О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №36 (13062)
20 сентября 2002 г.

Сегодня в номере:

  • Воспоминания ветерана Метростроя Н.Шамина. Стр. 2.
  • Н.Рыжов. "Окно в Европу". Стр. 3-4.
  • Интервью председателя спортклуба Н.Акимова о футбольном чемпионате. Стр. 4.

Новости

Финиш - на отбойных молотках

На отбойных молотках закончили проходку правого перегонного тоннеля перед сбойкой с тупиком "Киевской" бригады Н.И.Дьяконова и Е.А.Коробова с первого участка ТО-6. К тому же "пробку" из железобетона полувековой выдержки им приходилось пробивать только в ночные "окна".
Начальник участка И.П.Ретюнский отмечает также хорошую работу маркшейдерской службы, бригады слесарей А.В.Андросова и электромонтажников Б.С.Сафонова, обеспечивших проходку в таком месте, где не справится "Паурат".
Теперь завершающий 46-метровый отрезок тоннеля вчерне готов. Дело за гидроизоляцией.

Первые 50 метров

Участок В.В.Киндзерского из СМУ-3, занятый на станционном комплексе "Бульвар Дмитрия Донского", обеспечивает сейчас примыкание своих тоннелей к вестибюлю №2, строит СТП Бутовской линии и уложил первые 50 метров путевого бетона в ее правом тоннеле, за улицей Грина.

"Юный метростроевец" снова в призерах

10 сентября в Учебно-исследовательском центре Московской федерации профсоюзов прошло общегородское совещание, на котором были подведены итоги летней оздоровительной кампании 2002 года. Из 422 оздоровительных лагерей 60 были награждены дипломами президиума МФП, денежными премиями и ценными подарками за участие в конкурсе "Дети. Творчество. Спорт. XXI век". Победителем в смотре-конкурсе стал также и "Юный метростроевец", который на совещании представляли заместитель председателя Теркома профсоюза В.А.Пасторова и директор лагеря П.А.Корсаков - ему и вручили подарки. Теперь в нашем лагере появится мульти-системный видеоплеер фирмы "Хитачи".
Надо отметить, что ведущими этого мероприятия были вожатые "Юного метростроевца" Ольга Улитова и Александр Баранич. А на выставке, организованной в Учебном центре МФП, рядом с поделками ребят из соседних лагерей свое достойное место занимали работы юных метростроевцев. Здесь красовались изделия из бисера и соломки, картины начинающих художников.

"Метростроевец" - на 2003 год

В Москве продолжается подписка на периодические издания на первое полугодие 2003 года. Если вы хотите получать нашу газету с 1 января, поспешите на почту.
"Метростроевец" можно выписать в любом почтовом отделении Москвы. Индекс нашей газеты прежний - 32052. Цена на шесть месяцев с доставкой на дом 110 рублей 90 копеек, на адрес организации - 148 рублей 47 копеек.

