О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2002 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №40 (13066)
18 октября 2002 г.
Новости
Бетон для путей
Три метростроевских подразделения продолжают укладку путевого бетона в тоннелях Северного Бутова. Участок П.А.Чудинова из СМУ-13 уложил его на 40 метрах в правом тоннеле у Старобитцевской улицы, на счету участка В.В.Якина из СМУ-3 - два отрезка по 27 метров за стрелочным переводом, на 50 м продвинулся участок Ю.В.Хегая из ТО-6.
Общероссийская акция профсоюзов
28 августа 2002 года исполком Генерального Совета ФНПР принял постановление о проведении 17 октября общероссийской акции профсоюзов "За достойную заработную плату и социальное гарантии".
Основными требованиями профсоюзов являются: немедленно погасить задолженность по заработной плате; минимальную заработную плату - на уровень не ниже прожиточного минимума, не допустить увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги без опережающего роста заработной платы трудящихся; восстановить систему обязательного социального страхования, отменив единый социальный налог, сохранить санаторно-курортное лечение и оздоровление детей.
Требования продиктованы объективной обстановкой в стране: более сорока процентов граждан РФ живут за чертой бедности.
Общероссийская акция профсоюзов проходила в два этапа. Первый состоялся 15 октября, это были пикеты с раздачей листовок жителям столицы. Метростроевцам было отведено место у станции метро "Сухаревская". Второй этап - 17 октября. Метростроители участвовали в пикетировании Госдумы РФ и стояли в "Цепи народного возмущения", соединяющей здания Госдумы и правительства РФ.
Первое заседание
8 октября после длительных летних каникул совет ветеранов Метростроя собрался на свое первое заседание. Открыла его председатель В.В.Шульгина. Подведя итоги работы прошлого года, собравшиеся наметили планы на текущий. На первом заседании совета присутствовали И.И.Бучинский и В.А.Пасторова, а также председатель ОВА "Контингент" А.И.Савелов.
На пусковом объекте
В срок - или досрочно?
На станции "Воробьевы горы" наступила "эра УСР". Остальные метростроевцы как-то стушевались, попрятались по служебным помещениям, уступив основную территорию главной предсдаточной силе. Впрочем, и эта сила не очень-то на виду, разбрелась группками по углам. Исчезли из зала многочисленные камнерезные станки, склады мрамора, алюкобана, красок и прочих отделочных материалов. Чисто, пусто, безлюдно. Впечатление такое, будто поредел тут коллектив, лишь двое камнетесов достилают последние квадратные метры пола. А так - полы в граните, стены в мраморе, потолки в алюкобане, эскалаторы в ступенях. Покой и благодушие? Не верьте глазам своим, предсдаточный период в самом разгаре.
Именно потому, что эра УСР, иду в вагончик к Игорю Владимировичу Зеленеву, и начальник участка отделочников подтверждает свои полномочия главнокомандующего.
- Мы, безусловно, хозяева станции на этом этапе. Сейчас у нас здесь больше 150 человек, и еще пришлют подкрепление Через месяц-полтора сдача объекта, надо ускорять процессы.
- А на вид будто все почти сделано.
- Основная задача на станции выполнена. Камнетесы из 23 тысяч квадратных метров гранита и мрамора постелили 15-16, осталось покрыть каменными плитами алюминиевую оснастку снаружи, на карнизе по фасаду. Это порядка 8 тысяч квадратных метров. Таким методом, "на относе", выполняется у нас облицовка панельного каркаса вентилируемого фасада. Все чисто, быстро, аккуратно, без мокрых процессов. Люди очень довольны.
- Видел, в оснастку вкладываются пластины утеплителя?
- Утеплитель используется только в тех местах, где за фасадом находятся служебные помещения. На остальных площадях только алюминиевый каркас удерживает мрамор, за ним пустота. Подвесные потолки заканчиваем монтировать. Всего их площадь 15 тысяч квадратных метров.
- Красиво смотрятся. И форма потолков необычная.
- Это гнутые панели из алюкобана и люксалон - алюминиевая рейка. Нововведение наших архитекторов, по всей Москве теперь здания внутри украшают алюкобаном. Тоже процесс чистый, приятный, рабочим очень нравится.
- Кстати, монтируют потолки слесари. Значит, у вас теперь слесарей гораздо больше, чем раньше Почему же и их не видно?
