10 августа - День строителя.
С профессиональным праздником вас, дорогие метростроевцы!
Новости
Первые метры пути
Участок С.В.Стрельникова из СМУ-1 на эстакаде легкого метро засыпал на длине 450 м первый слой щебня толщиной 15 см в левое балластное корыто, на отрезке от пятой до шестнадцатой опоры Путейцы участка Н.Н.Селезнева из TO-6 к 4 августа уложили на щебень первые 325 м рельсошпальной решетки. Все это происходит на перегоне перед станцией "Улица Скобелевская".
Участок В.П.Брылева из СМУ-15, работающий на перегоне "Улица Горчакова" - "Бунинская аллея", тоже произвел засыпку щебня и готов предъявить путейцам два отрезка балластного корыта по 120 м.
Близится финиш
Щит "Ловат" за июль продвинулся в правом перегонном тоннеле на 210 метров. Утром 4 августа в забое монтировалось 496 кольцо. Таким образом, участку В.М.Самары из ТО-6 до финиша остается преодолеть менее 190 метров. Это вполне сопоставимо со среднемесячным показателем проходки, достигнутым
Бетонная "начинка" тоннелей
В левом перегонном тоннеле подземной части Бутовской линии, проложенном с помощью "Ловата", участок А.В.Приймакова из ТО-6 на всей более чем километровой длине завершил укладку путевого бетона.
В то же время в правом перегонном тоннеле, трехсотметровый отрезок которого СМУ-8 построило с помощью немеханизированного щита, бригады с участка Н.Г.Файзрахманова заканчивают чеканку и готовятся к бетонированию жесткого основания лотка на первых 150 метрах.
Готова "стена в грунте"
Со стройплощадки в Троице-Лыкове (точка С) пришло сообщение что участок А.А.Перевертуна из ООО "Строймехсервис-9" завершил сооружение "стены в грунте" для монтажной камеры щита, который будет вести проходку сервисного тоннеля диаметром 6 м. Периметр подземной стены составил 160 метров, высота (или глубина) достигала 29 метров. Теперь механизаторы готовят фронт работ для участка Н.В.Абашева из ТО-6, которому предстоит сделать по периметру камеры обвязочную балку.
Продолжаем учиться
Работы на строительстве легкого метро в Южном Бутове потребовали от метростроевцев дополнительных знаний. Сначала специалисты Технической школы провели занятия по программе "Особенности монтажа и сварки конструкций пролетных строений мостов, выполнение соединений на высокопрочных болтах с контролируемым натяжением и техника безопасности" в Тоннельном отряде № 6, СМУ-6, СМУ-13 СМУ-14 Управлении Метростроя. 31 июля завершили учебу ИТР и рабочие СМУ-3, которые на Бутовской линии сооружают станцию "Улица Горчакова".
На дальней станции сойду...
Пока самая дальняя станций Бутовской линии - "Бунинская аллея". Её сооружает коллектив СМУ-13 на окраине Южного Бутова. И поскольку станция только строится, сойти можно на автобусной остановке, у которой еще и собственного названия нет. На табличке с указанием 94-го маршрута написано: "Остановка по требованию". Зато, как поется в популярной песне, вокруг стоит трава, если не по пояс, то около того. И ромашек в ней - не сосчитать.
Особенно хорошо видны щедрые вкрапления цветов в буйное разнотравье с платформы "Бунинской аллеи". Бетонирование этой платформы, выполненное участком Н.А.Дюбакина, стало, пожалуй, самым существенным событием июля на конечном отрезке эстакады легкого метро. Но об этом чуть позже. Сначала хотелось дойти до самой последней, 97-й опоры. Она тройная Такие же и несколько предыдущих опор - на них будут держаться эстакадные тупики с перекрестным съездом. Но до этого пока далеко. В конце июля еще не все опоры тупиков обзавелись ригелями. В том числе и 97-я.
Группа рабочих только что закончила покрывать ее ростверк битумом. Знакомлюсь с одним из них Плотник Серафим Александрович Логинов работает на Мосметрострое около трех лет. Приехал из Тамбовской области, где был ветеринаром. В последнее время эта профессия в его селе потеряла былую престижность. Вот человек и вспомнил, что в юности начинал свой трудовой путь на стройке. Возводить эстакаду легкого метро ему нравится. Может быть, еще и потому, что участок В.В.Михайлова, задействованный на тупиках, больше других соприкасается с природой - там с трех сторон ромашковые луга, на горизонте - лес и дачные поселки.
