О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №32 (13058)
23 августа 2002 г.

Сегодня в номере:

* Золотой юбиляр августа - известный метростроевец, замечательный инженер Григорий Иосифович Гликин. Стр.2.
* Праздник метростроевской печати. 6 августа исполнилось 70 лет со дня выхода первого номера "Метростроевца" (в прошлом "Ударника Метростроя"). В этот день многие друзья газеты и читатели поздравили редакцию. Стр.3-4.

Новости

Распределены участки на Бутовской линии

В начале августа вышел приказ генерального директора ОАО "Мосметрострой" Г.Я.Штерна об окончательном распределении участков работ на строительстве Бутовской линии от станции "Бульвар Дмитрия Донского" до станции "Бунинская аллея".
Участок закрытого способа работ на этой линии сооружают коллективы СМУ-8 (правый тоннель) и ТО-6. Станции будут строить: СМУ-6 - "Бульвар Адмирала Ушакова", СМУ-12 - "Поляны", ООО "СМУ-3 Метро-тоннель" - "Детский парк" и СМУ-13 - "Бунинская аллея". Участки на перегонах отданы строителям СМУ-13, СМУ-14 и СМУ-15.

На станции "Поляны"

Строительство этой станции легкого метро поручено участку №3 СМУ-12, который возглавляет молодой инженер Сергей Ямашев. Механиком участка назначен тоже молодой инженер - Олег Касимовский. Начало работ на новом объекте можно считать удачным. Менее чем за два месяца освоена строительная площадка и предоставлен фронт работ механизаторам СМУ-9, которые уже сделали бетонные столбы двух опор (№37 и №38) и приступили к устройству бетонных столбов третьей опоры.

Визажисты из УСР

Все больше меняется "лицо" станции метро "Воробьевы горы". Нарастают темпы отделочных работ, которые ведет участок И.В.Зеленева.
16606 квадратных метров - такова площадь потолков и стен, которую бригаде слесарей А.Ю.Матвеева предстоит покрыть алюминиевыми листами. Собирать изящно выгнутые конструкции потолка не просто, и тем не менее уже смонтировало на станции около 6 тысяч квадратных метров алюминиевой поверхности.
23237 квадратных метров поверхности станции будет украшено гранитом и мрамором. Цвет - необычный, в основном темно-зеленый, с серебристыми полосками профилей, к которым плиты крепятся "на относе". Гранитчики уже отделала около 8 тысяч квадратных метров станции.

Ко дню города

В этом году День города москвичи будут отмечать 31 августа - 1 сентября, в субботу и воскресенье. Сейчас идет подготовка к этому празднику. Строители столицы, в том числе метростроевцы, на своих объектах приводят в соответствие с нормативными требованиями стройплощадки и бытовые городки, на башенных кранах устанавливают название организации, вывешивают фирменные флаги, логотипы, эмблемы, иллюминацию. Должны быть приведены также в порядок автотранспорт и строительная техника, особое внимание обращается на их техническое состояние.

* * *

Эта фотография сделана во дворе шахты №941, где первый участок СМУ-8 строит станцию "Трубная". Проходчики из бригады А.А.Яшина сфотографировались на память после окончания работы в левом перегонном тоннеле.
На снимке: (слева направо) В.А.Акимочкин, В.В.Егоров, Ю.В.Косынкин, К.В.Федорищенко, С.П.Кузьменко и А.А.Сергеев Фото А.Попова

Актуальное интервью

На том и стоим...

СМУ-4 ведет интенсивные работы на подступах к готовящейся к пуску станции "Бульвар Дмитрия Донского", на самой станции и за ней, в тупиках и камере съездов. До сдачи этого последнего отрезка Серпуховско-Тимирязевской линии осталось три месяца, и от монтажников сейчас зависит многое. О том, как на объекте идут дела, наш корреспондент попросил рассказать главного инженера СМУ-4 А.П.Рознатовского.

