоннеля, по реконструкции станции "Ленинские горы".
Метростроевские организации также работали на Гагаринской развязке, где на нашу
долю приходится около 40 процентов от общего объема, на Тульских эстакадах.
Среднемесячная заработная плата в 2001 году выросла на 36 процентов и составила
7538 рублей.
Задолженность по зарплате сократилась на 1 января 2002 года до одного месяца
и составила 45 млн. рублей. В середине 2001 года многие организации выдавали
заработную плату практически месяц в месяц. В последнее время наметилось некоторое
отставание, поскольку приходилось платить задолженность в бюджеты и внебюджетные
фонды, особенно в ноябре и декабре.
Большая работа проведена нашими специалистами совместно с Госстроем по подготовке
сборника элементных сметных норм для объектов метростроения. И это тоже можно
отнести к числу позитивных факторов 2001 года.
Далее Г.Я.Штерн остановился на финансовом состоянии организации. В течение
2001 года, отметил он, значительно улучшилась ситуация по расчетам с кредиторами.
На 1 февраля 2002 года кредиторская задолженность составила 150 млн. рублей.
Задолженность заказчиков перед Метростроем уменьшилась на 264 млн. рублей.
Дирекция на 1 января 2002 года не оплатила выполненные работы на 124 млн. рублей.
В то же время на 80 млн. рублей снизилась задолженность перед бюджетами всех
уровней, которая тянется с 1996 года.
Дочерние общества добились реструктуризации ее на пять лет. Погашена задолженность
перед Мосэнерго, Мосводоканалом, регулярно вносится плата за газ, тепло, воду.
В 2001 году 90 млн. рублей (почти полуторамесячную зарплату нашего коллектива)
Московский метрострой вынужден был заплатить в виде таможенных отчислений за
механизированный щит "Ловат", закупленный в 199? году, и кроме того
признать убытки от курсовых разниц в сумме 72 млн. рублей, связанные с его приобретением.
В течение 2001 года производили текущие платежи по единому социальному налогу,
в Пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования, в фонд социального страхования.
По задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года перед внебюджетными фондами,
наши дочерние общества оформили реструктуризацию. Большинство ДО полностью рассчитались
по текущим платежам за 2001 год.
Один из глобальных вопросов - об имущественном комплексе. Проделана колоссальная
работе в 2001 году по упорядочению имущественных отношений.
Далее Г.Я.Штерн коротко рассказал о задачах на 2002 год. Метрострой должен
ввести в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии до станции "Бульвар
Дмитрия Донского" с большим пересадочным узлом. Объем пускового комплекса
в два раза больше, чем на станции "Аннино" в 2001 году. А времени
до пуска осталось девять месяцев. Одновременно необходимо развернуться на Бутовской
линии по сооружению легкого метро. После реконструкции сдаем в 2002 году станцию
метро "Воробьевы горы".
Будет продолжено сооружение Лефортовского тоннеля. Порядке 150 метров предстоит
проложить от точки А в очень сложных геологических условиях. Будет построена
уникальная демонтажная камера с металлическим шпунтовым ограждением.
К сожалению, не можем в полную силу работать на центральном участке Люблинской
линии. В 2001 году мы изыскали возможность сохранить все коллективы горнопроходческих
СМУ. В этом году выбывает из "обоймы" СМУ-7. ОАО "Мосметрострой"
было вынуждено пойти на такую крайнюю меру, как расформирование организации,
не вписавшейся в условия рыночной экономики. Остальные коллективы, такие как
СМУ-5, СМУ-6, СМУ-8, работоспособны, находятся на подъеме и обладают определенным
потенциалом.
В заключение Г.Я.Штерн сказал, что новый коллективный договор поможет в дальнейшей
работе для достижения целей и задач, стоящих перед Московским метростроем.
НА СНИМКАХ: (сверху вниз) генеральный директор Г.Я.Штерн и
главный инженер Мосметростроя Б.И.Яцков с руководителями СМУ-6 И.И.Колдуновым
и А.Н.Ададуровым на сбойке в Северном Бутове.
Щит СМУ-6 вышел в монтажную камеру.
Тоннель на пусковом участке Серпуховско-Тимирязевской линии,
зв камерой съездов "Аннино".
Фото А.ПОПОВА.
Счастлив, когда понимают
Рубрика "Наши юбиляры"
Представить Метрострой без Дворца культуры уже невозможно,
это - одна из страниц славной летописи метростроения. И невозможно представить
Дворец без заслуженного работника культуры Владимира Александровича Куничкина,
который неразрывными нитями связан с ним почти тридцать лет, восемь из которых
является директором. И впереди, надеемся, еще немало творческих лет в творческом
коллективе, потому как возраст его руководителя приблизился всего лишь к черте
зрелости. Директор нашего Дворца не так давно отметил пятидесятилетний юбилей.