Вести со строек

Здесь мусорят только дубы

На опушке Бутовской дубравы участок Виктора Михайловича Самары из Тоннельного отряда №6 десантировался зимой. Строители подготовили там монтажную камеру для "Ловата", а потом начали щитовую проходку левого тоннеля легкого метро на перегоне между станциями "Бульвар Адмирала Ушакова" и "Бульвар Дмитрия Донского". В репортажах с этого объекта мы уже упоминали о хорошем внешнем виде стройплощадки, о заботливом отношении к деревьям, оказавшимся соседями строителей. И вот в начале сентября получено приятное сообщение о том, что участок В.М.Самары из ДО "Тоннельный отряд №6" ОАО "Мосметрострой" занял второе место в городском конкурсе "Строительная площадка-2002".
Такое событие, конечно, заслуживает отдельного и обстоятельного разговора. И начать его хочется с очень характерной фразы, которую произнес заместитель начальника этого участка И.Н.Тимофеев:
- О нашем успехе я узнал только из газетной заметки.
Это значит, что никто не торопился дать команду "Отбой", что порядок в "Дубках" (или по официальной терминологии, на пикете 23) поддерживался не ради конкурсной комиссии, а ради самого дела.
В этом и я смог убедиться, побывав на днях в Южном Бутове. Сначала прошел по бульвару Адмирала Ушакова, где СМУ-6 огораживает свою "зону" сразу за бронзовым бюстом великого флотоводца и где СМУ-14 обозначило желтым коконом опалубки одну из будущих опор эстакады. И дальше, миновав небольшой дачный поселочек, я попал во владения ТО-6. Они вполне могли бы затеряться в лесу, если бы над зелеными дубами не возвышались флагштоки с разноцветием флагов - России, Канады, Москвы и Мосметростроя.
Ни оплошного забора, ни даже сетки там нет. Вместо них - "прозрачное" и достаточно изящное ограждение из труб и стержней. На стадии оформления площадки бутовские архитекторы высказали только общие пожелания относительно его вида, а остальное обеспечили сами тоннельщики.
Основная дорога - от въезда и до выезда с мойкой и стоянкой автомобилей - вымощена бетонными плитами. Слева от нее - цепочка городских фонарей и широкая лента газона. Почти вся остальная территория площадки тоже защищена бетоном. Исключение - небольшая гравийная отсыпка вокруг каждого из двух десятков дубов, которые к тому же заботливо огорожены крашеными досками. На гравии покоятся и подкрановые пути около монтажной камеры, а чтобы гравий не растаскивался, сделана низкая деревянная загородочка. Запас оклеенных блоков тоннельной обделки аккуратно размещен на нескольких рядах подставок и вообще смотрится как необычное архитектурное украшение. Правда, при нормальной проходке его объем резко сократится.
В настоящее время щит остановлен после монтажа 97-го кольца очаковских блоков - участок готовится к откатке породы с помощью дизелевозов. Две эти симпатичные машины уже завезены в тоннель, и преподаватели техшколы завершают там обучение группы машинистов. А монтажная камера преобразуется в руддвор. Для того, чтобы разместить там его рельсовые пути, убрали аппарель, с которой щит уходил в недра под углом.
Признаться, я даже не сразу вспомнил о ней, так как следов аппарели не видел ни внизу ни наверху Мне и в голову не пришло, что балки, ровненько сложенные недалеко от борта котлована, уже "бэушные" и имеют к ней отношение. Демонтаж чего либо у нас нередко приводит к образованию хоть временной, но все-таки свалки. Тоннельщики же обошлись без этого. Молодой специалист П.В.Серов, заменяющий на время отпуска механика участка Ю.И.Слуцкого пояснил мне, что и как поднималось снизу, где будет храниться.
Хорошо что недавний выпускник Горного университета, поработавший в Лефортове, а теперь попавший на "Ловат", осваивает инженерное депо на передовых площадках. Хочется надеяться что и в дальнейшем только такое состояние рабочего места он будет считать нормой.
Игорь Николаевич Тимофеев, в отличие от Павла, успел повидать многое и всякое. В том числе побывал и в Германии. И он считает, что площадка, с которой строился тоннель под Эльбой, мало чем отличается от здешней.
А вот мнение члена рабочей группы при конкурсной комиссии, заместителя начальника производственного отдела Управления Мосметростроя Г.Л.Шовского:
- Площадка Тоннельного отряда в Южном Бутове просто великолепная. Даже не знаю, чем бы еще можно было ее улучшить? Разве что заасфальтировать основную дорогу.
Мне конечно, интересно было узнать как, создавался и как поддерживается на действующей стройке такой порядок, когда на всей территории нет ничего лишнего, а все нужное находится там, где ему положено быть. В тот день на площадке валялись только желуди, но разве их назовешь мусором? И я попросил начальника участка поделиться опытом.
- Секрет известен - сказал Виктор Михайлович Самара, - чисто там, где не сорят. И для нас порядок на площадке не самоцель, а условие нормальной и, кстати, безопасной работы. Так что все надо рассматривать в комплексе. Не скрою, пришлось приложить определенные усилия, чтобы переломить давнюю практику, когда любой ценой требовались метры проходки а на все остальное закрывали глаза. Наши же бригады начинают работу с наведения порядка.
- А как возник дизайн площадки? Был ли какой-то проект?
- Нет, специальный проект не разрабатывался. Были исходные указания Георгия Васильевича Макаревича. При планировке "плясали" от монтажной камеры. Дизайн вырисовывался постепенно Выбрали и заказали модули, в тон им красили другие сооружения. Ну и стараемся поддерживать все в приличном состоянии. У нас если человек не занят в данный момент, то он не считает зазорным и метлу в руки взять.
Ю.Петрунин

На снимках (сверху вниз): дубы и блоки, начальник четвертого участка ТО-6 В.М.Самара и механик участка Ю.И.Слуцкий, вид на основную дорогу строй площадки и душкомбинат.
Фото А.Попова


