О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2002 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №42 (13068)
1 ноября 2002 г.
Новости
Поздравляем!
За многолетний добросовестный труд, за заслуги в транспортном строительстве и в связи с 70-летием ЗАО "Завод железобетонных и бетонных конструкций", дочернего общества ОАО "Мосметрострой", знаком "Почетный транспортный строитель" награждены начальник цеха Александр Иванович Гераничев и машинист крана Динона Петровна Горькова.
23 октября эти награды им вручил заместитель генерального директора ОАО "Мосметрострой" И.И.Бучинский на торжественном собрании по случаю юбилея завода.
Энергия пошла через тоннели
В воскресенье, 27 октября, строительные площадки станции "Бульвар Дмитрия Донского" примерно на четыре часа были обесточены - проводилось плановое переключение кабелей питания. До последнего времени энергия на участки подавалась по поверхности, и кабели крепились на заборах. А теперь пришла пора заборы убирать и вообще сдавать территорию под благоустройство.
За несколько дней до того монтажники СМУ-4 проложили четыре новых кабеля в только что выстроенных тоннелях обеих линий - Серпуховско-Тимирязевской и Бутовской. Их подключение к распредустройству осуществляли специалисты СМУ-3, СМУ-11, СМУ-14 и СМУ-15. Руководил этой ответственной операцией ведущий инженер отдела главного энергетика Управления Мосметростроя В.В.Мешалкин.
Засыпка ускорилась
Механизаторы фирмы "Строймехсервис-9", ведущие обратную засыпку готовых объектов станционного комплекса "Бульвара Дмитрия Донского", довели суточный объем до 1700 кубометров. Одновременно в работе находится до 30 автомобилей.
В понедельник, 28 октября, начальник участка В.М.Деханов сообщил, что сентябрьский показатель механизаторов составил порядка 30 тысяч кубов, в октябре - около 50, так как строители стали более энергично сдавать им объекты. В ноябре остается засыпать 46 тысяч кубов. В этом суммарном объеме самая большая доля зависит от СМУ-14, которому переданы от СМУ-12 несколько выходов.
Разрывов не осталось
К последним числам октября, как и было намечено, строители СМУ-13 закончили монтаж отрезков перегонных тоннелей, проходящих поперек Старокачаловской улицы. Это означает, что теперь практически не осталось разрывов в конструкциях на веем протяжении пускового участка от "Аннино" до тупиков за станцией "Бульвар Дмитрия Донского". Для обратной засыпки котлована - после завершения изоляционных работ - потребуется 6,2 тысячи кубометров грунта.
Гостеев Николай Павлович
Умер Николай Павлович Гостеев. Человек-легенда. Человек из золотого фонда Московского Метростроя. Человек с большой буквы.
30 октября ему исполнилось бы 97 лет, до дня рождения он не дожил всего неделю...
Николаю Павловичу судьба подарила большую и интересную жизнь. Одна из самых больших удач в ней - это приход на Метрострой, которому он отдал более пятидесяти лет. Начиная свой путь Николай Павлович в 1932 году инженером электромеханического отдела Управления Метростроя, затем работал начальником цехов на первом механическом заводе, сорок восемь лет (из которых почти сорок - начальником) - в СМУ-4.
Большие организаторские способности, огромная работоспособность, острый ум, чувство ответственности за дело и коллектив, которым руководил, неравнодушное, заботливое отношение к молодежи, к каждому труженику - это то главное, что отличало Николая Павловича. Он в каждом работнике СМУ мог распознать его потенциальные возможности, воспитывал и продвигал свои кадры.
Девятнадцать лет Николай Павлович был на заслуженном отдыхе. Но он всегда оставался рядом с нами, был в курсе всего, а том числе и производственных вопросов, давал очень нужные советы, помогал словом и делом. У него было много единомышленников, он всегда помнил о друзьях.
Николай Павлович был эрудированным человеком, много читал, знал историю. Его волновало абсолютно все, что происходит в мире, в стране. А каким он был прекрасным собеседником! Всегда находил необходимое слово, чтобы успокоить, подбодрить. Понимал юмор, шутки, сам умел пошутить.
Николай Павлович очень любил жизнь, в которой, как и у каждого человека, было все: радости и разочарования, удачи и потери. Оптимисту по натуре, ему удавалось из любой сложной ситуации найти выход. Не смог вот только победить болезнь, с которой самоотверженно сражался до последнего дня. Болезнь была неизлечима...
Нельзя не сказать о такой черте характера Николая Павловича, как скромность. Имея высокие звания, множество правительственных наград, он оставался человеком простым, доступным для людей, внимательным к ним и добрым.
Николай Павлович Гостеев - заслуженный строитель РСФСР, лауреат премии Совета Министров СССР, он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", Отечественной войны I степени, Красной Звезды, многими медалями, в том числе - "За оборону Москвы", которую ему вручили в 1944 году.
Очень грустно сознавать, что мы уже не увидим Николая Павловича. Но останутся его дела. Мы будем помнить его советы. А ученики, которых он воспитал, будут продолжать его любимое дело - строить новые линии метро.
Светлая память о Николае Павловиче навсегда останется в наших сердцах. Выражаем глубокое соболезнование родным и близким Николая Павловича.
Администрация, профком, совет ветеранов СМУ-4, коллеги, друзья
Он так любил жизнь
"Николая Павловича Гостеева, бывшего начальника СМУ-4, по возрасту смело можно отнести к метростроевцам-долгожителям - среди наших ветеранов-первопроходцев старше уже никого нет. Говорят, что долгие лета Бог дает людям добрым и светлым, не способным на зло и ненависть. А Николай Павлович именно такой.
Он, безусловно, счастливый человек. Всю свою жизнь занимался любимым делом. Всю свою жизнь работал в коллективе, дороже которого для него не было. И нет! А потому сегодня, возвращаясь в прошлое Метростроя и своего родного СМУ-4, ветеран старается рассказать о самых ярких событиях, назвать как можно больше имен, оставивших свой след в истории строительства метро. Чтобы помнили потомки..."