Встретился мне на "Бунинской аллее" и давний знакомый - ветеран СМУ-13 орденоносец Иван Егорович Стефаненков. За его плечами полувековой метростроевский стаж. Он отличный каменщик, и его недавно направили на участок В.Е.Дядищева, который строит вестибюль будущей станции. Проектом в этом наземном сооружении предусмотрено немало кирпичных перегородок. И одна из них теперь растет, можно сказать, на глазах.
Но все же больше было монолита: и вся коробка вестибюля и некоторые внутренние стены, прежде всего относящиеся к наклонному ходу. Интерьер заполнен многочисленными турами, поддерживающими опалубку и железобетонное перекрытие, пока оно не набрало необходимой прочности.
Перекрытием вестибюля занимается участок Николая Андреевича Дюбакина, недавно освободившийся после бетонирования станционной платформы. Начальник участка, обеспечив нормальное выполнение этой ответственной операции, ушел в отпуск, а его заместитель Михаил Васильевич Денифостов рассказал.
- Мы планировали начать бетонирование платформы с 9 вечера, но бетон пошел только после полуночи в половине третьего. И все равно бригада Халита Быддаева со своей задачей успешно справилась, около 8 часов утра работа была закончена. Бетонирование платформы вели 16 человек, двигались они, как и положено, от обоих торцов к середине. Бетон подавали наверх "Швингами", уплотняли четырьмя вибраторами. Потрудились неплохо. Кроме бригадира тон в работе задавали опытные рабочие, такие как Алексей Личинин, Владимир Капров, Сергей Зиангиров.
Многое в ту ночь зависело от состояния техники. И техника не подвела. Механик участка Николай Григорьевич Тараненко признался, что немного волновался только из-за виброрейки. Но все обошлось. Бетонщики освоили и этот не слишком мудреный механизм. Результат налицо - ровная поверхность платформы, без каких-либо трещин и других изъянов.
29 июля в этом нетрудно было убедиться, так как накануне бетон, созревший до нужной кондиции, открыли, и платформа была передана представителям СМУ-15, которым предстоит монтировать на ней металлоконструкции навеса. Поднявшись наверх, прежде всего я обратил внимание на тщательно затертую поверхность бетона. И только потом разглядел аккуратные красные треугольнички, нарисованные маркшейдерами по осям, да темные пятна закладных деталей, ожидающих встречи с опорами.
День был по-июльски жаркий, но наверху зноя почти не чувствовалось. Его сдувал легкий ветерок. С платформы, второй на всей эстакаде, открывались интересные виды на запруженную речку Чару, осажденную детворой, на достраиваемый вестибюль и тупики, на ромашковый пустырь и отдаленную стройплощадку жилых корпусов. Чуть изгибающаяся лента эстакады уводила взгляд к многоэтажным домам, выросшим вдоль бульвара Адмирала Ушакова. Внизу лежали фрагменты навеса. Скоро они перекочуют на платформу.
Меня заинтересовало, что ожидает участок Дюбакина, когда он закончит перекрытие вестибюля. Как сказал Денифостов, на одном из пролетов перегона, ведущего к "Бунинской аллее", предстоит бетонировать балластное корыто. Некоторый опыт по этой части у строителей имеется. В начале лета они уже доводили один пролет до стадии опалубки, готовились заказать бетон, тогда-то и перевели участок на платформу. Что ж, теперь строители надеются полностью пройти цикл, связанный с балластным корытом. Такой опыт никогда не будет лишним.
Основными специалистами в СМУ-13 по пролетным строениям пути считаются работники участка А.В.Трофимова. На их счету восемь забетонированных пролетов. Могло быть и больше, но у "Мостовика" были перебои с получением и установкой металлоконструкций. В последние недели дело у омских монтажников наладилось. Они подняли на опоры сразу несколько пролетов. Пусть эти стальные фермы еще не выставлены окончательно - они уже наверху. И это радует Трофимова:
- Наметился фронт работы, и стало веселее. А то уже наш бригадир Георгий Кюрджиев немного заскучал.
Хочется надеяться, что строителям скучать здесь больше не придется до самого пуска.