- Не могли бы вы, Арон Петрович, начать нашу беседу с общего обзора ситуации на станции "Бульвар Дмитрия Донского"?
- Начинать надо от станции "Аннино", где сейчас наши электрики занимаются прокладкой питающих кабелей в действующих тоннелях камеры съездов: от СТП "Аннино" до пикета 226 по левому тоннелю и до пикета 229 по правому тоннелю. Работы там все ночные, непростые, ограниченные двумя часами. За это время нужно разложить кабели, подвесить их на кронштейны, закрепить, завести в действующую подстанцию... В тоннелях трудится смена мастера Александра Ильича Денисюка с участка №2 Александра Николаевича Нечаева, а люди это достаточно опытные.
Мы уверенно планируем к концу месяца основную часть этого задания выполнить, и тогда все силы перебросить на интенсивную прокладку уже по строящимся тоннелям кабелей питающих, силовых высоковольтных, кабелей тоннельного освещения, транзитных кабелей - на систему управления станции "Бульвар Дмитрия Донского", на перекачку, венткамеру, затворы...
- И тоннельного водопровода?
- Что же касается тоннельного водопровода, то во многих местах в готовых тоннелях он уже проложен, и прокладка его продолжается. Правда, сами тоннели еще не полностью построены, проходчики пока не преодолели несколько перемычек, и эти разрывы не дают нам развернуться в полную силу.
- Еще одна ваша забота - монтаж оборудования СТП?
- По мере возможности идет и этот процесс. Доставкой оборудования на СТП занимается участок №5, которым руководит Александр Павлович Шикин. Это тоже очень опытные специалисты, но у них проблема - в наличии этого оборудования. Монтаж его производится через специально оставленный проем. Из того оборудования, которое на сегодняшний день нам было отпущено, участок №2 уже монтирует последнее. Из крупногабаритного тяжелого оборудования, такого как вентиляторы, затворы, где-то процентов 90 уже стоит на местах, смонтировано и сдано под бетонирование. Как только у Дирекции появятся недостающие агрегаты, задание будет выполнено.
- Теперь можно "переместиться" на саму станцию?
- Сначала в вестибюль №1. Строители уже практически полностью смогли сдать его нам под монтаж оборудования, за исключением нескольких сооружений, на которых еще работают проходчики СМУ-12. То есть разводку в трубах мы сумели сделать заранее. И поскольку сейчас мы начали получать различные щиты и шкафы, то смогли приступить непосредственно к монтажу электрооборудования в этом вестибюле. Так что там, кроме тех сооружений, которые относятся к Бутовской линии метрополитена, во всех других (я имею в виду вестибюль №1) монтаж электрооборудования мы уже фактически заканчиваем. Где-то процентов на 90 смонтировали и сантехнику - коммуникации для отопления, водопровода, канализации, перегретой воды.
Я рассчитываю, что до конца месяца строители сдадут нам и те несколько помещений, в которых уже заканчивается их работа, и тогда уже в конце этого месяца все смонтированные системы пройдут гидравлические испытания. А это очень важно, потому что после испытаний мы сможем сдать все помещения вестибюля под окончательную отделку.
- Ясно, на вас наступают отделочники. У них тоже нелегкая пора. Но есть еще вестибюль №2. Как там обстоят дела?
- На втором, южном вестибюле, помещений гораздо больше, чем на первом. Там кроме служебных помещений Серпуховско-Тимирязевской линии есть помещения и Бутовской линии. К тому же оба эти метрополитена связаны едиными системами вентиляции, водопровода и канализации, трубопроводами, которые нельзя разделить. Там еще многие помещения нужно будет готовить к монтажу, поскольку через них проходят коммуникации. Поэтому сейчас основные работы на станции ведутся именно на втором вестибюле. Делается там все то же самое, что и на первом: канализация, водопровод, отопление, освещение...
- Однако у вас на этом объекте немало точек, вызывающих беспокойство.
- Главное, что нас сейчас очень волнует - это перегонные сооружения. Основные вентиляционные шахты, основные перекачки - на перегонах. Сейчас проходчики СМУ-13 сдали нам под монтаж первую перекачку в тупиках. Оборудования для него сегодня еще нет, но мы буквально на днях должны получить его - и сразу приступим к монтажу.
Строители СМУ-13 сдают и венткамеру под монтаж оборудования. Хотя вентиляторы там уже стоят, но в щитовой приступаем к установке щитов и прочего хозяйства.
А в основной венткамере станции, которую соорудило СМУ-14, в основной вентшахте №812 уже идет монтаж. Щитовую нам сдали, оборудование для нее мы частично получили и устанавливаем.
- Остаются выходы?
- Сейчас они строятся, выходы и переход. На первом вестибюле идем в ногу со строителями, там наша задача - успеть вовремя заложить трубы под коммуникации, которые попадают под стяжку, под засыпку или под гидроизоляцию. Вот за этим мы сейчас строго следим, специально выделили наших людей, чтобы они работали одновременно со строителями. То же будет и на втором выходе с переходом под бульваром.
Что я хочу еще сказать... Называть всех участников этого мероприятия, особо отличить кого-то - сегодня ни к чему, все это впереди. Тем более что люди наши проверены делом, они же трудились на предыдущих объектах - и на "Улице Академика Янгеля", и на "Аннино". Нового на станции "Бульвар Дмитрия Донского" для них практически ничего нет. А трудности, которые всегда существовали и существуют при строительстве - есть, их надо только правильно преодолевать. Работать в связке со строителями. Работать обязательно в связке с проектировщиками, потому что накладки идут. Есть отставания в проектах, что-то мы им сами рекомендуем. что-то подсказываем; ждать готовых решений сегодня мы не вправе. Мы вправе добиваться, конечно, этих решений, находить свои решения, предлагать их, совершенствовать какие то дела. Я думаю, что где-то это нам удается. Неплохо работает начальник участка Нечаев, неплохо занимаются этими проблемами у нас в техническом отделе, те, кто курирует объект.
А рабочие наши настроены по-боевому. Я разговаривал со всеми бригадирами, с бригадами. Уже в этом месяце начали мы прихватывать, удлинять рабочий день, потому что времени маловато остается. Это понятно - были отставания проектные, и теперь все, что предстоит сделать, не умещается в график по ряду причин. Раз было отставание в проектах - то было отставание и в строительной части. Было большое отставание в поставке оборудования. Сейчас это уже более или менее управляется, но время-то ушло, нужно нагонять, вот и прихватываем. И более четко организуем свой труд.
- Успеете?
- Обязаны. На том и стоим. Я настроен оптимистично.
Беседу вел В.Мелик-Нубаров

Пусть снова песни звучат...

16 августа ветерану СМУ-4 Сергею Петровичу Ванюшкину исполнилось семьдесят лет. Коллектив монтажников не забыл об этом событии и пожелал юбиляру здоровья, счастья, успехов и удач.
Сергей Петрович - москвич, родился в рабочей семье. Во время войны он и его две сестры остались сиротами. Воспитывала племянников тетя, сестра отца, пропавшего без вести в боях под Смоленском.
Трудовая биография Сергея Петровича началась в феврале сорок пятого, он работал учеником на обувной фабрике. А спустя три года судьба привела его на Московский Метрострой, где он прожил долгую и интересную жизнь.
Первые свои шаги Сергей Петрович начал в КМЭ, участвовал в строительстве домов в Лоси. После службы в армии - в сооружении домов на Маленковской. А затем... Да разве можно перечислить все объекты, где оставил он частицу своего труда. Сколько было их за пятьдесят лет работы в коллективе! И станции были. И бригадой слесарей-монтажников руководил. И премии, и грамоты получал. В коллективе его ценили и уважали за доброту, умение ладить с людьми, за профессионализм, ответственность.
Сегодня Сергей Петрович на пенсии. Вместе со своей супругой Лидией Сергеевной занимается садовым участком, выращивает фрукты и овощи. И собака есть, и кошка. И есть еще одно любимое дело, без которого он себя не представляет. Сергей Петрович пишет картины. Пейзажи - залюбуешься. А какие интересные поделки из дерева! Человек он, несомненно, одаренный. Его сыновьям и внуку остается лишь гордиться отцом и дедом, который ко всему перечисленному еще и аккордеонист неплохой. Когда-то покупал музыкальный инструмент для детей, а выучился сам и играет теперь на праздничных застольях любимые свои песни. Пусть они всегда звучат в вашем доме, Сергей Петрович.
Н.Творемирова

