О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2003 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №3 (13077)
24 января 2003 г.

Сегодня в номере:

  • Очерк Н.Соловьевой о друге метростроевских "афганцев" генерале и барде В.П.Куценко. - Стр. 2, 4.
  • Парижский триумф Метротоннельгеодезии. - Стр. 2.
  • Заместитель главного инженера СМУ-5 А.Захариков рассказывает о реконструкции станции "Воробьевы горы". - Стр. 3.

Новости

СМУ-11 остается за всех

Подписан совместный приказ по Мосметрострою и Московскому метрополитену о работе СМУ-11 на станционном комплексе "Бульвар Дмитрия Донского", где оно будет достраивать начальную станцию Бутовской линии. Как сообщил главный инженер СМУ-11 С.В.Марушкевич, пока в распоряжении строителей есть проектная документация только на укладку путевого бетона. Но нет еще проектов по внутренним перегородкам служебных помещений, по отделке станции.
Кроме того, представителям СМУ-11 предстоит принять от других наших СМУ объекты начала Бутовской пинии, которыми они занимались до пуска "Бульвара Дмитрия Донского".

Тяжелые пролеты легкого метро

На шести пролетах эстакадной части перегона "Бульвар Дмитрия Донского" - "Бульвар Адмирала Ушакова", относящихся к зоне ответственности СМУ-14, уже лежат пролетные металлические конструкции, поднятые на опоры силами "Мостовика". Но эти многотонные махины еще не заняли своего окончательного места и лежат на клетях из шпал. Точная подгонка их положения будет достигаться с помощью домкратов, которых в распоряжении монтажников пока нет.

Стройплощадка-2003

Для участия в городском конкурсе "Стройплощадка-2003" и для проведения конкурса на лучшую строительную площадку ОАО "Мосметрострой" создана центральная конкурсная комиссия во главе с главным инженером Метростроя Б.И.Яцковым.
С.С.Зайцев и Ю.К.Святухин - заместители председателя центральной конкурсной комиссии. В состав ее вошли Ю.В.Прокунин, П.С.Семенов, А.С.Непомнящий, В.В.Исайкин, В.Б.Богданов, Г.Л.Шовский.
Центральная комиссия должна взять под свой контроль проведение первого этапа конкурса а дочерних обществах и подвести его итоги до 31 марта 2003 года.
В срок до 31 мая 2003 года будут подведены итоги второго этапа конкурса. Лучшие строительные площадки Московского Метростроя будут выдвинуты для участия в городском конкурсе.

Вечер для ветеранов

15 января в Управлении Метростроя проходила традиционная новогодняя встреча ветеранов. Как всегда рядом с первопроходцами метро, участниками войны и трудового фронта в этот вечер были руководители Метростроя и Теркома - И.И.Бучинский, А.Н.Родионов, В.А.Пасторова, метростроевцы-"афганцы".
Вечер прошел в атмосфере теплой и по-настоящему праздничной: звучали тосты, пожелания добра и здоровья. Снова ветераны отогрелись у родного очага, имя которому Метрострой.

