О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2003 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №23 (13097)
20 июня 2003 г.
Сегодня в номере:
- К 70-летию СМУ-4. Последние воспоминания бывшего начальника СМУ-4 Н.П.Гостеева. Стр.3-4
- Памяти защитников Отечества посвящена статья Виктора Татаринова, сына полка. Стр.2
- Рассказ об инженере Тоннельного отряда № 6 В.И.Попове. Стр.2
- Информация о работе РОО "Саланг". Стр.4
Новости
Косачевы - лучшая семья Москвы!
Центральным событием праздника газеты "Московская правда", отмечавшегося 12 июня на Поклонной горе, стал конкурс "Семья года" Из нескольких сотен претендентов на призовой "ВАЗ-2110" организаторы конкурса отобрали семь финалистов. И то, что в их число попала семья метростроевца М.В.Косачева, само по себе было большим успехом. Но Косачевы добились большего, в точнее говоря - максимума.
Дружная и талантливая семья Косачевых в составе Михаила Васильевича, работающего начальником участка в СМУ-9, его супруги Марины Алексеевны и их дочерей Насти и Ксении (сын Миша был в запасе) с первого же появления на сцене заявила о себе как о явном лидере состязания Наших не смогла опередить даже семья, представлявшая издательский комбинат "Московская правда", то есть хозяев праздника. Больше всего удались Косачевым домашнее задание ("Визитка") и конкурсная песня. Свою роль сыграла и мощная, человек из пятидесяти, метростроевская группа поддержки. В результате мэр Москвы Ю.М.Лужков вручил ключи от конкурсного автомобиля М.В.Косачеву.
Примерка потолка
Комиссия в составе представителей Управления Мосметростроя, Дирекции строящегося метрополитена, Метрогипротранса, СМУ-11 и СМУ-4 осмотрела и приняла опытный участок подвесного потолка над правой платформой станции "Улица Старокачаловская". Потолок и полагающиеся по проекту светильники были смонтированы на отрезке длиной 12 метров, что дало возможность оценить и внешний вид, и степень освещенности этой части станции. Подписанный членами комиссии акт приемки опытного участка передан главному инженеру УСР О.Н.Мельникову.
Бетонщики СМУ-6 - на высоте!
Участок В.В.Якунина из СМУ-6 успешно забетонировал платформу станции "Бульвар Адмирала Ушакова" - первую на эстакадной части Бутовской линии. Арматурный каркас вязала бригада А.С.Щепетина, закладные устанавливала бригада А.В.Кувшинова, бетон укладывали одновременно с двух концов платформы бригады А.К.Юсова и А.Н.Тарабрина.
Засыпка идет, но со скрипом...
СМУ-13 предоставило, наконец, механизаторам СМУ-9 возможность приступить к обратной засыпке широкого котлована, остававшегося в начале камеры съездов Бутовской линии, где сооружались фурнели для опускания в тоннели затворов. 16 июня больше негде было сыпать грунт.
Эстафета мастерства
В долгой метростроевской жизни бригадира-орденоносца из СМУ-6 Михаила Ивановича Лаптева было много сложных и памятных объектов, на каждом довелось решать не одну трудную проходческую задачу. Лишь на первую свою станцию "Парк культуры" юный выпускник школы ФЗО попал, что называется, к шапочному разбору - чистил готовые тоннели. А дальше пошли - "Спортивная", щедрая на воду "Шаболовская", "Таганская"-радиальная.
В недра Таганского холма с его сложнейшими гидрогеологическими условиями Лаптеву довелось врезаться дважды. Второй заход был, когда строили "Марксистскую". Станция "Серпуховская" запомнилась тем, что за участие в ее строительстве Михаила Ивановича наградили орденом Трудового Красного Знамени. На строительстве "Боровицкой" ему доверили возглавить комплексную бригаду, передав эстафету от Героя Социалистического Труда Ильи Ивановича Шепелева. Под площадью у Курского вокзала бригада сооружала два больших наклонных хода "Чкаловской". И была там натяжная камера, добираться до которой приходилось через 18-метровый фурнель. Завершая проходку камеры, метростроевцы 90-х пробивали полутораметровую торцевую стену среднего зала "Курской"-кольцевой, бетон которой за сорок с лишним лет набрал чуть ли не гранитную прочность.
На фоне такой богатой строительной биографии тоннели "Достоевской" воспринимаются как рядовой эпизод. Но именно этот объект Михаил Иванович вспоминает чаще других. Ведь его не удалось довести до конца, и это тревожит рабочего человека.
Есть и еще один повод мысленно возвращаться на центральный, "замороженный" участок Люблинской линии. Бригада Лаптева уходила оттуда, только-только сделав рассечку на СТП. И вот теперь, по воле случая, она занимается возведением СТП, но уже в Южном Бутове, у станции легкого метро "Бульвар Адмирала Ушакова".
Здесь нет никакой проходки. Работы начинались зимой под открытым небом. Теперь же, когда подошла пора бетонирования промежуточного перекрытия, над головами появились металлоконструкции пролетов с заходками по балластному корыту, А сбоку от метротрассы, в непосредственной близости от нее выкопан обширный котлован под торгово-развлекательный центр.
Состав нынешней бригады Михаила Ивановича Лаптева практически не менялся в течение достаточно долгого времени. Костяк ее составляют опытные строители со стажем лет по 10-15.
Единственное исключение - молодой Виталии Шабуров, года два тому назад прибившийся к коллективу Можно считать, что ему крупно повезло - он постигает строительную науку под присмотром такого аса как Михаил Иванович.
Начальник участка Валерий Вячеславович Якунин спокоен за подстанцию.
- Михаил Иванович опытный бригадир, участвовал в сооружении многих наших сложнейших объектов. И здесь для него проблем не будет.
На снимке - часть бригады, сфотографированная на возрожденных "Воробьевых горах": (слева направо) В.В.Миронов, М.И.Лаптев, Ю.В.Трухинин, В.Д.Терехов, Р.Р.Шнейдер и В.Л.Шабуров.
