О газете

Архив номеров

Идет работа

Ссылки

Обновления

Главная страница



Номера 2002 г.

Предыдущий номер

Следующий номер

Метростроевец №46 (13072)
6 декабря 2002 г.

Новости

Напряжение подано!

На СТП станции "Бульвар Дмитрия Донского" подано высокое напряжение - пока от перемычки со стороны "Аннино", но к выходу в свет этого номера газеты постоянное энергопитание будет подведено и от подстанции "Битца". Раздача напряжения с СТП потребителям (щитовые освещения венткамеры, водоотливные установки, воздушно-тепловые завесы) могла начаться 5 декабря или раньше - по разрешению Эпергонадзора.

Первый пролет для легкого метро

В субботу, 30 ноября, с полигона в Щербинке на трассу легкого метро в Южное Бутово доставлен первый 24-метровый стальной пролет эстакады. Расстояние между опорами вдвое больше. Поэтому полный пролет будет собираться на месте с помощью временной промежуточной опоры. Участок С.В.Стрельникова завершает ее монтаж на перегоне перед станцией "Бульвар Адмирала Ушакова" Также силами СМУ-14 на ригелях устанавливаются амортизаторы немецкого производства. Для получения свидетельств на право работы с ними трое специалистов этого СМУ на неделю ездили учиться в Германию.

"Ловат" прошел половину пути

В первый день зимы тоннельщики с участка В.М.Самары собрали 534-ое кольцо подземной части левого перегона между станциями "Бульвар Дмитрия Донского" и "Бульвар Адмирала Ушакова". Значит, "Ловат" преодолел половину своего пути. Теперь щит на время остановлен для замены масла в гидросистеме.

На елку - во дворец

С 28 декабря по 3 января во Дворце культуры Метростроя будут проходить новогодние представления для детей.
Ребята посмотрят спектакль "Приключения инопланетянина в новогоднем песу, или Подарки для Бабы Яги", который им покажет группа актеров Концертного объединения по работе с детьми и юношеством комитета по культуре г. Москвы.
До спектакля - интермедия у елочки, с участием Деда Мороза, Снегурочки, скоморохов и клоунов.

Дети, в лагерь собирайтесь!

С 28 декабря по 10 января 400 юных метростроевцев будут отдыхать в зимнем Балабанове. Для них готовится интересная программа. Встреча Нового года с участием актеров московских театров, праздник Рождества Христова, на который приедут фольклорные ансамбли Жуковского района Калужской области, и, конечно же, веселые старты, забавные игры, концерты и викторины.