На новых линиях метро

"Ловат" въехал в Северное Бутово

После пуска "Бульвара Дмитрия Донского" время на дорогу до стройплощадки участка ТО-6, работающего на "Ловате" уменьшилось минут на 10-15.
Новогодние праздники у тоннельщиков длились одну неделю, потом вошел в силу скользящий круглосуточный график. И уже через два дня восстановился прежний темп проходки - не менее шести колец в сутки. Зная, что в середине зимы "Ловату" оставалось пройти до демонтажной камеры около 260 метров, нетрудно подсчитать вероятную дату сбойки. Если не случится никаких ЧП, то канадский щит сможет финишировать по левому тоннелю в самом начале марта, если не раньше.
Начальник участка Виктор Самара говорит об этом так:
- Постараемся преподнести подарок к 8 Марта.
Ориентация именно на женский праздник получается, конечно, случайно - по воле календаря. А вот слово "подарок" прозвучало вполне уместно. Такого красивого, удобного, хотя еще и находящегося в работе тоннеля, видеть не доводилось со времен переходного участка Люблинской линии. Там, на перегоне между "Кожуховской" и "Дубровкой", практически готовая подземная магистраль - сухая и светлая - возникала за "Вайссом", здесь нечто подобное оставляет после себя "Ловат". Щиты разные, а обделка однотипная - железобетонные блоки с резиновой оклейкой, позволяющей отказаться от муторной чеканки. Внутренняя поверхность блоков отнюдь не сплошная. Симметричные технологические выемки, повторяющиеся на каждом кольце, обрадуют в перспективе тоннеля своеобразный узор. И свод тоннеля скорее напоминает станционное, а не перегонное сооружение. Длина его с начала января перевалила за 700 метров.
При всем удобстве ходьбы по аккуратным деревянным мосткам, пристроенным к правому боку тоннеля, путь до щита и обратно, к дневному свету, вполне может и поднадоесть, особенно если его приходится проделывать несколько раз в день. Поэтому я ничуть не удивился приличной скорости, которую развил под землей мой спутник и консультант Игорь Тимофеев, один из замов Самары.
И самое интересное было, конечно, на последних десятках метров, где частые лампочки временного освещения сменились люминесцентными трубками - это уже начался собственно тоннелепроходческий комплекс. Двигаясь вдоль череды его тележек, мы подошли к головной части щита. Там мостков уже нет, и надо сделать несколько шагов по каким-то туго натянутым тросам, чтобы подняться на рабочее место машиниста.
Здесь в общем-то тесновато, зато все рядом. Правой рукой можно манипулировать компьютером, а левой дотянуться до породы на ленте конвейера, выползающей из роторного отсека. Правда, в те минуты на щите никакого движения не было, так как еще не истекло время обеденного перерыва. Но очень скоро на площадку поднялся повелитель подземной махины машинист ТПК Геннадий Котлячков.
Метростроевец с семнадцатилетним стажем, он успел, поработать на нескольких щитах, побывал на стажировках в Германии, участвовал в монтаже проходческого, комплекса для Лефортова, и здесь он с самого начала.
По его мнению, "Ловат" умная, но не очень сложная машина. Во всяком случае сам Геннадий Николаевич обращается с этой современной техникой очень уверенно, с удовольствием демонстрируя ее возможности. Прикасается пальцем к точке на дисплее и там появляется таблица с перечнем типичных ситуаций, требующих вмешательства. И в перечне лишь одна строка выделена тревожным красным цветом. Значит, компьютер сам исследует состояние щита и докладывает о результатах человеку. И как пояснил машинист, даже та единственная строка вызвала тревогу напрасно: в том конкретном узле масло находится на должном уровне, а сигнал идет из-за незначительного сбоя в программе. В целом же комплекс работает четко, без сбоев. И в этом заслуга не только создателей щита, но и эксплуатационников. Не напрасно же профилактике уделяется значительная часть дневной смены.
- Гидравлика любит чистоту в порядок, - формулирует Котлячков главный принцип своих взаимоотношений с "Ловатом".
В своей работе он больше всего ощущает не столько физическую, сколько психологическую нагрузку, связанную с ответственностью за комплекс, кормящий целый участок.
К концу нашей беседы на площадку поднялся еще один человек - молодой специалист, сменный маркшейдер Павел Максимов. По своему специальному компьютеру, находящемуся там же, он отслеживает положение щита, геометрию получающегося тоннеля и дает команду наверх, какого типа блоки надо готовить для очередного кольца. Павлу нравится его дело. Я пожелал ему и Котлячкову дальнейших успехов.
На обратном пути в монтажную камеру мы смогли понаблюдать, как началась загрузка породой сцепки из нескольких вагонов, доставленных к забою дизелевозом. Игорь Тимофеев сказал, что в их распоряжении три таких машины. Две постоянно находятся в обороте, а третью - резервную - отлаживают. Руководит этим специально назначенный человек - Владимир Ткачев. И проблем с откаткой нет.
О реальных сложностях, все-таки возникших по ходу движения "Ловата", кое-что сообщил потом начальник участка. По мнению Виктора Михайловича, самым слабым звеном всей технологической цепочки оказалось нагнетание раствора за оболочку - штоки "Постмайстера" (.это что-то вроде "Швинга") очень быстро стали выходить из строя. Механикам приходится думать, как из двух сделать хотя бы один. Некоторым работникам участка довольно сложно было перестраиваться на более ответственное отношение к технике. Но в конце концов все наладилось. Проходчики усвоили, что постоянное наведение порядка на рабочем месте является такой же неотъемлемой частью производственного цикла, как проходка, откатка, нагнетание.
Ю.Петрунин

На снимке, сделанном летом прошлого года в день пуска "Ловата", запечатлены участники его монтажа. Слева направо: Сергей Захаров, Василий Абашев, Иван Вендлер, Дмитрий Алдохин, Иван Бирюков, Гумэр Нигмадзянов, Сергей Панфилов, Геннадий Морёнов, Анатолий Попов, Виктор Шкондин, Евгений Шилов н Геннадий Котлячков. Теперь они ведут тоннелепроходческий комплекс по перегону в сторону "Бульвара Дмитрия Донского".
Фото А.Попова

Встреча для вас

Поющий генерал

Почти два месяца пролежала в моей папке написанная проходчиком СМУ-14 Виктором Кордубаном заметка о Викторе Павловиче Куценко, боевом генерале, прошедшем Афганистан, художнике, поэте, авторе и исполнителе своих песен, К сожалению, так получилось, что юбилейное поздравление генералу от "афганцев"-метростроевцев несколько опоздало к сроку. Я не раз потом перечитывала заметку Виктора с искренними словами признания своему старшему Другу и принесенный им же сборник стихов Куценко, и с каждым разом Виктор Павлович становился все больше и больше интересен. "За него каждый из нас готов отдать жизнь"... Такие слова дорогого стоят и говорят их далеко не каждому генералу.
Виктора Павловича Куценко я увидела впервые в Управлении Метростроя в конце декабря 1996 года на вечере памяти. Запомнился сразу - седой генерал в камуфляжной форме, с гитарой в руках... Пел о погибших в Афгане. Потом в "Метростроевце" вышел небольшой материал под заголовком, навеянным именно его выступлением, "Гитара плакала о тех, кто не вернулся"... Были другие вечера на Метрострое, и снова на них неизменно звучал голос Виктора Павловича, который по-братски приветствовал своих боевых друзей песнями, стихами и добрыми напутствиями.

А я тоскую по Афгану.
Нет, не по проклятой войне.
Кривить душой, друзья, не стану -
Отрезок жизни дорог мне.
Тоскую я по тем мечтаньям,
Что шли со мною в каждый бой.
По встречам дружеским, желаньям,
По теплой фляжке круговой.
По тем дорогам раскаленным
Рискованных ночей и дней.
По чувствам, с детства окрыленным,
К Советской Родине моей.