* * *

На снимке: ведущие специалисты Управления Метростроя - главный маркшейдер Е.А.Семенов (слева) и главный механик В.Б.Богданов. Наш фотокорреспондент запечатлел их в тоннеле за МКАД, после сбойки у Старобитцевской улицы.
Метростроевский стаж Евгения Алексеевича 23 года. Он начинал свой путь как маркшейдерский рабочий в СМУ-2. Учился в институте. В 1995 году возглавил маркшейдерскую службу СМУ-2, а через 5 лет - всего Метростроя. На месте сбойки его, конечно, интересует ее точность (отклонение не должно превышать 50 мм), геометрия сооруженного тоннеля.
А Владимир Борисович пришел на Мосметрострой в 1985 году главным механиком. На сбойку он приехал, чтобы познакомиться с состоянием финишировавшего щита.
Фото А.Попова

С радушием и сердечностью

Тамара Митрофановна Лищук, инженер ПТО и председатель совета ветеранов СМУ-5, запомнит свой юбилей надолго. И дело не в цветах и подарках, а в отношении к ней руководителей СМУ, сотрудников отделов, ветеранов - никто не забыт поздравить юбиляршу в день ее рождения, пожелать ей здоровья и счастья.
Тамара Митрофановна всю свою трудовую жизнь, а это более сорока лет, не разлучается со СМУ-5. Начинала на стройке - машинистом крана, затем, окончив Московский техникум транспортного строительства, стала трудиться в производственно-техническом отделе. Грамотный специалист, болеющий душой за дело человек, она пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. И подводить итоги еще рано. В СМУ надеются, что и следующий юбилей Тамара Митрофановна отметит вместе со своими коллегами. От всего сердца желает ей многих лет, добра и счастья Совет ветеранов Метростроя во главе с Валентиной Васильевной Шульгиной.