Актуальное интервью

В спрессованном режиме

Сооружение первой станции за МКАД подходит к завершению. На мраморе путевых стен уже заблестели буквы названия "Бульвар Дмитрия Донского". Убрать с гранитной платформы защитный картон - дело недолгое. Половина павильонов над выходами под конец ноября предстала взорам жителей Северного Бутова в полной красе. Только вот буквы "M" еще не хватает.
Все отделочные работы на последней станции Серпуховско-Тимирязевской линии выполнил третий участок УСР. Менее чем за три недели до прихода туда пробного поезда с начальником участка А.С.Петренко (слева) беседовал наш корреспондент.
- Анатолий Степанович! У вас за плечами немало сданных станций. Вы работали также на Манежной площади, в Олимпийской деревне. Этот новый объект чем-нибудь выделяется для вас?
- Я бы не сказал. Все, в общем то, привычно. С теми же технологиями, с теми же материалами мы имели дело на "Аннино" и задолго до нее. К сожалению, и проблемы перед каждым пуском воспроизводятся одни и те же. Прежде всего я имею в виду задержки с предоставлением нам фронта работ.
- Да, но ведь вестибюль №1 СМУ-11 в конструкциях завершило достаточно давно...
- Верно. Наши камнетесы пришли на этот объект в ноябре прошлого года, но основные работы развернулись только с января. А некоторые служебные помещения вестибюля №2 нам сдали под отделку чуть ли не на днях, только что.
- А как по объемам облицовки соотносятся "Аннино" и "Бульвар Дмитрия Донского"? Тут нет наклона, зато есть галерея...
- С этой точки зрения разница, действительно, очень ощутимая. В Северном Бутове мы делаем как бы две с половиной таких станций, какой была станция "Аннино". Судите сами: там общая площадь облицовки составляла шесть тысяч с небольшим квадратных метров, а здесь - порядка пятнадцати тысяч. Если сложить площадь двух галерей, то получается еще одна платформа. Удваивается и поверхность путевых стен. Прибавьте к ним десятки колонн. Вестибюль №2 пришлось делать намного просторнее, чем вестибюль №1 - добавились площади, связанные со станцией Бутовской линии.
Теперь о выходах с павильонами. На "Аннино" их было только три, причем один - служебный. А здесь пассажиры будут пользоваться десятью выходами. Облицовкой их занимались под защитой тепляков. И с выходов вестибюля №2 мы еще не успели уйти. - Кстати, о тепляках. Первые были с вертикальными стенами, а СМУ-14 делало свои с откосами, как настоящие палатки. Позаботились о том, чтобы отделочникам было просторнее?
- Нет, причина в другом, насколько я знаю. Появилось решение - разместить в павильонах торговые точки, а для них потребовались крылечки с несколькими ступеньками. Из-за этого и тепляки внизу расширили.
- И это было, конечнв, не первое изменение проекта?
- Да, не первое. Кроме того, проектную документацию мы получали с большим опозданием. Например, по способу крепления перил галереи к колоннам - из-за этого они несколько недель простояли облицованными лишь до половины своей высоты.
- Тем не менее и колонны уже красуются, и половина выходов в полном порядке. Сколько же человек у вас на участке? Кого вы считаете самыми ценными работниками?
- Станцией занимается около ста пятидесяти человек. И в массе своей наши отделочники - народ умелый, работящий. А если надо назвать кого-нибудь конкретно, то в первую очередь это будет бригадир штукатуров Зоя Сухорукова. Ее отличают высокий профессионализм, добросовестность.
- Изящные капители колонн - дело рук ее бригады?
- Да. И не только это. А на облицовке колонн отлично потрудились наши опытные камнетесы Александр Иванович Лопатин, Василий Иванович Ларин. Хорошо помог там звеньевой Геннадий Иванович Цужайкин. Стоит отметить толкового слесаря Джавада Сабир-оглы Мустафаева.
- А какие сложные технические задачи пришлось решать здесь слесарям?
- Мустафаев занимался подвесными потолками. И дело это, в общем то, привычное. Вся сложность в объемах и сроках. Объемы большие, а сроки очень сжатые, я бы даже назвал их спрессованными.
- В каком режиме работает участок?
- С восьми утра и до семи часов вечера. И без выходных. Нагрузка предельная. Надо же еще учесть, что многим приходится тратить на дорогу до двух часов в один конец.
- Что еще остается сделать?
- Все крупные задачи решены. Остаются мелочи. Но их много, они разбросаны по всей станции -облицовка средней части второго подземного перехода, подвеска потолка в тамбурах. После установки ручных турникетов надо будет доделывать пол в кассовом зале. За нами еще козырьки павильонов.
- А облицовка венткиосков? Помнится, на "Аннино" это было финальным аккордом.
- И тут также получится, наверно. Пока к киоскам даже подойти сложно. Но я надеюсь, что мы и с ними справимся.
-Успеха вам, Анатолий Степанович!
Беседу вел Ю.Петрунин

Виталий Беднов - молодой камнетес, облицовкой начал заниматься три года назад. Его сфотографировали, когда он работал на выходе 3-4, наиболее близком к местному рынку. И это значит, что большая часть пассажиров, входящих на станцию "Бульвар Дмитрия Донского", прежде всего будет видеть плиты, уложенные Виталием.
Тридцатый год - с лета 1973-го - занимается отделкой метростроевских объектов Александр Иванович Лопатин. Начинал как плиточник, и вот уже более двадцати лет одевает станции в мрамор и гранит. На "Бульваре Дмитрия Донского" он работал на путевых стенах и облицовывал колонны платформенной части станции.
Фото А.Попова

Рельсы пошли потоком

В среду, 27 ноября перед самым началом очередного со вещания по пусковому комплексу в Северном Бутове генеральный директор Мосметростроя Г.Я.Штерн расспросил заместителя директора ТО-6 А И Балалыкина о ходе транспортировки рельсов по тоннелям, о чем был серьезный разговор из предыдущем совещании.
Александр Иванович ответил, что перевозка началась во вторник и будет завершена в намеченные сроки. Но позже потребуется "тайм-аут" (освобождение тоннелей) еше на 2-3 дня, чтобы подкорректировать пути.