Вот так я начала писать свою статью о Николае Павловиче Гостееве, которая должна была выйти в свет 1 ноября (30 октября ему исполнилось бы 97 лет). Но я не дописала и страницы, когда в редакцию позвонил председатель профкома СМУ-4 Евгений Васильевич Афонин и сообщил, что Николая Павловича не стало.
Он болел, болел тяжело, неизлечимо. И все равно сообщение повергло в шок, и сердце пронизала боль. Такая боль! И чувство вины. Мы так и не договорили с ним...
Ровно год назад, где-то в октябре, мы сидели с Николаем Павловичем Гостеевым в конторе СМУ-4, и я записывала на диктофон его воспоминания о том, как создавалась производственная база Метростроя, кто стоял у истоков рождения коллектива монтажников, которому в следующем году исполнится семьдесят лет, о людях, проявлявших поистине настоящий героизм... Николай Павлович придумал даже название будущей статьи - "Монтажники держат экзамен". Но, к сожалению, весь этот материал так и остался в работе. То мой отпуск, то болезнь Николая Павловича... Та октябрьская встреча оказалась последней, больше мы не виделись, только перезванивались. И то не всегда, а лишь когда отступала боль и наступало улучшение в состоянии здоровья. Тогда я слышала в трубке его бодрый, с веселыми нотками голос: "Хочу сообщить, что курилка жив". Я от души радовалась такому его оптимизму. И как человек, которому свойственно верить в невозможное, верила, что он обязательно доживет до ста лет, доживет не смотря ни на что. Он сильный. Вот-вот, казалось бы, уже все, совсем плохо, и вдруг он снова возрождается, как из пепла. И снова шутит, рассказывая какие-то байки из прошлой жизни, и снова строит планы... А иногда тактично спрашивал, как продвигаются дела по нашей статье и обещал дополнить... Последний раз мы разговаривали где-то недели две назад. Но этот разговор оказался очень коротким, помешали мои гости. Я ждала его звонка на следующий день, но он уже не позвонил. Значит, снова стало плохо... Галина Николаевна, дочь Николая Павловича, подтвердила мои опасения. Но при этом она сказала, что под подушкой у папы лежит газета "Метростроевец" и что она заказала ему новые очки. И снова появилась надежда, что еще услышу его голос и мы еще договорим.
Николай Павлович не был для меня чужим человеком. Он был родным. Последние годы мы так часто общались! Порой часами просиживали у телефона. Я с упоением слушала его и знаю такие вещи, о которых никогда не писала наша газета и не напишет. Мы вели очень доверительные разговоры, порой даже секретничали. Теперь мне будет не хватать наших вечерних телефонных "посиделок". Кстати, голос Николая Павловича был знаком каждому в моей семье. А с внучкой он подолгу беседовал о школе и называл ее не иначе, как "секретарь". Она докладывала ему, где я и когда буду, сообщала последние семейные новости. Сегодня мои родные горюют и грустят вместе со мной.
Мне будет очень не хватать Николая Павловича. Сейчас даже представить невозможно, что больше не услышу его. Не услышу про то, как стала почему-то чудить его память (на самом деле она у него была просто прекрасная и по ходу разговора он обязательно вспоминал вдруг забытое имя), про то, что неожиданно в свои девяносто с лишним он узнал, где находится сердце. А вообще, о плохом самочувствии Николай Павлович старался не говорить. Он был оптимистом и мужественно боролся с недугом. Он тянулся к жизни. Тянулся из последних сил…
Николая Павловича Гостеева не будет хватать и коллективу редакции, и его родному СМУ-4, и всему Метрострою. Он - наша легенда. Он человек, который прожил достойную жизнь и оставил на этой земле огромный след: на счету у первопроходца-монтажника 87 станций, 156 километров тоннелей с притоннельными сооружениями, восемь электродепо... И с нами останется его сердце - доброе, отзывчивое, щедрое, его воспоминания, пронизанные бесконечной любовью к Метрострою и его золотым людям.
- Самоотверженные ребята работали на Метрострое, жизнями своими не дорожили, - звучит с моего диктофона голос Николая Павловича. - Вот, например, был у нас такой Курганов, который на девятом заводе пытался предоггаражть пожар. Себя не уберег, скончайся от ожогов. Был такой Гамазов. На Покровском радиусе спас шахту от затопления, ни минуты не думая о себе, нырнул в ледяную воду и вытащил из зумпфа попавшую туда откуда-то тряпку, которая мешала откачке... Склоняю голову перед памятью этих людей.
А мы склоняем головы перед памятью Николая Павловича Гостеева.
Не забудем Вас никогда!
Н.Соловьева
Этот снимок был сделан два года назад, 30 октября - в тот день в СМУ-4 праздновали 95-летие Николая Павловича Гостеева, который возглавлял коллектив монтажников почти сорок лет. Наш фотокорреспондент А.Лехман запечатлел юбиляра в кругу его преемников - В.С.Штерна, А.А.Шевченко и нынешнего директора СМУ-4 В.П.Хруся.
СКТБ Тоннельметростроя - 25 лет!
Сердечные поздравления
Дорогие коллеги и друзья!
Коллектив московских метростроителей сердечно поздравляет работников СКТБ Тоннельметростроя с 25-летием плодотворной творческой работы, направленной на совершенствование механизации работ и технологических процессов, разработку горнопроходческого оборудования и механизмов.
Наше сотрудничество на стыке веков успешно было продолжено на строительстве автодорожных развязок МКАД, Третьего транспортного кольца и Лефортовских тоннелей.
И в настоящее время мы с вашей помощью осваиваем строительство нового для Москвы вида транспорта - легкого метрополитена.