- Потому что основные площади, порядка 15 тысяч квадратных метров, здесь тоже уже отделаны, осталась мелкая работа, невидимая, в глаза не бросается, но очень трудоемкая. Речь идет о панелях на примыканиях к мрамору стен и колонн. Там у каждой детали свои размеры, так что приходится замерять параметры и эти торцевые панели заказывать индивидуально. На примыканиях на установку каждой такой конструкции уходит намного больше времени, чем при монтаже обычных стандартных панелей.
Были у нас проблемы с поставкой алюкобана, но дело налаживается, и сейчас основная масса материалов уже на объекте. На этой неделе практически закрываются поставки по всем отделочным материалам и на карниз по фасадам, и на подвесные потолки. Процесс идет хорошо.
Кроме того, под руководством механика участка Николая Ивановича Мухина ночами, с двух до четырех, трудится бригада слесарей на платформах станции, тоже подвешивает потолки из алюкобана и люксалона. Дел там очень много, но в связи с тем, что линия действующая, приходится выполнять задания буквально по крохам.
- Успеете?
- Должны успеть. Наша задача минимум - сдать эту станцию, задача максимум - досрочно сдать.
- Вы довольны объектом?
- Доволен. Доволен такими объемами, материалами, с которыми приятно работать. И люди довольны: все чистенько, красиво, аккуратно. Есть архитекторы, которые это придумали, и есть наши руки, которые воплощают их идеи в жизнь. И вообще, станции такого объема и в такой срок мы еще не делали.
Это первая моя станция. Строил, отделывал другие объекты, а станцию отделываю впервые. И у нашего механика, Валерия Алексеевича Михалева, это его первая станция. Сейчас контингент слесарей вырос, руководят слесарями механики, и у нас новый механик руководит коллективом. Был и он в свое время слесарем, сам выполнял все эти процессы, которые выполняют сейчас его подчиненные, а теперь учится в горном и руководит здесь людьми довольно-таки успешно.
- Люди свои? Со стороны многих берете?
- Основная часть - свои люди, и приглашаем немного помочь нам. Сейчас ведь в отделке не только эта станция, еще "Парк Победы", пусковая "Бульвар Дмитрия Донского". Дел у УСР хватает.
Наши камнетесы - неплохие ребята. Например, Виктор Майтекович, классный специалист, бывший метростроевец из Минска. Прекрасный человек, бригадир, уже не один год у нас. Если ему поручили дело, то не сомневаемся, что он это дело сделает. Еще приехал к нам один парень с Ташкентского Метростроя, Сергей Федорович Проскуряков - тоже хороший специалист, камнетес, гранитчик. Уже не один объект сделал вместе с нами, в свое время трудился и на Кутузовской развязке.
Что касается слесарей, которые гнут и навешивают алюкобан, то - Александр Жалнин у нас более 20 лег, Александр Галгаев - более 15 лет, Алексей Матвеев - все с большим стажем, с огромным опытом, с метростроевским отношением к труду. Золотые руки. Они не просто слесари, они ведут за собой молодых и показывают пример всем остальным в бригадах.
- Вы сказали - молодых? У вас появляется молодежь?
- Приходят к нам новые люди, приходит и молодежь. Есть среди них и москвичи, но в основном из Подмосковья приезжают - из Ногинска, из Балашихи. Мы к ним приглядываемся - неплохие ребята Есть даже очень хорошие среди тех, кто недавно у нас. Например, Толя Перепелкин: ему еще годик поработать - и можно ставить звеньевым.
* * *
Вместе с тем продолжают трудиться на станции коллективы генподрядчика, СМУ-5, и субподрядчика, СМУ-6, хотя уже и не в таком напряженном графике. Вышел из отпуска начальник участка СМУ-5 Валерий Иванович Жердев, ушел в отпуск его коллега, Андрей Викторович Павленко - то есть, идет процесс, красноречиво говорящий о действительном спаде накала на готовящемся к сдаче объекте. Одна из бригад СМУ-5 уже ушла в Бутово.
Соорудив монолитный кабельный коллектор, внушительную железобетонную арку перед входом на станцию, бригада проходчиков Феликса Николаева тем самым поставила точку над всеми основными бетонными работами.
- Порядок только осталось навести, - подытоживает Феликс Николаевич, на минутку оставив своих проходчиков, разбирающих на коллекторе металлические "леса".