"Три года в Афганистане Виктор Павлович был мушавером - советником при афганской армии. Он обучал саперному ремеслу афганских солдат, восстанавливал дороги, мосты. Его участие в этой войне отмечено орденами Красного Знамени, Красной Звезды, афганским орденом Красного Знамени, - написал Виктор Кордубан. - Но была в его судьбе и еще одна неизвестная страничка - участие в египетском конфликте, о котором никто никогда не вспоминает, а прошедшие этой дорогой воины-интернационалисты оказались просто напросто забытыми. Чтобы не допустить такой несправедливости вторично, многие офицеры встали на защиту прав и интересов воинов-"афганцев". Среди них тогда был и наш генерал. Да, наш! "Это наш генерал, а мы его солдаты", - с гордостью говорят ребята о Викторе Павловиче. Он стоял у истоков "афганского" движения, которое предусматривало и создание реабилитационных центров для инвалидов войны, и помощь родителям погибших ребят, и проведение фестивалей "афганской" песни, и многое, многое из того, что сегодня создано и работает".
В своей заметке Виктор написал о том, что вряд ли хватит четырех газетных страниц, чтобы рассказать в них все о Викторе Павловиче, потому что талант его многогранен, а человеческая щедрость - безгранична. И он, без сомнения, прав. Побывав на презентации новой книги В.Куценко "Военный романс", вышедшей к его семидесятилетнему юбилею и пятидесятилетию творческой деятельности, невозможно было не убедиться в этом. Немало преданных друзей Виктора Павловича, в том числе и метростроевцы, собрались во Дворце культуры ЗИЛа в тот вечер. Но сколько их еще то всей России и бывшим республикам Советского Союза, кто не смог приехать и высказать, что чувствует к этому человеку, все дела и мысли которого направлены на доброе.
О воинской судьбе Виктора Павловича лучше слов, наверное, говорили а этот вечер его песни, которые исполнял и сам автор, и его друзья...
Еще лейтенантами там, в Афгане, в Кабуле, в 1986 году ныне известные исполнители группы "Голубые береты" познакомились с "поющим генералом". Он написал для них десантную песню, к чему они поначалу отнеслись несколько скептически - не десантник ведь... Однако теперь эту песню, которая так и называется "Голубые береты", группа исполняет вот уже много пет на каждом своем концерте. Услышали мы ее и на этот раз... На встречу с Куценко "Голубые береты" приехали, отменив все намеченные выступления.

Над горами занялась зарница,
Еще дремлют, сжавшись, кишлаки,
Банда приползла из-за границы,
На подъем мы, как всегда, легки,
Набекрень береты
Голубого цвета.
Со стальным просветом
Огонек в глазах.
В погоду, в непогоду
Хоть в огонь, хоть в воду.
Крепкую породу
Узнают в боях.

А вот что сам Виктор Павлович рассказывает в "Военном романсе" о свой любви к песне: - Когда я прибыл а Афганистан с неразлучной гитарой, меня ошеломили не слышанные ранее песни, сочиненные солдатами и офицерами. В Союз эти песни не пропускали, а в Афганистане кассеты ходили по рукам. Я впервые услышал голоса Кирсанова, Морозова, Петряева и Верстакова (Виктор Верстаков сегодня - секретарь правления Союза писателей РФ - Н.С.). Сколько в них искренности, военной мудрости и простоты. Мне тоже захотелось высказать в песне свои накопившиеся впечатления. Первые мои песни услышал корреспондент "Красной Звезды" Саша Олейник, поддержал и вдохновил на подготовку кассеты. Кассета получилась, в ней были песни вперемежку со стихами, и она мгновенно разошлась по Афганистану.
Однажды во время боевых действий в Пянджере погиб солдат, на груди у него нашли пробитую пулей тетрадку со стихами, Я написал о нем песню: "Песня, сочиненная солдатом". Когда я вернулся домой, метя посетил корреспондент той же "Красной Звезды" Петр Ткаченко и поинтересовался этой песней: откуда взят сюжет - из легенды или были? Я ответил, что это быль, только фамилию этого воина я в быстро меняющейся обстановке не узнал Петр Ткаченко начал поиски, опубликовал статью об этой песне. И через некоторое время откликнулся командир взвода этого солдата, и тетрадка у него сохранилась. Это был Сережа Болотников. Одаренный молодой человек мог бы стать поэтом. Так моя песня помогла найти автора нескольких песен, известных в Афганистане.

В краткой меж боями передышке
Достает помятую тетрадь
Опаленный порохом мальчишка.
Сердцем хочет песню написать,
Написать об огненных атаках,
О заветной, радостной мечте,
О друзьях-товарищах, солдатах,
И о с боем взятой высоте
Просвистела пуля - он не слышал,
И пробито сердце напролет.
Песня до конца его не вышла,
Строчки в ней одной не достает.

Все стихи и песни Виктора Павловича Куценко посвящены конкретным людям. Группа "Форпост" исполнила на презентации книги "Песню о Хосте". Она была написана генералом по просьбе подполковника Михаила Караева, человека веселого, жизнерадостного, неунывающего. К сожалению, Караев этой песни уже не услышал.

Есть город в приграничье с Пакистаном.
Матун его назвали до Корана.
А ныне это Хост,
И путь к нему не прост.
С Кабулом связь одна - воздушный мост.
О Хост! На сотни верст
Вокруг тебя душманская блокада.
Что ни гора, то пост,
Траншеи в полный рост.
Снаряды рвутся тут и там,
И рядом.