Проекты и технические новшества вашего коллектива оказывают эффективное влияние на производственную деятельность Мосметростроя. Тесная связь наших коллективов взаимно обогащав друг друга знаниями и опытом.
Разработки СКТБ известны и востребованы в России и СНГ.
Метростроевцы Москвы благодарны вам за ваш труд и помощь и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Желаем всем работникам СКТБ здоровья, счастья, творческих успехов!
На снимке: коллектив ОАО СКТБ ТМ. В первом ряду и главный инженер Ю.Ф.Симонов, генеральный директор Н.Ф.Стариченко (справа). Фото Г.Жадаева.
СКТБ Тоннельметростроя - 25 лет!
Ю.Ф.Симонов,
главный инженер ОАО "СКТБ Тоннельметрострой"
В этом году исполнилось 25 лет Специальному конструкторско-технологическому бюро Тоннельметростроя. Оно было создано по инициативе Ю.А.Кошелева и С.Н.Власова, руководителей бывшего Главтоннельметростроя.
17 июля 1977 года вышел приказ Минтрансстроя СССР, в соответствии с которым бьпло организовано СКТБ в целях коренного улучшения проектирования комплексной механизации проходческих работ, сложных производственных обустройств, механизмов и оборудования для строительства транспортных тоннелей, метрополитенов и других подземных сооружений.
Этим же приказом предусматривалось создание в составе СКТБ территориальных отделов при управлениях Метростроев всей страны, что диктовалось необходимостью оперативного решения технических вопросов на местах строительства. Территориальные отделы должны были заниматься выпуском качественных проектов производства работ по сооружению станций и перегонных тоннелей метрополитенов мелкого и глубокого заложения, подготовкой проектов производства работ по проходке и бетонированию железнодорожных тоннелей, объектов специального назначения, выпускать конструкторскую документацию (машины м механизмы для горнопроходческих работ, средства малой механизации, металлоформы и оснастка) и осуществлять авторский надзор.
СКТБ было создано на самостоятельном балансе на базе отдела №9 ПКБ Главстроймеханизации, СКТБ Московского механического завода Главка, ИВЦ Мосметростроя и проектно-сметных групп управлений строительств. В СКТБ перешел также ряд сотрудников Метрогипротранса и Ленметрогипротранса. Практические работы развернулись с 1 декабря 1977 года.
Начальником СКТБ был назначен В.Г.Протченко, главным инженером - кандидат технических наук В.А.Ходош, заместителем начальника по научной работе - кандидат технических наук В.Г.Голубев. В таком составе руководство работало более 12 лет. В 1990-1994 гг. заместителем начальника по научной работе был кандидат технических наук М.Е.Прудовский. В 1994 году начальником СКТБ стал В.А.Ходош, а главным инженером - Ю.Ф.Симонов. С марта 2001 года ОАО СКТБ возглавляет Н.Ф.Стариченко.
Были организованы и приступили к работе: конструкторские отделы по разработке механизированных щитов и шахтных комплексов, горнопроходческого оборудования, оснастки и оборудования промышленных предприятий, гидрооборудования, электрооборудования, малой механизации; технологические отделы комплексной механизации проходческих работ для метростроения и тоннелестроения; комплексный конструкторский отдел, лаборатория научно-исследовательских работ, отдел внедрения новых машин и технологических процессов; исследовательский отдел с патентным сектором, секторами научно-технической информации, стандартизации и нормоконтроля.
Начальниками отделов в разные годы работали квалифицированные специалисты, хорошо знающие свое дело: Е.П.Борейша, М.Я.Шенкман, М.З.Сухачев, Д.П.Лагутин, Н.Ф.Стариченко, В.А.Радичкин, И.О.Андрианов, В.Ф.Новиков (конструкторские отделы), Э.М.Каприэлянц, М.К.Берендс, Э.А.Гартштейн, Е.А.Ордынская (технологические отделы), В.В.Чеботаев, Н.С.Четыркин, В.В.Крылов, Т.В.Верещагина (ЛНИР), И.С.Хлебников, А.В.Михайлов (электроборудование), М.М.Маркович (гидрооборудование), В.В.Филатов (внедрение), И.С.Островский, В.П.Суверов, И.П.Куренкова (исследовательский, позднее технический отдел).
С 1977 по 1985 год в СКТБ работали отделы АСУ, в основном обслуживавшие Минтрансстрой СССР.
Почти при всех строительных управлениях Главка были созданы территориальные отделы СКТБ Длительное время ими успешно руководили В.Г.Иванов (Санкт-Петербург), И.П.Ковалев (Киев), Ю.В.Марычев, И.В.Нестеренко (Харьков), В.И.Цивулин, А.В.Бычков (Новосибирск), О.И.Гаврилов (Нижний Новгород), Н.Н.Влох (Екатеринбург), Б.Д.Шебалин, В.В.Блюмберг (Самара), А.Ф.Лорензо (при Бамтоннельстрое), Н.Г.Чачхиани, О.Н.Щалибашвили, Э.Н.Силагадзе (Тбилиси), О.А.Аверьянов (Ташкент), И.А.Ванин (Минск), Е.П.Кан (Алма-Ата).
СКТБ было мозговым центром, который помогал Главку проводить единую техническую политику, обмен опытом и передовыми техническими решениями между строительными управлениями. В этом большую роль играли территориальные отделы СКТБ при управлениях строительств. Регулярные выпуски технической информации о развитии зарубежной техники ежегодно рассылались СКТБ всем стройкам. Отдельно проводились технические конференции с молодыми специалистами СКТБ, на которых рассматривались их лучшие работы.
Основные конструкторские работы проводились московскими отделами и территориальным отделом при Ленметрострое. Главной задачей остальных территориальных отделов было обеспечение строек проектами производства работ.
