О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №41 (13067)
25 октября 2002 г.

Новости

Потолок и колонны радуют глаз

Платформенная часть станции "Бульвар Дмитрия Донского" стала выглядеть наряднее - подвесной потолок из материала на основе алюминия смонтирован на 70 процентах площади. Резко продвинулась вперед и облицовка колонн, украшающих платформу. По информации, полученной от главного инженера УСР О.Н.Мельникова, мрамором отделано три четверти их поверхности.
Отделка ведется и не 8 выходах из 10. Причем на пяти из них к выходу в свет этого номера газеты останется выполнить лишь остекление и работы no козырьку.

Ростверки, стойки, ригеля

В строительство эстакадного участка Бутовской линии реально включились СМУ-14 и СМУ-6, - говорит начальник комплекса А.С.Непомнящий.
На счету СМУ-14 - 10 забетонированных ростверков, 6 стоек и на двух из них готовы ригеля. СМУ-6 собирается бетонировать первый ростверк (под 16-ю опору) и рядом завершено обуривание свайного поля под вестибюль станции "Бульвар Адмирала Ушакова". К СМУ-6 отошел и участок у станции "Поляны". Там забетонировано два ростверка и две стойки.

Всего важней здоровье в доме...

Как бы не очаровывала нас своей красотой желтоглазая осень, как бы не радовали глаз "в багрец и золото одетые леса", а тем не менее осенняя пора примечательна еще и неприятностью, такой, как эпидемия гриппа. И, кстати, эпидемия эта уже грядет. Чтобы избежать заболевания, о нас с вами заботятся медики. Буквально на прошлой неделе была проведена вакцинация в Управлении Метростроя. По сведениям заведующей здравпунктом Алены Викторовны Мельниковой, прививки против гриппа сделали около ста человек.

Аплодисменты - "Красной горке"

После летних каникул ансамбль русской песни "Красная горка" Дворца культуры Метростроя открыл новый сезон. 18 октября коллектив дал сольный концерт, состоявший из двух отделений: первое - театрализованное действо "Времена года", второе - "Казачьи посиделки".
- В "Красной горке" пятнадцать человек, - рассказала его руководитель Лидия Мусихина. - В последнее время в ансамбле появилось немало новых талантливых исполнителей. Последнее выступление, например, стало дебютом для молодой участницы Татьяны Широченковой. Дебют удался.
Так же, как и удался концерт в целом. Зрителей в зале было много. Они тепло принимали артистов, пели вместе с ними и по завершении расходиться не торопились.