На пусковом объекте

Надо подтвердить гарантию качества

Подходит к концу строительство станции метро "Бульвар Дмитрия Донского", главного объекта СМУ-11 в 2002 году. Перед пробным поездом наш корреспондент встретился с директором этой организации С.С.Ухановым.
- Скажите, пожалуйста, Сергей Сергеевич, помог ли этот объект выправить финансовое положение организации?
- Он стабилизировал финансовую обстановку. Вытаскивала нас из провала Гагаринская развязка, 13-я секция тоннеля на Третьем транспортном кольце Уже тогда появился объем, и мы начали зарабатывать причичные деньги, подтянули зарплату, кое-какие налоги оплатили, кое-какую технику обновили, инструмент современный приобрели. А эта станция укрепила наше положение.
- Нелегко вам далось преобразование станции в пересадочный узел между Серпуховско-Тимирязевской и Бутовской линиями?
- В принципе все, что сейчас вы видите на объекте начинало строить СМУ-11. И мы могли бы все это постепенно закончить, если бы не остановка. На момент консервации было построено порядка 50 процентов всего комплекса и часть тупиков, был пройден в сторону Южного Бутова правый тоннель, который затем пришлось разобрать. Потом, когда не было финансирования и работы остановились, Метрогипротранс отозвал документацию, перепроектировал станцию и сделал пересадочный узел. Объект претерпел серьезные изменения, пришлось даже кое-что ломать, новое подстраивать. Молодцы, конечно, те, кто придумал именно в этом месте сделать пересадочньй узел, потому что все равно котлован был почти готов. Легко или нет далось нам все это? Обычная работа. - На каждом объекте наступает период, когда генподрядчик передает станцию отделочникам, монтажникам, путейцам, прочим субподрядчикам. Чем он сам занят в это время?
- Мы, например, помогали СМУ-12, пока этот коллектив не расформировали. Сейчас вот помогли СМУ-13 положить путевой бетон. Поддерживали и другие организации. Потому что проходили сроки, нельзя было срывать график, ведь пробный назначен на 16 декабря и это не отменить. Приходилось с листа работать, но ничего, народ опытный, справились. Сейчас станция доводится до определенной кондиции. Предстоит все вымыть, вычистить, убрать мусор, ликвидировать строительную базу, сдать объекты благоустройства. Работы еще много, ситуация достаточно сложная, потому что эти дела занимают много времени и требуют больших людских ресурсов. К сожалению, еще не изобрели роботов, которые бы отмывали бетон, соскребали капли раствора и выполняли другие подобные задачи. Так что мы уже заготовили на складах швабры, ведра. Надо вычистить все агрегаты, чтобы службы Метрополитена могли приступить к их эксплуатации.
- Есть у вас ощущение приближающегося праздника?
- А как же. Основное событие для нас - это пропуск пробного поезда. Потому что после того как он прошел, начинается режим Метрополитена. Метропо литен практически становится хозяином объекта. И хотя пассажиров на станции еще нет, все системы задействованы, идет их наладка, обкатка. А вопрос о пуске решается уже потом самими службами Метрополитена, в зависимости от того, насколько они готовы к тому, чтобы принять пассажиров. Пробный поезд означает, что Метрострой сдал в эксплуатацию строительную часть, и все системы на станции (вентиляция, отопление, водоснабжение, пожаротушение) действуют.
Еще до пробного идет процесс координации действий строителей и эксплуатационников, и чем ближе пуск, тем чаще их встречи и заседания. А как же, уходит время, за которое метрополитеновцы могут предъявить нам претензии или попросить что то изменить в проекте. И просьбы, кстати, нередки, хотя мы каждый раз им говорили и говорим что существует документация и корректировать ее нужно заранее в Метрогипротрансе. Но все равно возникает много вопросов, пусть даже не очень принципиальных, но обычно воспринимаемых очень болезненно, потому что любая переделка тащит за собой сотню других, и начинается чехарда.
- Тем не менее, вы идете навстречу заказчику.
- Если что-то можно сделать - конечно, мы делаем, без внимания не оставляем. Мы ведь построили - и ушли, а им с этим всю жизнь жить, это им эксплуатировать, значит, все должно быть так, чтобы было удобно и пассажирам, и персоналу, который там трудится. Идем навстречу.
Нелегок и сам процесс передачи объекта эксплуатационникам. Возникает очень много нюансов, и в них надо очень хорошо разбираться, потому что отдать станцию и сказать, что все, больше ничего не знаю и больше сюда не приду - так не бывает. Процесс передачи очень тонкий - одни приходят и начинают осваивать свои рабочие места, а другие уходят.
Например, есть два источника энергии, один временный, которым пользуются во время строительства, а ддугой постоянный, который используется во время эксплуатации. Задача СМУ-4 - постепенно перевести все агрегаты станции с временного энергоснабжения на постоянное. А в процессе передачи это без генподрядчика не происходит, потому что за временные сети отвечает генподрядчик, и они должны быть в порядке, чтобы обкатку и наладку всех систем проводить от временного энергоснабжения. Потом уже уходит наша времянка, и по перемычке подается с действующего метро энергия по постоянной схеме, которая была спроектирована для этого отрезка трассы. Вот только один пример передачи объекта в эксплуатацию. То же самое происходит по всем его составляющим. А мы ведь даем Метрополитену гарантию на два года - на те работы, которые мы выполняли, и каждая организация участвовавшая в строительстве, дает такую же двухлетнюю гарантию на качество ее работ. А чтобы заказчик принял такую гарантию, надо это качество еще доказать. Тем и тонок процесс, начинающийся после пробного поезда. И зачастую он продолжается достаточно долго уже после открытия движения по новой линии Так что ощущение праздника сдачи у генподрядчика зачастую отсутствует.
- Сейчас "Бульвар Дмитрия Донского" у вас - единственный объект?
- Из метростроевских - единственный. Вопрос с перспективой именно у СМУ-11 затягивается. Не могу понять, в чем дело, тем не менее, первая очередь линии метро в Южном Бутове уже распределена, и хотя СМУ-12 убрали, но почему-то их кусок отдали СМУ-6, а не нам. Объект этот большой, и вряд ли они с ним справятся. Но сейчас, после пуска "Бульвара Дмитрия Донского", руководство, наверное, перераспределит участки в связи с выходом новой документации и потому что положение с Бутовским метро сложное, мне известно, я слежу за этим. До сих пор не все вопросы решены там с перекладками, с отводом земель, а пуск уже в следующем году, надо торопиться. Значит, без перераспределения не обойтись. Пока же единственное, о чем было нам сказано (правда, приказа об этом тоже еще нет) - что СМУ-11 останется на пересадочном узле "Бульвар Дмитрия Донского" заканчивать станцию Бутовской линии. Пока она сделана только в конструкциях, вчерне, но надо же в нее жизнь вдохнуть. Чтобы эта бетонная коробка стала станцией метро, надо еще очень много приложить ума и умения.
- Этого достаточно, чтобы прокормить ваш коллектив?
- Конечно, этого не хватит, чтобы прокормить коллектив. Но и не резон держать там три-четыре СМУ: надо оставить одного подрядчика для работы с субподрядчиками.
Хорошо бы, конечно, иметь нам еще один серьезный объект на ближайшую перспективу. Или гарантированное заверение в том, что силы СМУ-11 понадобятся Метрострою в будущем году на столько-то процентов. Тогда бы мы могли с большей уверенностью маневрировать этими силами.
- И какое задание вам пожелать, чтобы пришлось более по душе?
- Было бы задание, нам все равно, что делать. Мы можем все - и мосты, и тоннели. Поручат станцию - станцию сделаем, поручат перегон - перегон сделаем.
Беседу вел В.Мелик-Нубаров