За четверть века СКТБ внесло большой вклад в созданию и внедрение многих видов машин, оборудования и технологий, в том числе:
- механизированных проходческих щитов КТ1-5.6, ТЩБ-7м, КТ-5,6Д2, КТ-5,6Б2, КТ-5,6Б21;
- щита открытого способа работ КМО 2x5;
- частично механизированных щитов типа ЩН;
- укладчиков тоннельных обделок типа ТУ, ТНУ, УКВ;
- пневмобетононагнетаттелей ПБН-1,5 и ПБН-3;
- механизированных опалубок для бетонирования свода станций мелкого заложения, обделок штолен и тоннелей различного сечения;
- шахтных комплексов глубокого заложения типа КШГ и мелкого заложения типа КШМ;
- агрегатов для машинного обуривания забоя типа АБТ;
- технологий сооружения односводчатых станций глубокого заложения в различных геологических условиях;
- агрегатов АМК и АМШ для механизированной проходки калоттной прорези односводчатых станций глубокого заложения в Санкт-Петербурге;
- комплекта оборудования для строительства первой в Москве односводчатой станции глубокого заложения ("Тимирязевской") и первой в Москве станции, сооружаемой на действующей линии метрополитена ("Горьковской");
- установки для наклонного бурения скважин УБС-150;
- технологии сооружения тоннелей БАМ в трещиноватых скальных грунтах с применением арочно-бетоннюй крепи;
- технологии и оборудования для сооружения сборно-монолитной обделки Мысового тоннеля на БАМе;
- технологии строительства тоннелей методом "стена в грунте";
- технологии строительства тоннелей методом НАТМ;
- технологических карт-схем сооружения горных транспортных тоннелей;
- высокоточных форм и различной оснастки для водонепроницаемой тоннельной обделки и технологии ее изготовления;
- конструкций, изделий из полимерных материалов и технологии их изготовления (водоотводящие зонты станций метрополитенов, короба третьего рельса, тампонажные пробки и т.п.).
СКТБ всегда выполняло все заказы строителей по разработке ППР на высоком техническом уровне и все годы трудилось в тесном содружестве с Метрогипротрансом, Ленметрогипротрансом, Бамтоннельпроектом, отделением тоннелей и метрополитенов ЦНИИС (НИЦ ТМ), Московским механическим заводом (ОАО "Метромаш"), Ясиноватским машзаводом, Управлением 157 ("Визбас"), управлениями строительств, и в первую очередь с Мосметростроем и Ленметростроем, МИИТом, ЛИИЖТом и многими другими.
Немало важных работ выполнено для Трансинжстроя, Управления №30, для строительства УНК в Протвино.
Специалисты СКТБ принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.
Большой вклад в разные годы внесли главные конструкторы проектов и ведущие специалисты:
- В.А.Иванов, Н.Ф.Стариченко, В.В.Базылев, Б.С.Максимов, В.И.Кочетков, А.А.Соловьев, Н.И.Леушин, В.Г.Лысенков, А.Н.Кучеров, Б.Д.Ходыкин, А.Н.Кострубало, Д.В.Деноак, М.Е.Агладзе, К.И.Круглов, А.П.Лермонтов, Ю.В.Леонтьев, Д.Н.Тарлавский, М.К.Пронин, А.В.Михайлов, В.И.Володин, В.И.Говоров, Г.И.Будницкий, А.С.Силкин, В.М.Костин, В.Т.Ладыпин и другие - в создание и внедрение механизированных проходческих щитов, шахтных комплексов и другой проходческой техники;
- Ю.Н.Сыркин, А.П.Лерман, И.С.Арбузов, В.М.Старосельский, А.Г.Демичев, Т.П.Сквирская, В.Н.Капустин, С.А.Курлевский, Л.А.Седова, Г.П.Минина, Н.В.Степанова и другие - в разработку конструкций и технологий изготовления форм и различной оснастки для железобетонных обделок и изделий из полимерных материалов;
- Ю.Ф.Симонов, Э.А.Гартштейн, Г.А.Лычев, К.Б.Лаппо, Е.А.Ордынская, Е.П.Лифанов, Н.Е.Манюкова, Н.С.Четыркин, Т.В.Верещагина, Р.Д.Миллерман, А.В.Краснов, Т.С.Сенцова, Т.Н.Захарова, М.И.Нидзян, Б.А.Виттенберг, Л.А.Сатина, Л.И.Астахова, В.Г.Терехова, А.М.Поляк, И.В.Иванова, В.И.Парфенов, А.В.Михайлов, А.В.Шаманин, Н.И.Баклыкова и другие - в разработку новых технологических процессов, проектов производства работ, энергоснабжения строительных площадок;
- Л.И.Бартенева, А.Б.Пружинер, С.С.Петров, Г.И.Шевелев, В.И.Полозов и другие - в разработку новых полимерных и гидроизоляционных материалов и технологии изготовления из них тоннельных конструкций.
В СКТБ с самого начала на высоком уровне быта поставлена изобретательская и патентно-лицензионная работа, создано более 100 изобретений, продана лицензия немецкой фирме "Бауэр". В патентном секторе успешно работали В.А.Аверьянов, В.А.Мареева, С.Н.Безымянская, С.С.Агафонова и другие.
Хорошо работала служба стандартизации и нормокомтроля, возглавляемая Л.С.Грачевой, Л.И.Борзовой, Р.А.Степанец.
Все тоннельные организации высоко оценивали работу сектора научно-технической информации, которую проводили С.Э.Черняховская, М.И.Карамышев, Е.А.Павловская, Т.П.Слемзина, Р.М.Карпенко, А.Г.Цой, Л.И.Орлова.