Строители столичного метро

Золотой юбиляр

Кто сказал, что этому человеку вот-вот исполнится 80 лет? По-мальчишески стройный, даже изящный, с великолепной осанкой, быстрый в движениях, он никак "не тянет" на столь почтенный возраст. У него очень умное интеллигентное лицо с тонко выписанными чертами воли, даже властности, и - добра. И знаете, в глазах плещется мысль - иначе не скажешь.
Таков наш ветеран Григорий Иосифович Гликин, 4 августа 2002 года справивший свой золотой 50-летний юбилей работы на Московском Метрострое.
Впрочем, и цифра эта тоже сомнительна, потому что на самом деле метростроению Григорий Иосифович посвятил - страшно сказать - 65 лет своей жизни. 14-летним юнцом приехал в гости в Москву и был наповал сражен красотой наших подземных дворцов. И тут же решил, что обязательно займется продолжением этого прекрасного дела. В школе готовил себя с физико-математическим "акцентом": торил дорожку в МИИТ.
Но осуществилось задуманное не сразу.
Жизнь Григория Иосифовича четко делится на три периода: детство и юность, войну и службу в армии, и метростроение. И если первый период был "как у всех", то второй, шестилетний, и третий, пятидесятилетний, равны по силе переживаний и напряжения, а потому застряли в памяти поминутно.
Войну никто из прошедших через нее никогда не забудет.
К войне Гришу Гликина готовили еще в школе, на занятиях по военной подготовке он стрелял, бросал гранаты, разбирал и чистил винтовку, на сдачах нормативов ГТО обретал способность владеть своим телом, закалял характер. Когда нагрянула на страну немчура, пошел добровольцем в комсомольский истребительный батальон Могилева. 28 июня 1941 года свое восемнадцатилетие встречал, вылавливая в лесу немецких диверсантов-парашютистов.
Потом бывало всякое. Выходил с батальоном из окружения, первое ранение получил под Вязьмой. После госпиталя его направляли на учебу, спросили, какую бы военную специальность он выбрал, и он, не призадумываясь:
- Хочу быть летчиком. На что тут же получил резонный ответ:
- Летчиков у нас много, самолетов нет. Будешь артиллеристом, командиром орудия.
- Но за пару дней до выпуска ночью весь личный состав училища подняли по тревоге, спешно одели в новое, вооружили - и отправили к Сталинграду, в самую напряженную тогда точку фронтов. Остался Гликин рядовым.
Сталинграда как такового уже не было, обгорелые груды развалин когда-то прекрасного города огрызались огнем на атакующих врагов. Штабы и командные пункты прятались от бомбежек в норах, вырытых под крутым правым волжским берегом.
С пологого левого ночью на наспех сколоченном плоту он переплавлял пушку, когда в плот угодил снаряд. Оглушенный, с развороченным левым предплечьем, наш герой ушел под воду. Утонул. До сих пор как вживую перед взором удаляющаяся от глаз поверхность Волги, подсвечиваемые всполохами суматошные волны...
Очнулся снова в госпитале.
И так все четыре года. Третье ранение, снова госпиталь, учеба на курсах командного состава, наконец-то звание офицера и должность командира артиллерийской батареи. И бои, бои... Закончил войну 18 апреля 1945 в Восточной Пруссии, после того как взяты были Кенигсберг и порт Пиллау на Балтике. Унес с фронта дорогие "трофеи": два ордена Отечественной войны I степени, две медали "За отвагу" и медаль "За боевые заслуги".
Еще два года не отпускало его командование. И, наконец, летом 1947-го уволенный в запас старший лейтенант Григорий Гликин вновь приехал в Москву. Прямо с Рижского вокзала, в форме офицера, с рюкзаком и чемоданом, помчался на трамвае в МИИТ, ознакомиться с правилами поступления в институт.
Так закончился второй период его судьбы. Искусственный, вмешавшийся и мешавший. Удачно закончился, оставив живым. О том, как сдавали наши фронтовики вступительные экзамены в институты, пусть расскажут историки. Тем не менее, 1 сентября Григорий Гликин пришел в аудиторию факультета "Мосты и тоннели" студентом. Вот, кстати, и еще одна дата его жизни: 55 лет, уже напрямую нацеленных на строительство метро.
Учился он с теми, кто потом работал рядом и на метростроевских объектах, и в Управлении, и в Метрогипротрансе. Друзей, знакомых было множество, и это очень пригодилось. На летних практиках в тоннелях осваивал труд чеканщика, проходчика, в Ленинграде на станции "Площадь восстания" полтора месяца исполнял обязанности начальника смены. Так что 4 августа 1952 года отдел кадров Московского Метростроя направил на Строительство №20, к нашей легендарной Татьяне Викторовне Федоровой, уже опытного инженера.
Метростроевские будни побежали своей чередой, не оставляя времени оглянуться - как один день. В него вместились и "Киевская"-кольцевая, где он был начальником смены. И станция "Проспект мира", и СМУ-2, куда он перешел после расформирования Строительства №20.
СМУ-2 готовилось к сооружению станции "Лужниковская" и проходке под Москвой-рекой на юго-запад. Более полутора лет проработал там Гликин: были установлены душкомбинат, котельная, склады, мехцех, были пройдены ствол, околоствольные выработки. И тут по приказу "сверху" начальник СМУ-2 Ф.И.Кузьмин распорядился ликвидировать всю стройплощадку и забутить околоствольные выработки и ствол. Эта территория отводилась под стадион им. Ленина.
Пришлось приступить к освоению очередной стройплощадки, под станцию "Ленинский проспект". Но он работал уже в коллективе СМУ-5 (СМУ-2 ликвидировали).
Объект был очень тяжелым. Монолитная железобетонная станция сооружалась в водонасыщенных песках с водопонижением, под железнодорожными путями, под проходящей над тоннелем рекой Кровянкой. Справились.
Затем был Горьковский радиус, который от "Сокола" до "Речного вокзала" строило СМУ-5. Глики-ну выпала станция "Речной вокзал", 4-путные тупики и 2-путные тоннели. Объем работ был очень большой, но за два года со всем управились. Затем были тупики и СТП на станции "Преображенская площадь", А в 1966 году Николай Иванович Федоров направил Гликина на строительство второго выхода с "Дзержинской", пешеходных переходов на площади и среднего зала станции, который в свое время не смогли сделать строители первой очереди метро; пассажиры тогда ходили только по платформам в станционных тоннелях.
Работа эта была очень ответственной: самый центр Москвы, Большой дом, "железный" Феликс... Все меньше остается людей, помнящих атмосферу тех десятилетий, но для них и это незабываемо - как война. Работа была очень опасной: под Дзержинской площадью плывун, в массиве повышенное горное давление. Но объект приравнивался к "заданию партии", надо было строить.
Пошли с востока, под плывуном, и первую половину среднего зала сооружали с мощным замораживанием грунта. А над территорией второй половины станции "высокое начальство" запретило бурить скважины под замораживание, и метростроевцы встали перед дилеммой: либо прекратить проходку, либо сознательно рисковать жизнью.
И тогда Григорий Иосифович, обсудив ситуацию с главным инженером СМУ-5 Эзаром Владимировичем Сандуковским, нашел выход. Собрали перед забоем три тюбинговых кольца, чуть меньшего диаметра, уплотнили их резиной и поставили в них перегородку с пневматическим герметичным проходом. Теперь можно было и рискнуть, с условием, что если при сооружении пилот-тоннеля покажется хоть капля воды - всем нужно срочно покинуть забой и закрыть за собой дверь. И тогда уж думать, что делать дальше. С того объекта Григорий Иосифович практически не отлучался, домой приходил лишь по воскресеньям - повидаться с семьей, помыться в ванной, поесть домашнего... А так, даже ночевал поблизости, и большую часть времени проводил в забое, не столько контролируя работу прекрасных бригад Григория Авдюхова, Михаила Полякова и Ивана Немого, сколько следя за ситуацией, все время в ожидании худшего.
И дождался момента, когда сверху из пробитой отбойным молотком скважины потек... песок. Бригада в мгновение побросала инструменты и, ринувшись к выходу, закрыла дверь. А начальник участка остался сидеть, не ведая, что же будет дальше. Выйти он уже не мог, управление пневматикой было только снаружи.
Чего стоили эти мгновения его нервной системе, приравнять можно лишь к переживаниям подводников в получившей пробоину и утонувшей лодке. Но проходили минуты, а плывун не появлялся. Тогда Гликин встал, присмотрелся к образовавшейся внизу кучке песка, исследовал и саму скважину, и понял, что это мусор, который оставили проходчики первой очереди при забутовке подходной выработки. Пришлось вновь сесть на место и ждать, пока в приоткрывшуюся дверь не просунулась голова смельчака.
Долго, не один день извинялись перед начальником участка проходчики, а уж от чувства вины своей перед ним так, наверное, никогда и не избавились. Зато работали безукоризненно. И то, что не смогли сделать в 1935 году, сделали в 1973-м.
В дальнейшем были перегонные тоннели между станциями "Авиамоторная" и "Шоссе энтузиастов", и один из тоннелей был пройден первым московским механизированным щитом ЩМР-1. Когда наладили щит, потребовавший основательной доработки, то пошли "играючи", легко собирая по три кольца за смену. И тут бригады охватил азарт охоты за премиями. Попробовали сделать четыре кольца - получилось. И пять получилось, и шесть, и семь. Но начальник участка задумался: за счет чего такие скорости? И в пересменок остался в забое, проверил нагнетание. То, что он обнаружил за тюбингами пустоты, не удивило. После этого скоростная проходка была запрещена.
Механизированными щитами ТЩБ-7 и ЩН-1н сооружал он тоннели между станциями "Нахимовский проспект" и "Севастопольская", СТП, БСП и перегонные тоннели между "Боровицкой" и "Чеховской"... Было много трудного, интересного, героического. Разве все перечислишь?
Неуемный рационализатор, часто приходил к друзьям в Метрогипротранс, и через какое-то время вступала в строй действующих еще одна его разработка - всего числом 240.
И вот пятнадцать лет назад, оставив строительство подземных объектов молодым специалистам, ушел Григорий Иосифович "ни заслуженный отдых", то есть перешел в ТО-6, где и работает по сей день - начальником штаба по гражданской обороне. Пригласил туда его В.В.Сидорцев, с которым познакомились еще в МИИТе. Коллектив тоннельщиков он знал хорошо и полюбил давно: многие начальники участков, мастера, рабочие укладывали пути на его объектах.
Вот таков наш юбиляр.
Осталось сказать еще об одной черте его, которой не подберу синонима. Просто каждый разговор о прошлом и настоящем он пересыпает бесконечным количеством фамилий тех; с кем привелось трудиться. Так что знайте все, кто знает Гликина: он помнит, ценит вас и дорожит вами.
- Мне повезло, - приходит к заключению Григорий Иосифович. - Вернулся живой с войны, в МИИТе получил специальность, о которой мечтал, строил Московское метро, а главное - это люди, с которыми я работал и работаю.
В.Мелик-Нубаров