Вести со строек

Есть смысл поторопиться

Прошло больше месяца с первого рассказа в нашей газете о точке "А" Лефортовского тоннеля и подготовительном этапе, которым занимался там на сооружении демонтажной камеры участок СМУ-15 под руководством А.Н.Сатышева. И вот мы снова на этом объекте, на котором теперь многое изменилось: "общий" котлован значительно расширился и углубился, и по сравнению с ним кажутся уже не столь внушительными габариты старообрядческой церкви на его краю. Лес буровых установок превышает здесь, на Бакунинской, все мыслимые количества, но это - не Метрострой, другие организации. СМУ-15 в центре событий, участок уже приступил непосредственно к сооружению демонтажной камеры для немецкого щита, постепенно приближающегося к финишу проходки. Рядом, это видно, разрабатывается порода под правый тоннель открытого способа работ, от Лефортова к Рижской эстакаде.
- В демонтажной камере сейчас мы приступили к сооружению второго яруса стен, - объясняет Андрей Николаевич. - Там всего 5 ярусов сваи опущены в траншею и замоноличены на глубину 28 метров, ущемление их - порядка 6 метров, вся камера будет глубиной 21,7 метра. Самый мощный первый ярус, достигает глубины 6,4 метра. Мы уже выбрали грунт на двухметровую глубину вокруг демонтажной камеры, соорудили конструкции "воротника". Это - то самое место, которое примет основное давление при выходе щита. Второй ярус, ниже первого, глубиной 4,8 метра. Как раз под него котлован уже выкопан на 12 метров. Третий ярус, еще пониже, будет порядка 3 метров, а четвертый и пятый ярусы соорудим вместе с лотком.
- Настоящая метростроевская работа, требующая опыта, и даже смелости. Какими силами располагает ваш участок? Есть стоящие бригадиры?
- У меня здесь сейчас порядка 200 человек. И бригадиры - не жалуюсь. Есть, конечно же, опытные мужики, которые по 20 лет отработали. А из молодых один Александр Анатольевич Иванов чего стоит: 25-26 лет, среднее техническое образование, сейчас поступил в вуз, сам работяга, авторитетный, умелый, и характер подходящий, прямо подминает под себя. А чего ему: здоровяк, метра под два, кулачищи - руками подковы гнет. И, конечно, пользуется уважением. К тому же сообразителен, рацпредложения каждый день носит...
Весь коллектив на участке в основном состоит из трех подразделений. Арматурщики занимаются заготовкой и монтажом арматуры, у опалубщиков (деревянных людей), свои задачи, слесари (железные люди) - это коммуникации, закладные детали, сварка. Само собой, во всех этих группах свои инструменты, свои навыки. И есть небольшое звено отделочников. Мои здесь, пока подготавливались к основным работам, к 1 сентября отремонтировали несколько помещений техникума авиационного приборостроения (в счет аренды их территории) и поменяли системы канализации в туалетах. Я хочу сказать, что у меня люди - на все руки мастера, универсальный коллектив. Мы же строители станций метро открытого способа, а станция весь комплекс технологий включает, потому что сдается под ключ. Все там наше, кроме спецоборудования и облицовки. В принципе, мы и облицовкой мрамором и гранитом занимались сами, так что, хотя у меня на участке таких специальностей нет, но жизнь показала: могут мои и облицовывать помещения. Посмотрите на нашу контору, все сделано своими силами. Вот наши возможности!
По опыту знаю, что у Сатышева обязательно припасена какая-то необыкновенно интересная новость, и эдак, не акцентируя, спрашиваю о котловане под правый тоннель.
- Здесь ситуация стала развиваться совершенно "не по сценарию", и у нас вдруг появилась возможность до середины января, до выхода щита в демонтажную камеру собрать 40 метров правого и порядка 20 метров левого тоннелей участка СМУ-15. Полностью соорудить, заизолировать и засыпать. По расчетам проектировщиков, эти конструкции могут создать подпор для стен демонтажки на момент наибольшего давления домкратов, чтобы нагрузки из камеры не повредили само ее тело. Но условия поставлены совершенно жесткие: абсолютная готовность отрезков тоннелей к моменту выхода щита.
В связи с этим на трассе правого тоннеля уже разрабатывается порода под первый ярус креплений, и там проблем со временем не предвидится. Но на левом тоннеле из-за перекладки коллектора начало работ перенесено на конец октября, а если мы начнем строительство так поздно, то у нас остается мало времени до середины января. Положение серьезное. Сейчас умные головы считают, графики составляют, прикидывают наши возможности по видам, по материалам, по технологической цепочке. К концу октября должны дать ответ - успеем или не успеем, есть ли смысл браться за строительство, или лучше будет отложить на более поздний период.
- А действительно, есть ли смысл пороть горячку?
- Конечно, есть смысл по-любому. Мало того, что это деньги для нас, это еще и серьезная экономия для всей стройки, потому что проектное закрепление конструкций демонтажной камеры - очень сложная проблема. И потому, что каждый метр тоннеля - приближение к концу всего строительства. Да что метр, положили куб бетона - уже на некоторое время приблизились к финишу.
- И как вы смотрите на создавшуюся ситуацию?
- Я на все смотрю оптимистично. И не такие ситуации были, были хуже, все равно справлялись. Туго будет - помощь призовем, а дело сделаем. Ведь почему строители впереди проектировщиков бегут? Можно любой объект разделить на сколько угодное количество частей, отдать по кусочку субподряду - и все равно управиться в любые сроки. А проектировщики не могут создавать проект по кусочкам. Отсюда и все нарекания им за задержки рабочей документации, хоть в принципе они и не виноваты.
В.Мелик-Нубаров