Фото А.Попова
Вести со строек
Точка А набирает этажи
Участок А.Н.Сатышева из СМУ-15 полным ходом продолжает строительство 100-метровых отрезков тоннелей в точке "А" Лефортова - в сторону Рижской эстакады. Бригады С.В.Мкртичяна и А.А.Иванова за май уложили в конструкции лотка и основания тоннелей почти 5 тысяч кубометров бетона. В первой декаде июня лоток обоих тоннелей был полностью готов, а 11 июня строители СМУ-8 закончили сооружение оставшегося до территории "Элгада" 25-метрового отрезка стен левого тоннеля - примерно на половину их проектной высоты. Здесь надо пояснить, что верхняя часть стен тоннелей бетонируется одновременно с массивом промежуточного перекрытия, так что можно констатировать: на участке готовы несущие конструкции обоих тоннелей.
СМУ-15 готовится к завершению промежуточного перекрытия на левом тоннеле - там связана арматура верхней части стен. Установлены опоры под фанерную опалубку, вяжется арматурный каркас. Бригады взялись за сооружение промежуточного перекрытия и на правом тоннеле, где одна за другой бетонируются такие же 25-метровые заходки.
Последующая задача, поставленная перед метростроевцами, в какой-то мере уникальна. Конструкторы запроектировали коллекторы коммуникаций тоже в железобетонном исполнении, закрыв их сверху мощным основным перекрытием, поэтому сечение тоннеля получилось довольно сложным: в разрезе, хорошо видном на участке "Элгада", над прямоугольником проезжей части громоздится внушительное сооружение из шести объединенных отсеков.
Панорама участка, пожалуй, сгодилась бы как пособие для обучающихся строительному мастерству. Если смотреть на участок по направлению к Лефортово, то в дальнем конце, правее камеры съездов, над уже готовым промежуточным перекрытием все сплошь зачернено арматурой коллекторной части. Оттуда вдоль протяженности тоннелей видны все этапы их сооружения - вплоть до лотка и несущей нижней половины стен под ногами. Как только арматура коллекторов приблизится сюда, к северному торцу участка СМУ-15, и зальется бетоном, можно будет сказать, что тоннель готов, понизу в нем может курсировать транспорт, а поверху в отсеках коллекторов обоснуются вентиляционные и энергетические коммуникации.
После этого метростроевцы приступят ко второму этапу строительства - сооружению уже над готовыми тоннелями притоннельных помещений: венткамер, насосных, трансформаторных... Сейчас в чертежах намечается две большие венткамеры, правая и левая, насосная, трансформаторная подстанция, большой совмещенный вентканал и в придачу - два аварийных выхода.
После удаления с участка воды съездным тоннелем решено пока не заниматься. Возможно, его будут сооружать уже после бетонирования основных конструкций правого тоннеля, изоляции их и обратной засыпки.
Пока мы с начальником участка осматриваем панораму стройки, экскаватор в котловане вгрызается ковшом в землю, выбрасывая в поспевающие самосвалы грунт и остатки бетона.
- Сейчас сооружаем здесь котлован седьмого аварийного выхода, - объясняет Андрей Николаевич. - Он протянется за пределы конструкций съездного тоннеля, в сторону техникума.
- Как всегда, на участке все идет по графику? - задаю традиционный вопрос, предвидя традиционный ответ.
- График тоже должен быть гибким, - поясняет начальник участка. - По некоторым конструкциям мы его опережаем, а вот, допустим, по перекрытию правого тоннеля отстали дня на три: там очень сложные опалубочные работы, есть определенные проблемы, которые нужно теоретически рассчитать и практически освоить. Но, думаю, когда мы первую заходку перекрытия положим, уже остальные пойдут легче и где-то там график опередим.
В.Мелик-Нубаров
На пусковом объекте
Не сбиться бы с ритма...
Участок Н.Г.Файзрахманова из СМУ-8 в июне сохраняет скорость проходки, достигнутую в предыдущем месяце, хотя проблемы со щитом, практически исчерпавшим свой ресурс, никуда не делись.
Накануне Дня России потребовалась очередная ремонтная остановка - пришлось заменить один насос, перебрать 4 домкрата. Результаты сказались сразу же. За 3 дня, которые для многих были праздничными и выходными - с 13 по 15 июня - проходчики СМУ-8 удлинили правый перегонный тоннель на 11 метров. Теперь до камеры съездов Бутовской линии им остается собрать немногим более 60 колец. Значит, задача завершения проходки к 20 июля представляется вполне реальной.
Состояние техники может, конечно, еще преподнести не один сюрприз. Установленные в домкратах новые манжеты быстро выходят из строя из-за неустранимых царапин на штоках. Тем не менее улучшающиеся средние показатели проходки обнадеживают. Как считает главный механик Мосметростроя В.Б.Богданов, на состояние дел в забое стало положительно влиять наладившееся взаимодействие между участками Н.Г.Файзрахманова и А.Л.Балашова из УММ. А геологические условия остались прежними.
22 июня - День памяти защитников Отечества
Погиб смертью храбрых...
В годы Великой Отечественной войны наш народ жизни своей не жалел, защищая Родину. Не оставались в стороне и самые юные граждане - мальчишки и девчонки. Одни из них встали к станкам или трудились на селе, другие с оружием в руках сражались рядом с отцами и старшими братьями.
В воинских частях и на кораблях ВМФ появились юные бойцы - воспитанники Красной Армии и Военно-Морского Флота. Сколько их было в действующей армии, даже сегодня никто не может дать точный ответ.
Наша организация воспитанников Армии и Флота сейчас ведет работу в Центральном архиве Министерства обороны РФ, где мы разыскиваем документальные записи военных лет об участии в боевых действиях сынов и дочерей полков, юнг ВМФ. И зачастую находим такие сведения, которые по своей значимости не уступают многим известным героическим страницам войны.
Наши товарищи обратили внимание на выписку из архивной справки о награждении орденом Отечественной войны II степени Кусакина Виктора Яковлевича, гвардии рядового, воспитанника 167-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии, 1930 года рождения, русского, добровольца...
"...В бою 17.12.1943 года, - говорится в ней, - у деревни Блохи Маховского района Витебской области тов. Кусакин, находясь с группой разведчиков на выполнении боевого задания, обнаружил группу немецких солдат. Разведчики открыли по ним огонь и заставили залечь. Когда подошла помощь, немцы стали окружать группу разведчиков, а потом пошли на них в атаку. Тогда тов. Кусакин выдвинулся вперед, воодушевляя своих товарищей и расстреливая в упор немецких солдат В этом бою он уничтожил 9 фашистов и сам пал смертью храбрых".