Клуб друзей "Метростроевца"

Валентина Ивановна Разумова:

- У вас, наших метростроевских журналистов, очень нелегкая беспокойная работа. И мы понимаем это. Понимаем, как трудно порой найти интересную тему, как сложно рассказать о какой-то производственной проблеме. И бессонные ночи, и ненормированный рабочий день, и выходные, которые чаще всего тоже рабочие. В каждой строчке газеты - ваша душа. Вы умеете работать с людьми. Умеете не только слушать их, но и услышать то, что они хотят рассказать - и передать это читателям газеты. Долгой, долгой вам жизни. Всех благ!

Юлиан Васильевич Прокунин:

- Мне очень интересно читать в "Метростроевце" о людях, которые работали в нашем коллективе давно, и о тех, кто сегодня прокладывает новые линии метро. Думаю, что каждому приятно, когда его имя появляется в газете.
Даже мои 13-летний внук Федор Прокунин, отдыхавший летом в Балабанове, наказал мне: "Дедушка, если про лагерь будет написано, сохрани газету". А до чего же бывает доволен мой внук, когда прочитает информацию об объекте, на котором он побывал вместе со мной! Показывал я ему и пусковые станции, и метромост, он даже проехал вместе со мной на габаритке.

Валентина Ивановна Улитина:

- Есть что-то такое, без чего ты уже не представляешь уклад своей жизни. Я не могу себе представить, что в субботу в моем почтовом ящике не окажется "Метростроевца", я читаю газету больше тридцати лет. И очень внимательно, вгрызаясь, что называется, в каждую строчку. "Метростроевец" - это путеводитель по нашим стройкам, но он еще и путеводитель по человеческим судьбам. Обожаю материалы под рубриками "Семейный клуб", "Строители столичного метро". Вот недавно вернулась из отпуска и первое, что спросила у сына: "Моя газета дома?"

Валентина Васильевна Шульгина:

- Я давний читатель газеты - на Метрострой пришла в военном сорок втором году. Помню "Ударник Метростроя", помню многих бывших редакторов и сотрудников. Во все времена газета мне очень и очень помогала, особенно в пору работы в дорпрофсоже. И помогает сегодня. То, что вы делаете для ветеранов - бесценно. Не случайно они говорят, что газета продлевает жизнь. Вы каждому из нас даете возможность снова приобщиться к тем событиям прошлого, из которых и складывались наши жизни. Дай бог вам и дальше также плодотворно работать. А мы готовы вам помогать.

Вадим Саввич Пикуль:

- Я читал "Ударник Метростроя" с 1932 года. Газета играла огромную роль в жизни коллектива. Тысячи людей, приехавших строить метро, надо было объединить в единую организацию и объяснить им самые простые профессиональные понятия - штольня, забой, плывун. С азбукой метростроения многие из первопроходцев впервые познакомились именно в газете, которая помогла выковать подлинных метростроевцев, а из горняков сделать тоннельщиков. На ее страницах печатались разные люди - от рабочих до профессоров. Поэтому в "Ударнике Метростроя" появлялась разнообразная информация и хорошие технические идеи.

Не вспомнить все-таки нельзя, какая пройдена дорога...

Сегодня в редакции необычайно красиво. Наша комната буквально утопает в цветах: желтые "подсолнухи", белые хризантемы, красные гвоздики и бледно-розовые гладиолусы. А о розах разговор особый, они перекочевали в наши дома, принеся с собой и туда прекрасную атмосферу праздника, который подарили нам вы, дорогие друзья газеты, когда 6 августа, в день 70-летия "Метростроевца", заглянули на огонек в 412-ю комнату Управления Метростроя, где "живет" и работает коллектив редакции.
Мы, журналисты "Метростроевца", любим свою газету, любим свою работу, любим вас, наши читатели и помощники, и поэтому нам было особенно приятно на скромных юбилейных торжествах услышать и от вас слова признания, любви. Значит наши чувства взаимны. И мы нужны друг другу.