На пусковом объекте

У стального перекрестка

Красивый симметричный узор из стальных рельсов и других не менее прочных деталей образовался в центре камеры съездов за вестибюлем №2 и венткамерами пусковой станции "Бульвар Дмитрия Донского". Это перекрестный съезд, собранный бригадой путейцев, руководимой бригадиром Александром Александровичем Семененко и горным мистером Николаем Ивановичем Фомкиным. Всего в бригаде 12 человек, но только четверо из ник - коренные метростроевцы. Остальные влились в коллектив путейского участка Николая Нестеровича Селезнева, приехав недавно в Москву из разных мест-из Ташкента, Нижнего Новгорода, Кемерова, Мордовии. Все они квалифицированные работники, набирались, по словам Селезнева, из дорожных мастеров. С метростроевской спецификой, правда, незнакомы. К бетонным лоткам, к тесноте тоннелей только начинают привыкать. Хотя в просторной камере съездов, сооруженной строителями СМУ-3, путейцы-железнодорожники вполне могли чувствовать себя как где-нибудь под крышей депо. И главное отличие было в другом - в самой конструкции перекрестного съезда - такая в системе МПС не применяется. А в целом для бригады немалая сложность работы заключалась в том, что приступать к ней пришлось из-за жестких сроков, не дождавшись от маркшейдеров всех необходимых отметок.
- Дали нам только ось съезда, еще кое-что, и мы от этого "плясали", - рассказывает Фомкин. - Потом, конечно, придется подправлять и, скорее всего, не однажды. Но основной объем все же выполнен и он не будет над нами висеть.
По оценке начальника участка, перекрестный съезд собран качественно. Николай Нестерович особо выделяет грамотные действия бригадира Семененко, а также слесаря Самохвалова, которому надо было с большой точностью просверлить в стальных деталях немалое количество отверстий.
К своей следующей задаче - к заполнению балластного корыта щебнем - путейцы сразу приступить не могли. Не было команды от представителей Метротоннельгеодезии, продолжающих отслеживать осадку конструкций камеры после ее недавней обратной засыпки по перекрытию.
Образовавшуюся паузу бригада использовала, чтобы форсировать сдачу СМУ-3 остающихся участков тоннелей под укладку путевого бетона. Причем, делалось это не только в самой камере съездов, но и в проходящем сбоку от нее, за железобетонной стеной правом тоннеле Бутовской линии.
Наконец, в среду 16 октября путейцам сообщили, что так необходимые им маркшейдерские данные они получат в четверг. И бригада Семененко, подтащив куда надо бетонные кубики, споро взялась за увесистые домкраты. Рукоятки их рабочие вращали синхронно и с приличной скоростью, храповики исправно щелкали - и тяжеленная рельсо-шпальная решетка по соседству с крестовиной съезда вдруг начала горбиться. Так начинало освобождаться место для подсыпки щебня. Признаться, я впервые наблюдал такую картину и подивился возможностям людей.
Поинтересовался у горного мастера, сколько им потребуется щебня и как они будут с ним управляться, Николай Иванович назвал внушительную цифру - тысяча "кубов". Подавать эту массу придется через материальную скважину - ее труба как раз нависает над одним из путей. А развозить груз вдоль балластного корыта станет тележка с электроприводом, предоставляемая СМУ-3. Еще бригада получит подкрепление из 8 человек. И дальше в ход пойдут электрошпалоподбойки и… лопаты.
За эту операцию Селезнев, похоже, не волнуется, а вообще-то он считает, что положение с путевыми работами достаточно напряженное. Ведь к станции пока нет сквозного проезда со стороны действующей Серпуховско-Тимирязевской линии. Если бы строители такое обеспечили, путейцы смогли бы заранее завозить сюда и накапливать контактный рельс, плети…
Возвращаясь на платформу по правому тоннелю, я увидел далеко впереди - за вестибюлем №1, за СТП - светлое пятно. Но в нынешней ситуации свет а конце тоннеля не радовал - то пятно означало, что перегон на месте недавней перемычки еще не перекрыт. Справедливости ради надо отметить: участок В.Михайлова из СМУ-13 там, на Старокачаловской, времени не теряет. В тот же день на перекрытом отрезке того тоннеля они приступили к наклеиванию изоляции.
Ю.Петрунин

Я забыл в кругу ровесников, сколько лет пройдено...