На снимках: строители станции "Бульвар Дмитрия Донского" из СМУ-11.
Слева - горный мастер Виктор Иванович Киселев (вверху). Начинал трудиться на строительстве домов на Маленковской. Потом было "Медведково". На "Новогиреево" руководил участком, сооружал вестибюль и выходы. Между "Нагорной" и "Нахимовским проспектом" на проходке тоннелей осваивал щит КТ-1-5,6. "Коньково" и "Ясенево", жилой дом в Марьино, десятки других объектов - вот таков путь этого инженера.
Владимир Федорович Ивлев из числа преданнейших СМУ-11 людей, работает здесь с его основания. Начинал проходчиком, после окончания техникума - горным мастером. Награжден орденом "Знак Почета". Отлично знает свое дело, спокойный, уравновешенный человек.
Справа - изолировщик Виктор Сандроевич Джикаев (вверху). Работает в СМУ-11 тринадцать лет. На "Бульваре Дмитрия Донского" в комплексной бригаде С.Ф.Белякова руководит звеном изолировщиков. Умелый организатор производства, ответственный человек - это все о нем.
Виктор Васильевич Подгузов начинал каменщиком в СУ-702. В СМУ-11 освоил профессии проходчика и взрывника. Из числа лучших - такую оценку дают ему в коллективе.