Слаженной работе коллектива способствовали сотрудники административно-управленческого аппарата и вспомогательных подразделений, большинство из которых трудились в СКТБ по 10-20 лет. Это Л.П.Жилякова, Т.П.Шемонаева, Н.А.Ланцова, Г.Н.Хрущ, С.Г.Мартьянова, Т.Н.Соколова, А.Г.Малышева, В.В.Соболева, М.Я.Рахматбаева, Е.Д.Рябинникова, И.Л.Агейкова, Л.В.Антонюк, Н.А.Шацкая, Г.А.Дмитриева, А.И.Кудряшов, Т.А.Филина, А.О.Быкова, И.М.Канадин и другие.
СКТБ является коллективным членом Тоннельной ассоциации.
С 1994 года СКТБ - Открытое акционерное общество.
В последние годы коллектив СКТБ переживает большие трудности, типичные для всех проектных и конструкторских организаций. Главные проблемы: сокращение финансирования, и в первую очередь - крупных перспективных работ, неплатежи за уже выполненные работы, сравнительно низкая зарплата и уход из организации большого количества специалистов.
Сегодня в СКТБ трудятся в основном люди старше 50 лет. Из-за низкого уровня зарплаты молодые специалисты к нам не идут, да мы их и не приглашаем, ведь объем заказов ограничен. Накопленный десятилетиями опыт некому передавать, что недопустимо для дальнейшего развития проектно-конструкторских работ, особенно если учесть, что в России продолжается строительство метрополитенов. Достаточно сказать, что сейчас в СКТБ трудятся всего 50 человек, а в годы расцвета работали около 650 сотрудников (вместе с территориальными отделами).
И все же СКТБ сохраняет достаточный потенциал, чтобы разрабатывать ППР, шахтные комплексы, конструкции различных опалубок, горнопроходческое оборудование, оказывать техническую помощь во внедрении новой технологии НАТМ, новых конструкций из полимерных материалов и выполнять другие работы.
СКТБ имеет лицензии на выполнение проектных работ, инжиниринговых услуг, экспертизы безопасности потенциально опасных производств и объектов, на проектирование горных объектов, объектов котлонадзора и подъемных сооружений.
Небольшой, но очень дружный и сплоченный коллектив под руководством нового генерального директора Н.Ф.Стариченко и главного инженера Ю.Ф.Симонова трудится с большим желанием и вдохновением.
За последние годы специалисты нашей организации разработали большой объем конструкторско-технологической документации не только по строительству тоннелей метрополитенов по заказам различных строительно-монтажных управлений, но и по объектам Третьего транспортного кольца. В частности, при сооружении транспортных развязок с Кутузовским проспектом, Волоколамского шоссе и улицы Свободы с тоннелем под каналом имени Москвы.
За большой вклад в разработку этих проектов наша организация была награждена дипломами победителей и лауреатов конкурса "На лучшие реализованные проекты за 1990-2000 гг. и 2001 г в области инвестиций и строительства".
Также был выполнен большой объем работ, который включал в себя разработку ППР при проектировании транспортной развязки под Ленинским проспектом около одноименной станции метро, на реконструкции станции метро "Воробьевы горы" и при строительстве Лефортовских тоннелей, сооружаемых закрытым и открытым способами. Качественно и оперативно трудились здесю технологический отдел №7 (начальник Е.А.Ордынская) и его сотрудницы Л.А.Первова, Г.Н.Задорожная, Т.Л.Пивоварова, Н.А.Никифорова, Е.Т.Кесслер, а также технологический отдел №6 (начальник М.К.Берендс) и главный исполнитель работ Е.П.Лифанова. На счету этого отдела также ППР по сооружению пешеходных переходов и паркингов под железнодорожными насыпями в районе Лужнецкой набережной по новой технологии - с использованием микротоннелепроходческих комплексов для создания защитного экрана из труб.
Конструкторский отдел №25 (начальник А.В.Михайлов) с очень квалифицированными специалистами занимался разработкой конструкций всевозможных обустройств для сооружения транспортных развязок, упора для вывода щита фирмы "Херренкнехт" из монтажной камеры Лефортовского тоннеля и его эстакады для бетонирования проезжей части (В.В.Базылев, А.А.Соловьев, А.М.Морозов, Н.В.Войтова), горного комплекса при сооружении тоннелей мини-метро в деловом центре "Сити" (Л.В.Полянцева, Л.А.Рябинина, Т.П.Шалаева).
Для станций и наклонных ходов московского метрополитена разрабатывалась конструкторская документация по стеклопластиковым зонтам (В.Н.Капустин, Н.В.Степанова). При разработке всевозможных опалубок и форм для объектов промышленно - гражданского строительства и тоннелей открытого способа отлично показали себя Т.П.Сквирская и Г.П.Минина.
Отдел внедрения №26 (начальник В.В.Филатов) при поддержке главных специалистов А.С.Силкина, А.П.Шемардова, Н.С.Четыркина занимался организацией работ по размещению заказов и изготовлению стеклопластиковых водозащитных зонтов, сэвеленовых шайб и пробок для нужд различных Метростроев.
Специалисты лаборатории (начальник Т.В.Верещагина) с ведущими сотрудниками - Р.А.Миллерман, Г.А.Собецкая, Б.Н.Зведенюк - принимали участие во внедрении новоавстрийского способа при проходке тоннелей в ТО-6 и осуществлении авторского надзора. Они занимались также научным сопровождением и составляли научно-технические отчеты по строительству Кутузовской, Гагаринской развязок и Лефортовских тоннелей.
На сегодняшний момент СКТБ, оставшись в силу объективных причин без территориальных отделов и в значительно уменьшенном составе, все же достаточно успешно сотрудничает с проектными институтами и управлениями строительств и пользуется большим авторитетом среди строителей и профессионалов метростроения.
В первый период существования СКТБ в его составе было несколько конструкторских отделов, поэтому так значителен описок разработанных ими щитов, укладчиков и другого оборудования. В настоящее время конструкторов стало в несколько раз меньше. Резко сократились объемы выполняемых работ, но уровень их сложности не снизился. В СКТБ выполнялись заказы для станции "Бульвар Дмитрия Донского", для Лефортовских тоннелей.