О том, что летние каникулы завершились, напомнила не только холодная погода с дождем и ветром, ню и первая после перерыва встреча ветеранов на Кузнецком мосту. Снова Валентина Васильевна Шульгина, председатель совета ветеранов Метростроя, собрала свой актив. За столом - известные все люди: Тамара Александровна Мосягина, Мария Тимофеевна Богданова, Надежда Ивановна Харитонова, Василий Степанович Коренков, Василий Анисимович Шевченко, Владимир Антонович Сахаров, Лев Алексеевич Вепс, Нариман Александрович Простов... К сожалению, совет ветеранов понес невосполнимые потери - не стало в его рядах Михаила Егоровича Михайлова из УММ, Юрия Артемьевича Якубекова из СМУ-15, Михаила Васильевича Помазанова из СМУ-14, Никодима Георгиевича Соколова из КСУМа, Алексея Егоровича Примакова из ММТК... Их память ветераны почтили минутой молчания - с этой грустной ноты и началось первое осеннее заседание совета.
А затем собравшиеся подвели итоги работы за прошедший период и наметили планы на новый. Так как сейчас идет подписная кампания, председатели советов ветеранов СМУ отчитались о подписке на "Метростроевец". В числе передовиков оказались Тоннельный отряд №6, СМУ-4, СМУ-8, СМУ-9 и сама Валентина Васильевна, благодаря которой газета будет приходить в дома семидесяти ветеранов. Порадовала Тамара Митрофановна Лищук, доложив, что СМУ-5 не этот раз подписало сто пятьдесят человек из числа неработающих пенсионеров.
На встречу к ветеранам в этот день, 8 октября, приехали представитепи Управления и Теркома Профсоюза Метростроя - Игорь Иванович Бучинский и Валентина Алексеевна Пасторова. И собрались здесь юбиляры, дни рождения которых пришлись на лето. Огромным сюрпризом для всех стал приезд Тихона Агеевича Фадькина - несмотря на плохую погоду, девяностопятилетний юбиляр сам добрался до Кузнецкого моста на общественном транспорте и выглядел, надо сказать, замечательно - крепкий, бодрый, жизнерадостный. Тихону Агеевичу были вручены букеты цветов и премии как от руководства Управления Метростроя, так и от Совета ветеранов. Мало сказать, что он остался доволен. Он был тронут вниманием. Вспомнил молодость, как работал на первой очереди, на проходке тоннелей между станциями "Сокольники" и "Красносельская", как строил потом "Красные ворота", а затем "Маяковскую" и "Белорусскую", как не было в его жизни никакой другой организации кроме Метростроя, который он бесконечно любит и с которым никогда не разлучался - только в годы Великой Отечественной войны. Тихон Агеевич поблагодарил всех собравшихся за добрые слова и пожелания, за заботу и с широкой улыбкой на лице пообещал Игорю Ивановичу Бучинскому столетие встретить дома - в этот раз свой юбилей Тихон Агеевич отмечал на даче, что и помешало поздравить его вовремя.
От души пожелали ветераны здоровья и счастья Марии Семеновне Румянцевой, бывшему бухгалтеру детского сада №615, а теперь председателю совета ветеранов КСУМа, и Виктору Захаровичу Нечаеву, бригадиру СМУ-13. Эта встреча и им запомнится надолго... Было бы, наверное, странно не увидеть на заседании совета председателя Объединения ветеранов Афганистана "Контингент" Александра Игоревича Савелова, который продолжает активное сотрудничество с метростроевскими ветеранами. Он вышел с предложением провести в ближайшее время, в ноябре, встречу представителей нескольких поколений: первопроходцев метро, участников Великой Отечественной войны, "афганцев" и "чеченцев". "Наша цель, - отметил Савелов, - помогать и поддерживать друг друга".
Константин Абрамович Ратнер, председатель совета ветеранов Тоннельного отряда №6, от имени и по поручению редакции "Метростроевца" вручил памятные фотографии участникам юбилейного вечера, посвященного 70-летию газеты, чем очень их порадовал. Замечательные снимки на память получили Валентина Васильевна Шульгина, Николай Васильевич Глебов, Любовь Владимировна Петрова.
Для совета ветеранов Метростроя и его актива начинаются трудовые будни. В ближайшее время планируется избрать новых председателей в коллективах УММ, ММТК, СМУ-14, СМУ-15. Уже сейчас намечаются мероприятия по подготовке к 60-летию Победы над фашистской Германией. Девиз этого года - встречаться чаще, и не только по случаям горьким, но и вместе ходить в музеи, выезжать на экскурсии, быть всегда рядом. И тут пожелание заместителя председателя Теркома профсоюза Валентины Алексеевны Пасторовой как нельзя кстати: "Как можно дольше радуйте нас своим присутствием. Здоровья вам, наши дорогие ветераны".
Н.Соловьева