В основном на правом берегу Москвы-реки идет обычный рутинный процесс сдачи служебных помещений то от СМУ-5 - СМУ-4, то от СМУ-4 - СМУ-5, по мере их готовности то к монтажу оборудования, то к окончательной отделке. Сейчас, когда уже можно подводить предварительные итоги, начальник участка с удовлетворением отмечает высококлассный труд бригад С.В.Клычникова, Н.Н.Хлыстова, В.В.Захарова и, конечно, А.М.Партолина - практически вся арматура на правобережном вестибюле связана его руками.
На левобережном вестибюле, у начальника участка СМУ-6 Юрия Петровича Данько, положение примерно такое же. Бригада А.В.Федорова заканчивает шахту кабельного коллектора, бетонирует перекрытие, бригада М.И.Лаптева доделывает вентиляционную тепловую завесу правого перегонного тоннеля и галерею на левой стороне вестибюля. Бригада В.В.Сергеева укладывает стяжку под изоляцию на перекрытии вестибюля, бригада Р.М.Измайлова занимается лестницами, опалубкой на выходах, бригада изолировщиков обклеивает изоляцией перекрытия левого перегонного тоннеля и ТПП-118. Отделочники кладут в служебных помещениях половую плитку, стеновую глазурованную плитку, штукатурят потолки. И все это - на окончательном этапе.
Как вы понимаете, есть еще организация, которая обычно испытывает эффект "бума" в предела точный период. Это СМУ-4, эскалаторный участок №5. С мастером участка Анатолием Ивановичем Чубриным мы встретились на станции в день его рождения, 9 октября. Тогда уже в обоих вестибюлях эскалаторы были смонтированы, на участок приехали представители завода-изготовителя, к которым у монтажников накопились вопросы. А в основном ждали эскалаторщики подачи напряжения, чтобы опробовать механизмы и приступить к обкатке. Напряжение обещали подать буквально на днях.
Сейчас, когда этот номер газеты, наконец, дошел до читателя, на станции многие из перечисленных процессов завершены. Уже в середине октября. Ну, как вы думаете, в срок или досрочно сдаст Метрострой станцию "Воробьевы горы"?
Ближайшее будущее покажет.
В.Мелик-Нубаров
На снимке: станция "Воробьевы горы" готовится к пуску. За сеткой ходят поезда метро, а в станционном зале заканчивается отделка.
Фото А.Попова
Как живешь, ветеран?
1 октября но рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН отмечается Международный День пожилого человека. Его цель - привлечь внимание правительства и гражданского общества к проблемам старшего поколения.
В нашей стране День пожилого человека отмечается ежегодно, с 1992 года. Вот уже десять лет. На этот раз он прошел под девизом "Качество жизни пожилых людей - на новый уровень".
В Москве - более двух миллионов пожилых людей, на Метрострое - более трех тысяч ветеранов, среди которых первопроходцы метро, участники Великой Отечественной войны и трудового фронта. Как и чем живут наши ветераны? Ощущают ли поддержку своего коллектива? Об этом сегодня наш разговор.
Старые друзья, в вас я узнаю беспокойную юность мою...
Ветеран СМУ-4 Николай Тимофеевич Комозин о Международном Дне пожилого человека услышал впервые. "Нет, - сказал он, - никто не звонил, не поздравлял. А было бы приятно..." Ни подарков, ни премий ветеран, конечно, не ждет, всю жизнь рассчитывал только на себя и сегодня своим принципам не изменяет. В силу характера, которому смолоду присуще такое качество, как скромность, Николай Тимофеевич старается никого не обременять своими стариковскими проблемами. Каждый раз на вопрос о жизни отвечает бодро, со смехом: "Еще живой и радуюсь". Источник силы и хорошего настроения первопроходец метро находит у Омара Хайяма или Александра Сергеевича Пушкина - недавно еще раз прочитал "Евгения Онегина". И воспоминания... Воспоминания особенно греют душу.
Николай Тимофеевич пришел на Метрострой шестнадцатилетним юношей. Ради того, чтобы стать строителем метро, бросил свой дом в Брянской области. Взял денег в долг на дорогу и был таков. А в Москве пришлось поволноваться, ни на одну из шахт не брали, по возрасту не подходил. Случайно оказался на заводе №2, где и получил свою первую профессию газоэлектросварщика. Это уж потом он будет работать на шахте №61 у Михаила Афанасьевича Самодурова, а после войны - в коллективе монтажников мастером. Шестьдесят четыре года - таков трудовой стаж!