Скупые строки наградного листа рассказали нам о подвиге юного участника войны, поднявшего в контратаку бойцов. Из архивных документов мы узнали. что Виктор Кусакин до войны жил и учился в Наро-Фоминске Московской области. Обратились в историко-краеведческий музей города, в школы, к поисковикам и в городской комитет ветеранов войны. Общественные организации помогли нам найти школу №6, в которой учился юный герой, его родственников, однополчанина.
В прошлом году восемь ветеранов войны - все сыны и дочери полков - приезжали на встречу с учащимися этой школы, посвященную памяти Виктора Кусакина. Очень тепло и дружески встретили нас учителя и ребята Мы пообещали приложить все силы для того, чтобы установить на здании школы мемориальную доску, посвященную Вите Кусакину, чтобы увековечить его память.
Однако наши обращения за спонсорской помощью в ряд крупных фирм с громкими именами не принесли успеха. А ветеранские организации, горячо поддержавшие эту акцию, не имели необходимых денег. Тогда я, как старый метростроевец, обратился к родному коллективу. И Метрострой не подвел! В скором, времени на Черкизовском заводе ЖБК была изготовлена мемориальная доска и безвозмездно передана Московской организации ветеранов войны - воспитанников Армии и Флота. Организовать поездку в Наро-Фоминск тоже помог Метрострой.
Торжественное открытие первой в Российской Федерации мемориальной доски сыну полка состоялось в канун Дня Победы, 6 мая 2003 года.
В этот день у стен школы № 6 города Наро-Фоминска собрались родственники и друзья Виктора Кусакина, школьники и представители общественности Наро-Фоминска, члены военно-патриотического клуба "Надежда". На торжественное мероприятие, посвященное памяти сына полка Виктора Кусакина, приехали: от Российского комитета ветеранов войны и военной службы полковник В.М.Булгаков, от Московского комитета ветеранов войны полковник В.Ф.Камидин, президент регионального Международного Детского фонда Л.Д.Кремлева, член штаба военно-патриотического объединения "Юнгвардия Москвы" А.Л.Монахов, сыны полков В.В.Волхонский, М.И.Гуревич, В.Я.Татаринов и А.П.Фидаров, знаменная группа учащихся ПТУ №182 г. Москвы вместе с заместителем директора этого училища В.Н.Кузнецовой.
Перед началом митинга был исполнен гимн Российской Федерации. Знаменная группа под звуки марша защитников Москвы торжественным шагом пронесла знамя Московской организации ветеранов войны - воспитанников Армии и Флота вдоль строя людей, пришедших отдать долг памяти юному герою. Минутой молчания присутствующие почтили память всех, кто погиб за свободу нашей Родины.
Почетный караул застыл у мемориальной доски, около которой была установлена фотография юного солдата Виктора Яковлевича Кусакина.
Сыны полков В.В.Волхонский и А.П.Фидаров сняли покрывало. Сотням собравшихся предстал высеченный золотом текст: "В этой школе в 1937-41 годах учился сын полка Виктор Кусакин. Пал смертью храбрых в бою за Родину в 1943 году".
Родственники, ветераны войны, общественность, школьники усыпали яркими весенними цветами подножие стены, на которой установлена мемориальная доска. Л.Д.Кремлева от детей России привезла большую корзину с цветами.
Выступивший на митинге брат юного героя Николай Кусакин скаэал: "Спасибо всем, кто принял участие в изготовлении памятной доски моему брату. Хотелось бы, чтобы его жизнь, отданная во имя Родины, стала для сегодняшней молодежи примером мужества и любви к Отечеству". Выступили директор школы, учащиеся. Очень взволнованно звучали стихи, посвященные Виктору.
По просьбе директора все, кто приехал из Москвы на открытие мемориальной доски, провели в классах уроки Мужества. Тема этих уроков - "Победный май 1945 года".
В заключение хочу поблагодарить людей с добрым и отзывчивым сердцем, которые сделали реальным фактом открытие мемориальной доски сыну полка, отдавшему свою жизнь за Родину, Это - директор СМУ-13 Мосметростроя А.А.Торопов, директор Черкизовского завода ЖБК Е.Л.Конторер и рабочие, изготовившие мемориальную доску, директор КСУМа Н.А.Агапов, заместитель директора П.Ю.Калинин, В. М. Васильев, директор СМУ-5 М.Ю.Арбузов, заместитель директора Ф.Н.Загородников.
Мы рады, что метростроевцам дороги свершения нашего народа, освободившего мир от фашизма, и они понимают важность воспитания сегодняшней молодежи в духе патриотизма и уважения к защитникам Родины.
В.Татаринов,
ветеран СМУ-5 Мосметростроя, председатель Московской организации воспитаннников Армии и Флота, сын полка.
Люди. Факты. События
На смотринах техники
На Ходынском поле в конце мая состоялась международная выставка "Строительная техника и гехнологии". Ее посетила группа метростроевских специалистов. Рассказать о том, что в первую очередь заинтересовало их там, мы попросили главного механика Мосметростроя Владимира Борисовича Богданова. И вот что он сказал:
- Прежде всего я смотрел на выставке дизельные электростанции, сопоставляя их по мощности и стоимости, а также по разным режимам их работы, по количеству возможных потребителей Считаю, что Мосметрострою полезно было бы приобрести одну-две такие станции, чтобы можно было с ними выехать в чистое поле и ни к кому не подключаясь, ничего не согласовывая с управой, не прокладывая кабелей, приступать к работе. Проблема будет лишь в обеспечении дизтопливом. По таким электростанциям я набрал несколько каталогов, записал координаты некоторых фирм. Одна из них находится в Москве, через нее такие станции можно либо взять в аренду, либо купить.
Второе направление поиска было связано с потребностями Бутовской линии, ее эстакадной части. Вместе с главным технологом Рустамом Рузимуратовичем Тулововым подбирали погрузчик, чтобы он мог брать с земли щебень, поднимать его на высоту до 14 метров и высыпать в балластное корыто легкого метро.
И мы выбрали одну такую машину английской фирмы, отличающуюся съемным ковшом. Вместо него можно подвесить люльку. Подобная многофункциональность очень пригодится на эстакаде, где будет много работ по карнизам, ограждениям и т.д. Теперь мы готовим обоснование, что именно такой механизм Метрострою нужно приобрести.