На фото: Виктор Александрович Копылов, председатель совета ветеранов СМУ-9; Константин Абрамович Ратнер, председатель совета ветеранов ТО-6.

Моя Москва

По монорельсу до "Экспо"

В 2003 году москвичи получат в свое распоряжение еще одну транспортную магистраль, на этот раз - не совсем обычную. Проложенная над землей пятикилометровая монорельсовая дорога свяжет два радиуса столичного метро. Не потребуется и получаса, чтобы добраться от станции "Тимирязевская" до "ВДНХ".
Генподрядчиком работ по прокладке первого в Москве монорельсового пути является Мостоотряд-114 корпорации "Трансстрой". Строители приступили к сооружению трассы в июле прошлого года.
- На сегодняшний день уже возведено 128 опор на участке протяженностью более 4 километров. Осталось возвести еще около 40 опор - от пересечения улицы Академика Королева с 1-й Останкинской до улицы Докукина, где будет построено специальное депо, - говорит исполняющий обязанности начальника участка Мостоотряда-114 Александр Викторович Шурыгин. - Сейчас уже начаты работы по бурению скважин, установке арматуры и бетонированию опор на этом участке и по направлению к главному входу на ВВЦ.
Название фирмы - "Мостоотряд-114" - уже хорошо известно москвичам. Его строители возводили эстакады Рижскую и над проспектом Мира, другие не менее ответственные участки Третьего транспортного кольца. Профессионалы мостовых сооружений теперь впервые осваивают опыт прокладки пути для "воздушного" метро. Особых тонкостей и отличий от предыдущих работ здесь нет. Привычным для мастеров Мостоотряда-114 и призванных из разных городов страны для выполнения субподрядных работ других подразделений - Мостоотряда-10, Мостоотряда-99, Мостоотряда-22 - является и бурение грунта под опоры, и бетонирование массивных монолитных ростверков и 9-метровой высоты опор. Они стройными рядами уже вытянулись вдоль улиц Фонвизина, Академика Королева, перешагнули через пути Октябрьской железной дороги. Поставленные в Москву из Воронежа 27-тонные многометровые металлические коробчатого сечения балки свариваются в еще большей длины плети и поднимаются на опоры, где монтируются в "колею" будущего монорельсового транспорта. В заделе уже и три пассажирские станции - у Останкинского телецентра, на улице Академика Королева, у метро "Тимирязевская". Еще две станции, а значит, и остановки "воздушного" метро появятся на улице Милашенкова и под условным названием "Экспо" - напротив Монреальского павильона ВВЦ. Не заходя на территорию выставки, трасса завершится (пока) у депо на улице Докукина.
Пассажирские станции (островного типа, словно подвешенные к расходящимся здесь на ширину платформ опорам) будут иметь две короткие платформы, два эскалатора, лифтовый подъемник для спуска и подъема инвалидов. Станции - открытого типа, сверху они будут защищены прозрачным покрытием, внизу будут иметь кассовый зал и турникеты.
Предполагается, что уже летом будущего года монорельсовая дорога заработает. Но до этого времени Мостоотряд-114 должен завершить сооружение трассы, пассажирских станции и депо, а метростроевцы - оснастить все сооружения соответствующими системами электропитания, сигнализации, безопасности и так далее.
Л.Сергеева