Ю.Петрунин
Наши юбиляры
Герой: и этим все сказано
80-летний юбилей Павла Андреевича Новожилова ветераны Метростроя планировали отметить на Кузнецком мосту. Однако виновник торжества от этого предложения отказался. Как человек щедрый и хлебосольный, он хотел видеть дорогих его сердцу людей у себя, на подмосковной даче в Михневе. В день его рождения эта встреча состоялась. Несмотря ни на какие преграды; на долгую двухчасовую дорогу, на утомительные поиски садового товарищества "Шахтер", на горячее солнце, ог которого, казалось, вот-вот расплавится метростроевский "рафик", а вместе с ним и его пассажиры.
Шесть соток Павла Андреевича - это маленький уютный уголок природы, где абсолютно все, начиная с крупных строений - кирпичного дома, бани, и заканчивая мелочами, типа оригинальной вешалки из ствола березки, с любовью сделано руками юбиляра - для семьи. А сколько сделал Павел Андреевич для москвичей, для страны! И если станции метро, которые он сооружал и которые по сей день хранят тепло его души, еще можно перечислить, то уж вряд ли возможно сосчитать километры пройденных им подземных трасс. Герой труда! И этим все сказано.
Звезду Героя Социалистического Труда Павел Андреевич Новожилов получил в 1971 году, когда за плечами бригадира проходчиков Тоннельного отряда №6 уже были станции "Фрунзенская", "Пролетарская", "Варшавская", "Площадь Ногина". "За выдающиеся достижения в выполнении пятилетнего плана" - такой была официальная формулировка. Пятилетка, план, встречные обязательства... Конечно, для внуков Павла Андреевича эти слова совершенно пустой звук. А для их деда, пришедшего на Метрострой в пятидесятом, его друзей, сидящих за праздничным столом, ностальгическое прошлое. Вот и Валентина Васильевна Шульгина, которая передала юбиляру поздравления от руководства Метростроя и ветеранов, не удержалась от воспоминаний: "Сколько раз твоя бригада, Паша, занимала призовые места в соцсоревновании! Сколько раз показывала образцы поистине героического труда".
Прежде чем попасть на первую в своей жизни станцию "Фрунзенская", Павел Андреевич прошел серьезную школу на строительстве закрытых объектов. Это от первопроходца метро Ивана Степановича Трусова, своего первого бригадира, получил он путевку в жизнь. В жизнь, далеко не легкую.
- На "Фрунзенской" проходка шла с максимальным уклоном, с огромным притоком воды. Уже через пятнадцать минут все были мокрыми насквозь. Как выдюжили, не знаю, - эти подробности рассказывал Василий Петрович Жохов, построивший на своем метростроевском веку четырнадцать станций, восемь из которых вместе с Новожиловым.
- Павлу Андреевичу при жизни можно ставить памятник. На моих глазах он творил чудеса.
Перегон от станции "Ленинские горы" к "Университету" проходили в кессоне, под давлением в 2,2 атмосферы. Новожилов только-только принял руководство бригадой. В забое правого тоннеля его коллективу, вновь собранному из молодых рабочих, пришлось трудиться с бригадами Степана Выходцева и Андрея Серпикова, а это известные скоростники. Поначалу результаты проходки у начинающих кессонщиков были неутешительными. От корифеев они заметно отставали. Но Новожилов не сдавался, ребят своих настраивал на победу. И вот...1,34 метра тоннеля в смену при задании 66 сантиметров, затем 1,62 метра, а это 250 процентов нормы. Еще через несколько дней - 1,76 метра. В последние дни перед сбойкой, выйдя на первое место по участку, бригада Новожилова за полмесяца построила двадцать метров тоннеля. А если вспомнить камеру съездов у "Площади Ногина"... Там за один год было выполнено около 22 месячных заданий.
Отдаваясь всецело работе, Павел Андреевич никогда не думал о наградах и поощрениях, прежде всего его интересовало дело. О том, что стал Героем Социалистического Труда, узнал совершенно неожиданно из "Вечерней Москвы", которую принесли ему домой товарищи по работе. Это, безусловно, высокая оценка его труда. Но награду Павел Андреевич воспринял как награду его бригаде, в которой рука об руку с ним трудились тогда Вячеслав Бабкин, Николай Зорин, Сергей Бушуев, Юрий Богданов, Александр Зюлев, Виктор Попков.