Зеркало, в которое смотримся

От старейшего коллектива - Тоннельного отряди №6, с которым редакцию связывает по-настоящему крепкая дружба, нас поздравили главный инженер Сергей Владимирович Бочаров и заместитель директора Андрей Николаевич Андреев. Стоит ли комментировать их слова, такие дорогие сердцу?
- Для каждой организации юбилей - пройденный большой этап жизни, - сказал Сергей Владимирович. - Итог вашей семидесятилетней истории - это крепкая и надежная деятельность совместно с Метростроем, ради которого вы и существуете. И Метрострой заинтересован в вашей деятельности. Говорю это не ради красного словца, действительно это так. Мы всегда радуемся, получив очередной номер, в котором рассказывается о делах в наших организациях. А порой бывают откровения. Вдруг из газеты узнаешь неизвестное о своем родном коллективе. Вы для нас то зеркало, в которое мы смотримся и видим, что из себя представляем. Очень сложно писать на какие-то специфические темы. О строительстве читать в центральной прессе просто невозможно, сплошные пародии. А когда открываешь нашу газету, чувствуешь, что имеешь дело с профессионалами.
Сергей Владимирович, предложивший тост за профессионализм, пожелал редакции хорошего контакта с теми, ради кого и работают метростроевские журналисты, то есть с производственниками. И пообещал помогать. От себя добавим, что опыт взаимного сотрудничества с газетой у семьи Бочаровых уже имеется.
Свою точку зрения высказал на юбилейной встрече и Андрей Николаевич Андреев. Его слова мы слушали, как музыку...
- Когда Бернарду Шоу присудили Нобелевскую премию, на чествование известный писатель не приехал, он отказался получать ее, объяснив это газетчикам так: "Когда утопающий доплывает до берега, ему уже не требуется спасательный круг. Эта премия нужна была мне гораздо раньше". Ваш творческий путь - 70 лет. И берегов не видно, и спасательный круг не нужен. Газета устойчиво стоит на ногах. Это корабль, который вместе с нами в фарватере Московского Метростроя идет к тому берегу, который еще далеко-далеко. Уйдем мы, но придут другие. Метрострой будет существовать и будет существовать газета. Она действительно нам нужна. Если раньше в центральной прессе достаточно часто встречались материалы о строителях, их фотографии, то теперь этого просто нет. А как приятно рабочему человеку увидеть или прочитать о себе на страницах газеты, показать этот номер дома, семье. Как важно знать человеку, что его ценят в коллективе, что его труд виден. Конечно, люди которые занимают посты повыше, в курсе того, что происходит в целом на Метрострое, а среднее звено черпает информацию непосредственно с ваших страничек. За вашу газету! За ваш труд!

Газета несет тепло

Насколько перекликается сказанное выше со словами других наших преданных читателей и помощников, можно судить по тому, что говорили председатель профкома Анатолий Яковлевич Шифрин и заместитель генерального директора ММТК Вячеслав Алексеевич Носаев: "По уровню освещения производственных материалов "Метростроевец" намного выше "МК", "Строительной газеты" и других. Благодаря "Метростроевцу" держишь руку на пульсе стройки, даже если и не бываешь на объектах. Это - фантастика! Мы очень вас любим, ценим, дорожим. Творческих удач!"
Председатель профкома СМУ-14 Светлана Васильевна Лебедева затронула другую, человеческую тему...
- О кинодивах и бизнесменах мы можем в изобилии прочитать на страницах самых разных изданий. И если честно, уже надоело, - призналась она. - В нашей газете, к счастью, пишут о тех, о ком стали забывать, о простых людях, о людях труда. Спасибо за то, что вы помните о нас. Для героев ваших материалов - это всегда праздник, моральный стимул, радость. Столько в жизни негативного, а ваше доброе слово подбадривает. Газета несет тепло, и люди чувствуют его.
Похожее мнение выразил и ветеран Метростроя Владимир Алексеевич Соловьев, давний автор нашей газеты, который опубликовал в "Метростроевце" немало критических материалов в пору работы в парткоме Метростроя и в комитете народного контроля. Он по праву считает себя внештатным корреспондентом газеты.
- О людях - самые дорогие и ценные строчки, - уверен Владимир Алексеевич. - Это как награда человеку. Такие статьи остаются в памяти на всю жизнь, а пожелтевшие листки "Метростроевца" хранятся в домашнем архиве и потом остаются нашим детям и внукам.
И тут с Владимиром Алексеевичем полностью солидарна главный бухгалтер СМУ-13 Татьяна Александровна Гришук, которая журналистский труд отнесла к разряду бесценного.
- Чтобы вы были востребованы всегда и всегда приносили в дома людей радость, - произнесла свой тост Татьяна Александровна. - В СМУ-13 газету любят. За благополучие газеты!
А ведущий инженер Тамара Петровна Новожилова, которая на протяжении двадцати лет занималась подпиской на "Метростроевец" и наш активный читатель с тридцатилетним стажем, поблагодарила редакцию за вышедший в свет в апреле этого года юбилейный номер, посвященный СМУ-13, и за интересные материалы в нем.

Читаем вас неравнодушно...

Вопрос о том нужна газета или нет, важна газета или нет - напрямую как бы и не стоял. Но он все время витал в воздухе, об этом все время говорили наши гости, среди которых было бы странно не увидеть директора СМУ-11 Сергея Сергеевича Уханова и его заместителя Владимира Ивановича Бутко - людей, которые с нами и в беде, и в радости, руководителей, которые искренне считают, что газету должен читать каждый труженик коллектива независимо от того, кадровый это работник или временный.
Впервые за праздничным столом в редакции мы встретились с директором СМУ-15 Сергеем Георгиевичем Камышовым и его заместителем Сергеем Арташесовичем Алексаняном. Встретились словно давние добрые друзья.
- В Ташкенте, где я работал, - рассказал Сергей Георгиевич, - своей газеты не было, малочисленность строительных подразделений давала возможность и без печати быть в курсе того, что и где делается. А "Метростроевец" я увидел у Владимира Петровича Грачева уже в Москве, в 1995 году, и подумал, что это правильно, у такого большого коллектива, как Московский Метрострой, должна быть своя газета. Она сближает всех. Но как узнать, что происходит в том же СМУ-6 или Тоннельном отряде? Только из газеты. Я обычно читаю ее по дороге на работу, когда приезжаю, уже что-то знаю. Приятно видеть знакомые имена, фамилии. Но я стараюсь также не пропускать и экскурсы в прошлое. С удовольствием, например, познакомился с воспоминаниями Юрия Анатольевича Кошелева о его работе на строительстве тоннеля под Татарским проливом. И мои дети, и моя жена тоже ваши преданные читатели. Этот год для нашей организации, по сравнению с прошлым, менее удачный. Но я думаю, мы выйдем на прежние рубежи и не без вклада вашей газеты. От имени строителей СМУ-15 хочу заверить: мы всегда готовы прийти к вам на помощь.
- Читаем неравнодушно, - этими горячими словами согрел нас Сергей Арташесович Алексанян. И еще добавил: - Ваше влияние на жизнь Метростроя очень велико. Вы цементируете весь коллектив. Спасибо вам!
От СМУ-15 мы получили в подарок замечательный чайный сервиз. И это значит, что будет новая встреча в Клубе друзей "Метростроевца" за чашкой душистого чая.
О действенной силе информации хочется привести еще одно высказывание.
- Ну как бы мы узнали, что в том же СМУ-8 какие-то неполадки. А прочитал газету и тут же звонишь: "Может чем-то помочь?" - рассказывал на нашей встрече заместитель директора СМУ-9 Николай Никанорович Самуленков, который приехал поздравить редакцию вместе с председателем профкома Людмилой Ивановной Туркиной. - Благодаря газете общаемся друг с другом. Узнаем о победах и поражениях. Величайшее вы дело делаете. Удачи вам в жизни! Чтобы мысли были светлыми, чтобы звали всегда вперед...