Виктор Павлович - один из основателей Московского дома ветеранов войны и вооруженных сип. А это - большой штат сотрудников и 1500 ветеранов ВОВ и Афганистана. Дает ежегодно (бесплатно) сотни концертов в госпиталях, пансионатах, других местах пребывания ветеранов, выступает в школах, вузах, на предприятиях... Он свой человек в суворовском училище, ансамбль которого "Алые погоны" задорно исполнил на вечере "Суворовскую походную", написанную ни кем иным, как генерал-майором Куценко. И он же является автором гимна Московского государственного индустриального университета, где Виктор Павлович когда-то возглавлял военную кафедру и где он, по словам ректора, профессора, члена Российской Академии наук Николая Григорьевича Хохлова для студентов - пример во всем. "Я счастлив, что знаю его и работал с ним. Он талантлив во всем, в том числе в обучении и в воспитании молодежи", - таково мнение ректора.
Тесными узами генерал Куценко связан с Общероссийской общественной организацией инвалидов войны в Афганистане, которую возглавляет Андрей Геннадьевич Чепурной. Это благодаря поддержке ОООИВА появилась в свет книга "Военный романс". В санатории "Русь", где создан музей афганской войны, целая галерея написанных маслом картин Виктора Павловича, некоторые из них воспроизведены в его книге, как, впрочем, и рисунки, сделанные карандашом. "Мои стихи, песни, рисунки и картины рождены в пути, который называется ратным, - говорит автор. - В Египте, в Афганистане, на крутых дорогах военной судьбы, я не расставался с блокнотом. В короткие минуты привалов рисовал, стихи сами просились на бумагу. Меня вдохновляло мужество наших ребят, прекрасные лица солдат и офицеров. Портретные зарисовки я дарил на память, и редко когда оставались они у меня. За каждым рисунком человеческая судьбе. В Гардезе перед выходом на боевые действия я нарисовал полковника Владимира Кайдаша. Высокий красивый офицер, командовал без суеты и повышения голоса, четко и уверенно. Весь его облик навевал романтический образ военного человека. Рисунок делался при керосиновой лампе, но получился так, как я хотел. Рисунок Владимиру понравился, а через три месяца полковник Кайдаш погиб в ущелье у Алихейла. Оказывается, мой рисунок он успел отправить жене в Москву, и на одной из встреч она преподнесла мне ксерокопию этого рисунка. Если бы все, кого я нарисовал, прислали бы мне копии!".
Книга написана сердцем, душой - это неизменно отмечал каждый, кто поднимался на сцену. Творчество Виктора Павловича сравнивали с творчеством героя 1812 года - Дениса Давыдова. Та же неуемная удаль! И в унисон всем выступлениям, только еще более мощно, прозвучали в тот вечер слова генерал-полковника и поэта Леонида Григорьевича Ивашова, обращенные к Куценко, их я приведу дословно:
- Хочу поклониться вам за то, что вы являете собой образец русского офицера. Вы продолжаете традиции, которые закладывали еще поручик Лермонтов, поручик Лев Толстой, инженер-поручик Достоевский, генерал Денис Давыдов и многие-многие поколения русских офицеров. Не только воевать, не только служить Отечеству, но и любить, чувствовать, писать отличные стихи... Вы - явление в нашем офицерском корпусе России. Вы показали своим примером, что военная служба не только огрубляет душу и сердце, она еще ее и обогащает, делает ярче, красивее, нежнее. Спасибо вам за все. В это смутное тяжелое время, когда личность офицера сегодня далеко не однозначно подается нашему обществу, вы показываете офицеров и генералов мужественными, смелыми, добропорядочными, поэтичными. Вы человек с настоящим русским характером и широкой русской душой.

Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели.
Нас позвали друзья в грозный час -
Мы особую форму надели
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы.
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь -
Эти качества не на показ.
У Отчизны героев не счесть -
Время выбрало нас!
Время выбрало нас!
Время выбрало нас!

"С метростроевцами-"афганцами" Виктора Павловича связывает крепкая надежная дружба. Он является постоянным участником наших метростроевских вечеров, - написал в своей заметке Виктор Кордубан. - Огромное спасибо ему за то, что он всегда рядом с нами, низкий поклон от матерей погибших ребят. Мы все желаем здоровья Виктору Павловичу, творческих успехов на долгие годы - состариться ему не дадим".
А вот эти поэтические строчки прозвучали на презентации книги в исполнении бывшего проходчика СМУ-10 Алексея Матвеева:

Пусть наши дороги подольше пылят,
Пусть смотрят с надеждой нам вслед,
Подумаешь, "70 выше нуля",
Подумаешь - 70 лет.

"Военный романс" поистине щедрый подарок автора своим друзьям - книга с автографом Виктора Павловича заняла почетное место на книжных полках многих метростроевцев-"афганцев", участников войны в Чечне и горячих точках. Но эта книга в творческой судьбе члена Союза писателей России Виктора Куценко не последняя. "Сорок два года военной службы - от солдата до генерала оставили в моей душе столько замечательных встреч, образы боевых товарищей, ярких военных судеб, что можно написать об этом еще не одну книгу, - сказал генерал. - А эту я посвящаю участникам боевых действий в Афганистане и в Чечне, инвалидам войны, матерям погибших воинов".
Будем надеяться, что в следующей книге В.Куценко найдется место и для метростроевцев.
Н.Соловьева