- Паша - уникальный человек, - рассказывал на юбилее сосед по даче Доди Абрамович Таксер. - Мы вместе работали в Тоннельном отряде, он - бригадиром проходчиков, я - бригадиром электромонтажников. Вот приходим в забой, чтобы нарастить кабель, а это работа сложная, выполнить ее надо быстро, Новожилов сразу: "Дод, мы поможем". И тут же его бригада раскатывает кабель. Другие нет, попросишь, не отзовутся, ведь за помощь денег не платят. И здесь, на даче, без Паши - никуда. Все бегут к нему за советом, за подмогой. А насколько он деликатный человек! Ни за что не возьмет в руки топор, пока дачники спят.
Жена Доди Абрамовича Тамара Федоровна надела на юбиляра венок из листьев лавра и прочитала ему шуточные стихи - за годы дачного соседства все они стали по настоящему близкими, родными людьми. И не случайно на праздничном застолье у юбиляра были в этот день Галина Ивановна Жо-хова, Владимир Ильич Савкин - председатель профкома СМУ-15, где Павел Андреевич трудился в последние годы.
А вот Константин Абрамович Ратнер к "Шахтеру" не имеет совершенно никакого отношения. Но с этим человеком, приехавшим к Павлу Андреевичу с наилучшими пожеланиями от коллектива TO-6, юбиляра связывают давние крепкие узы дружбы. Константин Абрамович читал посвященные товарищу стихи - " Твой труд - это вклад в украшенье столицы, ты знаешь, для этого стоило жить", вспоминал "Перово", где бригада Новожилова одна из первых осваивала метод бригадного подряда, и, конечно же, говорил о войне, о фронтовых заслугах Павла Андреевича: "Вряд ли есть, а если и есть, то только единицы из тех, кто в мае сорок пятого вел огонь по рейхстагу. Твоя батарея вела".
Старший сержант Новожилов служил разведчиком в артиллерийском полку. Солдатом стал в восемнадцать лет. И сегодня, перелистывая прожитые годы, он не забыл, как уходил на фронт из родного сибирского села Большая Речка, где жила его семья и где он вместе с отцом работал на лесосплаве. Уходил, чтобы защищать Москву. Было это в октябре 1941 года.
- Когда формировался наш полк, раненый фронтовик капитан Дымов почему-то решил, что я подойду именно в разведчики, - рассказывал Павел Андреевич. - "У тебя характер. Ты сможешь", - сказал он мне тогда. Задача артиллерийского разведчика - засечь цель, по специальному прибору определить угол, расстояние и уже затем передать координаты на батарею.
Свое первое боевое крещение Павел Андреевич получил под Наро-Фоминском. Когда за Курскую дугу отважному воину вручали орден Красной Звезды, на его груди уже сияли медали "За отвагу" и "За боевые заслуги". Закончил свой ратный путь разведчик-корректировщик в Германии, где его полк штурмовал Берлин.
О войне и о себе на войне Павел Андреевич говорить не любит. Только теперь, когда подросли его внуки Дима и Павел, которых он каждый год в День Победы водил к Вечному огню, кое-какие подробности, по их настойчивым просьбам, все-таки всплывают. Чаще всего Павел Андреевич рассказывает о погибших товарищах и о своей счастливой судьбе, что хранила его от смерти.
- Разведчики втроем возвращались с задания. Когда над головой послышался звук летящего снаряда, двое из них прыгнули в воронку, в которой этот снаряд и разорвался. Сослуживцы деда погибли, а он остался в живых - этот эпизод я услышала от Димы. Внуки Павла Андреевича, студенты Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации, по своему возрасту сегодня старше его того, шагнувшего в пекло войны. Оба не перестают удивляться, восхищаться и гордиться своим дедом: "У него характер бойца. Фору даст любому двадцатилетнему Если бы нам удалось сделать хотя бы треть того, что сделал он! А если сделать столько же, можно будет считать, что жизнь прожита не зря. Нам с дедом повезло. Мы его любим. Мы за него горой".
Интересно, знает ли Павел Андреевич, что именно он, а не какой-то там известный литературный персонаж становился героем школьных сочинений его внуков. Забавно было слушать рассказ Димы о том, как за свое сочинение он получил пятерку. А помогла ему в этом наша газета "Метростроевец". Прочитав статью, он понял, здесь каждое слово о дедушке перекликается с его чувствами, каждое слово - правда. И смело все переписал.