Живительная сила

О газете, как о лекаре, все время, всегда говорят наши ветераны. А слова "живительная сила" относительно "Метростроевца" принадлежат бывшему директору Черкизовского завода ЖБК Сергею Кузьмину Илюхину. И под ними подпишется, как сказала Валентина Васильевна Шульгина, любой из ветеранов - газета продлевает жизнь.
Валентина Васильевна появилась на нашем празднике вместе с участницей Великой Отечественной войны Любовью Владимировной Петровой, первопроходцами Константином Абрамовичем Ратнером и Николаем Васильевичем Глебовым. Как и всегда они внесли в атмосферу встречи тот боевой задор и оптимизм свойственный комсомольцам-добровольцам. Шутили, смеялись, вспоминали и говорили нам только хорошее.
- Печать - самое сильное, самое острое оружие, - просвещал собравшихся Константин Абрамович Ратнер. - Можно о многом рассказать, но цифра 70 сама говорит за себя. И он читал стихи: "Не вспомнить все-таки нельзя, какая пройдена дорога..."
Шестьдесят шесть лет читает "Метростроевец" Николай Васильевич Глебов. Он встречался с Резниченко и Неволиной, Кильбериным и Владимировым, Столяренко и Иевским.
- И сегодня, - сказал ветеран, - несмотря на то, что нахожусь на пенсии, я знаю все, о чем пишет газета, могу рассказать о делах каждого СМУ. "Метростроевец" помогает оставаться в строю, поднимает дух. Спасибо, Фаина Андреевна, вам и вашему коллективу за плодотворную работу. Так держать!

А мы всегда с вами

За вечную молодость газеты провозгласил тост заместитель главного инженера Метростроя, наш многолетний автор Юрий Константинович Святухин. Он пожелал "Метростроевцу" оставаться газетой доброй и оптимистичной.
Что касается оптимизма... Директор Управления спецработ Александр Иванович Мышенков, посетивший нас вместе с председателем профкома Николаем Николаевичем Кузнецовым, тоже говорил на эту тему.
- То что вы сегодня есть, уже хорошо. Вы пережили, как и весь Метрострой, тяжелые времена и устояли, хотя было очень сложно устоять. Пусть сбудутся ваши мечты о новой технике, которая бы помогла сделать газету красивой и яркой. "Пока живу - надеюсь" - ведь так сказал один из философов. Надейтесь на лучшее - и оно придет. А мы всегда с вами.
Пожелание газете процветать мы получили и от представителей старейшего коллектива СМУ-6 - заместителя директора Виктора Александровича Зайца и заместителя главного механика Юрия Владимировича Кондратьева. Вместе с ними мы вспомнили в этот день знаменитых бригадиров прошлого, асов в метростроении - Шепелева, Крутицкого, Баранова, о которых когда-то так часто писала наша газета и которые не раз становились героями тематических программ Дворца культуры Метростроя. Кстати, его директор Владимир Александрович Куничкин также был нашим гостем. И также желал "Метростроевцу" и его коллективу оптимизма.
- Какие бы тяжелые минуты ни переживал Метрострой и редакция вместе с ним, статьи журналистов всегда отличались боевым настроем, не было материалов, которые бы отрицательно сказывались на настроении людей, вносили бы в ряды какой-то разброд. Вы никогда не теряли оптимизма, чувства ответственности, юмора и этим помогали своим читателям выходить из затруднительных ситуаций, держаться и верить, - эти слова принадлежат директору СМУ-4 Виктору Петровичу Хрусю. Но о монтажниках разговор отдельный.