Люди. Факты. События

Талантливый человек

Алексей Никитович Печников родился в деревне Рождествено Рязанской области. Ему не было еще и десяти лет, когда состоялся переезд в Подмосковье, в Одинцово. Здесь он окончил шесть классов и устроился на военный завод. Не до учебы было: война, голод, на руках у матери девять человек детей. Так и работал Алексей Никитович на заводе до ухода в армию, до сорок седьмого года. А после окончания службы, потрудившись год пастухом все в том же Одинцове, переступил порог метростроевской организации, которая называлась КМЭ. Привел его сюда друг, комсомольский секретарь КМЭ Пахомов.
Стал новичок осваивать профессию электромонтера. И освоил. И в бригадиры выдвинули с отрывом от производства. Печников учился в школе бригадиров, после чего участвовал в строительстве станции "Курская"-кольцевая. Станций в биографии Алексея Никитовича немало. Его производственный стаж сорок лет. За все эти годы мимо него не прошла ни одна стройка, ни один радиус. Ветерану СМУ-4, конечно же, есть что вспомнить. И даже были командировки, например, в Тюмень, где пришлось трудиться на строительстве электроподстанщии - в тяжелейших условиях, в пятидесятиградусный мороз, на промерзших болотах.
Труд Алексея Никитовича Печникова, электромонтажника на подземных работах, не однократно отмечался по четными грамотами, денежными премиями. Есть у него медали - "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран труда", бережно хранит и значок "Победитель соцсоревнования" - просто так его не давали.
Последняя станция, на которой трудился Алексей Никитович, "Орехово". Но это совсем не значит, что, уйдя на пенсию, ветеран забыл о коллективе. Нет, эта связь не прерывается. В отделе кадров в профкоме, в бухгалтерии СМУ-4 висят подаренные Печниковым картины. Его картины. Пейзажи, написанные маслом. Вот такой он одаренный и талантливый человек. С детства рисует, сочиняет стихи, предпочтение отдает сатирическим. И ко всему прочему играет на гармошке и мандолине.
Вместе со своей женой, Тамарой Федоровной, которой, к сожалению, уже нет, Алексей Никитович вырастил детей. У него две внучки - Светлана и Ирина. Теперь ждет правнуков. А 20 октября он отметил свой юбилей, ветерану исполнилось семьдесят пять лет. Коллектив СМУ-4 от души поздравил Алексея Никитовича - этого скромного, порядочного, честного, преданного коллективу монтажников человека и пожелал ему здоровья, долголетия и всего самого наилучшего.
Н.Творемирова