Вместо солярки - диметилэфир
К августу текущего года по столичным магистралям будут ездить 150 автомобилей, использующих вместо дизельного топлива диметилэфир. Об этом сообщил журналистам мэр Москвы Ю.М.Лужков после знакомства с тремя автомобилями "Бычок", дизельные двигатели которых были модифицированы под работу на диметилэфире.
Специалисты МГТУ имени Баумана (одного из разработчиков нового двигателя) рассказали Юрию Михайловичу, что у автомобилей, работающих на жидком диметилэфире, выбросы оксидов азота в атмосферу в 2,5 раза ниже, чем у таких же двигателей, работающих на обычном дизельном топливе. Таким образом, диметилэфир позволяет нашим автомобилям укладываться в стандарт "Евро-4".
Диметилэфир, получаемый из природного газа, можно производить миллионами тонн. "Это топливо - решение большой проблемы для Москвы. Если мы переведем автомобили с дизельными двигателями на диметилэфир, мы получим совсем другую экологическую обстановку в городе", - подчеркнул Ю.М.Лужков.
При массовом производстве диметилэфир будет не дороже, чем дизельное топливо. Соответственно, городские власти планируют перевести на диметилэфир весь транспорт, задействованный в сфере городского хозяйства. А потом и шире.
Важно, что диметилэфир не дает компонентов, вызывающих потепление.
Всего сейчас в городе насчитывается 280 тысяч автомобилей, оснащенных дизельными двигателями.
Строители столичного метро
Один из командиров "Ловата"
Глядя на разумную махину "Ловата", сочетающего в себе тонкую электронику и мощную механику, способную легко преодолевать слепое сопротивление жестких пород, как не проникнуться уважением к людям, обеспечивающим нормальную работу этого тоннелепроходческого комплекса на подземном участке Бутовской линии легкого метро.
Помимо большой команды машинистов, помимо маркшейдеров, слесарей, электриков, к их числу относится, конечно, и инженерно-технический персонал четвертого участка TO-6. О том, насколько они освоили заокеанскую технику, можно судить и по успешной проходке более чем километрового левого перегонного тоннеля, и по вторичной, уже самостоятельной сборке "Ловата", и по его новому старту в соседнем тоннеле.
Инженеры-тоннельщики действуют как дружный, отлаженный коллектив, не акцентируя чью-то особую роль. И все же любой коллектив складывается из личностей. Недавно появился бесспорный повод поговорить об одном из этих людей - заместителю начальника участка Виктору Ивановичу Попову исполнилось 50 лет.
На Метрострой этот человек пришел сравнительно недавно - семь лет тому назад. Но со щитами, причем разных типов, имеет дело значительно дольше. Немалый накопленный опыт щитовой проходки Виктор Иванович не держит под спудом, охотно им делится, передавая другим свой неугасающий интерес к современной подземной технике. Это одно из существенных слагаемых авторитета, которым знающий инженер пользуется в среде тоннельщиков Мосметростроя.
В Тульский политехнический институт, являющийся в России одним из давних центров подготовки горняцких кадров, Виктор Попов поступил после службы в армии. В 1980 году получил там диплом инженера-строителя подземных сооружении и шахт. Изъявил желание поехать туда, где труднее и интереснее. Его и направили в Кузбасс. Местом становления молодого специалиста стал Междуреченск - средних размеров город с крупными шахтами. На одной из них вели проходку двух наклонов для конвейерной выдачи угля на-гора. Такими вот необычными оказались первые тоннели Виктора Полова. Он неплохо проявил там себя, быстро получил должность начальника участка. И дальнейшая перспектива проглядывалась. Но тем временем выяснилось, что сибирский климат настолько не подходит его дочери, что надо обязательно переезжать оттуда.
И в 1988 году Попов попадает в Протвино, где было в разгаре строительство большого тоннельного кольца для ускорителя элементарных частиц. Проходку вели на глубине около 70 метров, используя и "Ловат", и отечественные щиты.
Через четыре года финансирование тоннеля для науки прекратилось. Протвинцы перебрались в Москву. Прошли два ствола в Строгино, стали прокладывать щитами тоннели в сторону Митина. Успели продвинуться метров на 450. Тогда-то Виктор Иванович впервые прошел под насыпью МКАД. Соединиться же с метростроевским заделом в том же Митине протвинцам так и не удалось. Опять вмешался экономический фактор. А человеческие контакты, конечно же, были. В 1996 году тогдашний начальник СМУ-15 Федюнев пригласил к себе на работу Попова, наобещав золотые горы. На самом же деле обещанное так и осталось на словах. Тогда-то недавний инженер Протонтоннельстроя перешел в TO-6, неплохо зная одного из начальников участка - А.В.Костроменкова.
Снова Виктор Иванович оказался перед МКАД, только уже с другой стороны Москвы - на Старобитцевской улице. В распоряжении тоннельщиков там был старенький щит ЩН-1С...
И, наконец, наступило время "Ловата". Время, когда Виктор Иванович Попов смог в полной мере применить свои знания, свое умение вникать в суть ежедневно возникающих технических и прочих проблем и ситуаций.
Весьма существенный момент: ему от души нравится "Ловат", он в восторге от заложенных в него возможностей. Стоило только задать ему соответствующий вопрос, как он начал чуть ли не лекцию читать. Он говорил об артикуляции ротора, о лазерном указателе направления проходки, о приемном столе, где подбираются блоки обделки, о регулируемой подаче породы и т. д. и т. п. Сознаюсь, что далеко не все термины я смог пропустить через свое сознание. Какие-то весьма важные моменты я, пожалуй, упустил. Но главную мысль Попова все-таки, кажется, понял: машина хороша, работать с ней интересно.
А потом я поговорил о юбиляре с начальником участка. И Виктор Михайлович Самара, воздав должное инженерным способностям Виктора Ивановича, с неменьшей охотой рассказал о его сугубо личностных качествах.
- Это сильный специалист, обладающий большим опытом, - так начал свой экспромт на заданную журналистом тему Самара. - У Виктора Ивановича феноменальная обучаемость. В свои пятьдесят лет он очень быстро воспринимает новое, вникает в него. Допустим, нет у нас какого-то решения. Собираемся, обсуждаем, выдвигаем разные идеи, спорим - и выход вырисовывается.