К сожалению, на юбилее не было внучки Павла Андреевича, он ожидал ее в гости в ближайшие дни. А вот дочь Елена Павловна была рядом. Это она сутки не отходила от плиты и готовила вместе со своей бывшей ученицей Юлей угощения для праздничного стола. Такие разносолы встретишь не часто. Щедрость, гостеприимство, радушие - это, безусловно, семейная черта Новожиловых. Когда-то в их доме частенько собирались друзья юбиляра и вся его бригада...
Семья у Павла Андреевича необыкновенная. Очень обаятельная жена Наталья Александровна. Вместе с ней он прожил уже больше пятидесяти лет, справил золотую свадьбу, вместе с ней, со своей второй половинкой, как сказала на юбилее Мария Тимофеевна Богданова, Павел Андреевич добивался своих успехов на производстве и построил такой замечательный дом, где все эти годы живет любовь.
- Я всегда чувствовала его надежное плечо. Всегда знала: не подведет. Двадцать лет болею, муж меня в беде не бросил, - Наталья Александровна бесконечно благодарна супругу за терпение и доброту. А добротой он просто светится. Редкое сегодня качество, как, впрочем, и скромность. Ни слава, ни почет, ни известность его не изменили - это как раз и отмечала Тамара Александровна Мосягина:
- Перед таким человеком, как Павел Андреевич, двери кабинетов в медсанчасти должны быть открыты нараспашку, а он тихо сидит в длинной очереди. Своими заслугами не кичится, наоборот, преуменьшает их значимость. Но именно за скромность его так уважают и любят на Метрострое.
Как бы Павел Андреевич ни преуменьшал свои заслуги, вклад его в строительство метро от этого меньше не станет. Он - Строитель с большой буквы. И, как сказал Владимир Ильич Савкин, из той плеяды великих людей, которыми всегда гордился и будет гордиться Метрострой.
Сегодня Павел Андреевич показывает пример трудоголика на своем дачном участке. Но если бы ему дали бригаду и поручили пройти ствол, он бы непременно справился и с этой задачей, несмотря на свои восемьдесят. Да разве это годы для него? Жить ему до ста! Вот такая задача. Вот такое пожелание от друзей, родных, а главное - от любимых внуков.
Н.Соловьева
Мастер старой закалки
5 июня на Бирюсинке, в красном уголке механических мастерских СМУ-4 праздновали юбилей Антонины Викторовны Удовыдченко. Собралось очень много гостей. Приехали и директор В.П.Хрусь с главным инженером А.П.Рознатовским, и одногодки из ПТУ, электромонтажницы еще той бригады семидесятых - Саша Серегина (заместитель начальника ОК), Тамара Варгина (инженер ПТО), и даже Раиса Генаховна Гаврилюк, которой в ноябре будущего года исполнится 80 лет. Прочитали и преподнесли юбиляру добрый адрес, не забыли и о цветах с подарками, произносили душевные слова, звонкие тосты, пели и плясали, и бойчее всех - бодренькая, шустрая Раиса Генаховна.
Всем было хорошо на этом празднике. На Метрострое чем ярче, значительнее личность человека, тем с большим удовольствием отмечают сотрудники его круглые даты. Оно и понятно - 33 года своей не такой уж продолжительной жизни Антонина Викторовна отдала СМУ-4, и нет в организации, пожалуй, никого, кто бы не знал ее, не сталкивался с ней при решении всевозможных технических и производственных вопросов.
А началась эта история в 1968 году, когда из городка Ливны Орловской области после восьмилетки поехала в Москву искать свое счастье девочка Тоня. Зная ее самостоятельность и тягу к учебе, родители не возражали. Она пошла по стопам отца, мастера на заводе, поступила в ПТУ-37, окончила вечернюю школу, в 1970-м вместе с подружками Верой Смирновой, Зоей Фокиной, Любой Измайловой пришла в СМУ-4.
Десять лет проработала Антонина электромонтажницей участка №3. Сначала ездила с бригадой в Химки-Ховрино, потом на Маленковку, в Лось, Лианозово, Черкизово, прокладывала освещение в жилых корпусах и детских садах, которые возводили тогда метростроевцы по всей Москве, на перегонах и на станциях метро, которые тогда сдавались почаще, чем сегодня. Под руководством бригадиров Ивана Алексеевича Кондратова и Марии Ефимовны Гаврилюк протягивала с девчатами провода в металлических трубных пакетах, зачищала, скручивала пассатижами концы в распаечных коробках, в железобетонных перекрытиях кувалдой и скарпелью пробивала каналы под проводку... Многое и разное приходилось делать, чтобы горел в квартирах свет. Трудилась, не жалея сил, стараясь не обращать внимание на боль в утомленных мышцах (по сей день они болят).