На снимке: конструкторский отдел СКТБ. Слева направо - В.А.Лазаренко, Т.П.Сквирская, Г.П.Минина, А.М.Морозов, А.А.Соловьев, Н.В.Войтова, Л.А.Рябинина, Л.В.Полянцева, В.А.Шадчинева. Фото Г.Жадаева.
Юбиляра поздравляют
Вехи сотрудничества
Сотрудничество СКТБ со СМУ-3 имеет долгую историю. Как и другие организации Мосметростроя, наше СМУ неоднократно пользовалось квалифицированной помощью специалистов СКТБ, разрабатывавших необходимые вспомогательные устройства и механизмы, а также проекты производства работ.
Например, в 1986-1988 годах, когда мы строили перегонные тоннели от станции "Цветной бульвар" до "Менделеевской", силами СКТБ для нас были подготовлены проекты производства работ на выполнение рассечек, необходимых для строительства самих тоннелей и притоннельных сооружений Наличие таких проектов позволило значительно упростить проходку при одновременном обеспечении высокого уровня безопасности подземного труда.
Под знаком Кутузовской развязки прошли для СМУ-3 1999-2000 годы. Мы сооружали участок тоннелей для этого важного звена Третьего транспортного кольца. И от СКТБ получили проекты производства работ по возведению основных конструкции, конструкции поддерживающих устройств опалубки свода. Кроме того, специалисты бюро выполнили необходимые теплотехнические расчеты, использованные нами для сооружения тепляков, когда пришлось заниматься бетонированием зимой.
Самый свежий пример связан со строительством тупиков за станцией "Бульвар Дмитрия Донского". В стенах СКТБ по нашей заявке разработаны конструкция поддерживающих устройств опалубки свода и проект самоходной тележки для транспортирования бетона, который мы укладывали на постоянные пути нового участка метрополитена.
И, конечно же, никогда не оставались и не остаются без ответа наши регулярные обращения за консультациями. Сотрудники СКТБ всегда рады помочь советом или поделиться имеющейся у них информацией.
Мы благодарны за это и желaeм коллективу бюро хороших перспекгив, притока свежих сил.
П.Кучеров, главный инженер СМУ-3
Плоды взаимодействия
Коттектив Очаковскою Завода железобетонных конструкций Мосметростроя тепло и сердечно поздравляет своих друзей с их знаменательной датой - 25-летием со дня организации Специального конструкторско технологического бюро "Тоннельметрострой".
Наше деловое сотрудничество успешно развивалось с первых дней существования СКТБ. И вот как бы незаметно пролетела четверть века. Но вполне ощутимыми представляются плоды совместной работы специалистов и конструкторов СКТБ с очаковцами. Многолетнее взаимодействие с творческим коллективом ведущей в системе Минтрансстроя проектной организации позволило Очаковскому заводу ЖБК стать базовым предприятием по разработке и внедрению новой техники, оборудования и современных технологий.
Совместная работа бюро и завода принесла немало интересных и качественных решений в проектировании, разработке и производстве различных тоннельных обделок, форм для изготовления различных железобетонных конструкций метрополитена, а также оснастки и приспособлений. Для примера можно назвать в этом ряду двухместные формы круглой обделки тоннелей диаметром 5,5 м, формы цельносекционной обделки с жестким сердечником, несколько видов опытных экспериментальных обделок в том числе - с металлоизоляцией и жесткими связями, специфические грузозахватные приспособления, комплекс технологического оборудования узла химических добавок для бетонных смесей, оборудование узла выдачи бетона в миксеры.
Особого упоминания заслуживает наша гордость, наше выстраданное и вымученное "любимое дитя", очень ценимое не только заводчанами, но и мно гими метростроевцами - высокоточная водонепроницаемая обделка тоннелей диаметром 6 метров.
Без совместных усилии СКТБ и ЦНИИСа нам, очаковцам, трудно было бы первыми в стране достичь мирового уровня в изготовлении таких блоков. Но мы это сумели и значит, стали первыми благодаря вам!
Со словами признательности и благодарности высококвалифицированным специалистам СКТБ мы называем хорошо знакомые нам имена Владимира Николаевича Капустина, Юлия Николаевича Сыркина, Татьяны Петровны Сквирской, Юрия Федоровича Симонова, Галины Петровны Мининой.
В составе коллектива СКГБ продолжали свой творческий поиск наши заводчане Михаил Ефимович Прудовский, Александр Григорьевич Демичев. Главный бухгалтер СКТБ Татьяна Петровна Шемонаева также начинала свою карьеру у нас в Очакове. И завод гордится, что ковал такие кадры для СКТБ.
В знаменательный для СКТБ день желаем от всей души дружественной организации новых творческих успехов и продолжения плодотворного сотрудничества.
Всем отличного здоровья, большого счастья любви и радости!
Б.Селедцов,
зам. главного инженера Очаковского завода ЖБК,
О.Алексеева, ведущий инженер ПТО
Здоровья вам и счастья, коллеги!
Со специалистами СКТБ мы, метростроевские механики, тесно взаимодействуем с первых дней существования бюро.
Под руководством главного инженера, а впоследствии и генерального директора этои организации Владимира Александровича Ходоша было выполнено много проектных работ по укладчикам обделки перегонных и станционных тоннелей. По чертежам, сошедшим с кульманов СКТБ, изготовлялось немало и других механизмов, впоследствии внедренных на объектах метростроения не точько Москвы но и других городов нашей Великой России и за ее пределами. Совместно с СКТБ разрабатывались механизированные комплексы для проходки перегонных тоннелей, которые и поныне находятся у нас в эксплуатации.
Нам, метростроителям, очень приятно сотрудничать с коллегами из СКТБ. Самый свежий пример такого сотрудничества - активное участие специалистов СКТБ под руководством его главного инженера Юрия Федоровича Симонова в разработке документации и ППР для "Ловата", который сейчас успешно строит тоннель Бутовской линии.