Песни боевого братства

12 ноября группе метростроевцев - "афганцев" и участников боевых действий в Чечне и горячих точках посчастливилось стать участниками большого, красивого и торжественного праздника - мы присутствовали на заключительном концерте Областного регионального отборочного тура Всероссийского фестиваля "Песни боевого братства", организованного Московским областным отделением Движения "Боевое братство", которым руководит Сергей Николаевич Князев.
На заключительном концерте выступили лучшие из 150 музыкальных коллективов. Среди них - такие интересные группы, как "Лидер", "Честь имею", "Спецназ", "Атлантик Плюс". Очень понравились молодые и искренние исполнители группы "Взвод", которые пели о Чечне. И сейчас еще в памяти слова одной из песен: "Родина моя, ты так далека. Родина моя, помолись за меня. Я смогу отстоять твою славу и честь. Мы должны отстоять твою славу и честь..." Особый репертуар и у группы "Р", цикл своих песен "Солдаты России", записанный на кассеты, ансамбль отправляет ребятам в Чечню и горячие точки.
Среди участников фестиваля мы заметили и своих старых знакомых, которые не раз бывали на метростроевских вечерах. Это Владимир Мазур, Олег Кухта, Валерий Бурков и другие. Общее впечатление от программы - радость, праздничность, воодушевление. Такие встречи для ребят просто необходимы.
В состав жюри вошли такие известные нам люди, как артистка театра Российской Армии Алина Покровская, певица Ирина Шведова, композитор Игорь Матета.
В торжественной обстановке проходило награждение лауреатов фестиваля и особо отличившихся ветеранов локальных и военных конфликтов медалями Всероссийского общественного движения "За ратную доблесть".
У "афганцев" есть свои особые праздники. Фестиваль "Песни боевого братства" один из них, потому что ничто так не обжигает душу воспоминаниями, ничто так не сближает, не дарит радость и не волнует, как дорогая сердцу песня и встреча с любимыми исполнителями.
Спасибо, "Боевое братство"! Спасибо, Сергей Николаевич Князев!
Т.Муковозова,
РОО "Саланг".

* * *

От участников фестиваля "Песни боевого братства" прямо из зала Дома искусств "Кузьминки", где проходил заключительный концерт, были отправлены живые цветы и гирлянда памяти к памятнику "Скорбящих матерей" в Перовском районе Москвы.

Следующая станция - "Воробьёвы горы"