Он очень порядочный человек, а это очень важно для взаимоотношений с замом. Считаю, что с ним мне просто повезло. Для ясности могу провести сравнение из воспоминаний о детстве, о дворовых драках. Тогда можно было и вдвоем отбиваться от всех, зная, что за спиной стоит друг, который будет держаться до последнего, не бросит. Такое ощущение дорогого стоит.
А юбилей Виктора Ивановича мы отметили прямо здесь, в "Дубках". По случаю 50-летия к нам приезжали и руководители TO-6, и его давние коллеги еще по протвинскому тоннелю. Чествование прошло в дружеской обстановке, без помпезности и обязаловки. Неискренних слов не было и асе это шло, как я понимаю, от личностных качеств самого юбиляра.
Ю.Петрунин
К 70-летию СМУ-4
Время выбрало нас. Эпизоды из жизни монтажников, рассказанные Н.П.Гостеевым
Снимки, которые вы видите на этой полосе, подбирал для газеты Николай Павлович Гостеев. Он хотел проиллюстрировать ими свою статью по истории СМУ-4, которое он, первопроходец метро, возглавлял почти сорок лет. Однако, к семидесятилетнему юбилею Метростроя это сделать в силу разных обстоятельств не удалось. И тогда Николай Павлович определил для себя новый рубеж - 70-летие СМУ-4, октябрь 2003 года. Мы не раз встречались, я записывала на диктофон его воспоминания и рассказы о людях. Но, к сожалению, до конца эту работу не довели. Николай Павлович заболел, потом его не стало. А записи остались. Остался его голос. Он продолжает и сегодня звучать с моей диктофонной ленты. Конечно, это не целостный материал, а разрозненные воспоминания ветерана, и все-таки, в преддверии юбилея СМУ-4, редакция решила их опубликовать.
"Монтажники держат экзамен" - так Николай Павлович хотел озаглавить статью. И не случайно в своих воспоминаниях он обратился к истокам, потому что свое начало коллектив СМУ-4 берет с самых первых шагов строительства метро.
Всегда на передовой
Зарождение производственной базы Метростроя началось с Центральных мастерских на Верхне-Красносельской улице. Начальником здесь был Г.Н.Гебель, днепростроевец. Первым механиком - мой друг Семен Воейков, который и привел меня на Метрострой. Ему было поручено организовать кузнечное дело. А что такое кузнечное дело в те годы? Да это уже налаженное производство! Как в поговорке: "Если муж кузнец, жена богатая". Мастерские были призваны обслуживать опытный участок на Русаковской улице. Они обеспечивали стройку электроэнергией. Отсюда стали поступать к строителям необходимые материалы. Болты, хомуты, скобы, вагонетки, колеса - пока этими примитивными средствами занимались мастерские, Павел Павлович Ротерт, первый начальник Метростроя, отвоевывал для стройки промышленные предприятия. Благодаря его усилиям были переданы базы для заводов - Первого механического, который возглавил Василий Петрович Козлов, и Электромеханического № 2 под руководством Петра Андреевича Шемета, На первом заводе вопросами монтажа занимался непосредственно Гостеев, электрической частью на втором - Николай Владимирович Церковницкий. Со вторым заводом связана также судьба нашего ветерана Николая Тимофеевича Комозина. Он пришел туда в шестнадцать лет, работал электросварщиком и учился - кстати, сидел за одной партой с будущим поэтом Евгением Долматовским и тот посвятил ему свои стихи. А вместе со мной работали отец и сын Федоровы, приехавшие в Москву из Ленинграда. Котельщики, клепальщики, а лучше сказать - мастера на все руки. Младшего из них, Григория Ивановича, в коллективе СМУ-4 помнят многие ветераны, он был незаменимым специалистом по башенным и козловым кранам, паровым котлам, копрам, подъемным установкам... Изобретатель, каких мало. Это с участием Федоровых была изготовлена сплошная металлическая опалубка и царгами смонтирована на обводненной шахте № 21-бис, это они сооружали 64-метровую парашютную вышку в Лоси...
Мумряев, Коломеец, Жежерун, Сокольников, Солдатов - когда-то фамилии этих людей знал весь Метрострой, это монтажники первого советского щита. Начальник цеха донбассовец Иван Степанович Остапенко, компрессорщики Улыбышев, Дамбрин, Комиссаров... На заводе работал исключительно высококвалифицированный состав. Был даже участник Цусимского боя, матрос с крейсера "Орел", переживший японский плен, Михаил Михайлович Мамихин. Светлая голова! Никто не мог привести в рабочее состояние стопудовую немецкую паровую машину, никак не получалось посадить коленчатый вал на подшипники. А он, единственный, смог. Это Победимский направил к нему: "Напрасно вы к Мамихину не обращаетесь". Обратились... И опытный моряк сразу же нашел верный ход. Вот и пошла у нас работа.
А если вспомнить проходку наклонных ходов с применением искусственного замораживания грунтов холодильными аммиачными установками, в противовес дорогостоящим углекиспотным... К этому серьезному в то время делу был подключен прежде всего Первый завод. Исполнитель - Гостеев. И, кстати, нам пришлось морозить не только наклоны, но и массивы грунтов под двумя высотными зданиями на Каланчевской площади и Моховой. Дома-красавцы и по сей день стоят, чему я очень радуюсь, бывая в тех краях, а порою и специально наведываясь туда. Славно потрудились наши люди!
Метод Н.Г.Трупака по искусственному замораживанию грунтов аммиаком поддержал прежде всего Александр Иванович Победимский, возглавлявший на Метрострое производственный электромеханический отдел. Он взял на себя полную ответственность за реализацию предложения Трупака. Заводу "Компрессор" было поручено изготовить аммиачные установки. Но на тот момент мы не имели необходимых для работы бесшовных труб. Поставить их могли бы немцы. Однако с поставщиками из Германии пришлось бы расплачиваться сливочным маслом. Решили применять трубы наши, со швами, а это десятки тысяч стыков. Такие люди, как Афонин, Дышин, Богомолов, Паршиков доказали, что шовные трубы использовать можно. А прежде, чем приступить к этой ювелирной работе, прошли серьезное обучение у профессоров МВТУ и организации "Оргметалл" - Огивецкого, Николаева, Хренова, которые читали лекции о том, какой должна быть технология электро- и газосварочных работ. У профессоров! Вот насколько высока была ответственность. Паспорт допуска на право производства работ для сварщиков являлся главным документом.