- На лавочку к народу выйду, а дом-то метростроевский, на улице Проходчиков, что только не вспомним все вместе, - рассказывает Николай Тимофеевич. - И войну, и послевоенное время. Но особенно начало. Как весело жили в общежитии на Потешной! Помню, соревновались девушки и парни, кто кого перепляшет. Девчонок "марчеванками" называли, ребят - "чурбачками". Это пошло от наших наставников, донбассцев. Но никто не обижался. Смешно было, интересно. Сейчас встретишь кого-нибудь из тех, наших давних подруг, назовешь "марчеванкой", улыбнется… мало их осталось. И нас осталось мало. Не так давно прочитал в газете некролог на Митрофана Ивановича Бабичева, ветерана СМУ-8. Какой это был труженик! Какой замечательный человек! Вместе с ним мы в войну огневые точки делали на Волоколамском направлении. Такой был сильный, мощный, быстрый. Не угнаться. Уважали его.
Николай Тимофеевич живет с внуком и снохой, они деду помогают, он доволен. Но и сам не теряется. Готовит, например, "будулаевский" суп. Объяснил, что это такое: первое, второе и третье - все в одном котле. Пережил пожар в квартире. Мужественно пережил. До сих пор еще полностью ремонт не сделан. Но это, считает он, не главное. Главное, что не забывает его коллектив. Был юбилей, приезжали навестить главный инженер СМУ-4 Арон Петрович Рознатовский и председатель профкома Евгений Васильевич Афонин. Вот это, действительно, радость. А что еще нужно человеку преклонного возраста? Только бы знать, что не остался в забвении, что нужен. И это огромный стимул к тому, чтобы, открыв исписанную мелким почерком школьную тетрадь в клеточку, продолжать записывать туда свои воспоминания. И мелькают, мелькают на этих страничках известные метростроевские фамилии - Шемет, Яцков, Мечтаев, Пащинский, Федоров, Гудков. Все - метростроевцы с большой буквы.
Нет, с прошлым живую нить нельзя порвать и все забыть...
Мария Семеновна Румянцева, председатель совета ветеранов КСУМа, о Дне пожилого человека также, как и другие метростроевцы преклонного возраста, буквально ничего не слышала. Да и не мудрено. Какой она пожилой человек? Жизнерадостная и задорная, она вся светится молодостью. А энергии столько, что с десятком людей поделится. Общение с ней - удовольствие. Такую излучает доброту! Таким зарядом положительных эмоций одаривает! С Марией Семеновной ветераны не пропадут. О каждом вспомнит, о каждом позаботится. А их у нее ни много, ни мало, а сто восемь человек, и часть из них проживает в Калужской области.
- Поздравительные открытки к Новому году начинаю писать в ноябре, - рассказывает Мария Семеновна. - Чтобы успеть.
Она не шутит. Потому что каждое поздравление - в стихах, а пишет их не кто иной, как она сама. И какие стихи! Однажды я слышала посвящение Валентине Васильевне Шульгиной в честь ее юбилея и была искренне удивлена, узнав, что это - собственное сочинение Марии Семеновны. Но, оказывается, удивляются даже те, кто знает ее долгие годы, постоянно задают вопрос: "Как это у тебя так здорово получается?" И хранят ее открытки, как хранят самое дорогое и ценное.
Заболел кто из ветеранов, Мария Семеновна спешит на подмогу. То заглянет к бывшей заведующей детским садом Татьяне Андреевне Климовой, у которой проблемы со зрением, то к Марии Яковлевне Малининой - та ногу сломала, то к Марии Севастьяновне Пуховой... Причем, не ждет, пока профком на посещение больных что-то выделит, она и свою пенсию не жалеет. В дом к ветеранам всегда идет с гостинцами.
Два года как Мария Семеновна на заслуженном отдыхе. Отдав детским садам КСУМа почти пятьдесят лет, с работой распрощалась. С работой (трудилась бухгалтером, подготовила семерых учеников), но не с КСУМом, как был родным домом, так и остался. И каждый прожитый в коллективе день - в памяти.