В конце ноября обстановка на реконструируемой станции метро "Воробьевы горы" и вокруг нее разительно изменилась. Сразу видно, что скоро она будет открыта для пассажиров.
Вокруг обоих вестибюлей исчезли характерные признаки стройплощадки - бесконечные вагончики бытовок и складские помещения. На левом берегу сдают свои последние позиции и мостовики, сносятся их строения, вывозится техника, асфальтируются дороги, выравниваются газоны. Уборочные машины очищают от последней грязи территорию, за которой после ликвидации бетонных ограждений вдруг распахнулся простор вплоть до спортивных комплексов Лужников и под всей громадой эстакады метромоста.
А правобережную территорию и вовсе не узнать: изящно изогнутые асфальтовые съезды окружили ухоженные взгорки с ровнейшйми откосами, на которых весной зазеленеет трава. Теперь можно подъехать на машине к самому входу в вестибюль.
На станции тоже бросаются в глаза перемены последних дней, Отделочники УСР разбирают клетки, в которых хранились мраморные и гранитные плиты, разрезая сетку где огнем горелок, а где и просто хитрым приспособлением вроде заводной ручки от трактора. А вдоль платформы они собирают конструкции изящных колонн овального сечения из алюкобонда. Это дань архитектуре: нагрузки колонны нести не будут, а эффект некоей воздушности станции придадут.
Еще один явный признак скорой сдачи объекта - работающие эскалаторы. Не все разом: идет обкатка и одновременно решаются последние невыясненные вопросы с представителями завода-изготовителя. Встала на место и овальная кабина для работников эскалаторной службы метрополитена метрополитена. На очереди у СМУ-4 - установка турникетов, что тоже много времени не займет. Завершается последний этап сдачи новой станции метро в эксплуатацию. Еще немало "мелких" дел у метростроевцев. На правом берегу молодой и очень перспективный бригадир из СМУ-5 Анатолий Жегульский повел своих проходчиков в венткамеру, бетонировать клапаны. Бригада Владимира Ситникова из СМУ-6 на левом берегу заканчивает сооружение водостока.
На самой станции интерьер служебных помещений за фальшь-стенками еще напоминает нутро материальных окладов. Но то, что должен увидеть пассажир, уже не представляет собой некую тайну, потому что завершается облицовка двух пересекающих пространство станции конструкций крепления метромоста, вдоль стеклянных стен уже облицованы короба с коммуникациями, а на раскрытых полах у эскалаторов вдруг привлекает взор шахматная выкладка крупных белых и черных плит.
До пуска станции остаются считанные дни. Впрочем, как такового пуска и не будет, линия ведь функционирует. Будет просто открыта станция для пассажиров. Пока же они лишь глядят с любопытством из поездов метро, безостановочно снующих вдоль платформ. Зимой, особенно с приходом морозов, но еще без снега, здесь явно делать нечего. Но чуть ли ни физически чувствуется их желание посмотреть "Воробьевы горы" изнутри, пройтись то залу, оценить красоту еще одного метростроевского подарка москвичам…
Что ж, это желание скоро сбудется.
В.Мелик-Нубаров

На снимках - бригадиры СМУ-6 А.В.Федоров (справа) и В.И.Ситников. Их бригады (вместе с бригадой М.И.Лаптева) принимали самое активное участие в реконструкция левобережного вестибюля станции метро "Воробьевы горы". За ними - обрушение старых перекрытий и стен и все основные работы: новые монолитные железобетонные конструкции вестибюля и путевых тоннелей.
Анатолий Владимирович Федоров, один из лучших бригадиров проходчиков СМУ-6. На Метрострой он пришел в 1975 году, в СМУ-6 перевелся в 1982-ом. Достаточно оказать, что его не без основания считают талантливым учеником Юрия Павловича Логунова, известного всему Метрострою начальника участка - строил с ним такие объекты, как станции "Чкаловская", "Достоевская". На бригадира Федорова, мастера глубокой проходки, в СМУ-6 возлагают большие надежды, имея в виду те недалекие времена, когда вновь развернется сооружение станций метро в центре столицы.
Владимиру Ивановичу Ситникову 35 лет, на Метрострое он с 1987-го. После службы в армии изучал в техшколе горное дело, тонкости проходки. Был первым в прославленной бригаде Михаила Ивановича Лаптева, уже 50 лет строящего столичное метро. Свой опыт, перенятые у Лаптева тайны глубокой проходки и умение руководить бригадой Владимир Иванович. как надеются в СМУ-6, в полную силу проявит на следующих объектах метростроения.
Фото А.Попова