Страна любила и чествовала своих героев. Для Антонины Удовыдченко знаменательным был 1976 год, когда ей за успехи в строительстве второй очереди Ждановско-Краснопресненского диаметра вручили в Георгиевском зале Кремля медаль "За трудовую доблесть", а также назвали "молодогвардейцем пятилетки", подтвердив это золотым знаком ЦК ВЛКСМ. В 1978 году она стала лауреатом премии Ленинского комсомола. Нелегко даже представить, как она работала, выделяясь среди всех женщин и девчат-сверстниц, основного контингента электромонтажных бригад.
Молодость и задор казались тогда неисчерпаемыми, а тяга к знаниям и самоусовершенствованию привела Антонину в Московский техникум транспортного строительства, на электротехнический факультет, который она заочно окончила в 1979 году.
После техникума Антонина Викторовна - инженер по обучению, инженер по технике безопасности в управлении СМУ-4. Она возглавляет движение за приобретение метростроевцами вторых профессий, за всеобщее среднее образование. И добивается своего: в 1984 году в организации не остается ни одного человека с семилеткой. За великолепный результат, потребовавший огромных усилий и упорства, Татьяна Викторовна Федорова, заместитель начальника Метростроя, вручила ей специальную грамоту. А начальник отдела кадров Ирина Петровна Косоретская трезво отнесла этот успех на счет упорного и настойчивого характера молодого инженера, против которого были бессильны любые ухищрения расслабляющейся вдали от родителей молодежи.
Что и говорить, характер у Антонины Викторовны - кремень, и в первую очередь по отношению к самой себе. Не взяв больших сроков на передышку, она поступает в Московский горный институт, на вечернее отделение факультета "автоматика и телемеханика", в 1986 году по переводу уходит в ПТУ-37 мастером производственного обучения, а через год вновь возвращается в СМУ-4 - уже в качестве инженера с высшим образованием. И с той поры по сей день ее постоянная должность - мастер механических мастерских.
Мастерские СМУ-4 выдают на участки всю трубную заготовку отопления и водоснабжения, блоки канализации и противопожарной безопасности, узлы управления тепловых завес, различные отопительные приборы - регистры, калориферы. Здесь делаются всевозможные металлоконструкции, шкафы, щиты управления, полоса освещения - все нестандартное оборудование, необходимое в метростроении. Весь металл проходит через механический цех и, превратившись в изделия, отправляется на участки строящегося метро. И в каждом таком изделии чувствуется присутствие мастера Антонины Викторовны Удовыдченко.
В огромном, заполненном металлом и станками цехе она отвечает за подготовку, производство и качество работ, за технику безопасности. Она - специалист, решающий все самые разнообразные вопросы. Все. Ну а уж какой-нибудь очень каверзный вопрос кроме нее может решить только вышестоящее начальство. И еще в ее ведении документация, наряды, а когда много заказов (их всегда много, надо показывать отборщикам материалы, готовые изделия), день перенасыщен. Со всеми она контактирует, все ее знают, все заказы выполняются цехом вовремя, ни разу никого не подвели. Поэтому люди ее уважают, отношения с начальниками участков, мастерами, бригадирами самые замечательные.
С участков присылают замеры, эскизы, схемы, чертежи. По эскизам все и делается. До ума доводится, потому что в этих замерах и эскизах бывает такое, что ни в какие ворота не лезет. И разбирается мастер с начальниками участков, жарко выясняя истину (в основном по телефону). Даже рабочие порой приходят к ней, говорят: "Антонина Викторовна, посмотрите, пожалуйста, что тут начальник участка начертил". Слесарям сразу ляп в глаза бросается. Пока разберутся - полдня проходит, а заказы идут все время, постоянно, и такая нервотрепка на участке с утра до вечера.
Говорят, трудно женщине быть мастером, особенно когда в ее подчинении мужчины. Но она уже привыкла. И с ней - Тамара Викторовна Лобанова, тоже мастер, правда, с меньшим стажем. Антонина Викторовна в мехмастерских уже 16 лет, и у нее очень хороший коллектив, бригады монтажников Александра Антонова и слесарей-сантехников Александра Григорьевича Евдокимова (он постарше, ему отчество полагается) Она очень любит свои бригады, приросла к ним душой.