Люди. Факты. События

Коллектив всегда рядом

7 января, в Рождество Христово, отметила свой юбилей ветеран СМУ-4 Нина Васильевна Федорова.
С Метростроем она связала свою судьбу в 1957 году, пришла уже работником со стажем, до этого трудилась несколько лет чертежницей. А здесь освоила профессию замерщицы. Работать пришлось в основном на строительстве жилых домов, детских садов, объектов гражданского строительства. От качества ее работы, правильно сделанных замеров, зависело и качество монтажа всех систем в зданиях. Василий Васильевич Суровяткин, под руководством которого Нина Васильевна работала долгие годы, назвал ее мастером своего дела.
Коллектив СМУ-4 не забывает Нину Васильевну. Поздравил с юбилеем, вручил премию. И, конечно же, пожелал самого главного - здоровья.
Н.Творемирова

Юбилей солдата

Ветерану СМУ-6 Самуилу Львовичу Плоткину исполнилось восемьдесят лет. С поздравлениями и наилучшими пожеланиями от совета ветеранов Метростроя и его председателя Валентины Васильевны Шульгиной прибыл к юбиляру первопроходец Николай Васильевич Глебов. Порадовал Самуила Львовича своим визитом. Нет для ветерана ничего более важного, чем знать, что тебя помнят, что ты нужен.
Самуил Львович - участник Великой Отечественной войны. Его ратный путь начался со Сталинграда. А затем он участвовал в разгроме шестой фашистской армии, которая окопалась за речкой Миус, и ставила своей задачей навсегда отрезать Россию от Донбасса. Был тяжело ранен в ногу, но еще сутки продолжал вести огонь. Тогда, в сорок третьем, его наградили орденом Красной Звезды, но нашла награда героя только в сорок пятом, в Карлсхорсте, где был подписан исторический акт капитуляции фашистской Германии.
После войны Самуил Львович работал в системе Центросоюза, а с 1974 года - на Метрострое, который и считает своим родным коллективом.
Здоровья вам, Самуил Львович, долголетия!

В метро больше не будет скользко

Поскальзываться и падать на станциях московского метрополитена не придется теперь жителям и гостям столицы. Недавно подземные дворцы стали обрабатывать специальным чистящим средством, благодаря которому пассажиры смогут чувствовать себя под землей более устойчиво.
В последнее время возрос поток жалоб от граждан на то, что в вестибюлях и на перронах стало очень скользко. Это вполне объяснимо: на своей обуви пассажиры заносят в метро частицы нового анти-гололедного реагента, которым посыпают улицы, и гранитный пол станций превращается в каток. В результате горожане падают и получают травмы.
Руководство метрополитена связалось с производителями химреактивов и закупило партию нового чистящего средства. Рецепт его использования более чем прост: 10 граммов на одно ведро воды. Двухразовая обработка станций и вестибюлей (днем и ночью) позволяет полностью избавиться от скользкой пленки. Отныне новым спецсредством будут обрабатывать все станции московского метро.

Информация в номер

Высшая награда - у российского предприятия "Метротоннельгеодезия"

В декабре 2002 года в Париже состоялся международный конкурс, проводимый французской государственной Ассоциацией содействия промышленности (SPI). Основанная декретом Наполеона Бонапарта в 1801 году, ассоциация в течение последующих двух веков способствовала модернизации множества предприятий и практическому использованию ярких, вошедших в мировую историю, научных открытий. Она получает постоянную и эффективную поддержку правительственных структур Франции, участвует в различных проектах, распространяет новейшую информацию о промышленных, экономических и социальных достижениях.
Имеющая двухвековую историю Ассоциация внесла весомый вклад в развитие мировой науки, техники и промышленного производства Лауреаты международных конкурсов SPI - это предприятия и организации, добившиеся в промышленности и экономике значительных результатов и международного признания.
Впервые на конкурс Оргкомитетом была представлена производственная организация ОАО "Метротоннельгеодезия", специализирующаяся в области геодезическо-маркшейдерского обеспечения транспортного строительства и являющаяся по этим работам головной организацией Корпорации "Трансстрой". Предприятие "Метротоннельгеодезия" было выбрано на основе анализа ряда показателей, включающих в себя финансовую и производственную деятельность, научно-технический уровень и высокое качество выполняемых работ в строительной отрасли, участие в профессиональных выставках и конференциях, отзывы партнеров в странах СНГ.
По результатам международного конкурса организация ОАО "Метротоннельгеодезия" была удостоена высшей награды - "Золотой медали Ассоциации содействия промышленности" и диплома, а генеральному директору предприятия И.Н.Соколову был вручен почетный нагрудный знак SPI, удостоверяющий его большой личный вклад в динамичное развитие предприятия, производственные достижения и творческий подход в области стратегического менеджмента. С 2002 года победителям международного конкурса "Золотая медаль SPI" предоставляется право стать действительными членами Ассоциации содействия промышленности,
Торжественная церемония награждения лауреатов конкурса прошла 19 декабря прошлого года по традиции в Париже, в историческом зале "Люмьер" здания Ассоциации содействия промышленности на площади Сен Жермен де Прэ. В церемонии принимали участие представители дипломатических миссий, руководители ведущих французских и европейских фирм и предприятий, представители прессы. Награды лауреатам вручая президент SPI, кавалер ордена Почетного легиона господин Бернар Муссон.
Эта международная награда является свидетельством эффективной экономической деятельности предприятия и высокого качества производимых геодезическо-маркшейдерских работ в метростроении и транспортном строительстве. Она убедительно подтверждает авторитет организации в области строительной индустрии как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Предприятие ОАО "Метротоннельгеодезия" имеет огромный опыт строительстве метрополитенов, транспортных тоннелей, автомобильных и железных дорог, мостов и путепроводов, объектов промышленного и гражданского строительства. Созданное в 1932 году в структуре Мосметростроя предприятие для обеспечения геодезическо-маркшейдерскими работами строительства первой очереди Московского метрополитена со временем стало крупной организацией всесоюзного значения. Специалисты предприятия непосредственно участвовали в строительстве и вводе в эксплуатацию в общей сложности 400 км линий метрополитенов в столице и других городах страны. Генеральный директор ОАО "Метротоннельгеодезия" И.Н.Соколов до того, как возглавил предприятие в 1988 году, работал более десятка лет главным маркшейдером строительных управлений и всего Московского Метростроя. В последнее время предприятие по-прежнему играет важную роль в геодезическо-маркшейдерском обеспечении строительства московского метрополитена, обеспечивало строительство и ввод в эксплуатацию станций Серпуховско-Тимирязевской линии, сейчас работает над реализацией новых проектов метро в столице. Деятельность и производственные возможности коллектива широко известны в профессиональной среде на территории России и СНГ.
В.Мазалецкий