Пришла совсем юной. Начинала няней в детском саду №674. Почему часто рассказывает о Фролках? Да потому что каждый год выезжала сюда вместе с детьми, более сорока лет. Помнит еще уцелевшую на территории старой разрушенной немцами усадьбы помещика Фрола конюшню, в которой и проживали после войны ребятишки из Москвы. Ксумовцы оборудовали ее тогда как могли, пристроив с двух сторон веранды, а в центре сделав спальни. Это уже потом были построены дачи. На дачах - печное отопление. Приходилось Марии Семеновне и ее подругам и дрова рубить, и сушняк в лесу собирать. И за погребом-холодильником следить. За льдом ездили в Москву, сами кололи ледяные глыбы, сами загружали в машины и потом разгружали в детском городке. И все-таки, несмотря на трудности, весело было, интересно, жизнь кипела, а Фролки с каждым годом расцветали, отстраивались. Как радовалось сердце!
- В этом году я все лето пробыла в Калужской области, - рассказала Мария Семеновна. - Встретилась там с Марией Михайловной Козловой, Галиной Михайловной Алексеевой, которые когда-то трудились в лагере. Вот просили меня, чтобы о телефоне похлопотала у Николая Алексеевича Агапова. Ветеранов Калужской базы отдыха у нас девять человек, а позвонить в Москву им неоткуда. А как без связи с коллективом?
Кстати, в июне Мария Семеновна отметила свой юбилей, очень благодарна за теплые поздравления руководству КСУМа. Внимание дорого. И она на внимание не скупится. Попросила через газету пожелать здоровья и счастья юбиляру Лидии Павловне Паничевой, которая всю свою жизнь трудится в детском саду №615 прачкой.
Живет Мария Семеновна в Бибиреве, с соседкой - ветераном Тоннельного отряда №6 Александрой Владимировной Четвертковой. Считает ее своей сестрой, с пятьдесят восьмого года водой не разлить. Дружба завязалась еще в общежитии.
- Она заболеет, я ухаживаю, - делится Мария Семеновна. - Я заболею - она рядом. Сами себе помогаем, чем можем. Вот так и идет день за днем. Без работы первое время тяжело было, скучала очень. Потом, конечно, привыкать начала, с коллективом же ниточка не оборвана, да и ничем ее не разорвать.
Мы сильны нашей верною дружбой...
Нина Ивановна Котова - ветеран СМУ-14. Здесь она работала в последние годы перед уходам на пенсию. А начинала на строительстве №11 у Василия Дементьевича Полежаева.
- Мои четыре брата, которых, к сожалению, уже нет в живых, из числа первых метростроевцев, - поведала историю семьи Нина Ивановна. - Сначала приехал Иван Щугорев, работал на первой очереди вместе с Полежаевым. Потом стали строить метро Михаил, Василий и Алексей. В годы войны Михаил ушел добровольно в ополчение защищать Москву и погиб, без вести пропал. А Василий, служивший разведчиком, вернулся с тяжелейшем ранением, с осколком, умер уже после войны. Меня на Метрострой привел Иван. "Вот, - оказал Василию Дементьевичу, - моя сестра из Мичуринска, хочет работать у нас". "Хорошая девушка. Направим ее в бригаду Рудакова", - решил Полежаев. Так я стала чеканщицей, с сорок девятого по пятьдесят второй годы. А потом, окончив учебу в технической школе, получила новую профессию - маркшейдера.
Нина Ивановна может смело назвать себя участником скоростной проходки на строительстве Таганско-Краснопресненской линии - в то время она трудилась на участке Наримана Александровича Простова - СМУ-7 осуществляло строительство перегонных тоннелей и станции "Рязанский проспект". И к "Медведково" она имеет самое прямое отношение. Работая в СМУ-11, была на этой станции участковым маркшейдером, с нуля и, что называется, до последнего штриха.
- У меня всегда были очень хорошие взаимоотношения с проходчиками, - вспоминает она. - Ни одного конфликта за все время. Если что нужно было, разъясню, помогу. Ладила со всеми.
В сорок лет Нина Ивановна окончила топографический техникум, в сорок пять как подземщица стала пенсионеркой. Но с любимой работой рассталась не сразу, пока не заболела и не перенесла операцию. Вот тогда и взял ее к себе в СМУ-14 Николай Григорьевич Зайдуллин.
Муж Нины Ивановны, фронтовик, умер три года назад. Вместе они вырастили и воспитали дочь. Сейчас Нина Ивановна живет с внучкой, а их у нее две. Старшая окончила МИИТ, бухгалтер - экономист, вот она и скрашивает жизнь бабушке. А младшей семнадцать, учится в техникуме.