Ветераны вспоминают

На Запад уехал один, на Дальний Восток - другой

На строительство метро мы пришли с Григорием Венгерским по комсомольской путевке в сентябре 1933 года. Направили нас на сооружение станции "Парк культуры". К тому времени газета "Ударник Метростроя" выходила всего лишь один год и один месяц. Редакция находилась по адресу Ильинка, 3, в здании Управления Метростроя. Вспомнил это потому, что в августе нашей газете, которая теперь называется "Метростроевец", исполнилось уже 70 лет, и я продолжаю ее читать. Счастлив, что дожил до этого времени, рад поздравить коллектив редакции с прекрасным юбилеем. Желаю всем журналистам дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья и счастья.
В 1934 году был организован аэроклуб Метростроя, и мы с Гришей Венгерским стали заниматься в нем. Освещать работу аэроклуба в "Ударнике Метростроя" было поручено журналистке Маргарите Неволиной. Курсанты первого набора удивлялись, как она умудрялась приезжать ранним поездом (чуть было не написал "электричкой", а тогда ведь были еще паровозы, и мы садились в четвертом от паровоза вагоне) в Малые Вяземы. Довольно часто Маргарита Петровна проводила целый день на аэродроме - беседовала с инструкторами, техниками, курсантами, а поздно вечером возвращалась в Москву. Через несколько дней мы уже читали в "Ударнике Метростроя" ее корреспонденцию. Маргарита Петровна Неволина была для нас, курсантов, другом, наставником и защитником.
Мне думается, что именно с этого времени и началась кропотливая, большая работа газеты "Ударник Метростроя" по воспитанию молодежи в духе патриотизма и любви к Родине. Недаром в годы Великой Отечественной войны более 30 летчиков, выпускников метростроевского аэроклуба, стали Героями Советского Союза Алексей Рязанов, - дважды Герой Советского Союза, а инструктор метростроевского аэроклуба Вячеслав Кротевич - Герой России. Так что по заслугам газете "Метростроевец" была вручена грамота Российского комитета ветеранов войны и военной службы, подписанная председателем этого комитета генералом армии В.Л.Говоровым.
Продолжу свои воспоминания о выпускниках метростроевского аэроклуба. Сергей Орлов и Григорий Венгерский по окончании Оренбургской военной летной школы были направлены на курсы усовершенствования командно-летного состава ВВС РККА в Борисоглебское высшее летное училище. Маргарита Петровна ездила в Борисоглебск по заданию редакции, интересовалась успехами в учебе бывших воспитанников аэроклуба Метростроя. Молодым летчикам был приятен такой интерес "Ударника Метростроя" к их судьбам, такая забота о них.
Как принято сейчас, наши космонавты перед полетом в космос приходят на Красную площадь, к Кремлю, а в далеком 1937 году, по окончании курсов в Борисоглебске, перед дальней дорогой пришли на Ильинку, 3, в редакцию "Ударника Метростроя", к Маргарите Неволиной, два молодых красавца - лейтенанты Сергей Орлов и Григорий Венгерский. И как в песне, "на Запад" должен был ехать один из них, "на Дальний Восток - другой". Летчик-бомбардировщик Сергей Орлов отбыл на Дальний Восток, участвовал в боевых действиях на озере Хасан, награжден орденом Красного Знамени А летчик-истребитель Григорий Венгерский в составе группы добровольцев под командованием старшего лейтенанта Сергея Грицевца (впоследствии дважды Героя Советского Союза) поехал выполнять интернациональный долг в республиканскую Испанию 18 июля 1938 года. Венгерский принял неравный бой с фашистами в небе Испании н погиб смертью героя.
Судьба жестоко обошлась с Григорием Венгерским. Он по нелепой случайности был обойден боевой наградой, которая стала бы после его трагической гибели в бою памятью для родных и близких и хотя бы малым, но все же утешением. На правах друга я поставил себе цель: пока жив, добиваться справедливости, чтобы увековечить память Григория Венгерского высокой наградой Родины. Но ноша оказалась непосильной. Этого не удалось сделать до сих пор.
Когда-то Татьяна Викторовна Федорова, которую метростроевцам представлять не надо, попросила меня обратиться к писателю Л.Левину, собиравшему материалы об участниках испанских событий, чтобы он рассказал все, что знает о Венгерском. Я написал Л.Левину. Вскоре в "Московской правде" появилась его статья о Григории Венгерском и нашем инструкторе Сергее Курочкине. В ней, в частности, говорится, что Григорий всегда гордился, что он метростроевец, что даже в Испании не только советские летчики-добровольцы, но и республиканские знали, что он работал на Московском Метрострое.
Григорий Венгерский оставил о себе на Метрострое хорошую память. Он трудился три года проходчиком, землекопом, изолировщиком, с его участием построены две станции - "Парк культуры" и "Аэропорт". А в кинофильме "Добровольцы" Венгерский стал прообразом летчика Славы Уфимцева, которого прекрасно сыграл Петр Щербаков.
Н.Шамин,
полковник в отставке, бывший летчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны.