Медикам - низкий поклон

Тридцать лет я, Валентина Ивановна Шапето, отработала в ОРСе Метростроя. Начинала с незавидной должности уборщицы в столовой №9, а потом долгие годы трудилась буфетчицей на самых разных строительных объектах - и под землей, и на земле. Работала на станциях "Колхозная", "Щелковская", "Беляево"... В депо "Измайлово", в общежитиях на Нижне и Верхне-Первомайской. В ту пору на каждом метростроевском объекте обязательно открывались столовые и буфеты и мы, работники ОРСа, были всегда востребованы, причем, старались обслуживать метростроевцев так, чтобы не было ни нареканий, ни претензий, переживали, если что-то не так. Хорошей славой пользовались среди производственников восьмая столовая, которой руководил Илья Иванович Тарасов, девятая, которую возглавляла Людмила Николаевна Пальцева. Я трудилась и там, и там. Меня хорошо знали рабочие СМУ-5 и СМУ-7, СМУ-10 и СМУ-2. До сих пор храню "Метростроевец", где строители СМУ-2, сооружавшие административный корпус Метрополитена на проспекте Мира, через газету выразили мне благодарность, под заметкой стояча двадцать одна подпись. А сегодня я хочу выразить слова признания людям, которые помогают мне поддерживать здоровье и встречают всегда с открытым сердцем. Это доктора и медицинские сестры нашей медсанчасти.
Я живу в Черкизове. Но в свою районную поликлинику, которая значительно ближе, чем медсанчасть, давно уже не хожу. Когда бы туда ни пришел, ты - чужой человек, и твои проблемы, и твой призыв о помощи вряд ли кого-то тронут. Это уже не раз проверено. И совсем другое отношение, совсем другой микроклимат в нашей медсанчасти. Большое спасибо за это главному врачу Галине Артемьевне Петруниной, которая когда-то была нашим цеховым терапевтом. Раньше я обращалась к медикам в крайних случаях. Теперь же, с возрастом, когда здоровье ухудшается, приходится бывать в медсанчасти чаще.
Внимательное отношение к себе ощущаешь уже у регистратуры - здесь трудятся доброжелательные и добросовестные люди. А какой заботой окружают своих больных врачи и медсестры! Я очень благодарна за доброту заведующей хирургической стоматологии Галине Федоровне Грибченко, хирургу Вере Викторовне Глазковой, окулистам Людмиле Ивановне Борисовой и Нине Александровне Батищевой, невропатологу Адели Андреевне Черновой, эндокринологу Лидии Афанасьевне Романцовой, терапевту Людмиле Леонидовне Бубновой и медицинским сестрам Нине Ивановне Архиповой, Наталье Ивановне Баязитовой, Людмиле Тимофеевне Соловьевой, Нине Семеновне Кузнецовой, Татьяне Анатольевне Беляевой, Любови Васильевне Перовой, а также медикам лаборатории. Несмотря на маленькую зарплату, коллектив медсанчасти не очерствел душой, они продолжают думать прежде всего о людях, а уж потом о себе. Побольше бы таких медиков, тогда бы и больных стало намного меньше.
Я желаю коллективу нашей медсанчасти здоровья, благополучия и всего самого хорошего. Низкий вам поклон!
В.Шапето, ветеран ОРСа Метростроя


Творчество наших читателей

Откликаясь журавлям...

"Рябиновая осень" - так назвал третью свою стихотворную книгу давний автор "Метростроевца", рабочий из Тоннельного отряда №6 Виктор Фурсов. Она увидела свет в том же московском издательстве СИП РИА, что и предыдущий сборник "Свет полынного листа". И объем у нее примерно такой же - около пятидесяти стихотворений. Но обложку на этот раз оформлял сам автор, и она получилась яркой, как осенний лес.
Что касается тональности стихотворений, то она вполне узнаваемая, фурсовская. Основные ее приметы - мягкая лиричность, безоглядная открытость и, конечно же, почти постоянный минор. Он по-разному ощущается в стихах "Рябиновой осени". Где-то - на поверхности, а где-то воспринимается, так сказать, мак минор глубокого заложения. В чем причина такого настроя? В какой-то мере он объясняется, может быть, осенней тематикой. Играет определенную роль и сам характер поэтического дарования Виктора Фурсова. Ведь не случайно он изначально выбрал себе в литературные наставники поэта трагической судьбы Анатолия Жигулина.
Наш метростроевский лирик по-прежнему черпает вдохновение из родников природы и по-прежнему в общении с ней ищет ответы на вечные вопросы. "Годы, годы, куда они мчатся?". "Сосен шум, из каких он времен?". "Как там с душой?". "Для чего ты на свете живешь?". А эти вопросы потому и называются вечными, что на них не может быть универсального и окончательного ответа. Каждый человек разбирается с ними сам, да к тому же в разные годы остроту их ощущает так же по-разному.
В новой своей книге Виктор Фурсов больше обычного задумывается о собственном возрасте. Ощущение середины жизненного пути (сорок лет!) и тревожит, и по-своему успокаивает автора.

Желтые с сиреневым отливом
полетели листья с тополей.
Поздновато быть уже счастливым,
только стал на жизнь смотреть смелей.