Радость и грусть "Воробьевых гор"

Удивительная метаморфоза произошла, перед Новым годом на реконструированной метростроевцами, а по сути - созданной заново станции метро "Воробьевы горы" Удивительна она была не тем, что рабочих тут осталось "с гулькин нос", да и те вяло функционировали по закоулкам и выходам - это само собой разумеется. А тем, что, вопреки ожиданиям, пассажиров на станции оказалось полно: выходят толпами практически из каждого поезда и радостно направляются отнюдь не только на северо-восток, к вещевому рынку, но и на юго-запад, ни природу. И таких немало, лица у них праздничные и загадочные: это аборигены...
И поразительны были происшедшие здесь изменения, невидимые никакому пассажиру или работнику метрополитена, но сразу ощущавшиеся при входе в штаб стройки. Там в многочисленных комнатах сидели растерянные, грустные метростроевцы, и в воздухе веяло печалью. И даже всегда бодрый и энергичный сменный Виктор Иванович Рязанцев улыбался вяло, а на лицах, особо эмоциональных представительниц маркшейдерского племени даже поблескивали слезы.
- Когда сдается любой объект, грустно, - объяснил ситуацию Александр Анатольевич Захариков, заместитель главного инженера СМУ-5. - Временный спад активности, все ходят, не зная, чем себя занять, спрашивают: "А что с нами будет?", "Что нам дальше делать?".
На лице Александра Анатольевича грусть не присутствовала, лишь участие к переживаниям окружающих. Он - куратор этого объекта, знает о нем практически все, дневал и ночевал здесь. И потому особо дороги воспоминания его о слегка отдаленных временах, о том, как все тут начиналось и развивалось.

* * *

- Это было два с половиной года назад: 28-29 мая 2000 года приезжали сюда осмотреться. Картина оказалась не из приятных - брошенная станция, сырая, грязная, разваливающаяся, что-то на ней действует и должно оставаться в рабочем режиме, что-то не действует... Страшновато ли было браться за такой объект? Нет, страшновато не было. Моя бабушка всегда говорила - "глаза страшат, а руки делают". Но возникало много вопросов. Главный - срок сдачи, сентябрь 2001 года. Потом, правда, перенесли его на конец года, и после не раз переносили, пока не определились декабрем 2002-го. Не только от нас это зависело - от финансирования, от мостовиков, от проектировщиков...
Каким был первый этап на этой станции? Нет, не разрушение, сначала предстояло обследовать стены, фундаменты, установить - что разрушать, что оставлять, потому что проектировщики решили не сносить станцию полностью, оставить основания, прикрывающие плывуны. Длилось обследование приличное время, больше трех месяцев. Под наблюдением ЦНИИСа мы брали керны из кирпичных стен, шурфили - где можно. Было очень важно выяснить несущие способности самих фундаментов, грунтов под фундаментами, а величины эти переменные, на правом берегу часть вестибюля стоит на нормальном сухом песке, а кое-где на подъеме, когда изоляцию вскрывали-тут же "появлялся" плывун, уровень воды поднимался в некоторых местах выше отметки попа.
Потом уж приступили к разборке строений, и эта операция досталась метростроевцам нелегко; проводилась она вблизи действующих сооружений метрополитена, находящихся под нагрузкой метрополитеновских и городских кабелей, к тому же навешенных на подлежащие сносу стены и балки. Пришлось переносить кабели, защищать их металлом и под этой защитой аккуратно, буквально по кусочкам выламывать стены вестибюлей, крушить старые перекрытия, затем возводить новые стены, новые перекрытия, и - возвращать кабели на место в новый коллектор. Непригодные кабели вырезали, заменили на новые Труд этот, уместившийся на бумаге в двух фразах, был кропотливым, порой ювелирным, и казался тогда нескончаемым.