И к Метрострою приросла, разумеется. Когда едет в метро, приглядывается: это моя конструкция, это мы делали... А вечерами дома снимает стресс, гладя своего любимого кота, и постепенно уходят в воспоминания события этого дня, освобождая место для дня следующего.
- В наше время женщины могут все, - считает Антонина Викторовна. - И руководить мужчинами, и разбираться в металлоконструкциях. Сейчас, правда, принято полегче работу себе выбирать, но мы старой закалки все-таки.
В.Мелик-Нубаров
У нас в общежитии
Получаем новые паспорта
Замена паспортов СССР на паспорта граждан Российской Федерации должна быть завершена до конца текущего года. Как обстоят в этом плане дела в общежитиях Метростроя? С 1 октября 1997 года по настоящее время заменено 8740 паспортов, то есть 88 процентов от требуемого количества. Это неплохие показатели, так как в целом по Москве по данным прессы эта цифра составляет немногим более 85 процентов.
Большую работу для активизации этого процесса провела в общежитиях Мегростроя служба эксплуатации жилою фонда КСУМа. Совместно с территориальными паспортными столами ОВД паспортисгки общежитии регулярно информировали проживающих о порядке и правилах обмена. Во всех домоуправлениях были изготовлены информационные стенды. И если жителям муниципальных домов приходилось выстаивать длинные очереди, метростроевцам достаточно было сдать необходимые документы в домоуправление и в назначенное время получить российский паспорт. Задержек в паспортных столах, как правило, не было. В этом большая заслуга инспекторов и начальников паспортных столов ОВД "Ново-Переделкино", "Митино", "Новокосино", "Бирюлево-западное", "Измайлово" и "Восточное Измайлово".
Надо сказать, что паспортным столам было легко работать с такими ответственными и грамотными паспортистками КСУМа, как Л.Н.Баранова, Е.А.Елисеева, О.А.Машинова, Н.В.Нистратова, Л.Д.Шапаровская, Н.Ф.Милешина, Т.Ю.Васильева, Л.П.Черных, Л.П.Логинова.
Повышенное внимание к процессу замены паспортов в наших общежитиях проявили главы управ районов Новопеределкино, Зюзино, Новокосино. Они неизменно отмечали высокую степень ответственности паспортной службы Метростроя.
Хорошая организация работы и сознательность граждан дают надежду на то, что пожелание Ю.М.Лужкова о завершении замены паспортов в основном уже в третьем квартале этого года, сбудется.
Т.Федосова
Происшествие
Злополучная дверь
Это случилось в субботу, 19 июля. В конце рабочей смены элекгрослесари участка СМУ-14 в Южном Бутове В.А.Скулов и В.В.Родин отправились помочь открыть захлопнувшуюся дверь хозяйке квартиры из соседнего дома на бульваре Адмирала Ушакова.
Злополучная квартира расположена на четвертом этаже. Решили проникнуть в нее через балкон. Но на пятом этаже им не открыли. Пришлось спускаться с шестого. Оставаясь на балконе, В.В.Родин с помощью связанных вместе двух монтажных предохранительных поясов стал страховать В.А.Скулова, отправившегося преодолевать опасную высоту. Находясь на уровне пятого этажа, В.А.Скулов сорвался и полетев вниз, на газон.
В результате - сотрясение мозга, перелом правой седалищной кости, тяжелая сочетанная травма. Пострадавший был доставлен в НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского.
Специально созданная комиссия про вела расследование этого тяжелого несчастного случая. Он квалифицирован как не связанный с производством. В настоящее время здоровье В.А.Скулова идет на поправку.
Ю.Святухин,
заместитель главного инженера Метростроя.
Книжный дебют Сергея Преображенского
Публикация в "Метростроевце" почти в течение двух лет "Писем из Ирана", написанных начальником одного из участков СМУ-3 Сергеем Петровичем Преображенским, вызвала у многих читателей глубокий интерес.
Привлекала и экзотичность материала, и сама манера его изложения. За всем этим явственно выступал сам автор, многим метростроевцам знакомый по десятилетиям совместной работы и в то же время открывшийся с неожиданной стороны.