По пути будущих поездов

Котлована монтажной камеры в районе Старобитцевской улицы больше не существует - он засыпан. И вниз ведет только одна материальная скважина, служившая напоследок для подачи бетона. От намерения спуститься на перегон именно здесь, чтобы в преддверии пуска пройти по новому тоннелю, пришлось отказаться. Ближайший проем остался у пикета 235. Воспользовавшись им, я все-таки прошел назад по правому тоннелю до бывшей камеры и даже чуть дальше, чюбы свой подземный маршрут к "Бульвару Дмитрия Донского" начать примерно под МКАД.
Первыми и последними моими собеседниками на поверхности были главный маркшейдер СМУ-13 А.В.Зубов и сменный маркшейдер Н.П.Гребнева. Они рассказали, что у их службы до недавнего времени была серьезная нагрузка - контроль за укладкой путевого бетона на перегоне со спуском, подъемом, поворотами. Теперь завершающий отрезок, в тупиках, забетонирован. Забетонирована и здесь, на 235-м пикете, камера металлоконструкций в левом тоннеле, дня через два по нему окончательно откроют движение. Правый же тоннель открыт и путейцы пользуются им вовсю.
Правда, представителей ТО-6 я встретил только в самом конце своего пути, но результаты их деятельности присутствовали на всем протяжении тоннеля - помимо путевых рельсов там и контактный занял свое законное место. Также везде бросались в глаза таблички СМУ-4 на кабелях, напоминавшие о поданном высоком напряжении.
Начальный этап подземного путешествия был совершенно сухим, достаточно светлым и совсем безлюдным. Ведь эта часть трассы, пройденная щитом СМУ-15, готова с конца прошлого века.
Бывшая монтажная камера легко угадывалась, как прямоугольная вставка между двумя цилиндрами. Там из некоего межтоннельного сооружения вышел на пути человек, оказавшийся горным мастером В.И.Бабичем, представителем субподрядной организации, которая монтирует в тоннеле телефонную связь Этим субподрядчикам осталось только трубки повесить.
Не относились напрямую к Мосметрострою и люди, встреченные около проема на пикете 235. Когда я несколько минут назад там спускался по железным лестницам, то не видел никого и ничего, кроме ящика с раствором. А теперь к нему с лопатами и носилками пришли три человека, работающие, как выяснилось, в соседнем - левом - тоннеле Это были киевляне, привлеченные на участок СМУ-13 для вспомогательных работ: что-то замазать, подровнять. Из тоннеля в тоннель они переходили по соседству с венткамерой, где уже высилась туша вентилятора.
Там из-за близости проема было так же холодно, как в тот день, 29 ноября, на улице, только ветра не ощущалось. Моя авторучка забастовала, пришлось перейти на карандашные записи. Но через несколько десятков метров, пройденных по прямоугольному тоннелю, ощущение зимы снова исчезло. Был вполне комфортный путь по чистому и сухому бетону, к тому же с небольшим уклоном. Слабенький ручеек, неожиданно зародившийся в лотке, картины в общем-то не портил.
Когда я, по моим прикидкам, миновал речку Битцу, то наконец-то увидел тех, кто доводил тоннель до окончательной кондиции - группа рабочих из СМУ-13, возглавляемая сменным инженером В.П.Неретиным, занималась профилировкой пути. В их распоряжении была бадья с бетоном на колесах и правилка, выравнивающая уровень бетона в лотке.
Дальше тоннель начал слегка подниматься. Показались новые люди, что-то делавшие с проводами на стене. На спинах их курток я прочитал слово "Мостелефонстрой" - и не стал пускаться в расспросы.
Уже на подходе к бывшей перемычке, что была на Старокачаловской улице, впереди вырисовался мотовоз с приспособлениями для перевозки рельсов.
Путь ему - уже в пределах платформенной части станции - преграждало несколько легких тележек с подмостями. На самую первую из них при мне поднялся человек в спецовке, запачканной чем-то белым - это был один из хозяев станции, проходчик из СМУ-11 А.С.Киреев. Он пришел на Мосметрострой в 1972 году, первой станцией в его биографии стала "Тушинская". Здесь, в Северном Бутове, ему доверяли много разных работ, и вот очередь дошла до побелки потолка тоннеля под вестибюлем № 1 раствором декоративного цемента.
Потом состоялась и анонсированная ранее встреча с путейцем. Им оказался В.М.Васильев. Где-то уже на второй половине платформенной части он сверлил путевой рельс для обеспечения изолированного стыка. Сказал, что сделает еще два стыка, и в правом путевом тоннеле станции его миссия закончится. Тогда он со своим станком переберется в левый тоннель.
На платформе мне встретился начальник участка СМУ-4 А.Н.Нечаев, торопившийся в СТП - там его ждали специалисты из Энергонадзора. И это уже была другая тема.
Ю.Петрунин

Вид от станции "Бульвар Дмитрия Донского" на главную историческую достопримечательность Северного Бутова - храм, построенный в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Первые упоминания о нем относятся к XI веку.
Фото А.Попова

Hosted by uCoz