В этот замечательный день мы от всего сердца поздравляем коллектив СКТБ с 25-летием. Желаем всем сотрудникам крепкого здоровья, счастья, побольше работы и соответственно, денег.
Механики ОАО "Мосметрострой"
На снимке (слева направо): начальник технологического отдела Марина Константиновна Берендс и начальник лаборатории Тамара Владимировна Верещагина.
Фото Г.Жадаева
Вести со строек
Будет ли порядок на стройплощадках?
На ближних подступах к станционному комплексу "Бульвара Дмитрия Донского", между речкой Битцей и Старокачаловской улицей, развернулись работы по благоустройству территории, возвращенной метростроевцами городу. До недавнего времени там еще оставалась незасыпанная воронка вокруг выхода на поверхность артезианской скважины. Теперь этот выход обустроен, и ничто не мешает дорожникам и озеленителям делать свое дело. Из окна автобуса, проходящего по Старокачаловской, отлично видно, как перпендикулярно ей, непосредственно по насыпи над перегонными тоннелями тянется асфальтированная дорожка.
И по контрасту с этим уже цивилизованным отрезком трассы метро очень невыигрышно смотрится пока основная стройплощадка, вместившая сразу две станции и выходы из них. Там есть еще много незасыпанных впадин и пазух, а кроме того - не все засыпанное пространство приведено в порядок О повсеместном свободном проходе и говорить не приходятся. Выручают только деревянные мостки, но они проложены далако не ко всем объектам. Более того, в среду - 23 октября, в день традиционного обхода стройки начальством, к выходам 1-2 вообще нельзя было пробраться без риска для здоровья. Нормальный путь, которым за три недели до того пользовался мэр Москвы Ю.М.Лужков, теперь оказался перерезанным коммуникационной траншеей, почти упирающейся в ограждение. И миновать ее можно было, только держась руками за то самое ограждение. А генеральный директор Мосметростроя Г.Я.Штерн именно на тот день наметил детальный осмотр воех десяти выходов. И он это сделал, хотя не все сопровождавшие его лица рискнули в точности повторить маршрут генерального.
Так что к неприятностям, связанным с осенней распутицей, добавляется у нас и то, что иногда привносит так называемый человеческий фактор - пренебрежение строительными нормами и правилами, элементарная бесхозяйственность и просто бездумность.
И неудивительно, что свое выступление на совещании, проходившем после обхода в душкомбинате СМУ-11, главный инженер Мосметростроя Б.И.Яцков начал именно с вопроса поддержания порядка на пусковом комплексе. Он отметил, что за последние дни сдвигов к лучшему нет, наоборот - стало еще хуже, кое-где вплоть до безобразия.
- К выходам 1-2 - не пройдешь, у выходов 3-4 - грязь. Рабочие СМУ-14 ходят в рваных спецовках. Вдоль заборов - хлам, разбросанные балки, арматура. Техника безопасности забыта: сварщики работают без поясов, изолировщики балансируют на двух досочках. Я больше такого не потерплю.
В таком же духе высказался и генеральный директор Мосметростроя Г.Я.Штерн. Он заметил, помимо "горных круч", и плохое освещение рабочих мест отделочников, и хилые "подмости", и незащищенные кабели, и брак, допущенный СМУ-12 на выходе из вестибюля №2. Генеральный директор высказал серьезные претензии в адрес службы охраны труда и тех подразделений, которые безответственно относятся к внутренним субподрядчикам.
Для наведения надлежащего порядка руководителям СМУ был дан очень короткий срок, поскольку уже через неделю надо приступать к снятию заборов, пока еще закрывающих площадки от посторонних взглядов.
Ю.Петрунин
Люди. Факты. События
Новогодние подарки - детям
Казалось бы, Новый год еще далеко, но Терком профсоюза работников Мосметростроя уже сегодня ведет подготовку к празднику. И, прежде всего, это касается закупки новогодних подарков для детей метростроевцев.
Общее количество подарков - более девяти тысяч. Сто пятьдесят из них будут отправлены в подшефный детский дом №46 в Гольянове. Четыреста предназначаются для оздоровительного лагеря "Юный метростроевец", куда снова отправятся наши ребята на зимний отдых. Подарки заказаны на бабаевской кондитерской фабрике. Стоимость каждого 110 рублей.
Проехал станцию - плати
Всего за рубль, возможно, смогут прокатиться по городу в поезде легкого метро москвичи. Мосгордума готовится рассмотреть проект закона, касающегося развития столичной подземки и других типов так называемого скоростного внеуличного транспорта до 2015 года.
Как сообщалось 22 октября на заседании думской Комиссии по городскому хозяйству и коммунальной реформе, сейчас в столице, помимо традиционного метрополитена, активно строятся еще два пока не привычных для горожан вида транспорта - монорельсовая дорога и легкое метро. Последнее предполагается открыть уже в декабре будущего года. Правда, поначалу составы будут ходить лишь по небольшому участку, состоящему из пяти станций - от "Бульвара Дмитрия Донского" (здесь соорудят пересадочный узел на платформу одноименной станции Серпуховско-Тимирязевской линми "тяжелого" метро) до "Бунинской аллеи". И только спустя год по Бутовской ветке откроется полноценное движение (всего на ней будет восемь станций).