На снимках: корреспондент "Ударника Метростроя" Маргарита Неволина и летчик-истребитель Григорий Венгерский.


На новых линиях метро

Прорыв на левом фланге

Бутовская линия нетрадиционного метро будет полностью находиться за пределами МКАД, и начинается она с тупиков, которые по бокам пусковой станции "Бульвар Дмитрия Донского" дотягиваются практически до Старокачаловской улицы. Эти две точки отсчета метров новой линии теперь вполне зримо обозначены на местности. На правом фланге, где работает СМУ-12, монолитный лоток простирается на всю проектную длину. И там, на небольшом завершающем отрезке тоннеля, осталось смонтировать стеновые блоки и перекрытие. Еще более радующая картина наблюдается слева, где третий участок СМУ-15 почти закончил - по состоянию на 4 сентября - сборку тупикового тоннеля. У них и торцевая стена поставлена, а в перекрытии только пять плит еще не заняли свое место.
Зная, что СМУ-15 примерно на один месяц позже своих коллег из СМУ-12 смогло выйти на трассу лёгкого метро, я попросил начальника участка Вадима Павловича Брылева рассказать о том, как они осваивались на новом объекте и как теперь поставлено дело.
- Мы пришли в Северное Бутово в феврале, - начал вспоминать Брылев, иногда прибегая к помощи своего зама Николая Акимовича Жидкова. - По склону котлована, куда нам нужно было вписаться, еще кусты росли... Двигаясь вслед за механизаторами СМУ-9, занимались креплением бортов котлована. К бетонным работам приступили только в конце марта. Тогда вода текла со всех сторон, и грязи хватало. Пришлось в этой холодной "мульке" что-то вроде выторфовки делать, чтобы уложить дополнительный, помимо подготовки, слой бетона. А дальше было проще, и сложностей особых не возникало. Правда, техдокументацию получали впритык; и действовали, что называется, с листа. Сильно выручает имеющийся в распоряжении участка башенный кран "Либхер". И еще один важный момент стоит отметить - мы используем для опалубки "алюму", к которой привыкли еще на Кутузовской развязке. Она, во-первых, намного легче, чем обычные трубы, а во-вторых, легко модифицируется и может быть приспособлена к самым различным условиям и объемам.
Вадим Павлович на Мосметрострое двенадцать лет. Начинал проходчиком, но уже имея при этом в жизненном активе три курса института. Когда освоился на стройке, сумел совместить работу с продолжением учебы. Получил диплом инженера. Начальником участка стал на "Аннино" в феврале прошлого года, заняв место Геннадия Николаевича Горбунова, который перешел главным инженером в "Тоннель-2001", нацеленный на Лефортово. Эта организационная перестройка, повлекшая за собой заметное перераспределение кадров, поставила Брылева перед необходимостью заняться усилением участка. И молодому руководителю, конечно, помогли. Например, Андрей Бессолов посоветовал ему пригласить опытного тоннельщика с двадцатилетним стажем Жидкова. И теперь Николай Акимович - его "правая рука", самый надежный помощник.
В Северном Бутове перед третьим участком была поставлена задача - построить 160 метров левого станционного тоннеля легкого метро, а также пересадочный узел и водоотливиую установку. Максимально используя наиболее благоприятное для строительства время, коллектив хорошо справляется с порученными объемами. В будни работа ведется круглосуточно, по выходным - в две смены. Обеспечивают это механик участка Вадим Майоров и целая группа горных мастеров - Александр Калаев, Виталий Иванеев, Александр Тульчинский, Юрий Рудь, Игорь Мердеев. С августа Тульчинский переориентирован на Южное Бутово, где СМУ-15 получило перегон перед будущей станцией легкого метро "Бунинская аллея". И в то же время на "бульвар Дмитрия Донского" в распоряжение Брылева поступил молодой специалист Артем Емелин, три месяца назад закончивший учебу в Московском государственном строительном университете.
Из бригадиров Брылев в первую очередь назвал сквозного - Юрия Домина, и особенно выделил бригадире арматурщиков Михаила Лемешева.
- Если к бетонщикам или к кому-нибудь еще у заказчиков бывают иногда претензии, - объясняет начальник участка, - то работа наших арматурщиков у Виктора Сергеевича Павлова вообще не вызывает нареканий. Лемешев в своем деле - потрясающий специалист. Никакой халтуры у него не было и быть не может. Да вы и сами можете сейчас в этом убедиться...
Мы выходим на верх пересадочного узла, смотрим под ноги - на ажурный каркас перекрытия, подготовленный к приему бетона. Узор из стержней арматуры геометрически чёток и выверен до миллиметра, под ним - ни одной соринки.
С южной стороны к пересадочному узлу приближается граница обратной засыпки. Но вплотную придвигать грунт пока нельзя - не закончена защите торцевой стены. И я слышал, как во время начальственного обхода стройки задержавшийся в том месте главный инженер СМУ-9 В.В.Михайлов попросил директора СМУ-15 С.Г.Камышова по возможности быстрее сдать "этот кусочек" под засыпку - тысячи две кубов туда потребуется. Нетерпение механизаторов понятно. Им еще целые поры надо свернуть ма пусковом объекте. И Сергей Георгиевич тут же дал соответствующее распоряжение оказавшемуся рядом Жидкову.
Но вообще-то основное внимание участка теперь будет сосредоточено по другую сторону пересадочного узла - там, где обозначены контуры водоотливной установки. Когда она будет завершена, у строителей появится возможность ликвидировать двадцатиметровый разрыв в их тоннеле. И тогда останется только обеспечить его примыкание к пересадке.
Брылев не может не задумываться о дальнейшей загрузке своих 90 человек. Небольшие дополнительные объекты в районе "Аннино" тоже скоро будут сданы. На перегоне в Южном Бутове и половине участка не развернуться. Есть некоторые надежды на новый большой объект. Однако никакими официальными документами они еще не подкреплены, и Вадим Павлович его не называет.
Мне, однако, думается, что ему волноваться на этот счет не стоит. Хороших работников "нагружают" в первую очередь. А Сергей Георгиевич Камышов так отозвался о Брылеве: "Исполнительный, инициативный, быстро все схватывает. Проблем на его участке не было, хотя как руководитель он еще молодой. Посмотрите протоколы совещаний на станции "Бульвар Дмитрия Донского" - там СМУ-15 почти не фигурирует. Значит, все делалось в срок и с нужным качеством".
Ю.Петрунин