Нас тогда предупредили, да мы и сами это знали, если вдруг какая-нибудь неполадка, если вдруг хладопродукт попадет в грунт и морозить станет нельзя, головы не сносить. "Выполните задание?" - спрашивали Козлова. "Выполним!" - уверенно отвечал он. И Гостеев, как исполнитель работ, под козырек - "Есть!". Нам предстояло сварить одиннадцать тысяч метров труб. Тщательно проверяли каждую. Был даже заведен журнал четкой технической дисциплины, К счастью все закончилось благополучно. Только однажды произошел случай дефектного характера. Но тут, к всеобщему ликованию, нас выручила медицина. "Скорая" из института Склифосовского. А произошло следующее: в ходе работ расплющилась прокладка и пропустила струйку газа. Сварщик и не заметил, как заморозилось все, что находится у него ниже пояса.
Как сейчас помню нашу компрессорную, где наряду с замороженными трубопроводами и другими механизмами стояли раскидистые пальмы. Их привез сюда, проявляя внимание к людям, которые оставались ночевать прямо в компрессорной, директор завода Козлов. Он во всем любил исключительный порядок.
В "Вечерней Москве" вышла статья о том, что Метрострой возводит Эльбрус на Каланчевке. И вот однажды ночью, часа в три, когда ребята расположились на ночлег на широких приводных ремнях, вдруг стук в дверь. Подумали: кто-то из своих. Комиссии приезжали часто. Оказалось - Никита Сергеевич Хрущев. Прочитал статью и решил увидеть все своими глазами. Спрашивает о делах. Гостеев докладывает: "Дела неважные, пора бы уже качать холод, да не можем - завод "Компрессор" сдерживает поставку необходимых деталей". Хрущев эту проблему решил безотлагательно. Через три дня, когда было доставлено все необходимое, мы начали морозить. Немало сил и знаний вложил в эту работу Федор Михайлович Комиссаров, высочайшей квалификации трубопроводчик, будущий начальник участка СМУ-4.
Комиссаров - это талант. Он был всеобщим любимцем коллектива - интеллигентный, воспитанный, исключительно опрятный внешне - все на нем с иголочки, даже рабочая спецовка. Отличался отменной памятью. Большим доверием пользовался у людей, умел с ними ладить. И был допущен в такие места, о которых нигде и никогда. нельзя было вспоминать, не то, что рассказывать. А какие кадры воспитал Комиссаров! Вот и Комозин, о котором я уже говорил, из числа его людей, из его команды. А это все самоотверженные люди, на которых и держался коллектив СМУ-4.
Дорогами войны
В годы Великой Отечественной войны, когда СМУ-4 называлось КЭММРом, его возглавлял Константин Иванович Ильин, я был главным инженером.
До Метростроя Ильин занимался партийной работой. Огневой парень! Волевой, решительный, инициативный. На его плечи легла война, а это - весь комплекс работ по созданию в метро бомбоубежищ, это командировки в Куйбышев, Севастополь, на Карпаты, на Кавказ, где строились оборонительные сооружения, доты, дзоты, командные пункты... Главной его заботой всегда были люди. Старался облегчить их жизнь, поддержать. Где-то в сорок втором - в сорок третьем годах, помнится, даже выбил для монтажников в Замоскворечье земельные участки для посадки картошки, чтобы не голодали.
Часто вспоминаю такой случай из его личной жизни. Из Нижнего Новгорода Константину Ивановичу пришла телеграмма - его брат, прокурор, отправляется на фронт. В Москве будет проездом. И вот они встречаются - три брата, третий - рабочий завода № 24 на Филях. Потом один уезжает, а второй пропадает. Долгое время от него ни слуху, ни духу. Какие бы справки Константин Иванович ни наводил, все бесполезно. И вдруг однажды с фронта Ильин получает треугольничек. "Читай газеты! За форсирование Днепра меня наградили званием Героя Советского Союза", - пишет ему без вести пропавший. Ильин был бесконечно счастлив. Брат - жив! Он - Герой! Потом Герой Советского Союза Ильин будет участвовать в параде Победы на Красной площади. Но со своим братом, Константином, им встретиться уже не придется. Константин Иванович Ильин, узнав об окончании войны, не смог перенести эту радость и умер от разрыва сердца 9 мая 1945 года. Его сына, связь с которым Константин Иванович тоже потерял на дорогах войны, после ее окончания мы взяли на работу в свой коллектив. Кое-кто его, конечно, помнит и сегодня. Но вот такая судьба - как и отец, он умер молодым из-за болезни сердца.
Во время войны метростроевцам давали бронь, но многие от нее отказывались, уходили на фронт. И среди них 286 монтажников: Евгений Еронин, Николай Бабченко, Наталья Попова, Николай Тарасов, Володя Ростов. Владимир Саввич Пащинский, разведчик, вернулся домой без кистей обеих рук. Но разве сломила его эта беда? Он научился жить и работать заново. Окончил Московский техникум транспортного строительства. А как играл а футбол наш метростроевский Маресьев! Он считался лучшим вратарем команды футболистов "барабанной академии" (так называли техникум), в которой играли такие асы, как Гудков, Лопата, Морухов, Войтенко - тоже был вратарем, хотя и пришел с войны без обеих ног, Перед этими людьми преклоняюсь. А вот на снимке, который мы подобрали для печати, команде футболистов тридцатых годов. И есть там среди игроков Петр Творемиров, это его дочь Наталья Петровна помогает сегодня нашим ветеранам.
Уже в самом начале войны в коллектив пришло много девушек. Как только освободили Калинин, так и получили мы целый эшелон, человек пятьдесят "гороха", так мы девчат называли. Разместить, накормить - это необходимо было сделать в первый же день их приезда. И вот произошел один случай. Был у нас такой Козлов, которому поручили устроить девушек. И он устроил... Привез две машины соломы и бросил ее в Красном уголке, вот, мол, вам постель. А девчата подняли "та-ра-рам". Дошло до начальства. Козлова за невнимание сняли с работы.