-- Пенсия все-таки маленькая, - считает Нина Ивановна. - Без помощи близких пожилому человеку сложно, А метростроевцы, которые работали в таких тяжелых условиях, должны тем более иметь достойную пенсию - они это заслужили. Дорога у пенсионеров бесплатная, это, конечно, подспорье. Но вот путевку уже как прежде не возьмешь. Я считаю, что лечение в санаториях, а СМУ-14 не раз выделяло мне путевки и даже в Карловы Вары, спасло мне жизнь. Что говорить, в нашем коллективе ветеранов ценят - давали премии и к 9 Мая, и к 70-летию Метростроя. Но и правительство обязано подумать на этот счет. Мизерные надбавки не спасают. А если человек одинок и сил работать уже нет? Этим людям не позавидуешь. И День пожилого человека, который отмечался 1 октября, пока что радостных вестей не принес. А хотелось бы.
Что нас, ветеранов Метростроя, спасает? Общение друг с другом, радость встреч. Это замечательно, что мы все - одна большая семья.
Я в дороге, я в пути...
Виктору Захаровичу Нечаеву семьдесят лет. Но он по-прежнему в строю, по-прежнему бригадирствует. Сейчас его бригада из тридцати человек на "Бульваре Дмитрия Донского", ведет работы на строительстве тоннелей, примыкающих к станции. В СМУ-13 Виктор Захарович не так давно, после того, как перестало существовать СМУ-2, которому он отдал не один десяток лет.
С любой метростроевской профессией Виктор Захарович на "ты". Смеется: "Все мои - вплоть до мытья стен". В сорок восьмом, когда только появился на Метрострое, обучался в ФЗО на плотника, работал в СК-2. С пятьдесят седьмого года - бригадир. На ускоренных курсах бригадиров, куда отправляли лучших, он учился вместе с Александром Ивановичем Сусловым, будущим начальником СМУ-13.
Работая в СМУ-11, Виктор Захарович строил "Тушинскую", "Медведково". И там у него были свои ученики, хотя бы тот же Владимир Степанович Бобров, который и сам уже ветеран. А про СМУ-2 и говорить нечего. Скольким молодым рабочим дал путевку в жизнь, скольких выучил и вывел в бригадиры - не сосчитать теперь.
- У меня у самого были отличные наставники. Правда, теперь уже их нет в живых. Иван Алексеевич Ледов, Алексей Лукьянович Заварыкин, Василий Иванович Филатов, Иван Иванович Никулин, Федор Иванович Голышев, - перечисляет Виктор Захарович. - Они с первой очереди, а мы за ними. А за нами? Вахтовики - это не смена. Вот ведь как...
На вопрос, почему не уходит на заслуженный отдых, Виктор Захарович отвечает не раздумывая - прямо и честно: "На пенсию не проживешь. Две тысячи разве деньги?" Но не только в этом его правда. Нисколько не лукавит, когда говорит еще и о том, что в выходные как всегда в пять утра встает и без работы скучает.
Станций на его счету немало. Когда мимо "Севастопольской" проезжает - душа замирает, красавица! Его станция. А скоро и еще одна в копилке бригадира появится - сдача "Бульвара Дмитрия Донского" не за горами.
- Уйду только тогда, когда Александр Андреевич Торопов с работы выгонит, - шутит бригадир-орденоносец. Виктор Захарович может гордиться не только своими станциями, но и наградами, полученными за свой труд. Два ордена - Трудового Красного Знамени и Трудовой Славы, медали. Его отец, отправляя сына в Москву и поручая заботу о нем другу - преподавателю метростроевского ФЗО, нисколько не сомневался в том, что младший Нечаев не подведет. И сын не только не подвел, а стал известным бригадиром, уважаемым на Метрострое человеком.
Стаж Виктора Захаровича приближается к пятидесятипятилетию. "Одиннадцатую пятилетку завершаю", - подытожил он разговор. А что касается нынешней жизни, особо распространяться не стал, лишь с ностальгической грустью вспомнил прошлую, в которой каждый чувствовал себя счастливым и уверенным в будущем, в том числе и пожилой человек, которому не надо было трудиться до глубокой старости и просить у кого бы то ни было помощи.