"Бульвар Дмитрия Донского". Группа работников третьего участка СМУ-15, строящих левый станционный тоннель легкого метро. Слева направо: проходчик Я.А.Мамедов, горный мастер А.Ш.Калаев, бригадир сквозной бригады Ю.С.Дёмин, проходчик, В.А.Бабенко, электросварщик А.И.Грачев, звеньевой Н.Н.Курбанов.
Фото А.Попова


Примаков Алексей Егорович

12 сентября на 85-м году жизни после непродолжительной, но тяжелой болезни скончался один из старейших и уважаемых метростроевцев Алексей Егорович Примаков.
Строительству столичного метро он отдал 59 лет - с 1938-го по 1997-й. И более половины этого периода Алексей Егорович проработал в должности заместителя начальника Метротранскомплекта (Метроснаба). Начинал же он свой трудовой путь как грузчик одного из метростроевских складов. Вскоре его назначили десятником, потом он стал техником-строителем.
В течение всей своей многолетней трудовой деятельности Алексей Егорович отличался завидной работоспособностью, большим знанием дела, обостренмым чувством справедливости, добросовестностью, инициативой. Одним из памятников ему можно назвать реконструированную при его активнейшем участии базу ММТК на Открытом шоссе.
Алексей Егорович был награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", многими медалями. Ему был вручен знак "Почетный транспортный строитель".
Светлая память о замечательном труженике, патриоте ММТК и всего Московского Метростроя навсегда останется в сердцах всех, кому посчастливилось работать рядом с ним.
Коллектив ОАО "Метротранскомплект"


Земляков Владимир Николаевич

На 71-м году жизни окончатся ветеран Тоннельного отряда №6 Владимир Николаевич Земляков.
Владимир Николаевич отдал строительству метро тридцать пять лет, он пришел в наш коллектив в 1953 году. Трудился дежурным электрослесарем на строительстве станций и перегонных тоннелей. К своей работе относился творчески, на его счету множество рационализаторских предложений. Он активно участвовал в общественной жизни коллектива. В силу его характера - уважительного, отзывчивого - в профкоме Тоннельного отряда возглавлял жилищную комиссию. Очень многим помогал и советом, и делом. Владимир Николаевич пользовался заслуженным авторитетом как у руководителей коллектива, так и у всех его рабочих.
Труд В.Н.Землякова был отмечен правительственными наградами - медалями "За трудовую доблесть", "За трудовое отличие", "Ветеран труда" и другими.
Память об этом человеке навсегда сохранится в сердцах тех, кто знал его. Коллектив Тоннельного отряда выражает глубокое соболезнование родным и близким Владимире Николаевича.
Администрация, профком, совет ветеранов ТО-6, товарищи


Hosted by uCoz