Годичная командировка в Иран для участия в строительстве там автодорожных тоннелей на трассе, связывающей Тегеран с побережьем Каспийского моря, позволила инженеру-метростроевцу проявить интерес к далеким от техники сферам, касающимся, например, истории, литературы, обычаев южной страны, которая еще не так давно была нашим непосредственным соседом.
Не всем удавалось читать "Письма из Ирана" подряд, без пропусков, а вообще-то хотелось бы. Поэтому возникла мысль попытаться издать их в виде книги. И такая книга этим летом увидела свет в московском издаюльстве "СИП РИА", действующем при Российской инженерной академии (РИА).
Первыми с ней познакомились сотрудники "Метростроевца" и давние коллеги автора по СМУ-3. Представление новинки было организовано в Красном уголке нового душкомбината СМУ-3, построенного на берегу Москвы-реки у Братеевского моста. Первым выступил директор СМУ-3 Виктор Васильевич Сергиевский. Он и начал с той мысли, что это было первым массовым мероприятием в новых стенах. И хорошо, что оно получилось таким необычным - строители собрались по поводу книги, написанной их товарищем. Такой факт достоин того, чтобы его вписали в летопись коллектива.
Потом Сергей Петрович коротко рассказал и о сути своей командировки, и о том, как складывалась книга. А в качестве иллюстрации прочитал одно из пятнадцати писем, где есть развернутый историко-литературный экскурс, касающийся Александра Грибоедова, который погиб в Персии, будучи российским дипломатом. Аудитория, состоявшая преимущественно из женшин, затаив дыхание, слушала рассказ о траги ической любви автора великой пьесы "Горе от ума" и Нины Чавчавадзе, ставшей автором бессмертной эпитафии на могиле мужа...
Конечно, можно было бы представить и другие выигрышные места из книги и, которая богата и информацией, и размышлениями. На мой взгляд, например, очень интересно тринадцатое письмо, где Сергей Петрович описывает свою поездку на север Ирана, к Каспию. А четырнадцатое письмо, заполненное выписками из древних персидских книг, тоже стало настоящим кладезем мудрости и поэзии.
Есть в "Письмах из Ирана" и сугубо технический аспект. Именно на него обратил основное внимание автор первого печатного отзыва на книгу С.П.Преображенского, опубликованного 4 июля в "Сгроигельной газете". Роман Дмитриев пишет там следующее: "Огдельная оценка, безусловно, может быть дана и коллегами-строителями. Возможно, что многие строки "Писем из Ирана" не только доставят им вполне понятную гордость за профессию, но и заставят задуматься над рядом серьезных проблем "спеца за кордоном". Кстати говоря, тот факт, что "профессионально-тоннельные" отступления автора интересны и неспециалистам, следует отнести к явным достоинствам книги".
В конце статьи Роман Дмитриев предлагает автору "Писем из Ирана" не считать свой дебют эндшпилем, то есть подумать о продолжении литературной рабогы. А участники представления книги и уже и новую тему предложили Сергею Петровичу - взяться за написание истории СМУ-3.
Ю.Петрунин
Коротко о важном
Впереди еще немало дел...
5 августа Лев Алексеевич Вепс, председатель совета ветеранов "Фирмы СМУ-9", отметил свой 75-летний юбилей. Коллектив фирмы, которому он отдал больше двадцати лет, и совет ветеранов Московского Метростроя, в состав которого он входит сегодня, пожелали юбиляру здоровья, счастья, бодрости, быть активным и оставаться в строю.
Лев Алексеевич трудился заместителем начальника СМУ-9, освобожденным секретарем партийной организации, ему приходилось близко соприкасаться с людьми, решать их проблемы, помогать. Отзывчивость, неравнодушие - это и отличало юбиляра. Это отличает его и сегодня. В "Фирме СМУ-9" более 230 ветеранов, которых ему приходится поддерживать. И с этой задачей вместе с руководством и профсоюзным комитетом Лев Алексеевич успешно справляется. Без сомнения, он сделает еще немало доброго для своего коллектива и ветеранов.
Пенсии увеличили
В августе российские пенсионеры получат повышенную пенсию. Прибавка составит в среднем 131 руб. По словам председателя правления Пенсионного фонда М.Зурабова, средняя пенсия по старости достигнет почти 1900 руб. Следующая прибавка ожидает старшее поколение 1 октября. Каждый получит дополнительно чуть меньше 150 руб.