Материалы подготовила Н.Соловьева
Строители столичного метро
Трудовое мужество Николая Феноменова
На этот год приходится сразу несколько дат, связанных с яркой жизнью знаменитого метростроевца Героя Социалистического Труда Николая Алексеевича Феноменова. Девяносто лет назад он родился. Шестьдесят лет прошло с той фронтовой ночи, когда разрыв фашистской мины изувечил его, сделав инвалидом первой группы. И тридцать лет отделяют нас от момента выхода в свет в Профиздате посвященной ему книги Александра Владимирова "Наперекор судьбе". И еще одна дата набежала - прошло пятнадцать лет, как в "Метростроевце" появился некролог на Николая Алексеевича. Там о нем писали как о ветеране, служившем примером мужества, стойкости, трудового и нравственного героизма. И еще было сказано, что Метрострой никогда не забудет своего героя.
В книге "Мосметрострой: 70 лет", изданной к юбилею прошлой осенью, фамилия Феноменова конечно же, упоминается - она стоит в перечне всех наших тринадцати Героев Социалистического Труда. Но там не было места, чтобы при вести хотя бы краткие конкретные характеристики трудовых подвигов, совершенных нашими выдающимися строителями. И в метростроевских коллективах найдется уже немало людей, которые даже зная понаслышке, что Феноменова называли метростроевским Маресьевым, уже не могут толком сказать, что же такое совершил Николай Алексеевич. Поэтому надо, наверно каждому следующему поколению представлять и его, так же как мы постоянно рассказываем о Ротерте и Полежаеве, о Федоровой и Яцкове-старшем.
Николай Феноменов пришел на одну из метростроевских шахт, когда после службы в Красной Армии вернулся в Москву, к матери. До призыва он строил завод "Манометр", учился на дирижаблиста и даже участвовал в нескольких полетах. Но пока он служил, трест "Дирижаблестрой" расформировали. Демобилизованному воину пришлось снова определяться в жизни. И он взамен неба выбрал работу под землей.
На Метрострое, приступавшем к станциям второй очереди, смекалистый и физически крепкий новичок пришелся ко двору. Начинал с привычной лопаты, потом освоил отбойный молоток. В забоях все больше стало появляться механизмов - его и к ним тянуло. В "Ударнике Метростроя" появилась статья о нем как инициаторе движения за совмещение профессий. Выдвинулся Феноменов и по другой линии - по спортивной. В числе первого десятка из много тысячного коллектива строителей сдал нормы на значок ГТО второй ступени, а по акробатике стал одним из сильнейших в московском "Локомотиве", даже выступал на сцене Колонного зала Дома Союзов.
Летом 41-го начал готовиться к поступлению на вечернее отделение института. 22 июня все мирные дела и планы оборвала война.
Несмотря на бронь, Николай сразу же направился в комитет комсомола, оттуда - в военкомат с просьбой послать на фронт. Его зачислили в инженерный батальон и он воевал так же умело, как строил метро. Участвовал в боях под Смоленском, оборонял Москву. Выполнял опасные задания за линией фронта. В ноябре за взрыв моста около Наро-Фоминска получил орден Красной Звезды. А ведь в первые месяцы войны командиры были очень скупы на награды.
В ночь на 28 марта 1942 года группа старшего гвардии сержанта Феноменова возвращалась с боевого задания и попала под минометный обстрел всполошившегося противника. Близким взрывом Николаю покалечило глаза и оторвало кисти рук. Одна рука стала короче на 29 сантиметров, другая - на 30.
В ташкентском госпитале врач-кудесник Филатов сумел частично восстановить зрение в левом глазу. Другой хирург - Берлинер - сделал культи двупалыми. Раненому обещали, что после долгих тренировок он сможет брать этими отростками легкие предметы домашнего обихода. Но Николай наметил куда более дерзкую цель - вернуться на шахту. И не кабинетным работником а электрослесарем, например.
Много лет спустя Николай Алексеевич выступил в "Метростроевце" с большой статьей "Героизм в наследство", где вспоминал энтузиазм добровольцев, устремившихся на строительство первых станций метро. И был там такой пример: "Башкир Нурмат Нурмалов опоздал на поезд и остался без денег и вещей. До дома - рукой подать, а до столицы - полторы тысячи километров. Он отшагал их можно сказать, пешком".
Так вот, послефронтовой путь самого Феноменова на Метрострой оказался куда более длинным и трудным.
Целых шесть лет упорного преодоления всевозможных препятствий потребовались ему, чтобы на общих основаниях войти на территорию 20-й шахты и влиться в коллектив СМУ-3, строившего "Новослободскую" В эти годы вошли занятия в Экспериментальном институте помощи инвалидам войны, а главное - бесконечные труды и хлопоты, связанные с освоением садового участка на Луговой. Феноменов сам и осины рубил, и пни корчевал, и забор городил и сарай построил. Причем, топор и другой инструмент сам же точил и поддерживал в порядке. И параллельно нарабатывал навыки письма и черчения, так как и мысль об учебе упрямый метростроевец не забросил.