А разве для мужчины это возраст?
- Владимир Александрович, кажется, что годы совсем не меняют
вас. Как и прежде - стремительный, неугомонный, беспокойный, как и прежде -
в поиске новых идей. О вас говорят - живет работой. Но неужели работа важнее
семьи?
- Зачем меня провоцировать?
- И все-таки...
- И все-таки... семья - это тылы. И чем они прочнее, тем результативнее это
сказывается на твоей работе. В моем понимании для мужика работа - первооснова.
Мужик делом жив. Это, конечно, личная позиция, кто-то, быть может, думает иначе,
У меня же работа на первом, на втором и на третьем месте. И ничего с этим не
поделаешь. Профессия клубника не терпит половинчатости. Как в балете - в полножки
ничего не получится, так и у нас - ничего не получится в полсилы. Только с полной
отдачей.
- Каким был путь к профессии?
- Достаточно сложным. С детства я мечтал стать артистом. Откуда пришла ко мне
эта мечта - неизвестно, сам до сих пор не пойму, казалось, никто не направлял,
не нацеливал. Я родился в маленьком шахтерском поселке Ростовской области, в
самой обычной семье. Жили тяжело. Мама одна поднимала четверых детей, отец погиб
в забое.
Что особенно вспоминается из того времени, так это то, как будучи еще совсем
мальчишкой, я устраивал в своем родном дворе "театр одного актера"
- любил повеселить соседей.
- Зрители не приплачивали за выступления?
- Еще как! Моя работа всю жизнь меня кормит. Зрители угощали конфетами, что
в том моем юном возрасте было совсем немаловажно.
- А как вы из шахтерского поселка попали на Метрострой?
- Это случилось в начале семидесятых. Все газеты писали об этой ударной комсомольской
стройке. Я пошел в Новошахтинский горком комсомола, где и получил путевку на
строительство. Тут есть небольшой нюанс. В горкоме мне выдали перечень нескольких
Всесоюзных строек, Среди них самая громкая и крупная - БАМ. Но я свой выбор
остановил на Москве. И прежде всего потому, что меня не оставляла надежда стать
артистом. А где как не в столице имелась масса возможностей серьезно заняться
творчеством?
Работая проходчиком в СМУ-11, я несколько раз пытался поступить в театральное
училище, но увы. Сейчас, размышляя о прошлом, думаю: видимо, судьба хранила
меня от неверного шага, ведь неправильно выбранная профессия могла стать трагедией
на всю жизнь. Сегодня мне спокойно, радостно, я занимаюсь своим любимым делом,
занимаюсь с азартом, интересом, желанием. Это - мое!
- Но ведь в жизни все-таки был и театр...
- Был и театр. Я же хотел стать актером и в общем-то стал им. Сыграл несколько
главных ролей в спектаклях театра "На 5-м этаже". Но в один прекрасный
день я почувствовал, что быть первым не могу, а вторым не хочу. Понял: не надо
лгать самому себе. Пришло время определяться в жизни. Но артистическое прошлое
- это большая составная профессии клубного работника. Ведь в основе моего дела
лежит прежде всего творчество.
- Во Дворце культуры вы начинали с заведующего культурно-массовым
отделом. Насколько я помню, это была сумасшедшая должность.
- Это точно. Уйма работы, уйма! Здесь тебе и политико-воспитательные, и культурно-массовые,
и развлекательные, и досуговые мероприятия, которые постоянно проводились в
общежитиях Метростроя. Ты их планируешь, организовываешь. Темп совершенно невозможный.
Одно мероприятие в работе, другое на выходе, к третьему пишется сценарий...
Я мог в три часа ночи спуститься в шахту на фотосъемки и снова возвращался во
Дворец. Час-другой на раскладушке в кабинете и ты уже слышишь голос директора
- пора подниматься, время. Вся работа отдела лежала на одном человеке - на мне.
А вот когда я вернулся после учебы в Ленинграде, этой же самой работой занимались
уже четыре отдела.
- Почему для учебы был избран Ленинград?