Стоит отметить, что "счастье" и родственные ему слова появляются в "Рябиновой осени" очень часто. Можно было бы найти тому десятка полтора подтверждений. Ограничусь лишь малой долей: "Счастливец, смеюсь над собой"; "Я о счастье опять, о счастье!..."; "Ах, счастье вечное, земное!"; "Как порою на счастье мы падки". И сразу вторым ключевым словом книги с полным основанием можно назвать "душу". Нередко речь о ней заходит в связи с состоянием природы: "Чисто в небе и чисто в душе"; "Тяжелеет душа и вода". Но в большей степени эта тема связана, конечно, с внутренним миром. Вот горький прогноз - "душу хоть как-то согреть всей жизни мне, видимо, мало...". Вот - обнадеживающее наблюдение - "Пока еще душа моя послушна, отзывчива пока моя душа".
Что касается отзывчивости, с этим у Виктора Петровича, действительно, все в порядке. Такой вывод смело можно делать, исходя из большого количества посвящений, обозначенных над стихами. Здесь фигурируют и жена Надя, и московские литераторы, и друг из подмосковной Балашихи Виктор Птах, и живущий на Сахалине поэт Евгений Лебков. Обращений к Родине можно найти не одно, но они не афишируются, а запрятаны в гущу текста.

Осенняя тихая Родина,
как женщина
с трудной судьбой.

Этот неожиданный и глубокий образ мне представляется одной из удачных находок авторе "Рябиновой осени". Одной, но далеко не единственной.
Ю.Петрунин, член Союза писателей России

Новые стихи Виктора Фурсова

Разучился, что ли, горевать,
радоваться, что ли, разучился.
А тепло уж стало убывать,
и лесок, смотри-ка, расступился.
Почернела в озере вода,
почернела да потяжелела, -
никакая это не беда,
просто малость сердце заболело.
И рукою сгоряча махнешь,
с языка слетит пустое слово...
В небе табунится молодежь,
скворушки, увидимся ли снова?!

* * *

Редкая минутка - помолчать,
помолчать, о родине подумать.
Редкая минутка - помечтать...
Скоро ветры с Севера подуют.
Скоро, скоро заметет пути,
выстудит мороз поля и чащи.
Солнышко осеннее, свети,
выходи, родимое, почаще.

* * *

Чисто в небе и чисто в душе,
только сердце зудит и зудит,
и покоя не будет уже...
Паутина по ветру летит.
Серебристое поле овса.
Незнакомая птица запела.
Дальних рощ неземная краса.
Нет у грусти и счастья предела!

* * *

Уходящее тепло,
в соснах желтый свет какой-то.
От рябиновой настойки
скулы горечью свело,
Между небом уловить
и былинкой связь, и снова
лишь одной мечтою жить,
просыпаться в полшестого,
пальцами перебирать
воздух в мягких занавесках
и в глазах желанных, женских
будущее угадать.

Памяти поэта-фронтовика Виктора Кочеткова

Рванулась душа в поднебесье
на зов журавлиной души,
как будто дорожную песню
услышав в российской глуши,
что между землею металась
и небом, покой отняла,
и в сердце занозой осталась -
уж больно родимой была.

* * *

Скорлупка льда у берега, пичужка
какая-то пьёт воду не спеша.
Пока еще душа моя послушна,
отзывчива пока моя душа.
Пылинки снега пролетают,
воздух звенит остуженный,
причин для грусти нет.
И даже днем
горят на небе звезды,
и даже днем
их виден яркий свет.


Памяти товарища

На 75-м году жизни после непродолжительной, но тяжелой болезни 13 октября скончался ветеран СМУ-7 Виктор Александрович Климов.
Виктор Александрович пришел на строительство №11 Метростроя (СМУ-7), которое возглавлял В.Д.Полежаев, в 1952 году. Начинал проходчиком. Пять лет в рядовых рабочих, а затем двадцать семь - бригадир. Станции "Киевская"-радиальная, "ВДНХ", "Проспект Вернадского", "Новокузнецкая", "Дубровка" - это далеко не полный список его объектов.
Виктор Александрович был настоящим профессионалом своего дела, отличным организатором производства, добросовестным, ответственным человеком. Отличался исключительной честностью Не терпел приписок, "липы" при закрытии нарядов.
В 1971 году. Виктор Александрович был удостоен ордена Ленина. И была у него еще одна дорогая медаль - "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", которую он получил сразу после войны, будучи совсем мальчишкой.
Память о Викторе Александровиче Климове навсегда останется в наших сердцах. Выражаем глубокое соболезнование родным и близким покойного.
Совет ветеранов СМУ-7

Hosted by uCoz