И все у него получилось! По совету своего старого, еще с до военной поры друга Дмитрия Beреинова сдал экзамен на слесаря IV разряда. Потом пошли к начальнику шахты Федоровой, и Татьяна Викторовна помогла преодолеть сопротивление отдела кадров. Наконец, отработав год в инструменталке и вооружившись соответствующими документами, Николай Алексеевич пробился в техникум. Правда, тут уже потребовалась поддержка заместителя министра.
На одном из первых занятий выяснилось что и шестилетняя программа подготовки не все нужные навыки охватила. Будущий студент не учел, что в аудитории ему придется писать и чертить мелом на вертикальной доске. И кусочек мела просто выскальзывал из пальцев культи. Что ж, упрямца такое препятствие, конечно же, не остановило В течение нескольких вечеров он оставался в конце занятий один и не отходя от доски часами, тренировался, тренировался.
После блестящей защиты дипломной работы его назначили механиком участка. И еще много станций вошло в его судьбу.
В Указе о награждении Николая Алексеевича Феноменова Золотой медалью "Серп и молот" и орденом Ленина говорилось, что механик шахтно-строительного участка СМУ-3 Мосметростроя назван Героем Социалистического Труда за большие заслуги в строительстве Московского метрополитена, за трудовое мужество и героизм.
Ю.Петрунин
В мире книг
Звучная лира
8 октября исполнилось 110 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941).
Писать стихи она начала шестилетним ребенком. И притом не только по-русски, но и по-французски, по немецки. А в восемнадцать лет выпустила свой первый сборник "Вечерний альбом", на который откликнулись В.Я.Брюсов и М.А.Волошин. Ее отец - И.В.Цветаев, филолог и искусствовед, профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).
Вскоре последовали новые стихотворные сборники - "Волшебный фонарь" (1912) и "Из двух книг" (1913). Звуковое многообразие поэзии Цветаевой - не гладкое благозвучие, а завораживающий поток все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. Перебои, паузы, острые изломы привычной метрики, громоподобные созвучия органично вошли в цветаевскую речь, отсылающую нас к одическому стилю XVIII века.
"Я не верю стихам,
которые льются.
Рвутся - да!"
Среди многочисленных лирических тем выделяется тема Святой Руси. Ее Русь поет, причитает, пляшет, молится и умиляется. И сердце этой Руси - в белокаменной Москве.
Октябрьскую революцию Цветаева не приняла. Ее муж Сергей Эфрон (1893-1941) был офицером в армиях Деникина и Врангеля. В мае 1922-го Марина Ивановна вместе с дочерью выехала за границу к мужу, который тогда учился в Пражском университете. Впоследствии Сергей Эфрон пересмотрел свои политические взгляды. В июне 1939-то Цветаева вернулась в СССР.
Библиотека располагает двухтомником Марины Цветаевой, выпущенным в свет издательством "Художественная литература" в 1988 году.
Автор "Дмитрия Донского"
Столетие со дня рождения писателя Сергея Петровича Бородина (1902-1974) будет отмечаться 25 октября.
Родился будущий романист в Москве. Учился в реальном училище города Белова. Первый очерк Бородина был опубликован в 1915-м. Через два года в печати стали появляться его стихи. Он участвовал в работе литературной и художественной студии Пролеткульта. В 1922-1926 гг. учился в Высшем литературно-художественном институте имени В.Я.Брюсова, где специализировался по фольклору. Выезжал в экспедиции в Бухару и Самарканд, на север России, в Заонежье.
Бородина привлекала тема исторического прошлого ("Последняя Бухара", "Епиптянин", "Мастер птиц"). Широкую известность принес писателю роман "Дмитрий Донской" (1941), за который он получил Государственную премию. По словам автора, импульсом к его созданию послужила "необходимость показать современному читателю эпизод истории, который внушил бы ему чувство благородной гордости за прошлое своей страны". В 1953-1973 гг. он создал историческую трилогию "Звезды над Самаркандом", посвященную вторжению Тимура в Среднюю Азию
Основные произведения С.Бородина у нас имеются.
Н.Ушакова, директор библиотеки КСУМа.
|