- Да потому что в Советском Союзе было одно-единственное высшее учебное заведение,
которое готовило клубных работников для всей страны. Я стал студентом Ленинградской
высшей школы культуры только благодаря Метрострою. Дорпрофсож дал мне тогда
направление и оплачивал учебу, у меня была приличная стипендия. По сей день
я вспоминаю добрым словом бывшего директора Дворца культуры Владимира Геннадьевича
Смирнова, который открыл для меня профессию культработника. Никогда не забываю
об участии и помощи сотрудников дорпрофсожа Антонины Григорьевны Титеевой, Риммы
Алексеевны Петраковой, Михаила Дмитриевича Нагайцева. Эта поддержка многое для
меня значила. И я снова и снова благодарю судьбу за то, что она привела меня
на Метрострой, где особые традиции и особые человеческие отношения. Без Метростроя
я, возможно, и не состоялся бы.
По возвращении из Ленинграда дипломированным специалистом, снова окунулся в
круговорот клубной жизни - работал художественным руководителем Дворца культуры,
заместителем директора и в самые трудные в экономическом плане времена - директором.
Считаю, каждый год работы сейчас идет за два. Почему? Да потому что никто не
подсказал, как жить в этих новых экономических условиях, точнее - как выжить
учреждению культуры? Как формировать материально-техническую базу? Не буду рассказывать
обо всех наших трудностях, пережитых и переживаемых, скажу о главном - мы выстояли,
сохранили свои творческие коллективы из числа тех, что всегда являлись нашей
гордостью, нашим богатством. По-прежнему радуют своих поклонников, свою преданную
аудиторию вокальная студия имени Н.С.Харлампиевой под руководством Татьяны
Караваевой, ансамбль "Кудринка" Ирины и Алексея Сальниковых, коллектив
бального танца Елены Вильховой, хор русской песни Лидии Муси-хиной, оркестр
русских народных инструментов Владимира Гвоздева, заслуженного работника культуры
России... А главное - мы работаем для метростроевцев. Отрадно, что руководство
Метростроя понимает - Дворец нужен. У нас налажен прекрасный контакт с КСУМом
- Николаем Алексеевичем Агаповым, руководством Теркома профсоюза - Александром
Николаевичем Родионовым и Валентиной Алексеевной Пасторовой, с председателями
профкомов организаций. Все свои новые проекты Дворец культуры осуществляет при
их непосредственном участии и поддержке. Это известные программы - детский творческий
фестиваль "Балабань-шоу", который ежегодно проводится в лагере "Юный
метростроевец" и о котором знает каждый метростроевский ребенок, это известные
и любимые конкурсы "Мисс Детский сад", "Семья года", ежегодные
новогодние елки.
- Но что-то в последнее время по части конкурсов наступило
затишье...
- Причиной тому ремонт Дворца культуры, который начался у нас в марте прошлого
года и пока еще продолжается. Мы признательны руководству Метростроя за то,
что оно решило эту непосильную для нас проблему, и теперь наше здание заметно
преобразилось и приукрасилось. Но... не без потерь. На некоторое время проведение
конкурсов пришлось отложить. Этот пробел мы обязательно ликвидируем. Тем более,
что встречи с новыми программами с нетерпением ждут наши верные зрители. Они
постоянно звонят, интересуются ближайшими планами - и это очень приятно. Приятно
также, что и участники наших конкурсов приходят во Дворец, как к себе домой.
И мы, работники Дворца, и они - это уже родные, близкие люди. Кто заразился
воздухом и запахом кулис, творческой работой, тот уже просто так никогда с этим
не расстанется. На будущее у коллектива Дворца немало интересных задумок. Одна
из них уже воплощается в жизнь. Мы мечтали создать детский мюзик-холл и создали
его. В мюзик-холле занимается немало детей метростроевцев.
За что я опять-таки благодарен судьбе, так это за то, что она подарила мне
встречу с такими талантливыми, влюбленными в свое дело людьми, как Наталья Головина,
Татьяна Нистратова, Галина Дедух, Серафим Данилов, Алла Морозова, Юрий Семенов,
Мария Гусева, Василий Хвастов... Именно они тянут на себе воз всех наших забот
и проблем, не считаясь ни с личным временем, ни с низкой заработной платой.
В наших стенах еще остались энтузиасты.
- А как в семье относятся к вашему делу?
- Моя жена - работник культуры. Окончила тот же вуз, что и я. Кстати, именно
в ленинградской школе мы и познакомились. В свое время она занималась туризмом,
но в силу обстоятельств сейчас - свободный художник. Дочь - будущий юрист. Так
что в семье к моей работе относятся с полным пониманием, здесь я нахожу поддержку
и заботу. Тылы у меня прочные.
- От души желаю, чтобы и впредь рядом с вами и дома, и на
работе были люди, которые вас понимают. Ведь если вспомнить известный фильм
"Доживем до понедельника", в этом как раз и состоит счастье.
Беседу вела Н.СОЛОВЬЕВА