* * *

Проблем много было, хватало их и в строительном отношении.
Первая проблема - как поднимать материалы на метромост. Если на левом берегу чуть попроще, там горизонтальные площадки, то правый берег со сложным уклоном, подъехать крану очень трудно, а с набережной обычным 14-16-тонником до станции стрелой не достать.
Вопрос решили просто: конструкции вестибюля устанавливали с разных площадок мощными автокранами, а потом на платформе демонтировали пару плит, над отверстием подвесили тельфер - и подняли им много металла, весь отделочный материал, спустили вниз строительный мусор... Такие вопросы мы просто обязаны решать.
Героический труд? Нет, в принципе, конечно, это была обычная работа. Обычная, но иногда мы планировали делать одно, и в то же время от нас требовали другое, и тогда начиналось эдакое "ускорение" (часто какой-то процесс, скажем, заливку бетона, прерывать нельзя, и чтобы справиться одновременно и с одним, и с другим заданием, бригадам приходилось оставаться на участке дольше обычного).
Многие проекты доставлялись нам поздно, вразнобой, и это нарушало нормальный, спокойный график, вносило в череду процессов неразбериху и нервозность. Посудите сами - когда приходит проект, а в нем 120 тонн крепежа для подвесных потолков, и весь этот металл необходимо строго по размерам нарезать, сварить конструкции только "по месту", под перекрытиями, и через месяц закрыть здание... Мы искали и находили выходы из самых сложных положений. Возьмите, скажем, такую ситуацию: путевые пролеты мостовики еще не сдвинули, а перекрытие там уже готово, нависает над Москвой-рекой. И металл для крепежа потолков из алюкобонде доставлен, и чертежи у нас уже есть. Как поступить? Дождаться сдвижки и потом варить крепеж с тележек ночными двухчасовыми окнами в работе метро? Тогда процесс этот затянется на много недель. Или найти способ выполнения крепежа "на весу", над рекой, в любое время суток?
Мои коллеги называют это мозговым штурмом: над проблемой думали все, каждый предлагал что-то свое, процесс строго контролировался главным инженером Виктором Михайловичем Хохловым - и, наконец, главный механик Николай Иванович Проскурин и заместитель главного инженера Василий Николаевич Ворошнин спроектировали специальную выдвижную консольную тележку, с которой можно было вести монтаж. В процесс тут же включился мехцех СМУ-5 и, работая по 12 часов, очень быстро и качественно изготовил эту тележку. В то же время на помощь метростроевцам пришла наша медсанчасть, быстро обследовала состояние здоровья слесарей и сварщиков, которым предстояло варить конструкции высоко над водой Москвы-реки. Из 70 человек врачи пропустили только 46, и те прошли специальное обучение, получили официальный доступ к работе на высоте. Это были слесари и сварщики комплексной бригады Григория Квачакидзе с участка А.В.Павленко.
Кстати, нашей консольной тележкой потом пользовались рабочие УСР и других организаций.
Здесь же возникла еще одна сложность. Все 120 тонн металла конструкций были покрыты цинком, при сварке его выделялась окись цинка, и чтобы здоровье слесарей и сварщиков не пострадало, мы закупили специальные американские респираторы, сначала 20 штук, для пробы, потом 50. Защитили людей.
К сдвижке временных пролетов готовились очень долго. Чтобы как можно быстрее построить отрезки тоннелей после сдвижки, придумали конструкцию стеновых панелей: несъемную опалубку - короб из шестимиллиметровой стали. Заранее заготовили нужное количество таких коробов, подготовили закладные для их установки. Ночами, в "окна" устанавливали, в короба вставляли арматурные каркасы, заливали бетон.
Долго доказывали, буквально боролись за то, что за 9 дней практически невозможно открыть движение поездов. В конце концов с нами согласились, и мы составили график, в котором все постарались учесть. В результате на три дня раньше выделенного нам срока установили стены тоннелей, смонтировали на них перекрытия и даже заизолировали.
Одна из трудностей, с которой мы столкнулись - новый мост, оказалось, построен бып на 200 мм выше, чем раньше. Долго решался вопрос - как подвести к нему пути, если уклон получается больше максимально разрешенных на метрополитене. Тогда и прозвучала на одном из совещаний ставшая "крылатой" фраза от мостовиков: "Мост построен, сложно подвести железную дорогу?"
Проблема была и в другом - мы вышли к метромосту со своими маркшейдерскими знаками в тоннелях, а мостовики поставили станцию по своим геодезическим знакам. Пришлось долго приводить расчеты в соответствие, чтобы на те 200 мм поднять и уровень путей в тоннелях Появилась и другая задача - просчитать, как будут вести себя путевые пролеты при выходе пассажиров из вагонов, потому что по предварительному расчету они должны были прогибаться до 140 мм, а это-ступенька, люди будут спотыкаться. Пока прогиб достигает 80 мм, меньше расчетного.
Были и совершенно комичные ошибки. Например, для кассы прислали с завода дверь, открывающуюся не в ту сторону, на ней и замок, и глазок, и цепочка оказались снаружи. К пуску дверь на заводе все-таки исправили, и замечаний у метрополитеновцев не осталось вовсе.

* * *

Станция огромная. И не только габаритами ~ на ней 237 дверей, 72 системы вентиляции, а помещений только на правом берегу 117, на левом - 62, и в ТПП тоже какое-то количество. Впечатляет?
И сейчас не все сделано на участке. Кабельный коллектор не достроен. Кое-что внутри нужно доделать, но не все проекты еще получены. Кабели будут переноситься, по технологии, в теплое время, не раньше апреля, и из-за этого мы не смогли построить лестницу к главному входу правобережного вестибюля: мешает старый кабельный коллектор, который уже после выноса кабеля будет демонтирован.
Как всегда, кое-что осталось доделать в помещениях, в основном не технологических: здесь заканчиваем отделку, наводим последние штрихи. В релейной ЦТП еще переделываются оборудование и система вентиляции. На подстанции П-17 заменяются шкафы управления. А в основном - убираем последние остатки своего хозяйства, стройматериалы вывозим по ночам, вот СМУ-4 закончит вентсистемы, освещение, мы заделаем оставленные ими отверстия и последними уйдем отсюда.