С уважением и низким поклоном

В нашей комнате теперь обживаются чудные экзотические растения - большая пальма с красивым названием юкка и цветок афеландра с зелено-желтыми листьями Смотрим на них и с улыбкой вспоминаем, как шумно и весело ввалились в редакцию "авторы" этих подарков; с тяжелой ношей монтажники СМУ-4 Виктор Петрович Хрусь и Арон Петрович Рознатовский, а с горшочком поменьше председатель профкома автобазы № 3 Надежда Павловна Алешинская. Видимо, встретились в цветочном магазине.
- Успели к вам, не опоздали, - смеялись гости. Они появились на пороге редакции за две минуты до шестнадцати ноль ноль, времени, определенного для визитов (шутка, конечно).
- Пришли с уважением и низким поклоном, чтобы пожелать дальнейшего процветания. Да и как не прийти? - балагурил Виктор Петрович. - Не придем, писать о нас не будете, а у нас в следующем году тоже юбилей.
Арон Петрович поспешил передать горячий привет и наилучшие пожелания от Николая Павловича Гостеева и ветеранов СМУ-4: "Николай Павлович уже звонил и волновался, поедем поздравлять редакцию или нет? Ну как не поедем, - успокаивали его, - это же будет ни на что не похоже".
Николай Павлович Гостеев - самый верный друг и помощник редакции, к которому мы обращаемся по каждому вопросу, связанному с историей Метростроя. Он - "большая метростроевская энциклопедия". В свои девяносто шесть лет Николай Павлович обладает просто фантастической памятью, а главное - добрым и отзывчивым сердцем, всегда открытым для друзей. Кажется, газету он любит не меньше, чем свой родной коллектив СМУ-4, в котором проработал несколько десятков лет, тридцать восемь из них - начальником. Он крепкое связующее звено между нами и коллективом монтажников.
- Газету читали и читаем. А если не приходит, бросаемся на поиски. В прошлом году, - рассказал Арон Петрович Рознатовский, - я вдруг перестал получать "Метростроевец" Неделю нет, вторую, третью. Оказалось, был перепутан номер моей квартиры. А в той, куда попадала газета, ее с удовольствием читали и возвращать не торопились. Я, как давний читатель, даю клятвенное заверение, что так и останусь вашим читателем, пока будет газета, пока буду я.
Виктор Петрович Хрусь признался, что не считает себя супер-читателем, но всегда замечает, если в ящике нет газеты и тоже торопится на почту выяснять отношения.
- У вас дружный коллектив, - заметил он, - не сомневаюсь, что вы любите свою профессию, а иначе как таким маленьким составом охватить нашу большую стройку?

Журналисты - счастливые люди

Возможно ли перечислить всех, кто встретил юбилей газеты вместе с коллективом редакции? Это Игорь Иванович Бучинский, Ольга Анатольевна Еремеева, Александр Демидович Алифанов. Татьяна Александровна Герасимова, Лидия Александровна Ткаченко, Татьяна Петровна Следнева, Лидия Гургеновна Арушанова, Григорий Леонидович Шовский, Николай Николаевич Рыжов, Леонид Яковлевич Муравник, Виктор Яковлевич Татаринов, Анна Евгеньевна Маркушова, Валентина Федоровна Шинкаренко, Татьяна Васильевна Алашинова, это сотрудники ряда отделов Управления Метростроя - планово-экономического, бухгалтерии, хозяйственного, отдела кадров, нашего Теркома профсоюза. А сколько было телефонных звонков!
- Вы - счастливые люди, - произнося тост за редакцию, сказала Лиана Николаевна Ильина, районный инженер технического отдела Управления Метростроя. - У вас интересная профессия, вы в курсе происходящего на Метрострое, в гуще всех событий. Куда только ни приводят вас журналистские тропы. Я желаю вам любви. И пусть тот огонь, который горит в вас, не гаснет. Всего вам лучшего!
Возможно, мы утомили своих читателей такими юбилейными подробностями, но ведь семьдесят лет бывают только однажды.
Спасибо всем за дружбу, за любовь, внимание и понимание того, что не все, дающее материальную прибыль, прибыльно. Кстати, это хорошо понимал Петр I, основатель и рядовой корреспондент первой русской газеты "Ведомости", ставшей тем самым родником, который напоил находящихся в информационном вакууме людей и явился в первую очередь источником просвещения.
Сегодня трудно сказать что будет через пять лет, в наш следующий юбилейный день рождения. Но пока мы есть! И мы готовы по-прежнему честно и преданно выполнять свое дело. Вместе с вами, конечно, наши читатели и наши помощники. И для вас, и для нас Метрострой - одна вселенная.
Редакция газеты "Метростроевец"


"Метростроевец" поздравляют с 70-летием

Коллектив СМУ-3 Метростроя сердечно поздравляет всех работников газеты "Метростроевец" со славным юбилеем - семидесятилетием со дня основания газеты.
История "Метростроевца" неразрывно связана с развитием всего Метростроя, с его большими и сложными задачами строительства.
Желаем Вам процветания, интересной и правдивой информации о наших замечательных людях, о их жизни, работе, неиссякаемого интереса ко всему, что происходит в коллективах Метростроя. Творческих, успехов Вам крепкого здоровья и исполнения всех планов и надежд.
Коллектив СМУ-3 Метростроя

* * *

Коллектив редакции газеты "Московский ветеран" сердечно поздравляет коллег газеты "Метростроевец" с 70-летним юбилеем! И желает дальнейших творческих успехов, любви читателей, а журналистам - здоровья, счастья и, не взирая на возраст, отметить столетний юбилей газеты!
Редактор А.Климова

Коротко о важном

Российский комитет ветеранов войны и военной службы наградил грамотой редакцию "Метростроевца" "за большую работу по воспитанию молодежи в деле патриотизма и любви к Родине в публикуемых материалах военно-патриотической тематики и в связи с 70-летием газеты". Грамоту подписал председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы генерал армии В.Л.Говоров.

* * *

От имени Московской региональной Общественной организации ветеранов Великой Отечественной войны - воспитанников Армии и Флота ее председатель В.Я.Татаринов в в день юбилея вручил нашей редакции наградной знак "Ветеран Великой Отечественной воины - воспитанник Армии и Флота". В удостоверении к наградному знаку написано: "Выдан редакции газеты "Метростроевец" за активную помощь и участие в общественной работе Организации.

* * *

Дипломом Союза журналистов Москвы награждена Блинова Фаина Андреевна, главный редактор газеты "Метростроевец", "за большой вклад в развитие отечественной журналистики и в связи с 70-летием со дня выхода первого номера".

"Метростроевец" - на 1-е полугодие 2003 года

В Москве открыта подписка на периодические издания на первое полугодие 2003 года. Если вы хотите получать нашу газету с 1 января, поспешите на почту.
"Метростроевец" можно выписать в любом почтовом отделении Москвы. Индекс нашей газеты прежний - 32052. Цена на шесть месяцев с доставкой на дом 110 рублей 90 копеек, на адрес организации - 148 рублей 47 копеек.

Hosted by uCoz