Но даже после этого москвичам, которые живут где-иибудь в Южном Бутове и работают, например, в центре Москвы, придется платить за проезд в одну сторону дважды. Сначала с них возьмут деньги за посадку в легкое метро, а потом в обычное. Как заявил начальник Метрополитена Дмитрий Владимирович Гаев, для удобства пассажиров решено, что билеты на оба вида транспорта сделают универсальными, и они станут подходить ко всем турникетам, чтобы людям не пришлось стоять в очередь в кассу дважды Менять сегодняшний ассортимент проездных на метро для этого, скорее всего, не придется - нынешние билеты просто перекодируют. А вот стоимость проезда собираются сделать разной. Сумма, которую придется выкладывать пассажирам, пользующимся легким метро, за проезд, по-видимому, будет напрямую зависеть от расстояния - на цену станет влиять количество остановок, которые проедет пассажир. Каждая из них может стоить, например, 1 рубль или 1 руб. 20 коп., и таким образом человеку, который решит проехать всю линию из конца в конец, надо будет потратить не меньше восьми целковых.
Футбол
Кубок - КСУМу, суперкубок - Метромашу
Финал розыгрыша кубка Мосметростроя по футболу свёл в спортзале Академии водного транспорта команды КСУМа и Метромаша. Тем самым они подтвердили неслучайность своих летних успехов. Напомним, что футболисты-коммунальщики стали победителями чемпионата, а заводчане заняли второе место, но именно они единственные смогли летом взять верх над будущими чемпионами. Так что именно такой состав финального матча выглядел вполне закономерным.
Каждый из соперников пришел к нему с двумя победами за плечами. Ксумовцы выбили из турнира спортсменов СМУ-15 и СМУ-4, а метромашевцы - СМУ-3 и Метротоннельгеодезии. И соотношение мячей получилось у них похожее, соответственно - 22:9 и 24:7. В общем, прогнозировать исход их очной встречи было непросто, особенно если учесть численное равенство команд - у каждой былю по три запасных игрока.
Никакой разведки в начале игры не было. Форварды КСУМа сумели сразу обозначить свою тактику - прессинг по всему полю. Более возрастная команда Метромаша не была в состоянии состязаться с ними в скорости, мо защищалась спокойно и грамотно. Когда наступательная активность коммунальщиков несколько ослабла и, казалось бы, опасность миновала, игрок команды КСУМа Дмитрий Карпанин попробовал нанести удар чуть ли не со средней линии и... застал врасплох вратаря Метромаша Николая Мигунова, больше известного как высококлассный лыжник.
Пропущенный гол не смутил полевых игроков заводчан. Но, продолжая технично отрабатывать передачи, они более энергично начали "отвоевывать" пространство. Вскоре в результате одной их многоходовки Александр Харламов-младший оказался рядом с чужими воротами и на скорости буквально закатил в них мяч. Восстановление равновесия, похоже, удивило и расстроило ксумовцев. Они занервничали и произвели замену - на поле вышел высокорослый игрок Алексей Путан, который во время разминки удивлял публику пушечными ударами, сотрясавшими если не ворота, то стену за ними. Однако, в реальной игре ему не давали так развернуться. Ничейный счет 1:1 продержался почти до свистка на перерыв. И все-таки на последних секундах лучший бомбардир команды КСУМа Владимир Сушилин подтвердил свою боевую репутацию - 2:1.
Пять минут отдыха между таймами спортсмены провели в горячих спорах по поводу упущенных возможностей. Ведь обе команды в ходе кубковых встреч успели привыкнуть к куда более внушительным результатам, забивая в среднем за двадцатиминутку 5-6 мячей. А тут нашла коса на камень, да еще неизвестно, кто в какой роли выступил.
Начало второго тайма принесло успех тому же Сушилишу. Этот гол стал, по существу, первым тревожным звоночкюм для заводчан. А второй и третий раздались вскоре: оба неприятных момента последовали один за другим. То капитан метромашевцев Виктор Седов, находясь в выгодной ситуации, поскользнулся рядом с воротами соперников. То вратарь КСУМа Сергей Дубинин чудом отразил опаснейший удар, нанесенный Александром Харламовым-старшим. Ну все, подумали, наверно, в тот момент опытные футболисты Метромаша, не забиваем мы - начнут забивать нам...
Так и вышло. Почин положил Алексей Путан. Вытянув в прыжке ногу, ом достал высокую передачу и переправил мяч в верхний угол ворот - 4:1. Дальше Владимир Сушилин, Сергей Буркелев и Валерий Чемоданов довели счет до непоправимого соотношения - 7:1. Ответный мяч, опять же технично забитый Харламовым-младшим, сути происходящего не менял - заводчане крупно проигрывали. Ничего в принципе не изменил и обмен голами перед финальным свистком, когда отличились, с одной стороны - Дмитрий Карпанин, а с другой - Андрей Борщевский.
Итак, судья встречи и всего кубкового турнира доцент кафедры физвоспитания Академии водного транспорта Николай Сергеевич Лакеев фиксирует окончание фииалыного матча - со счетом 8:3 победила команда КСУМа. И председатель спортклуба Мосметростроя Николай Александрович Акимов объявляет коммунальщиков обладателями кубка.
Турнир закончен. Но у нас есть еще традиция розыгрыша суперкубка, когда сходятся в поединке чемпион и обладатель кубка. Если же это, как в нынешнем году, один и тот же коллектив, то с чемпионом играет серебряный призер чемпионата.
В нашем случаю обе сильнейшие команды были на месте, но они отыграли труднейший матч. Вторая встреча в тот же вечер вряд ли получилась бы зрелищной. Поэтому решили заменить ее серией пенальти.
В мини-футболе бьют с семи метров, и хотя ворота поменьше обычных, защищать их очень сложно.
Первым пробивал пенальти Харламов-старший и... неудачно. Вратарь КСУМа Сергей Дубинин, который стал героем кубкового матча, и тут оказался на высоте. Однако потом удача ему изменила. У метромашевцев смогли реализовать семиметровый удар четверо (Виктор Седов, Александр Левашов, Александр Харламов-младший и Андрей Борщевский), а у коммунальщиков только двое (Сергей Буркелев м Владимир Сушилин). Значит, со счетом 4:2 верх и реванш взяли футболисты Метромаша - они завоевали футбольный суперкубок Мосметростроя.
Ю.Петрунин
|