* * *

Какую оценку могу дать труду нашего коллектива на этой стройке? В общем и целом, если быть поскромнее, все работали на хорошую четверку. Не уходили по домам, пока не закончат задание. Все понимали, что нужно сделать станцию, нужно отдать ее городу. И сделать хорошо.
И выполнили все как полагается. на метростроевском уровне Не могу не отметить безупречный труд бригад слесарей Григория Квачакидэе, Николая Бутина, Сергея Маракулина, проходчиков Сергея Клычникова, Сергея Орешникова, Феликса Николаева. Отлично проявили себя на этом участке наши молодые инженеры, сменные, механики, как, например, Иван Лютиков. Привычно деловыми и опытными были начальники участков Валерий Иванович Жердев, Андрей Викторович Павленко в паре с участковым механиком Олегом Владимировичем Ковальчуком. В газете не хватит места, чтобы перечислить всех отличившихся.
В день открытия станции здесь было как на гулянии; люди ходят, оглядывают стены, потолки, пишут впечатления в книгу отзывов... Она уже в музее, надо будет обязательно посмотреть, что там написано. Всем понравилась станция, красивая, необычная. Там, где раньше серел асфальт - лежит гранит, все открытые раньше взору конструкции сейчас закрыты алюкобондом и мрамором; бело-зеленый мрамор на стенах, черно-белые "шахматы" на попах вестибюлей, эскалаторы более красивые, менее шумные Нас долго терзали кассирши своими замечаниями, писали письма, тормошили меня, звонили, но было приятно услышать в день пуска, что лучших касс они не видели.
И вот - надо покидать "Воробьевы горы". Конечно, грустно. Хочу пожелать коллективу, чтобы все были живы-здоровы. Счастья всем. И удач на будущих объектах.
На каких? Частично люди переехали в Бутово, на гаражи, часть перебросили на Манеж - там предстоит соорудить кабельный коллектор. Несколько бригад ушли в отпуска. Часть людей будет направлена на строительство станции "Сретенский бульвар".
Материал подготовил В.Мелик-Нубаров.

На снимках (сверху вниз):
станция метро "Воробьевы горы";
левобережный вестибюль;
мэр Москвы Ю. М. Лужков разрезает традиционную ленточку в день открытия новой станции.
Фото А.Попова


* * *

Одной из приятных неожиданностей прошлогодней спартакиады Мосметростроя стало удачное в целом выступление спортсменов СМУ-4. В общекомандном зачете монтажники уступили только победителям - механизаторам СМУ-9. В половине видов они оказались на пьедестале почета и ниже шестого места вообще не стояли. По мнению председателя спортклуба Николая Акимова, главная заслуга в таком подъеме коллектива принадлежит его новому спортивному лидеру - электрослесарю Георгию Ильиных.
Эта фамилия впервые появилась в нашей газете несколько лет назад, когда Георгий со своей женой Ириной и детьми выиграл общеметростроевский конкурс на лучшую семью года. Теперь вот у Георгия открылись новые таланты: он и разносторонний спортсмен и неплохой организатор.
Еще в младших классах Георгий приобщился к шахматам. Потом увлекся волейболом и другими игровыми видами. И много лет спустя, став семейным человеком, он ничуть не охладел к физкультуре и спорту Он всегда готов при случае выйти на спортплощадку. Тот же волейбол придает Георгию заряд бодрости, без чего трудно было бы вынести ему все нагрузки: работу на пусковых объектах, домашние обязанности (в семье три сына Дмитрий, Сергей и Владимир), учебу на вечернем отделении Университета управления. A он еще успевает и команды организовывать.
Фото А.Попова

Коротко о важном

Новый год - праздник для всех!

Январь близится к завершению. И вот теперь, когда новогодние праздники уже отшумели, можно спокойно подвести их итоги.
- В этом году на Новогодней елке во Дворце культуры побывали девять тысяч детей метростроевцев, - рассказал директор ДК Владимир Александрович Куничкин. - Новогодняя кампания прошла успешно. Во всяком случае, на мой взгляд, планка не снижена. Дети и, конечно же, их родители остались довольны новогодним спектаклем "Приключения инопланетянина в Новогоднем лесу" и щедрыми подарками, которые подготовил для детей Терком профсоюза Метростроя. Отзывы о новогоднем представлении самые хорошие. И тут невозможно не отметить еще одного участника новогоднего представления - это детский мюзик-холл "Метро" - юные артисты выступали прекрасно.
Для наших творческих коллективов старый год завершится проведением праздничных вечеров отчетов. Широкая программа была подготовлена коллективом "Кудринка", они организовали три вечера - два для взрослых и один для детей. Ансамбль бального танца "Мозаика" устраивал новогодний бал. Чайный вечер провела вокальная студия имени Н.Харлампиевой.
Ну а теперь коллектив Дворца культуры с оптимизмом смотрит в будущее. Надеемся, что уже в ближайшее время на сцену ДК на творческое соревнование выйдут самые маленькие артистки, им предстоит бороться за корону "Мисс Детский сад".

Откликнитесь, маленькие мисс...

Шоу конкурс "Мисс Детский сад", который не раз проводился во Дворце культуры Метростроя, собирал всегда полный зал - настолько он полюбился метростроевцам и их детям. И вот теперь, после некоторого перерыва, связанного с ремонтом Дворца культуры, эта чудесная развлекательная программа возвращается к нам снова. Во Дворце культуры с нетерпением ждут маленьких участниц конкурса "Мисс Детский сад-2003". Здесь будут рады видеть девочек пяти-семи лет, желающих побороться за звание маленькой мисс года. Справки по телефону 917-94-51.

Hosted by uCoz