Девушки быстро освоили профессии электромонтажниц, толковые оказались - Клавдия Васильевна Емельянова, Надежда Ивановна Трямкина, Татьяна Матвеевна Агафонова... Да разве всех перечислишь! Потом кое-кто из них поехал вместе с главным инженером Евгением Алексеевичем Демидовым на строительство железной дороги в Челябинск. Он набрал самых ответственных. А они его там поневоле подвели. Денег не платили. Девчата изголодались так, что продали с себя все, вплоть до бус, вернулись в Москву в рабочей одежде. И продали там телефонный кабель, целый барабан. Хорошо, что все обошлось. Времена, сами знаете, суровые были. Ничего не стоило в каталажку попасть. Метрострой ведь тоже репрессии затронули. Исчезали люди бесследно. Бобров, начальник шахты со станции "Охотный ряд" пропал, Бабенко, механик, Шинкаренко, мастер КЭММРа. Я и сам однажды чуть было не сгорел, когда на первомайской демонстрации в районе Большого театра продуло воздухом слой асфальта (внизу велась проходка). Якобы даже танк остановился. Сразу на Лубянку вызвали исполнителя. Я ходил - подмышки были мокрые.
После войны вернулись в коллектив оставшиеся в живых монтажники. Пошли учиться в техникум, стали работать начальниками участков, мастерами. Я потом расскажу о наших династиях - Иловайских, Костромцовых, Косоретских, Егоровых, Гаврилюк... Расскажу об Иване Дмитриевиче Гагарине, о Николае Ивановиче Вялых, о Петре Николаевиче Алаторцеве, о Вячеславе Ильиче Денисюке, о супругах Смирновых, Движковых... Труженики великие! Золотой народ!
***
Это все! Все, что сохранилось на моих кассетах. К сожалению, все.
Н.Соловьева
На снимках: (слева) идет монтаж эскалаторов; установка светильников на станции "Комсомольская" (внизу); футбольная команда монтажников тридцатых годов.
"Салангу" два года
В апреле состоялось отчетное собрание "Региональной общественной организации ветеранов локальных войн и военных конфликтов ОАО "Мосметрострой" "Саланг". Наша организация была создана два года назад с целью объединения "афганцев" Метростроя, участников боевых действий в Чечне и горячих точках для решения общих проблем: помощи семьям погибших и инвалидов, участия в городских "афганских" мероприятиях и многих других делах, подсказываемых жизнью.
ков боевых действий в Чечне и горячих точках для решения общих проблем: помощи семьям погибших и инвалидов, участия в городских "афганских" мероприятиях и многих других делах, подсказываемых жизнью.
Отчетный доклад РОО "Саланг" включал в себя несколько направлений деятельности. Главное в планах всегда было и есть - работа с людьми, забота об инвалидах, внимание к семьям погибших.
Погибли или умерли после войны наши ребята-метростроевцы: А.Минаев, И.Мамаев, В.Бакутенков, О.Никитан, И.Колесо, А.Иванов, И.Павлюков, В.Азаров, А.Бабенский. Мы оказываем их семьям моральную и материальную поддержку, они на всех наших мероприятиях дорогие гости, дети получают билеты на елку.
В январе умер замечательный парень, которого любили и уважали все, "афганец" Вадим Азаров, ему было 35 лет. Для нас это большое горе. "Саланг" выделил деньги на похороны, помог семье Вадима материально. Мы знаем его жену Светлану, сына Андрея, поддерживаем е ними постоянную связь.
Еще один печальный факт. В 2001 году умер 34-летний "афганец" Саша Бабенский, работавший ранее в УММ. Остались две дочери 13 и 8 лет. Их мать длительное время злоупотребляет алкоголем, нигде не работает. И это привело к социально-опасной ситуации: долг за квартиру вырос до 14 тыс. рублей, за неуплату отключен телефон, пенсия за отца пропивается, в доме часто бывают чужие, нетрезвые люди.
А детям необходимы еда, одежда, отдых, внимание... Раньше "Саланг" совместно с "афганцами" УММ собирал для девочек деньги, но сейчас совершенно очевидно, что им срочно необходима кардинальная помощь. Прежде всего надо решить вопрос о лишении матери родительских прав. о выселении ее из квартиры, о назначении опеки и сохранении квартиры за детьми.
В ответ на наше письмо директору КСУМа Н.А.Агапову была создана выездная комиссия. В нее вошли начальник отдела общежитии КСУМа Т.А.Крицкая, представители РОО "Саланг", муниципалитета "Митино", домоуправ общежития. Нерадостные факты подтвердились.
Для решения этих проблем РОО "Саланг" поддерживает постоянную связь с отделом по охране прав детей муниципалитета "Митино", начальником и инспектором детской комнаты милиции муниципалитета "Митино", с братом умершего Саши Бабенского.
Почти еженедельно связываемся с детьми, оказываем периодически материальную помощь (при участии УММ, РОО "Саланг", воинов-"афганцев"). В настоящее время есть договоренность с бабушкой детей, живущей в деревне, о том, что на нее будет оформлена опека. Готовятся документы. Для девочек, Кристины и Илоны, на 3,5 тысячи рублей приобретена одежда и обувь. Совет РОО "Саланг" в этом непростом деле взял на себя вопросы организационного порядка: связей, сбора и предоставления необходимых документов, посильную заботу о детях, попавших в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Считаем это своим долгом перед памятью боевого товарища.
Мы связались также с Военно-мемориальной компанией Министерства обороны Генштаба и подготовили документы для бесплатного заказа и изготовления памятника Саше Бабенскому.
Сейчас его дети, Кристина и Илона, после завершения учебы в школе отдыхают в деревне у бабушки, а мы подготовили комплекты документов во все инстанции для решения их жизненно важных вопросов и передали родственникам, вместе с которыми будем действовать дальше.
Забота о здоровье тех, кто прошел горячие точки - одно из направлений деятельности РОО "Саланг". Для оказания постоянной медицинской помощи присоединены к поликлинике № 220, в которой лечатся "афганцы", также участники боевых действий в Чечне и горячих точках, работающие на Метрострое или работавшие ранее, и семья погибшего И.Павлюкова, всего 32 человека. Этого разрешения мы добились в Управлении здравоохранения Москвы.
Сегодня трудно приобрести льготные путевки "Саланг" обратился в несколько "афганских" организаций, где будут закупать их для инвалидов-"афганцев", и у нас появились некоторые планы направить на лечение и отдых наших ребят-инвалидов.
Вместе с "афганцами" на все проводимые мероприятия приглашаем ребят, прошедших Чечню и горячие точки. Все вместе они побывали на концертах Всероссийского фестиваля "Песни боевого братства", который проходил в несколько туров.
27 декабря 1979 года наши войска вошли в Афганистан, теперь это День памяти погибших. Мероприятия, посвященные памятной дате, были организованы Московским объединением организаций ветеранов локальных войн и военных конфликтов, правительством Москвы, Главным Управлением воспитательной работы Министерства обороны. Наши "афганцы" побывали в Центральном театре Российской Армии, где состоялся концерт-реквием с участием популярных эстрадных артистов и любимых воинами-"афганцами" музыкальных ансамблей "Каскад", "Голубые береты", "Контингент".
РОО "Саланг" участвовал в подготовке вечера во Дворце культуры Метростроя, посвященного 14-й годовщине вывода войск из Афганистана: была задумана и организована выставка графики генерал-майора В.П.Куценко, оформлена сцена, подготовлен раздел сценария "Памяти погибших".
В эти же дни наши ребята побывали на концертах в Кремле и в мэрии, посвященных выводу войск из Афганистана, а чуть раньше - на юбилейном вечере уважаемого всеми генерал-майора В.П.Куценко, который проходил в ДК ЗИЛа.
Ко Дню защитника Отечества мы отправили на участки 80 книг с поздравлениями. Книги должны заинтересовать наших ребят, ведь это - "Афганская война. Как это было" и "Чеченский узел" А.Куликова и С.Лембик.
В этом году совет РОО "Саланг" выделил 20 тыс. рублей для оказания материальной помощи инвалидам и семьям погибших, на похороны, на лечение детей, на приобретение книг в подарок. Спасибо всем руководителям подразделений и профкомам, которые нашли возможность помочь нашей организации в этих важных делах.
Несколько обновился состав совета РОО "Саланг" из-за увольнения или перехода людей в другие подразделения Метростроя, но принцип совета сохранен. Значительно расширен за счет наиболее активных метростроевцев из СМУ совещательный совет, призванный оперативно решать вопросы, выяснять мнения ребят.
Работа РОО "Саланг" за год (с апреля 2002-го по апрель 2003 года) одобрена собранием. Намечены планы на следующий год.
В.П.Потапов написал заявление с просьбой об освобождении его от обязанностей председателя РОО "Саланг" с объяснением уважительных причин. После обсуждения совет удовлетворил его просьбу, поблагодирил за помощь в работе и при создании организации, договорились о дальнейшем его участии в совете.
На собрании избран новый председатель - Андрей Гончар. Многие "афганцы" помнят его с 1989 года как секретаря комсомольской организации Метростроя и как человека, организовывавшего "афганское" движение на Метрострое, с которым связано много добрых дел. Андрей вернулся на Метрострой и, естественно, он снова с "афганцами".
За два года существования "Саланг" сделал немало. Сформирована действенная организация, определились структуры, налажено поступление взносов. У нас есть новые планы, мы можем в чем-то реально помочь "афганцам", семьям погибших, инвалидам. Пусть пока деньгами немного, но главное - делами, своими силами, и в этом на нас ребята могут положиться.
Все будет как надо!
Т.Муковозова,
заместитель председателя совета РОО "Саланг"
Спорт
Тоннельщики опять впереди
Настольный теннис - захватывающий вид спорта, не требующий к тому же больших площадок для тренировок и соревнований. У него по стране миллионы поклонников. Есть они и на Мосметрострое. Только популярность эта характеризует отдельные наши подразделения в разной степени. Где-то так и не смогли выставить свою команду для участия в метростроевском турнире по настольному теннису. А в некоторых коллективах игроков достойного уровня хватило на две команды. Поэтому двумя составами выступили представители TO-6 и СМУ-9. Судя по результатам турнира, это было вполне оправдано: даже вторые команды тоннельщиков и механизаторов не оказались в самом конце итоговой таблицы.
Турнир проводился в прекрасном игровом зале Клуба "Здоровье" (Измайловский проезд), где тренируется и соревнуется сборная профсоюзов Москвы. Там к услугам метростроевских спортсменов было предоставлено пять столов.
Уже первые встречи показали болельщикам неоспоримых лидеров соревнования. Ни разу не отходила от столов побежденной первая команда TO-6, за которую выступали В.В.Легкоступ и П.А.Приймаков. Только им уступили теннисисты СМУ-4 Р.А.Артыков, А.М.Гордеев и В.В.Стрежельбицкий, занявшие в турнире второе место. На третьей ступеньке пьедестала почета оказалась команда УММ, за которую играли В.В.Соколов, П.М.Волков и Э.Ф.Эскалар-Поздняков.
Дальше идут команды СМУ-15, СМУ-9 и вторая команда тоннельщиков.
Маракасов Евгений Дмитриевич
На 78-м году жизни скоропостижно скончался ветеран Московского Метростроя Евгений Дмитриевич Маракасов.
Он пришел на строительство метро в семнадцать лет, в военном 1943 году. Начинал трудиться слесарем-монтажником на станции "Семеновская". Работал и продолжал учиться. Сначала окончил десять классов, потом техникум транспортного строительства. Много лет возглавлял бригаду. В дальнейшем был механиком участка и главным энергетиком СМУ-3.
Строительству метро Евгений Дмитриевич отдал 41 год, причем 27 из них работал на подземке. На его счету 13 станций, многие километры перегонных тоннелей.
Е.Д.Маракасов награжден орденом Трудового Красного Знамени за строительство станции "Каширская", медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовое отличие" - за строительство тоннеля в Афганистане...
Евгений Дмитриевич, опытный, грамотный специалист, был наставником для многих молодых инженеров. Человек доброжелательный, веселый, остроумный, увлеченный рыбалкой и охотой, он надолго останется в памяти всех, кто его знал.
Выражаем глубокое соболезнование родным и близким покойного. Скорбим вместе с ними.
Администрация, профком, совет ветеранов СМУ-3
|